ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2147/13 от 25.09.2013 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-2147/13РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» сентября 2013 годаг. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

судьи Исматовой Л.Г.,

при секретаре Черновой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юминова А. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

с участием:

истца Юминова А. С.

представителя истца Вихарева В. М., действующего на основании доверенности от -Дата- (л.д. 22);

представителя ответчика Гущиной Д. С., действующей на основании доверенности от -Дата- № (л.д. 38),

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Индустриальный районный суд г. Ижевска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав.

Свои требования мотивировал тем, что решением № 479/01-15 от -Дата- ответчик отказал ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Истец указывает, что основанием отказа является не включение ответчиком в специальный стаж истца периода его работы с 01.09.2006г. по 18.06.2012г. в должности главного инженера по технической эксплуатации самолетов и двигателей авиационно –технической базы. Указывает, что Списком от 04.09.1991г. № предусмотрены инженеры всех наименований, конкретные должности, работы в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение должны определяться в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Просит признать незаконным решение ответчика № от 05.06.2012г. незаконным, обязать его включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости период работы с 01.09.2006г. по 18.06.2012г. в должности главного инженера технической эксплуатации самолетов и двигателей авиационно-технической базы.

В судебном заседании истец Юминов А.С. на удовлетворении исковых требований настаивал.

В судебном заседании представитель истца Вихарев В.М. на удовлетворении исковых требований настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика Гущина Д.С. возражала против удовлетворения исковых требований, представила суду возражения, в которых ссылается на следующее.

-Дата- Юминов А.С. обратился с документами в отдел пенсий по месту жительства для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по пп.15 п.1 ст.27 Федерального закона от -Дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо, не менее 20 лет осуществлявшее деятельность в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и имеющее страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Решением комиссии Управления от -Дата- № в назначении пенсии истцу было отказано в связи с недостаточностью требуемого специального стажа. По документам, представленным Юминовым А.С., его специальный стаж составил 16 лет 5 месяцев 14 дней.

В специальный стаж истца не включен период работы в должности главного инженера аваиационно-технической базы с 01.09.2006г. по 18.06.2012г.

Подпунктом «и» п.1 постановления Правительства РФ от -Дата- № установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости по ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от -Дата- № 459.

Одним из условий возникновения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.15 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ является непосредственная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Списком должностей инженерно-технического состава авиации постановления Совета Министров РСФСР № предусмотрены инженеры всех наименований, однако, конкретные должности, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, определяются в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КСДС), утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998г. № 37, а так же Список постановления № 459, не содержат должности «главный инженер». Указывает, что, таким образом, главный инженер не может быть занят полный рабочий день (80%) на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. В удовлетворении иска просит отказать.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства:

-Дата- Юминов А.С. обратился с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как лицо, осуществляющее деятельность в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

-Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики истцу на основании п.п.15 п.1 ст. 27 ФЗ от -Дата- № «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 20 лет стажа работ в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включен в специальный стаж истца период работы в должности главного инженера авиационно-технической базы с 01.09.2006г. по 18.06.2012г.

Ответчиком установлен на дату обращения 18.06.2012г. стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии 16 лет 05 месяцев 14 дней.

Федеральный закон от -Дата- за № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Таким образом, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа).

Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата- года.

В соответствии с трудовой книжкой (л.д. 7-9) судом установлено, что Юминов А. С., в том числе, осуществлял следующую деятельность:

- с -Дата- по -Дата- главный инженер по технической эксплуатации самолетов и двигателей авиационно-технической базы.

Истец просит включить в специальный стаж период с -Дата- по -Дата- работы в должности главного инженера по технической эксплуатации самолетов и двигателей авиационно-технической базы.

Данные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со справкой № от -Дата- (л.д.12) уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и постоянную занятость на льготной работе, Юминов А.С. с -Дата- по -Дата- работал в должности главного инженера по технической эксплуатации самолетов и двигателей авиационно-технической базы.

В соответствии со списками должностей работников инженерно-технического состава авиации, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от -Дата- № и в соответствии со ст. 27, п. 1 пп. 15 ФЗ от -Дата- № ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» за время работы не имели место периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

В соответствии с ответом на запрос Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта от -Дата- № установлено, что:

Согласно Наставлению по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93), утвержденному приказом Департамента воздушного транспорта Минтранса России от -Дата- № ДВ-58, оперативное техническое обслуживание представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния авиационной техники, обеспечивающих исправность, готовность и использование воздушных судов в интервалах между формами его периодического технического обслуживания. Состав видов оперативного технического обслуживания, их содержание, порядок назначения и выполнения определяется эксплуатационной документацией для воздушного судна конкретного типа. При оперативном техническом обслуживании выполняют плановые, задаваемые регламентом обслуживания перечни работ, и дополнительные работы, не предусмотренные регламентом (замена изделий, разовые осмотры и другие). Периодическое техническое обслуживание воздушных судов выполняют через установленные эксплуатационной документацией наработки (налета, числа циклов, посадок) или интервалы времени (календарные сроки службы) в соответствии с заданным режимом обслуживания.

Таким образом, оперативное и периодическое техническое обслуживание воздушных судов - это система мер, направленных на безопасную эксплуатацию самолета. Замещение должности главного инженера авиационно-технической базы безусловно связано с оперативным и периодическим техническим обслуживанием воздушных судов.

Должность главного инженера авиационно-технической базы в обязательном порядке предусматривает непосредственную выдачу заключений об исправности воздушных судов. Согласно п.-Дата- НТЭРАТ ГА-93 руководители и специалисты, дающие заключение об исправности воздушного судна, лично участвуют в процессе производства работ, анализе причин выявленных неисправностей, осуществляют мероприятия по их предупреждению.

В соответствии с п.1 ст.52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения. Следовательно, главный инженер АТБ должен иметь действующее Свидетельство и сертификаты на техническое обслуживание обслуживаемых типов воздушных судов, которые служат допуском специалиста к техническому обслуживанию. Таким образом, непосредственную работу по аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации подтверждают свидетельства специалиста гражданской авиации с датами продления сроков их действия.

Из вышеизложенного следует, что главный инженер авиационно-технической базы в течение всего дня занят с оперативным и периодическим техническим обслуживанием воздушных судов.

В соответствии со свидетельством специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники серия R-1 № (л.д. 20) последней датой присвоения квалификации в отношении Воздушных судов АН-24, АН-26, АН-26-100, ТУ-134, ЯК-42 является -Дата- года. (л.д.20 на обороте).

В соответствии с дипломом ЛВ№ (л.д. 19), Юминов А.С. закончил Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола по специальности «Эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», присвоена квалификация «инженера –механика».

На основании должностной инструкции главного инженера авиационно-технической базы ОАО «ИЖАВИА» от 21.11.2012г. (л.д. 13-17), должностной инструкции главного инженера авиационно-технической базы ОАО «ИЖАВИА» от 11.07.2011г., должностной инструкции главного инженера авиационно-технической базы ОАО «ИЖАВИА» от 30.04.2004г., «Наставлениями по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НЭТРАТ ГУ-93), утвержденного приказом Департамента воздушного транспорта -Дата- № ДВ-58 (л.д. 18), Типового руководства по качеству технического обслуживания авиационной техники, утв. Начальником ОТЗРАТ ДВТ от 26.12.1994г. (л.д.33-34), карт –нарядов на оперативное техническое обслуживание № (на 05.06.2012г.), 51 (на 26.04.2012г.), 96 (на 07.03.2012г.), 376 (на 16.02.2012г.),740 (на 09.01.2012г.), 590 (на 04.12.2011г.), 912 (на 15.10.2011г.), 124 (на 05.09.2011г.), 141 (на 26.08.2011г.), сводной ведомости расчетных листков по количеству отработанного времени в днях и часах, код ГТД по непосредственному обслуживанию авиационной техники за период с 01.09.2006г. по 18.06.2012г. в качестве главного инженера АТБ Юминова А.С., справкой «Ижавиа» от 24.09.2013г. № 28-13/4685, подтверждается, что Юминов А.С. занимался непосредственным оперативным и периодическим техническим обслуживанием воздушных судов.

В соответствии со справкой от -Дата- № ОАО «Ижавиа» подтверждает работу Юминова А.С. в течении полного рабочего дня, при полной неделе на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов Гражданской авиации на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома в Ижевском объединенном авиаотряде (ныне ОАО Ижавиа).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В п. 1 постановления Правительства РФ от -Дата- № «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального Закона. «О трудовых пенсиях в РФ», и об определении Правил исчисления периодов работы, дающей на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ в следующем порядке:

право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях - Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от -Дата- № 459.

В соответствии со Списком должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от -Дата- № 459, к должностям, дающим право назначения досрочной пенсии, относятся, в том числе, «инженеры всех наименований».

При этом право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно -исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В период работы истца, в том числе, на должности главного инженера по технической эксплуатации самолетов и двигателей авиационно-технической базы истец был занят полный рабочий день при полной рабочей неделе непосредственно на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, что подтверждается справкой ОАО «Ижавиа» от -Дата- №186/12.

Вывод ответчика о том, что должность главного инженера не содержится в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998г. № 37, а так же Списке постановления № не содержат должности «главный инженер» является неверным.

«Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда России от -Дата- N 37) содержит должность «главный инженер» в категории «руководители».

Поскольку Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от -Дата- № закрепляет право на досрочное назначение пенсии по старости за инженерами всех наименований, истец, занимающий должность «главного инженера по технической эксплуатации самолетов и двигателей авиационно-технической базы» входит в этот перечень.

Таким образом, период с 01.09.2006г. по 18.06.2012г. работы Юминова А.С. в должности «главный инженер по технической эксплуатации самолетов и двигателей авиационно-технической базы» подлежит включению в специальный стаж истца.

Таким образом, в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подлежит включению период с 01.09.2006г. по 18.06.2012г. работы Юминова А.С. в должности «главный инженер по технической эксплуатации самолетов и двигателей авиационно-технической базы» (5 лет 09 месяцев 17 дней).

При подсчете стажа суд руководствовался п.35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от -Дата-г. N555, согласно которого исчисление периодов работы, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

При включении в специальный стаж истца спорных периодов, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на -Дата- 16 лет 05 месяцев 14 дней, специальный стаж истца составит 22 года 03 месяца 01 день. Это обстоятельство позволяет принять решение о досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости со дня обращения его к ответчику с заявлением о ее назначении, то есть с -Дата-.

Поскольку вынесенное ответчиком решение об отказе в назначении пенсии истцу не соответствует требованиям пенсионного законодательства, при расчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчиком неверно исчислен стаж истца на день обращения в пенсионный орган и неверно определена дата возникновения права истца на назначение пенсии, данное решение подлежит отмене.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 200 руб. что подтверждается чек – ордером № от -Дата- (л.д. 3).

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:     Иск Юминова А. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики № от -Дата- об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Юминову А. С..

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики назначить Юминову А. С. досрочно трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением пенсии, а именно с -Дата- года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в пользу Юминова А. С. судебные расходы в возмещение затрат на оплату государственной пошлины 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2013 года.

Судья Исматова Л.Г.