ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2147/2014 от 28.05.2014 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

 дело №2-2147/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 28 мая 2014 года

 Промышленный районный суд г.Смоленска

 В составе:

 Председательствующего судьи    Цветковой О.С.,

 При секретаре            Ершовой А.М.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Таракановой Ю.И. об оспаривании действий Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области, возложении обязанностей по проведению регистрационных действий,

 УСТАНОВИЛ:

 Тараканова Ю.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области по отказу в государственной регистрации бетономешалки, указав, что она приобрела самоходную машину- бетономешалку <данные изъяты> у ИП Л. ДД.ММ.ГГГГ, что оформлено справкой –счетом №. Право собственности на бетономешалку никем не оспорено. Для регистрации бетономешалки она обратилась в Департамент о регистрации этой самоходной машины, предоставив соответствующее заявление, справку-счет №, паспорт самоходной машины №, в чем ей было отказано со ссылкой на отсутствие в паспорте самоходной машины сведений об изменении права собственности прежнего собственника. Полагает данный отказ Департамента незаконным, препятствующим ей в реализации своих прав собственника бетономешалки.

 Просит суд обязать Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области произвести регистрационные действия в отношении принадлежащей ей бетономешалки <данные изъяты> путем внесения необходимых сведений в паспорт самоходной машины №.

 В судебном заседании заявитель Тараканова Ю.А. требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно указала, что каких-либо других документов на бетономешалку продавцом передано не было. Поскольку право собственности на бетономешалку с ДД.ММ.ГГГГ никем не оспаривалось, полагает, что отказ ответчика в осуществлении государственной регистрации спорного трактора, незаконным.

 Таким образом, фактически, заявителем оспариваются действия Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области по отказу в государственной регистрации самоходной машины – бетономешалки.

 Представитель заинтересованного лица Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области Березкин П.Ю. в судебном заседании доводы заявления не признал, указав, что истцу отказано в регистрации и выдаче паспорта самоходной машины на спорную бетономешалку на законных основаниях в связи с отсутствием необходимых для регистрации документов, предусмотренных правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним. Заявителем не представлены сведения о первичной регистрации бетономешалки за продавцом, нет договора купли-продажи, равно как и документов, подтверждающих предоставление прежним владельцем полномочий ИП Л. на продажу данной бетономешалки. Справка-счет от ДД.ММ.ГГГГ, представленная заявителем, оформлена на бланке для автомобилей, мотоциклов, прицепов, а не на надлежащем бланке для самоходных машин установленной формы. Считает жалобу заявителя необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

 Заслушав объяснения заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы, или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность, или они незаконно привлечены к ответственности.

     Как разъяснено в п.1 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

 В судебном заседании установлено, что Тараканова Ю.А. без оформления договора купли-продажи приобрела бетономешалку <данные изъяты> за <данные изъяты> руб., о чем ИП Л. выдана справка-счет № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой собственником указана Тараканова Ю.А..

 Из паспорта самоходной машины и других видов техники №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на бетономешалку <данные изъяты>, первоначальным собственником указан Ч.. Внесены сведения в графу «наименование нового собственника» –Тараканова Ю.А., дата продажи ДД.ММ.ГГГГ. Сведений в графе «свидетельство о регистрации» в отношении Ч. в паспорте самоходной машины отсутствуют.

 ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области с заявлением о регистрации (постановке на учет) бетономешалки.

 ДД.ММ.ГГГГ начальником Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области принято решение об отказе в регистрации бетономешалки <данные изъяты> со ссылкой на п. 2.5. Положения о ПСМ в связи с отсутствием необходимых документов, а именно, в представленном ПСМ № отсутствует отметка об изменении права собственности прежним собственником.

 В обоснование своей жалобы заявитель ссылается на наличие правовых оснований для признания незаконным отказа в регистрации спорной бетономешалки.

 Разрешая вопрос об обоснованности доводов заявителя, суд исходит из следующего.

 В силу п. 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

 В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора) осуществляют на территории РФ регистрацию - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

 Согласно п. 3 вышеназванного Постановления Правительства РФ собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

 Пунктом 4 Постановления Правительства РФ установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

 В силу п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995 года государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

 Пунктом 2.8.6 Правил определено, что регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

 Пунктом 2.8.6.1 Правил предусмотрено, что документами, подтверждающими право собственности на машину являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки - передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.

 Согласно пункту 2.8.6.2 правил документы, подтверждающие совершение сделок в простой письменной форме в соответствии с частью первой п. 2 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданами между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от общей суммы сделки.

 При регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном частью первой п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п. 2.8.6.1 настоящих Правил.

 Согласно п.2.15 Правил, свидетельство о регистрации служит регистрационным документом, подтверждающим принадлежность машины. Свидетельство о регистрации хранится у владельца. При использовании машины оно находится у водителя и предъявляется вместе с другими обязательными документами по требованию государственных инженеров - инспекторов и внештатных инспекторов гостехнадзора, инспекторов и внештатных инспекторов ГАИ, военных автоинспекторов, работников милиции и железнодорожных переездов, а также дружинников. Эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

 В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 года № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в РФ», изданного в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращении фактов хищения на территории РФ, паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины вводятся с ДД.ММ.ГГГГ года, и наличие паспорта является обязательным условием для регистрации машин и допуску их к эксплуатации. На самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятием изготовителем до ДД.ММ.ГГГГ года, паспорта выдаются органами гостехнадзора.

 В соответствии с п. 2.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, предусмотрено, что Государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.

 Как установлено судом, и не оспаривается истцом, в качестве подтверждения приобретения бетономешалки заявителем представлена справка-счет от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт самоходной машины, в котором отсутствуют необходимые к заполнению данные о регистрации самоходной машины за первоначальным владельцем, равно как и сведения о снятии с учета бетономешалки прежним владельцем для продажи. Представленные документы, а также имеющиеся в них сведения не являются достаточными для регистрации бетономешалки.

 Также судом установлено, что на спорную бетономешалку отсутствуют необходимые для регистрации документы, нет договора купли-продажи, равно как и документов, подтверждающих предоставление прежним владельцем полномочий ИП Л. на продажу данной бетономешалки, что заявителем не оспаривалось.

 При таких обстоятельствах не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленного требования о возложении на Департамент обязанности по постановке бетономешалки на государственный учет.

 Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

     В удовлетворении требований Таракановой Ю.И. об оспаривании действий Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области, возложении обязанностей по проведению регистрационных действий - отказать.

     Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

 Судья О.С. Цветкова

 В мотивированной форме решение изготовлено 02.06.2014.