ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2147/2021 от 15.03.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2-258/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-008264-10)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием истца Ярашбаева А.А., его представителя на основании ордера адвоката Калинина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Ярашбаева А.А. к федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Тверской области», Министерству обороны РФ, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий об установлении факта участия в боевых действиях,

у с т а н о в и л:

истец Ярашбаев А.А. обратился в суд с иском, заявленным к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», в котором с учётом внесённых в иск изменений и уточнений заявлением от 14.01.2022 просил установить факт его участия в боевых действиях на территории Республики Афганистан в составе войсковой части полевая почта 51884 в периоде 05.05.1988 по 19.12.1989 в должности аккумуляторщика.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что проходил действительную срочную военную службу с 1987 по 1989 годы, в период с 05.05.1988 по 22.12.1989 в составе войсковой части полевая почта 51884 на территории Республики Афганистан, где принимал участие в боевых действиях. В связи с этим он обратился в ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» с заявлением на выдачу удостоверения «Ветеран боевых действий». Комиссией по определению прав на льготы гражданам в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» принято решение о не направлении документов в комиссию ЗВО для принятия решения о выдаче удостоверения. Причиной этому послужило то, что фамилия истца Ярашбаев, не совпадает с фамилиями, указанными в архивной справке ЦА МО РФ от 06.02.2018 №8/20449 - Яришбаев и Ярожбаев. По мнению истца, искажение его фамилии является следствием технической ошибки, допущенной при написании приказов.

Так, из приказа командира войсковой части 61281 следует «полагать убывшими 4 мая 1988 года курсантов для прохождения службы в в/ч пп 51884 рядовой Ярашбаев Александр Ахбутаевич». В то же время, в приказе командира войсковой части полевая почта 51884 от 09.05.1988 значится: «нижепоименованных военнослужащих, прибывших для прохождения дальнейшей службы зачислить в списки личного состава части с 5 мая 1988 года:.. . Яришбаева А.А. - в/ч 61281». В приказе командира войсковой части полевая почта 51884 от 19.12.1988 значится: «личный состав полагаю убывшим для дальнейшего прохождения службы в 720 УЦ г.Темез. Исключить из списков части и со всех видов довольствия:.. . - ряд. Ярожбаев». При этом, согласно приказа командира войсковой части 05802 (720 УЦ г.Термез), рядовой Ярашбаев А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. был зачислен 04.10.1988. Верно фамилия истца указана и в приказе от 02.04.1989 об исключении его из списков личного состава части.

То обстоятельство, что в приказах в/ч полевая почта 51884 от 09.05.1988 и 19.12.1988 значится именно истец подтверждается архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» №8/П-28483, из которой следует, что согласно приказов командира войсковой части полевая почта 51884 с мая по декабрь 1988 года другие военнослужащие с фамилией Ярашбаев (Яришбаев, Ярожбаев) не значатся.

Установление заявленного факта необходимо истцу для получения удостоверения «Ветеран боевых действий» и льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». Возможности получить подтверждающие юридический факт документы истцом исчерпаны и восстановление их невозможно.

Определением судьи от 26.11.2021, вынесенным при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство обороны РФ.

Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 13.12.2021, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Комиссия Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.

Определением судьи от 17.01.2022 к участию в деле в качестве ответчиков по заявленным Ярашбаевым А.А. требованиям привлечены Министерство обороны РФ, Комиссия Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - федеральное казённое учреждение «Объединённое стратегическое командование Западного военного округа».

В судебном заседании истец Ярашбаев А.А., его представитель на основании ордера адвокат Калинин Е.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объёме, просили их удовлетворить. Истец в ходе рассмотрения дела пояснил, что дубликат военного билета он получал в связи с утратой ранее выданных ему документов. При восстановлении утраченных документов была установлена необходимость обращения в суд для установления заявленного факта с целью подтверждения его права на получение льгот, связанных с его участием в боевых действиях в период прохождения срочной военной службы по призыву.

Представители ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Министерства обороны РФ, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, третьего лица ФКУ «Объединённое стратегическое командование Западного военного округа», надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

От представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» поступил письменный отзыв на иск Ярашбаева А.А., в котором указано, что в документах, представленных заявителем в военный комиссариат на выдачу удостоверения «Ветеран боевых действий», имеются разночтения в написании фамилии заявителя. Документы были возвращены без реализации рядовому запаса Ярашбаеву А.А. В представленном пакете документов Ярашбаева А.А. фамилия заявителя - Ярашбаев (по паспорту) не совпадает с фамилиями, указанными в архивной справке ЦА МО РФ от 06.02.2018 №8/20449 - Яришбаев и Ярожбаев. Не представляется возможным установить факт тождества лиц, по разному именуемых в различных документах. Установление тождества лиц может быть ошибочно и распространено на других граждан. Факт принадлежности документа не может рассматриваться как синоним установления факта тождества лиц. Истцу в ответе на обращение было рекомендовано обратится в ЦА МО РФ, выдавший документ, в котором была допущена ошибка с заявлением об её исправлении. В случае официального отказа в исправлении ошибки и невозможности во внесудебном порядке установить факт тождества лиц, обратиться в суд за установлением юридического факта. В связи с чем, представитель ответчика просил суд принять решение по заявленным требованиям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ направил в суд ходатайство, в котором просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Мотивов данного отзыва в ходатайстве не приведено.

На основании положений ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав истца Ярашбаева А.А., его представителя на основании ордера адвоката Калинина Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы такой защиты; федеральный законодатель обладает достаточно широкой свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты тем или иным категориям граждан.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ч.1 ст.8 ГК РФ).

Как следует из искового заявления, установление заявленного факта необходимо истцу для получения удостоверения ветерана боевых действий и льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

Подпунктом 1 п.1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно разделу третьему Приложения к настоящему Федеральному закону боевые действия в Афганистане с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года включены в перечень Государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

В связи с чем, участники боевых действий в Афганистане имеют право на меры социальной защиты, предусмотренные статьей 16 указанного Федерального закона.

Пунктом 1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, к числу которых отнесены: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на соответствующий учет; компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов; первоочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков; сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; преимущественное пользование всеми видами услуг организаций связи, организаций культуры и физкультурно-спортивных организаций, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.

Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, пунктом 1 которой предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В соответствии с п.2 данной Инструкции, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Такой Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, действующий в настоящее время, утверждён Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 №595.

Пунктом 6 данного Порядка предусмотрено, что для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения. Иные лица для получения удостоверения обращаются с заявлением в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).

В соответствии с п.8 Порядка, вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии, копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно:

для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал (аналогичное требование содержалось также в пункте 9 действовавшего ранее Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 №2288).

Согласно п.10 Порядка, организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту), возлагается: для иных лиц (не относящихся к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации) на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства заявителя либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание заявитель).

Перед направлением заявления (рапорта) в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, комиссию (центральную комиссию) указанные выше должностные лица проверяют заявление (рапорт) и приложенные документы на предмет соответствия требованиям статей 3 и 12 Федерального закона «О ветеранах» и раздела III приложения к нему, а также пунктов 1, 6 - 9 настоящего Порядка.

В случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктами 8 - 9 настоящего Порядка, указанными выше должностными лицами организуется работа по розыску указанных документов.

После получения указанных документов они прикладываются к заявлению (рапорту) вместе с копиями запросов, направлявшихся для розыска документов.

В соответствии с п.11 Порядка, после проверки заявления (рапорта) и приложенных документов либо проведения работы по розыску подтверждающих документов военные комиссариаты направляют заявление в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, а военный комиссариат субъекта Российской Федерации направляет заявление для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.

Таким образом, для наделения лица статусом ветерана боевых действий и приобретения им права на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки, необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»; во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, которые определяются на основании Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

При отсутствии необходимых документов, обусловленном невозможностью их получения в органах военного управления или архивах, факт участия гражданина в боевых действиях может быть установлен судом в порядке особого производства, предусмотренном главой 28 «Установление фактов, имеющих юридическое значение» Гражданского процессуального кодекса РФ, которая по смыслу взаимосвязанных положений части второй статьи 12, части первой статьи 55, части первой статьи 263 и статьи 265 этого Кодекса не ограничивает обратившихся в суд лиц в выборе средств доказывания обстоятельств, подтверждающих их участие в боевых действиях, поскольку иное (признание допустимым доказательством лишь документов, выданных органами военного управления) не только не имело бы под собой каких-либо законных оснований, но и расходилось бы с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 18 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации истинным предназначением правосудия в правовом государстве, гарантирующим каждому не просто право на обращение в суд, но и реальное обеспечение признания, соблюдения и защиты своих прав и свобод.

В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно ст.265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Таким образом, реализация конституционного права на судебную защиту путем установления в порядке особого производства юридически значимых фактов предусмотрена законодателем именно для тех случаев, когда документы, удостоверяющие эти факты, не могут быть получены заявителем во внесудебном порядке.

Установление в судебном порядке факта, от которого зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, предоставляет заявителю возможность реализовать принадлежащие ему права, в том числе на социальную защиту, в случае, если их реализация в ином порядке по формальным основаниям невозможна.

С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию является установление судом обстоятельств участия истца Ярашбаева А.А. в боевых действиях в Афганистане в период с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года.

Из копии паспорта истца Ярашбаева А.А. следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в селе <данные изъяты>, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Как следует из представленных в материалы дела письменных доказательств, истец Ярашбаев А.А. 20.07.2020 обратился через военного комиссара Калининского района Тверской области (по месту регистрации и проживания) в ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.

21.07.2020 заявление Ярашбаева А.А. с приложенными к нему документами направлено в ФКУ «Военный комиссариат Тверской области».

24.07.2020 возвращены без реализации материалы на выдачу удостоверения «Ветеран боевых действий» рядовому запаса Ярашбаеву А.А. (протокол комиссии по определению прав на льготы гражданам в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», утвержденной приказом военного комиссара Тверской области от 17.12.2019 №282, от 24.06.2020 №8) в связи с тем, что в представленном пакете документов Ярашбаева А.А. фамилия заявителя Ярашбаев (по паспорту) не совпадает с фамилиями, указанными в архивной справке ЦА МО РФ от 06.02.2018 №8/204490 - Яришбаев и Ярожбаев. Комиссии не представляется возможным установить факт тождества лиц, по разному именуемых в различных документах. Установление тождества лиц может быть ошибочно и распространено на других граждан. В связи с чем, комиссия рекомендовала заявителю обратиться в орган, выдавший документ, в котором была допущена ошибка - техническая описка) с заявлением о её исправлении. В случае официального отказа в исправлении ошибки (технической описки) и невозможности во внесудебном порядке установить факт тождества лиц, комиссия рекомендовала заявителю обратиться в районный суд по месту жительства за установлением юридического факта установления тождества лица.

Кроме того, как следует из сообщения, при подготовке пакета документов Ярашбаева А.А. были нарушены требования Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 04.04.2017 №170, поскольку копии документов (архивные выписки) не заверены установленным порядком (отсутствует дата заверения).

Из представленной по запросу суда учётной карточки Ярашбаева А.А. следует, что ему военный комиссариатом Калининского района Тверской области 25.09.2018 выдан дубликат военного билета.

Из записей в учётной карточке Ярашбаева А.А. следует, что он с ноября 1988 по май 1989 года проходил службу в составе войсковой части 05802 в должности курсанта, затем – с мая 1989 по декабрь 1988 года в составе войсковой части 51884 в должности аккумуляторщика, с декабря 1988 по апрель 1989 года в составе войсковой части 05802 в должности аккумуляторщика, с апреля 1989 по октябрь 1989 года в составе войсковой части 33111 в должности моториста.

Из копии дубликата военного билета Ярашбаева А.А. серии <данные изъяты>, выданного военным комиссариатом Калининского района Тверской области 25.09.2018, следует, что в раздел 11 (прохождение в мирное время военной службы) внесены аналогичные вышеизложенным сведения.

В раздел 12 военного билета (участие в боевых действиях на территории других государств) внесены сведения об участии истца в боевых действиях на территории Республики Афганистан в составе войсковой части полевая почта 51884 в период с 05.05.1988 по 19.12.1988.

Вместе с тем, Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, к подтверждающим участие в боевых действиях документам отнесены, среди прочих, выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, архивные справки (справки).

Как следует из материалов дела, военным комиссаром Калининского района Тверской области 25.10.2017 начальнику Центрального архива МО РФ направлен запрос-анкета о направлении сведений об участии Ярашбаева А.А. в боевых действиях на территории Республики Афганистан.

Также военным комиссаром Калининского района Тверской области 23.10.2019 был направлен запрос-анкета начальнику Центрального архива МО Республики Узбекистан о направлении выписок из приказа командира войсковой части 61281 г.Кушка об убытии для дальнейшего прохождения военной службы в Республику Афганистан, поскольку Ярашбаев А.А. был призван в октябре 1987 года ВК г.Галляарал Джизакской области Р.Узбекистан и направлен в в/ч 61281.

Из представленной в материалы дела архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от 06.02.2018 №8/204490, выданной по запросу военному комиссару Калининского района Тверской области, следует, что личный состав войсковой части полевая почта 51884 в период с 25.12.1979 по 11.02.1989 принимал участие в боевыхдействиях на территории Республики Афганистан.

Алфавитные книги учета рядового и сержантского состава войсковой части полевая почта 51884 призыва 1987 года на хранение в ЦА МО РФ не поступали.

При этом, в приказе командира войсковой часта полевая почта 51884 от 09.05.1988 значится: «...Нижепоименованных военнослужащих, прибывших для прохождения дальнейшей службы зачислить в списки личного состава части с 5 мая 1988 года: ...3. рядового Яришбаева А.А. - в/ч 61281». (фамилия так в документе).

В приказе командира войсковой части полевая почта 51884 за №3от 19.12.1988 значится: «...Личный состав полагаю убывшим для дальнейшего прохождения службы в 720 УЦ г.Термез. Исключить из списков части и со всех видов довольствия: - ряд. Ярожбаев.. .» (имя и отчество не указаны, фамилия, сокращения так в документе).

Полученной Ярашбаевым А.А. архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от 02.08.2021 №8/12-28483 в полном объёме подтверждены сведения, изложенные в ранее выданной ему архивной справке от 06.02.2018 №8/204490, а также дополнительно указано, что в имеющихся на хранении приказах командира войсковой части полевая почта 51884 с мая по декабрь 1988 года другие военнослужащие с фамилией Ярашбаев (Яришбаев, Ярожбаев) не значатся.

Из представленных по запросу военному комиссару Калининского района Тверской области выписок из приказа командира войсковой части 05802 г.Термез (720 УЦ) №99 от 04.10.1988 рядовой Ярашбаев А.А. зачислен в списки части, затем приказом №81 от 02.04.1989 исключён из списков части.

Выписками из приказа командира войсковой части 33111 №64 от 03.04.1989 и №167 от 11.10.1989 подтверждено, что рядовой Ярашбаев А.А. зачислен в списки личного состава части, затем с 11.10.1989 исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на учёт в Галляаральский РВК Джизакской области.

Таким образом, в приказах командира войсковой части полевая почта 51884 о зачислении в списки личного состава части и об отчислении из списков части неверно указана фамилия Ярашбаева А.А.

Вместе с тем, учитывая, что в данных об отправке в войсковую часть полевая почта 51884, а также в приказе о прибытии в войсковую часть 05802 (720 УЦ) г.Термез при выводе из Афганистана, фамилия Ярашбаева А.А. указана верно, во всех выписках из приказов имя, отчество, год рождения истца соответствуют его паспортным данным, принимая во внимание данные, изложенные в учётной карточке истца и дубликате его военного билета, а также сведения ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» о то, что в имеющихся на хранении приказах командира войсковой части полевая почта 51884 с мая по декабрь 1988 года другие военнослужащие с фамилией Ярашбаев (Яришбаев, Ярожбаев) не значатся, суд приходит к выводу о том, что совокупностью представленных в материалы дела письменных доказательств подтверждается, что в период с 05.05.1988 по 19.12.1988 истец Ярашбаев А.А. проходил службу в составе войсковой части полевая почта 51884, личный состав которой принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан.

При этом, поскольку фамилия истца в приказах командира войсковой части полевая почта 51884 о зачислении в списки личного состава части и об отчислении из списков части указана неверно, а сотрудники Центрального архива Министерства обороны РФ не вправе вносить изменения и исправления в тексты архивных документов, суд приходит к выводу о невозможности получения Ярашбаевым А.А. в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих факт его участия в боевых действиях.

Установление факта участия Ярашбаева А.А. в боевых действиях повлечет для него возможность дальнейшего рассмотрения уполномоченными органами его заявления о получении удостоверения «Ветерана боевых действий» и установления наличия либо отсутствия иных к тому препятствий.

В связи с установленными по делу обстоятельствами, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, а факт участия Ярашбаева А.А. в боевых действиях на территории Республики Афганистан в составе войсковой части полевая почта 51884 в период с 05.05.1988 по 19.12.1988 год – подлежащим установлению.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие в соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», по смыслу статей 98, 100 ГПК РФ, судебные издержки возмещаются при разрешении судами материально-правовых споров. Поскольку рассмотрение дел, предусмотренных главами 28 - 30, 32 - 34, 36, 38 ГПК РФ, направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права, а не на разрешение материально-правового спора, издержки, понесенные в связи с рассмотрением указанных категорий дел, относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК РФ.

Поскольку в рассматриваемом деле суд пришел к выводу о возможности удовлетворения заявленного требования об установлении факта участия истца в боевых действиях, оснований для взыскания с ответчиков понесенных по делу судебных расходов не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 264-268 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

заявленные Ярашбаевым А.А. исковые требования удовлетворить.

Установить факт участия Ярашбаева А.А. в боевых действиях на территории Республики Афганистан в составе войсковой части полевая почта 51884 в период с 05.05.1988 по 19.12.1988 год.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 22.03.2022.

Дело №2-258/2022 (УИД 69RS0040-02-2021-008264-10)