ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2148/2021 от 14.10.2021 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

дело № 2-2148/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 14 октября 2021 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Юдкиной М.И.,

при секретаре судебного заседания Горочкиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Ворошиловского района Волгограда об изменении наименования и назначения здания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с иском к администрации Ворошиловского района Волгограда, в котором просит изменить наименование и назначение здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес> «индивидуальный жилой дом» на «здание многофункционального назначения» и с «жилого» на «нежилое».

В обоснование исковых требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит здание – индивидуальный жилой дом, назначение жилое, этажность -3, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, и земельный участок, площадью 794 кв.м. из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство, для размещения объектов торговли, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, гостиниц, многоэтажных и подземных гаражей» по адресу: <адрес>, ул. им. <адрес>, <адрес>. В целях эксплуатации жилого дома как объекта торговли, истец обратился в <адрес>» для разработки соответствующей документации, а также к кадастровому инженеру с целью подготовки технического плана для последующего внесения изменений в сведения ЕГРН в части наименования и назначения здания: с «индивидуальный жилой дом» на «здание многофункционального назначения» и «жилое» на «нежилое». При обращении в Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с заявлением о порядке перевода жилого дома в здание многофункционального значения, истцу дан ответ, что земельный участок и жилой дом расположены в границах территориальной зоны <адрес>, в которой размещение объектов торговли разрешено, с разъяснением, что Департамент не наделен полномочиями по изменению статуса объекта капитального строительства. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ управлением Росреестра по <адрес> осуществление кадастрового учета было приостановлено на основании п.7 ч.1 ст.26, п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с непредставлением истцом документов подтверждающие изменение вида разрешенного использования здания с «жилое» на «здание многофункционального назначения». При обращении истца в администрацию <адрес> Волгограда о переводе объекта индивидуального жилищного строительства в нежилое здание, истцу было отказано в связи с тем, что правила перевода из жилого в нежилое установлены для помещений, и не распространяются на здания. Между тем, истец полагает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, имеет право без дополнительных согласований и разрешений самостоятельно изменить статус здания с «жилого» на «нежилое». В этой связи истец полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 действующий на основании доверенности ФИО3 исковые требования поддержал.

Ответчик администрации Ворошиловского района Волгограда, третьи лица администрация Волгограда, Управление Федеральной регистрации, кадастра и картографии Волгоградской области, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, департамент по архитектуре и градостроительству администрации Волгограда, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, письменного отзыва на иск не представили.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск неподлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В силу с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрК РФ). В пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в числе прочего на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.

Правом самостоятельного выбора основных и вспомогательных видов разрешенного использования строительной недвижимости без дополнительных разрешений и согласований, аналогичным предусмотренному п. 3 ст. 85 ЗК РФ, в ГрК РФ наделяются не только правообладатели земельных участков, но и правообладатели объектов капитального строительства (ч. 4 ст. 37).

К элементам градостроительного регламента, определенным ГрК РФ, относятся виды разрешенного использования недвижимости; предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1).

Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство, для размещения объектов торговли, для размещения объектов общественного питания, для размещения объектов бытового обслуживания, для размещения гостиниц, для размещения многоэтажных и подземных гаражей», площадью 794 кв.м., по адресу <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, расположен индивидуальный жилой дом, назначение – жилое, этажность – 3, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>.

Собственником указанного недвижимого имущества является ФИО1 что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем выбранное заявителем назначение здания «здание многофункционального назначения» не соответствует видам разрешенного использования земельного участка, установленных для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий ему на праве собственности земельный участок, и классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 не содержит такого описание вида разрешенного использования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда на заявление ФИО2 о выдаче разрешения на строительные изменения объекта, с представлением проектной документации «строительные изменения, не затрагивающие конструктив здания по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>» сообщил об отказе в предоставлении муниципальной услуги, так как в соответствии с п.4 части 17 статьи 51 Грк РФ, п. 2.8.2 административного регламента, утвержденного Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, если изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, получение разрешения на строительство не требуется (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда на заявление ФИО2 о порядке перевода «индивидуального жилого дома» в «здание многофункционального назначения» сообщил об отсутствии полномочий по изменению статуса объекта капитального строительства. При этом указал, что в соответствии с п.2 ст.7 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГг.) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, установленным для каждой территориальной зоны, при условии соблюдения требований технических регламентов. В соответствии с Правилами указанный земельный участок расположен в территориальной зоне <адрес>, в которой объекты общественного питания, торговли, делового управления отнесены к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Управления Росреестра по Волгоградской области ФИО4 принято решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений характеристик объекта по мотиву не устранения причин, послуживших поводом к приостановлению учета, о чем в адрес истца направлено уведомление за № КУВД-<данные изъяты>

Так, в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 разъяснено, что необходимо предоставить документы, подтверждающие соблюдение требований Жилищного кодекса РФ при переводе жилого дома в нежилое здание, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие изменение наименования объекта недвижимости с «индивидуальный жилой дом» на «здание многофункционального назначения», изменение вида или видов разрешенного использования здания с «жилое» на «здание многофункционального назначения» (л.д.13).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

При этом в соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; пунктом 7 части 2 статьи 14 предусмотрено, что таковыми являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В письме Росреестра от 8 июня 2015 года № 14-06249/15@ «О рассмотрении обращения» указано, что изменение наименования здания или сооружения может быть связано с изменением его функционального использования (без проведения реконструкции такого здания или сооружения), а также в связи с изменением назначения такого здания или сооружения.

Документами, на основании которых возможно изменение наименования здания или сооружения, являются:

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в случае изменения наименования здания или сооружения в связи с их реконструкцией, а также изменения назначения здания или сооружения в связи с их реконструкцией либо когда требуется проведение реконструкции);

- акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае изменения наименования здания или сооружения либо наименования и назначения здания или сооружения, не связанного с их реконструкцией);

- решение собственника (в случае изменения наименования здания или сооружения, когда не требуется их реконструкция и оно не связано с изменением назначения здания или сооружения).

В нарушение положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» истцом не представлен ни один из вышеперечисленных документов, подтверждающий изменение наименования здания, что и послужило основанием к отказу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений наименования здания.

В процессе судебного разбирательства, поименованные выше документы, суду также не были представлены, а заключение о техническом состоянии конструкций здания к таковым не относится.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: (в том числе) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм закона следует, что для государственной регистрации назначения строения или изменения назначения, в том числе жилого помещения в нежилое, необходимо не только волеизъявление на это собственника либо иного законного владельца, но и соответствующий акт органа местного самоуправления о таком переводе.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся, в том числе жилой дом.

В соответствии с частью 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности, а в силу части 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

По результатам рассмотрения представленных документов выносится решение о переводе или об отказе в переводе помещения (часть 4 статьи 23 Жилищного кодекса РФ).

Отказывая в удовлетворении иска ФИО1 к администрации <адрес> Волгограда об изменении наименования и назначения здания, суд соглашается с сообщением ответчика в письме от ДД.ММ.ГГГГ о том, что при переводе объекта индивидуального жилищного строительства в нежилое здание меняется его целевое назначение. Принятие решения об изменении целевого назначения объекта капитального строительства на территории Волгограда, не входит в компетенцию районной межведомственной комиссии по предоставлению муниципальной услуги «Выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение».

Таким образом, администрация <адрес> Волгограда является ненадлежащим ответчиком по иску ФИО1, так как вопросы перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения отнесены к полномочиям органа местного самоуправления городского округа.

Доводы истца, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку основаны на неверной оценке фактических обстоятельств и неправильном толковании регулирующего спорные правоотношения законодательства.

В этой связи в удовлетворении иска ФИО1 надлежит отказать в полном объеме, поскольку заявленные им требования лишены правовых оснований.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать ФИО1 в удовлетворении иска к администрации Ворошиловского района Волгограда об изменении наименования и назначения здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу Волгоград, ул. им. Елисеева, <адрес> «индивидуальный жилой дом» на «здание многофункционального назначения» и с «жилого» на «нежилое».

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

Председательствующий Юдкина Е.И.

Мотивированное решение составлено 21 октября 2021 года.

Судья Юдкина Е.И.