ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2148/22 от 09.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело

УИД 63RS0-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2022 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:

председательствующего судьи Пименовой Е.В.,

при секретаре Архиповой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2148/22 по иску ФИО1 к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области о признании основания отказа в предоставлении сведений незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ он направил в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) обращение, в котором просил предоставить сведения: сколько раз работники ТФОМС были привлечены к дисциплинарной ответственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В информации истец просил указать: дату совершения дисциплинарного проступка; в чём заключается дисциплинарный проступок; дату привлечения лица к дисциплинарной ответственности; какое дисциплинарное взыскание было применено. На это обращение истец получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ из ТФОМС, в котором цитируется Трудовой кодекса Российской Федерации, разъяснено решение Железнодорожного районного суда по делу , а также содержится ответ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ где сказано, «поскольку запрашиваемые Вами сведения содержат персональные данные других работников ТФОМС , то на основании статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», они не могут передаваться третьим лицам без согласия субъекта персональных данных. ТФОМС не располагает таким согласием». При этом, статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) гласит, что «операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Таким образом, истцу было отказано в предоставлении информации на основании того, что, по мнению ТФОМС, запрашиваемая им информация содержит персональные данные работников ТФОМС. Других оснований для отказа в предоставлении запрашиваемой информации, ответ ТФОМС от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.

В соответствии с пунктом 7.1.4.1 Положения об ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по , утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 осуществляет на территории государственный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и редакций средств массовой информации за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Не согласившись с основанием отказа в предоставлении истцу сведений, указанным в ответе ТФОМС от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 направил в ФИО2 по обращение от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой разъяснить, будут ли являться ответы организации на конкретные вопросы:

сколько раз работники были привлечены к дисциплинарной ответственности

дата совершения дисциплинарного проступка

в чём заключается дисциплинарный проступок

дату привлечения лица к дисциплинарной ответственности

какое дисциплинарное взыскание было применено, раскрытием персональных данных работников этой организации.

На это обращение ФИО1 получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что предоставление информации о работниках в объеме: сколько раз работники были привлечены к дисциплинарной ответственности, дата совершения дисциплинарного проступка, в чём заключается дисциплинарный проступок, дата привлечения лица к дисциплинарной ответственности, какое дисциплинарное взыскание было применено, не будет являться раскрытием персональных данных.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил обращение в прокуратуру , в котором просил привлечь к административной ответственности лиц, виновных в нарушении Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с рассмотрением его обращения от ДД.ММ.ГГГГ, и восстановить его нарушенное право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, обязав ТФОМС дать объективный ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ.

обращение истца было переадресовано в прокуратуру , о чём он был уведомлён письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

была проведена проверка, по результатам которой истец получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ В этом ответе сказано, что доводы ФИО3 о том, что запрашиваемая им информация не содержит персональных данных работников ТФОМС , являются обоснованными; ответ директора ТФОМС на запрос от ДД.ММ.ГГГГ за входящим , является немотивированным; по факту выявленных нарушений директору ТФОМС внесено представление об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства. В указанном выше представлении от ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора района младший советник юстиции ФИО5 требует о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру в письменном виде с приложением копии приказа о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Исполняя требования представления от ДД.ММ.ГГГГ, ТФОМС направил в прокуратуру ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в целях устранения выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, работники ТФОМС были привлечены к дисциплинарной ответственности, а также с работниками ТФОМС проведены совещания, даны указания о необходимости неукоснительного выполнения требований законодательства при рассмотрении обращений граждан, работники строго предупреждены о недопустимости нарушения законодательных норм. Данный ответ ТФОМС свидетельствует о том, что ТФОМС признаёт, что при рассмотрении обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ было нарушено законодательство Российской Федерации.

ФИО3 считает, что основание отказа в предоставлении ему сведений (а именно: сколько раз работники ТФОМС были привлечены к дисциплинарной ответственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; дата совершения дисциплинарного проступка; в чём заключается дисциплинарный проступок; дату привлечения лица к дисциплинарной ответственности; какое дисциплинарное взыскание было применено), содержащееся в ответе ТФОМС от ДД.ММ.ГГГГ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ (а именно: запрашиваемые истцом сведения содержат персональные данные работников ТФОМС), не соответствует требованиям статьи 7 Закона № 152-ФЗ, т.к. запрашиваемые им сведения не относятся к категории персональных данных, не нарушают прав работников ТФОМС на защиту их персональных данных и, следовательно, могли быть предоставлены. Данное обстоятельство подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГФИО2 по .

На основании вышеизложенного с учетом уточнения истец просит суд признать основание отказа территориального фонда обязательного медицинского страхования в предоставлении ему сведений, указанное в ответе территориального фонда обязательного медицинского страхования от ДД.ММ.ГГГГ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования расходы по оплате государственной пошлины в размере рублей, компенсацию морального вреда в размере руб.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что запрашиваемая им у ответчика информация необходима ему для разработки рекомендаций по оптимизации работы ТФОМС.

Представитель ответчиков ТФОМС, директора фонда ОМС Самарской области ФИО4 ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель Управления Роскомнадзора по Самарской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствии.

Представитель прокуратуры Железнодорожного района г.Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, причину не явки суду не сообщил.

Выслушав доводы явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на электронный адрес территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) направлено обращение, в котором он просил предоставить сведения: сколько раз работники ТФОМС были привлечены к дисциплинарной ответственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В информации просил указать: должность лица, привлеченного к дисциплинарной ответственности; дату совершения дисциплинарного проступка; в чем заключается дисциплинарный проступок; дату привлечения лица к дисциплинарной ответственности; какое дисциплинарное взыскание было применено.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил в ТФОМС обращение, в котором просил предоставить сведения: сколько раз работники ТФОМС были привлечены к дисциплинарной ответственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В информации истец просил указать: дату совершения дисциплинарного проступка; в чём заключается дисциплинарный проступок; дату привлечения лица к дисциплинарной ответственности; какое дисциплинарное взыскание было применено.

ДД.ММ.ГГГГ на электронный адрес ФИО1 директором ТФОМС ФИО7 дан ответ на оба обращения истца следующего содержания: «поскольку запрашиваемые Вами сведения содержат персональные данные других работников ТФОМС , то на основании статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», они не могут передаваться третьим лицам без согласия субъекта персональных данных. ТФОМС не располагает таким согласием». Предоставлена информация о привлечении к дисциплинарной ответственности самого ФИО1

Не согласившись с основанием отказа в предоставлении истцу сведений, указанным в ответе ТФОМС от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 направил в ФИО2 по обращение от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой разъяснить, будут ли являться ответы организации на конкретные вопросы:

сколько раз работники были привлечены к дисциплинарной ответственности

дата совершения дисциплинарного проступка

в чём заключается дисциплинарный проступок

дату привлечения лица к дисциплинарной ответственности

какое дисциплинарное взыскание было применено, раскрытием персональных данных работников этой организации.На это обращение ФИО1 получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что предоставление информации о работниках в объеме: сколько раз работники были привлечены к дисциплинарной ответственности, дата совершения дисциплинарного проступка, в чём заключается дисциплинарный проступок, дата привлечения лица к дисциплинарной ответственности, какое дисциплинарное взыскание было применено, без указания на конкретное физическое лицо (субъекта персональных данных) не будет являться раскрытием персональных данных.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил обращение в прокуратуру , в котором просил привлечь к административной ответственности лиц, виновных в нарушении Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с рассмотрением его обращения от ДД.ММ.ГГГГ, и восстановить его нарушенное право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, обязав ТФОМС дать объективный ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ.

обращение истца было переадресовано в прокуратуру , о чём он был уведомлён письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

была проведена проверка, по результатам которой истец получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ В этом ответе сказано, что доводы ФИО1 о том, что запрашиваемая им информация не содержит персональных данных работников ТФОМС , являются обоснованными; ответ директора ТФОМС на запрос от ДД.ММ.ГГГГ за входящим , является немотивированным; по факту выявленных нарушений директору ТФОМС внесено представление об устранении выявленных нарушений требований федерального законодательства. В указанном выше представлении от ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора района младший советник юстиции ФИО5 требует о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру в письменном виде с приложением копии приказа о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Исполняя требования представления от ДД.ММ.ГГГГ, ТФОМС направил в прокуратуру ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в целях устранения выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, работники ТФОМС были привлечены к дисциплинарной ответственности, а также с работниками ТФОМС проведены совещания, даны указания о необходимости неукоснительного выполнения требований законодательства при рассмотрении обращений граждан, работники строго предупреждены о недопустимости нарушения законодательных норм. Данный ответ ТФОМС свидетельствует о том, что ТФОМС признаёт, что при рассмотрении обращения истца от ДД.ММ.ГГГГ было нарушено законодательство Российской Федерации.

ФИО1 считает, что основание отказа в предоставлении ему сведений (а именно: сколько раз работники ТФОМС были привлечены к дисциплинарной ответственности в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; дата совершения дисциплинарного проступка; в чём заключается дисциплинарный проступок; дату привлечения лица к дисциплинарной ответственности; какое дисциплинарное взыскание было применено), содержащееся в ответе ТФОМС от ДД.ММ.ГГГГ на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ (а именно: запрашиваемые истцом сведения содержат персональные данные работников ТФОМС), не соответствует требованиям статьи 7 Закона № 152-ФЗ, т.к. запрашиваемые им сведения не относятся к категории персональных данных, не нарушают прав работников ТФОМС на защиту их персональных данных и, следовательно, могли быть предоставлены.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ, "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Вместе с тем, запрос истца от ДД.ММ.ГГГГ по своему содержанию не является предложением, заявлением либо жалобой, так как не содержит рекомендаций по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, просьбы о содействии в реализации конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод или других лиц, просьбы о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов конституционных прав и свобод обратившегося лица либо других лиц.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" определено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления (п. 1 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

В силу ч. 1 ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:

1)содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Однако, запрашиваемая истцом информация о должностных лицах, привлеченных к дисциплинарной ответственности, дате совершения дисциплинарного проступка, его существе, дате привлечения к ответственности и примененном взыскании не затрагивает права и свободы истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных", информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Согласно ст. 7,8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных", операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответ на письменное обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен ответчиком в срок не превышающий 30 дней.

Учитывая, что ФИО1 обращаясь в ТФОМС как к бывшему работодателю с просьбой предоставить информацию о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за период с ДД.ММ.ГГГГ с указанием в чем заключается дисциплинарный проступок, суд полагает, что ответчиком дан обоснованный ответ по существу поставленных вопросов, который соответствует положениям действующего законодательства, в пределах полномочий должностного лица, не нарушает прав и законных интересов ФИО1, не создает препятствия для их осуществления и реализации, обязанностей незаконно возлагает. Действиями ответчика гарантированное законом право ФИО1 не нарушено, не согласие с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения исковых требований.

Ссылка ФИО1 на ответы прокуратуры и ФИО2 по , в котором по его мнению подтвержден факт нарушения ТФОМС закона по мнения суда значения не имеет по изложенным выше основаниям.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенного права.

Принимая во внимание, что судом не установлено нарушений прав истца со стороны ответчика, заявленные исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 паспорт серии выдан по в ДД.ММ.ГГГГ к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования (ИНН: <***>) о признании основания отказа в предоставлении сведений незаконным в оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12.09.2022 г.

Председательствующий судья Е.В. Пименова