ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-214/20 от 08.10.2020 Кочевского районного суда (Пермский край)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2020 года <адрес>

Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шерстюкова И.В.,

при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,

с участием: законного представителя истца Андрова А. А., также являющейся третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора Юркиной О. Афонасьевны,

представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГПавловой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску законного представителя Юркиной О. Афонасьевны, действующей в интересах Андрова А. А. к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по восстановлению в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии с ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Законный представитель Юркина О.А., действующая в интересах недееспособного опекаемого Андрова А.А. обратилась в суд, с иском к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по восстановлению в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы следующим.

С ДД.ММ.ГГГГАндров А.А. состоял в очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ он был снят и исключен из списков получателей государственного жилищного сертификата по причине неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет. С данным решением не согласен, и считает, что имеет правовые основания для получения мер социальной поддержки как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. На момент постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ проживал в Кочевском районе с рождения, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, иного жилья за пределами района не имеет.

Просит признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и восстановить его в прежней очереди на получение государственного жилищного сертификата с первоначальной даты постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Отдел по Кочевскому и Косинскому муниципальным районам Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу.

В судебном заседании законный представитель опекаемого Андрова А.А.Юркина О.А. заявленные исковые требования поддержала.

Также Юркина О.А. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по доверенности Павлова А.С. исковые требования не признала по доводам, указанным в отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, входящий , в удовлетворении исковых требований просила отказать.

В отзыве указано следующее. Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения, касающиеся инвалидов с детства: абзац третий, после слова «местности» дополнен словами "не позднее 1 января 1992 года". В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. В ходе инвентаризации учетного дела №1465 Андрова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлено, что дата его рождения – ДД.ММ.ГГГГ года. Одним из условий постановки на учет в с соответствии со ст.1 Федерального закона №125-ФЗ является прибытие граждан в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года. Андров А.А. родился позднее данной даты. Включение Андрова А.А. в список было неправомерным. В соответствии с пп. «г» п.21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (л.д. 75).

Представитель Министерства строительства Пермского края ФИО2, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74), в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства и возражения на исковое заявление (л.д. 71-73). Из возражений на исковое заявление следует, что в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за их пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее ДД.ММ.ГГГГ и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати лет. Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданам для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Для инвалидов с детства вместо обязательного стажа работы устанавливается требование обязательного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях со дня его рождения. То есть законодателем установлена совокупность требований, на основании которых возникает указанное право.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 (далее – Положение). Решение о постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем через 15 рабочих дней с даты регистрации заявления. Основанием для отказа в постановке на учет является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в Федеральном законе №125-ФЗ; непредставление или неполное представление документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах. Андров А.А. является инвалидом с детства, бессрочно, что подтверждается справкой , кроме того он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, то есть в районах Крайнего Севера. Абзацем 3 ч.1 ст.1 Федерального закона №125-Фз предусмотрена возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в таких местностях не менее 15 календарных лет. Юркина (Утробина) О.А. мать Андрова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> и см ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Андров А.А. зарегистрирован по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей. В силу ст.1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Кроме того, указывают, что Министерство является ненадлежащим ответчиком. Согласно Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-ПК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края самостоятельно наделены полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Отдел по Кочевскому и Косинскому муниципальным районам Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в судебное заседание представителя не направил. О времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Начальник отдела ФИО1 направила отзыв, из которого следует, что Андров А.А. является недееспособным гражданином, опекуном является Юркина О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании приказа Территориального управления МСР ПК по КПО от ДД.ММ.ГГГГ. Решение вопроса оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть в дело в их отсутствие (л.д. 70).

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Абзац первый статьи 1 названного выше Федерального закона закрепляет право на получение жилищных субсидий имеют граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченных жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Как установлено в судебном заседании, <адрес> согласно <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1085).

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что Андров А.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, инвалидность с детства, бессрочно (л.д. 47).

Решением Кочевского районного суда Пермского края Андров А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> признан недееспособным (л.д.35-36).

Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу от ДД.ММ.ГГГГ над недееспособным Андровым А.А. установлена опека. Опекуном назначена Юркина О. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 48-49).

Согласно свидетельств о рождении серия от ДД.ММ.ГГГГ и серия матерью Андрова А.А. является Андрова (Утробина) О. А. (л.д. 5,9). Андровой О.А. после заключения брака присвоена фамилия Юркина, согласно свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серия (л.д. 10).

Юркина (Андрова) О.А., действующая в интересах несовершеннолетнего ребенка Андрова А.А.ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д. 52-56).

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола ) Андров А.А. включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Утверждён состав семьи 2 человека, категория «инвалидов» Учетное дело . Дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-51).

Согласно списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утверждённых постановлениям главы муниципального района (округа) от ДД.ММ.ГГГГ.от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи участника программы указан 2 человека.

Как следует из учетного дела Андрова А.А., решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (выписка ) учетное дело Андрова А.А. снято с учета и исключено из списка участников ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (несоответствие условию о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года) (л.д. 65).

Согласно уведомления филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю в ЕГРН отсутствуют сведения о правах Андрова А.А. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89).

Из свидетельства о рождении серия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Андров А.А. родился – ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес> (л.д. 5).

Федеральным законом от 20.07.2020 г. № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в Федеральный закон от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Абзац третий части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" после слова "местности" дополнен словами "не позднее 1 января 1992 года".

Согласно статье 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (вступил в силу с 31.07.2020 года) действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Таким образом, статья 1 (в ред. ФЗ от 20.07.2020 № 228-ФЗ) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным законом, вне зависимости от даты постановки на учет.

Действующая редакция абзаца 3 части 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. ФЗ от 20.07.2020 № 228-ФЗ), подтвердила ранее установленную возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидами с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. С учетом того обстоятельства, что ст. 1 (в ред. ФЗ от 20.07.2020 №228-ФЗ) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным законом, вне зависимости от даты постановки на учет, учитывая, что истец рожден после 1 января 1992 года, следовательно, правом на обеспечение жилищными субсидиями не обладает. При этом абзац 1 статьи 1 указанного Федерального закона (распространяется на все категории лиц, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, с даты принятия оставался неизменным: право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера, рождения (не позднее 1 января 1992 года), что может свидетельствовать об уточняющем характере внесенного Федеральным законом от 20.07.2020 г. № 228-ФЗ изменения в целях единообразной правоприменительной практики.

Согласно пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», целью уточнения является исключения неоднозначного толкования положений статьи 1 Закона № 125-ФЗ и приведения их в соответствие с общими требованиями статей 51 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, повышению эффективности использования средств федерального бюджета, предусматриваемых на предоставление жилищных субсидий указанной категории граждан. Согласно пояснительной записки Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ Минстроя России в отношении проекта федерального закона № 632642-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»: «б) устанавливается, что право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей не позднее 1 января 1992 года».

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принятие законов, правовых актов относится к компетенции законодателя. Суд при разрешении спора применяет закон.

В силу положений части 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешить дело на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, норм действующего законодательства, а также исходя из обычаев делового оборота, в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами. Непосредственно Конституция Российской Федерации не определяет порядок предоставления жилищных субсидий и условий принятия на учет в целях обеспечения жилыми помещениями.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

Также Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что установленный статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" порядок определения очередности получения жилищных субсидий (предусматривающий приоритет для инвалидов I и II групп или инвалидов с детства, а также учет времени обращения за социальной выплатой) учитывает интересы и потребности граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, и обеспечивает реализацию конституционного принципа справедливости. (Определение Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 № 693-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Самары Станислава Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России в Разъяснении «Повышение эффективности информационно – разъяснительной работы, проводимой в рамках реализации механизма государственных жилищных сертификатов» указало следующее: «В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищной субсидии имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати лет. При этом в статье 1 Закона № 125-ФЗ законодатель определил требование относительно времени прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, которое относится ко всем категориям граждан, претендующим на получение жилищной субсидии: прибытие в указанные районы и местности не позднее 1 января 1992 г. Отсутствие норм, регулирующих порядок применения указанного ограничения к категории граждан – инвалидов с детства, приводит к возможности расширенного толкования требований абз.1 статьи 1 Закона № 125-ФЗ по отношении к инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В результате в большинстве случаев данный вопрос становится предметом судебных разбирательств. Необходимо отметить отсутствие единой позиции при рассмотрении в судах права на получение жилищной субсидии данной категории граждан.

ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России по данным вопросам рекомендует учитывать следующие особенности законодательства, регулирующего вопросы жилищного обеспечения граждан, переселяемых из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Например, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда (апелляционное определение от 29 сентября 2014 г. по делу № 33-8617) исходила именно из обязательности условия прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г. для приобретения права на получение жилищной субсидии.

Исходя из норм статьи 1 Закона № 125-ФЗ, которые необходимо рассматривать в совокупности, право на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) в отношении граждан, являющихся инвалидами с детства, напрямую зависит, в том числе, от времени прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (т.е. не позднее 1 января 1992 г.). В данном случае следует отметить, что федеральный законодатель, закрепляя за гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, особенно подчеркивал ограничение по времени прибытия в указанные районы и местности, связываю данный фактор, прежде всего, со сменой общественно-политической и социальной обстановки в стране. Распад СССР и начало формирование рыночных отношений привели к переходу большей части промышленных и горнодобывающих предприятий, составляющих основу экономики Отечественного Крайнего Севера в частную собственность. В связи этим действующая до 1 января 1992 г. система привлечения (ротации) трудовых ресурсов, базирующаяся на социалистической идеологической основе и системе «северных» льгот, утратила свою актуальность. В связи с этим граждане, прибывающие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности позднее 1 января 1992 г., принимая решение о рождении там детей, должны были полностью осознавать последствия данного решения с учетом суровых климатических условий. При несоблюдении требований статьи 1 Закона, в том числе, в части времени прибытия граждан, претендующих на получение жилищной субсидии (социальной выплаты), в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности, они не могут быть приняты на учет в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Законом № 125-ФЗ.

Таким образом, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) после 1 января 1992 г., правом на получение жилищной субсидии в соответствии с Законом № 125-ФЗ не обладают.

Иное толкование может привести к несоблюдению норм статьи 19 Конституции Российской Федерации, так как признание за инвалидами с детствами, родившимися после 1 января 1992 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, права на получение жилищной субсидии, нарушит принцип равенства аналогичного права по отношению к другим гражданам, которые прибыли в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей после 1 января 1992 года.

Требование федерального закона о прибытии (рождении) не позднее 01 января 1992 года изначально содержалось в абзаце первом статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", - «Установить, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: (далее указываются категории граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий), при этом право на получения жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, данное требование распространено на все категории перечисленных далее в последующих абзацах статьи, что следует из системного толкования правовой нормы и правил грамматики, грамматического и логического использования знака препинания (смысло – различительного) после окончания абзаца : (двоеточие), согласно правил грамматики двоеточие ставится перед перечислением, то есть указываются подробности, производится перечисление, разъясняется или раскрывается содержание того, о чем говорится до знака препинания, то есть, знак препинания : (двоеточие) является продолжением, завершением, дополнением изложенного в первой части предложения, продолжением которым заканчивается предложение. Таким образом, абзацы первый – третий статьи 1 первой указанного закона являются одним предложением, которое заканчивается знаком препинания - точкой после слова «лет.». Абзацы первый и третий взаимосвязаны и находятся в неразрывном единстве. Таким образом, условие о дате прибытия, в данном случае, рождении инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года, действовало с даты принятия закона.

Указанное подтверждает правоприменительная практика, в частности Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , в котором сделан вывод «Из системного толкования указанных положений закона следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение указанной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера - не позднее 01.01.1992 г., продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации».

Таким образом, доводы Юркиной О.А., законного представителя опекаемого Андрова А.А. не состоятельны.

Федеральный закон от 20.07.2020 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" подтверждает ранее установленное положение о том, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение указанной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера - не позднее 01.01.1992 года. Абзац третий после слова "местности)" дополнить словами "не позднее 1 января 1992 года" имеет целью подтверждение ранее установленной нормы в целях исключения необоснованного расширительного понимания данного абзаца, формирования единообразной правоприменительной практики, основанной не на произвольном понимании данного абзаца, а не безусловном, точном, правильном применении правовой нормы, исключающим необоснованное расширительное толкование закона. Федеральный закон от 20.07.2020 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" носит в указанной части уточняющий характер и не противоречит положениям статьи 4 ГК РФ, не противоречит положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации, подлежит применению на основании статьи 11 ГПК РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее по тексту – «Положение»). Настоящее Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Пунктом 21 Положения предусмотрен перечень случаев, когда граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (подпункт «г»).

Таким образом, решение комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола ), принято законно, обоснованно и в соответствии с действующим законодательством.

Право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Из положений ст. 46 Конституции РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения. Нарушений законных прав и интересов Андрова А.А. не установлено.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно пунктам 2, 3 вышеуказанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с Законом Пермского края от 18.12.2007 г. № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 7 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

Таким образом, надлежащим органом, осуществляющим реализацию подпрограммы в силу возложенных на него полномочий, является орган исполнительной власти субъекта РФ, в конкретном случае - Министерство строительства Пермского края.

К Министерству строительства Пермского края истцом исковых требований не сформулировано, в удовлетворении исковых требований к данному соответчику следует отказать.

С учетом предъявленных требований, суд также считает исковые требования в отношении ответчика - администрации Кочевского муниципального округа Пермского края не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований законного представителя Юркиной О. Афонасьевны, действующей в интересах Андрова А. А. к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по восстановлению в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника основного мероприятия подпрограммы ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты первоначальной постановки на учет (учетное дело ), отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ).

Судья И.В. Шерстюков