ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-214/2013 от 04.03.2014 Селижаровского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-3/2014                           Мотивированное решение составлено 04 марта 2014 года        Р Е Ш Е Н И Е                                            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    п. Селижарово                  26 февраля 2014 года

 Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко Е.В.,

 при секретаре Довлатовой М.Н.,

 с участием заместителя прокурора Селижаровского района Сугян И.М.,

 представителя ответчика администрации Селижаровского района Тверской области Чуриковой Е.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ

 представителя третьего лица ГКУ Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области Комарова А.М., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ

 представителя третьего лица главы администрации Оковецкого сельского поселения Селижаровского района Николаева С.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3/2014 по исковому заявлению прокурора Селижаровского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику администрации Селижаровского района Тверской области, Министерству транспорта Тверской области о возложении обязанности по ремонту (восстановлению) автомобильной дороги,

                                                                У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Селижаровского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику администрации Оковецкого сельского поселения Селижаровского района Тверской области о возложении обязанности по строительству (восстановлению) автомобильной дороги, просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонт автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> протяжённостью около <данные изъяты> километров, то есть осуществить комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик данной автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности автомобильной дороги. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Селижаровского района в ходе проведения проверки по обращению Д.А.Н. установлен факт ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления - администрацией <адрес> сельского поселения возложенных на него полномочий в сфере обеспечения жителей <адрес> подъездной дорогой. Установлено, что в состав муниципального образования «Оковецкое сельское поселение» входит <адрес> Как следует из информации главы администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ дороги местного значения, обеспечивающей беспрепятственный доступ автотранспорта в <адрес> в настоящее время фактически не существует. Жители <адрес> добираются до населенного пункта посредством проезда по имеющейся дороге до <адрес> затем через лес, достигают берега <адрес>, где на лодке переплывают реку к <адрес>, а оттуда по дороге местного значения - до <адрес>.

 Согласно информации администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ранее на территории сельского поселения функционировала дорога местного значения, посредством которой у населения имелась возможность беспрепятственного доступа в <адрес>. Указанная дорога проходит через <адрес> и <адрес>, которое также входит в состав <адрес> сельского поселения. Протяженность дороги от <адрес> до <адрес> составляет около <данные изъяты> километров. В настоящее время дорога не функционирует в связи с её ненадлежащим состоянием. Меры, направленные на её ремонт (восстановление) администрацией сельского поселения на протяжении длительного времени не принимаются.

 Согласно информации главы <адрес> сельского поселения в <адрес> расположено <данные изъяты> жилых домов, по месту пребывания зарегистрированы и проживают <данные изъяты> лица. В летнее время года лиц, проживающих на территории <адрес> (дачников), значительно больше. Отсутствие прямого дорожного сообщения с <адрес> (подъезда к <адрес>) в полной мере препятствует удовлетворению жителями деревни своих прав, в том числе предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Фактически жители <адрес> из-за отсутствия надлежащего дорожного сообщения лишены возможности приобретения продуктов питания и бытовых товаров первой необходимости, оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, своевременного прибытия пожарного расчёта, сотрудников правоохранительных органов.

 Согласно информации Начальника ОНД по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> на территории сельских поселений <адрес> за истекший период ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано <данные изъяты> пожаров (прямой материальный ущерб от которых составил <данные изъяты>), из них со смертельным исходом граждан <данные изъяты> пожара.

 Непринятие администрацией <адрес> сельского поселения мер по ремонту автомобильной дороги до <адрес> влечет за собой невыполнение возложенных ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочий, способствующих, в т.ч. предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению первичных мер пожарной безопасности в районе <адрес> созданию условий по обеспечению жителей <адрес> услугами торговли и бытового обслуживания, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории данного населенного пункта, а также угрозу сохранности их имущества. Поэтому прокурор просил удовлетворить иск на основании ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 18, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6, 11 ст. 3, ч. 9 ст. 5, п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15, ч. 1 ст. 34 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 31 Устава <адрес> сельского поселения <адрес>.

    В ходе судебного разбирательства по делу ДД.ММ.ГГГГ прокурор представил заявление об изменении исковых требований, обратив их к ответчикам администрации Оковецкого сельского поселения Селижаровского района и администрации Селижаровского района Тверской области, просил суд обязать администрацию Селижаровского района Тверской области произвести ремонт автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> протяжённостью <данные изъяты> км, и обязать администрацию Оковецкого сельского поселения Селижаровского района произвести ремонт автомобильной дороги <адрес> протяжённостью <данные изъяты> метров.

 Изменение требований было мотивировано тем, что согласно п. 1485 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № до <адрес> имеется дорога межмуниципального значения <данные изъяты> <адрес> с идентификационным номером №, протяженностью <данные изъяты> километров <данные изъяты> метров.

 В соответствии с Перечнем муниципальных образований <адрес>, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утверждённого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, органы местного самоуправления <адрес>, наделяются государственными полномочиями по содержанию дороги межмуниципального значения <данные изъяты> <адрес>

 Проведенной проверкой установлено, что дорога межмуниципального значения <адрес> посредством которой должен осуществляться беспрепятственный доступ автотранспорта в <адрес> не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р № Имеющиеся повреждения дороги делают невозможным движение по ней транспортных средств.

 Кроме того на выезде из <адрес> по направлению в <адрес> имеется сооружение в виде моста, с разрешенной массой проходимого транспорта до <данные изъяты> тонн. То есть доступ транспорта пожарной службы, а также скорой медицинской помощи, разрешенная масса которых превышает указанное ограничение, фактически перекрыт.

 Также проведенной проверкой установлено, что часть дороги, расположенная на территории <адрес> примыкающая к межмуниципальной дороге <адрес> и являющаяся составной частью дороги, посредством которой должен обеспечиваться доступ автомобильного транспорта в <адрес> также не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р № делают невозможным проезд автомобильного транспорта как непосредственно до <адрес> так и по самому населенному пункту (к домам, расположенным в деревне).

 Постановлением главы администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования <адрес> сельское поселение. Согласно указанному Перечню в состав автомобильных дорог местного значения <адрес> сельского поселения входит дорога в <адрес>, идентификационный номер № (п. 56 Перечня), а также подъездная дорога к <адрес> идентификационный номер № (п.107 Перечня).

 Как следует из положений действующего законодательства, строительство, ремонт и реконструкция автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения является обязанностью администрации сельского поселения, которая реализуется за счет собственных финансовых средств поселения.

 В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГКУ Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области, Министерство транспорта Тверской области и Правительство Тверской области, и в качестве третьих лиц на стороне ответчика - Министерство имущественных отношений Тверской области и Министерство финансов Тверской области.

 ДД.ММ.ГГГГ прокурор Селижаровского района, не меняя предмета иска от ДД.ММ.ГГГГ дополнил основания иска, обратив требования к ответчику Министерству транспорта Тверской области о ремонте автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> протяжённостью <данные изъяты> км, и к ответчику Администрации Селижаровского района о ремонте автомобильной дороги в <адрес> протяжённостью <данные изъяты> метров, указав других участвующих в деле лиц - Администрацию Оковецкого сельского поселения Селижаровского района, ГКУ Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство имущественных отношений Тверской области и Министерство финансов Тверской области в качестве третьих лиц на стороне ответчика. Данное исковое заявление мотивировано следующим.

 Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

 Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Такие обязательства возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог (ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

 Согласно Положению о Министерстве транспорта <адрес>, утверждённому Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № Министерство транспорта <адрес> является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим на территории <адрес> исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.

 Министерство транспорта осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в <адрес>, является главным распорядителем средств областного бюджета <адрес>, разрабатывает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> и правила расчёта размера ассигнований областного бюджета <адрес> на указанные цели.

 Поскольку автодорога <адрес> <адрес> внесена в перечень дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, и является дорогой межмуниципального значения, Министерство транспорта Тверской области является органом, ответственным за организацию работ по ремонту данной автомобильной дороги.

 В соответствии с. п. 1.1 Решения № от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче полномочий в ДД.ММ.ГГГГ году», принятого Советом депутатов <адрес> сельского поселения <адрес>, муниципальному образованию «<адрес>» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переданы полномочия, том числе, по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому прокурор полагал, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населённых пунктов <адрес> сельского поселения, в том числе и дороги по <адрес> в <адрес> возлагается на администрацию <адрес>.

 В судебном заседании зам. прокурора Селижаровского района Тверской области Сугян И.М. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении об изменении исковых требований, и просил их удовлетворить.

 Представитель ответчика администрации Селижаровского района Чурикова Е.А. в судебном заседании исковые требования к администрации Селижаровского района о ремонте автомобильной дороги в <адрес> признала, пояснив, что администрация <адрес> проведёт работы по ремонту данной дороги. Вместе с тем, представитель ответчика Чурикова Е.А. пояснила, что прокурор района в своём заявлении об изменении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ одновременно изменил основание и предмет первоначально заявленного иска, то есть, по сути, предъявил новый иск, что в соответствии с ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является недопустимым.

 Представитель ответчика Министерства транспорта Тверской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на заявление прокурора об изменении исковых требований, согласно которому собственником спорной автомобильной дороги является Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области. Дорога закреплена за ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» на праве оперативного управления. Организация работ по ремонту, капитальному ремонту или реконструкции объектов (выполнение функций заказчика) в рамках выделенных бюджетных ассигнований находится в ведении ГКУ «Дирекция ТДФ».

 В соответствии со статьей 179-4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом Тверской области от 28.12.2011 № 88-30 «О дорожном фонде Тверской области», постановлением Правительства Тверской области от 28.12.2011 № 300-пп «О Порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Тверской области» финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области осуществляется из средств дорожного фонда Тверской области. Денежные средства на ремонт, капитальный ремонт указанной дороги в областном бюджете Тверской области на ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ годы заложены не были, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «О государственной программе <адрес> «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ годы» ремонт, капитальный ремонт данной дороги также не предусмотрен. Автодорога <адрес> является грунтовой дорогой, то есть без дорожной одежды. Соответственно обеспечить пропускную способность дороги, ликвидировать колейность и ямочность возможно профилировочными работами (грейдирование с добавкой материала) в рамках работ по содержанию в пределах выделенных денежных средств.

 Полномочия по содержанию данной грунтовой автомобильной дороги в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере осуществления дорожной деятельности» и Приложением № к нему (пункт <данные изъяты>) переданы МО «<адрес>». <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог <данные изъяты> класса <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ с <адрес> цена контракта <данные изъяты>

 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об областном бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» МО «<адрес>» предусмотрены субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>

 Министерством транспорта <адрес> МО «<адрес>» субвенции на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> <данные изъяты> классов на ДД.ММ.ГГГГ перечислены в полном объёме. Тем самым, Министерство транспорта Тверской в рамках своих полномочий и лимитов бюджетных ассигнований обеспечило органы местного самоуправления <адрес> финансовыми средствами для реализации переданных государственных полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности.

 Представитель третьего лица администрации Оковецкого сельского поселения Селижаровского района Николаев С.А. против удовлетворения изменённых исковых требований прокурора не возражал.

 Представитель третьего лица ГКУ Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области Комаров А.М. в судебном заседании пояснил, что изменённые исковые требования прокурора считает законными и обоснованными. При этом пояснил, что, в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>» автомобильная дорога <адрес> относится к автомобильной дороге <данные изъяты> класса общего пользования межмуниципального значения, общей протяженностью <данные изъяты> Дорога является собственностью <адрес> в лице Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> и закреплена за ГКУ «Дирекция ТДФ» на праве оперативного управления.

 ГКУ «Дирекция ТДФ» в соответствии с его Уставом (п. 1.2) является бюджетным учреждением, наделенным функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес>. В целях реализации этих функций ГКУ «Дирекция ТДФ» является получателем бюджетных средств по статье «Дорожное хозяйство». Главным распорядителем бюджетных средств по статье «Дорожное хозяйство» является Министерство транспорта <адрес>. В соответствии с п. 2.3.1 Устава, ГКУ «Дирекция ТДФ» выполняет функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых за счет средств областного бюджета, федерального бюджета и других источников. С целью реализации закрепленных полномочий, ГКУ «Дирекция ТДФ» заключает государственные контракты по результатам проведенных торгов. В настоящее время Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № принята и сформирована Государственная программа «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ годы (далее - Государственная программа). Обязательным условием для проведения торгов является наличие объекта в утвержденной Государственной программе. Для проведения ремонта автодороги необходимо, чтобы собственник принял решение о проведении ремонта, которое оформил в виде конкретного пункта в Государственной программе и заложил деньги в бюджет области на данный ремонт. ГКУ «Дирекция ТДФ» не уполномочено на принятие самостоятельного решения о проведении ремонта объектов и выделении денег из бюджета.

 Заключение государственных контрактов осуществляется строго в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № № «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под выделенные собственником на конкретный объект денежные средства.

 В настоящее время собственником принято решение и выделены денежные средства лишь на содержание данной автомобильной дороги, на основании чего в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере осуществления дорожной деятельности» Администрацией МО «<адрес>» <адрес>, в рамках выделенных субвенций по результатам торгов был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги. Содержание подрядной организацией осуществляется в рамках денежных средств заложенных контрактом. Выполнить ремонт в рамках данного контракта не представляется возможным.

 Представитель третьего лица Правительство Тверской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв относительно заявленных исковых требований. В письменном отзыве указано, что согласно <данные изъяты> <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области организует осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Правительство Тверской области осуществляет закрепленные за ним полномочия самостоятельно или, если иное не установлено федеральным законодательством, через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области (статья 22 Закона «О Правительстве»).

 В соответствии с Положением о Министерстве транспорта <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим на территории <адрес> исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности является Министерство транспорта <адрес> (далее - Министерство). Министерство осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в <адрес>.

 Главным распорядителем средств Дорожного фонда является Министерство транспорта <адрес>. Государственное учреждение <адрес>, подведомственное Министерству транспорта <адрес>, осуществляющее управление в сфере дорожного хозяйства, то есть ГКУ «Дирекция территориального дорожного фонда <адрес>, является получателем средств Дорожного фонда. <адрес> не уполномочено принимать решения по организации дорожной деятельности.

 Представитель третьего лица Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменные возражения относительно заявленных исковых требований. Согласно отзыву на иск представителя Министерства финансов Тверской области в силу прямого указания, содержащегося в подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, в суде выступает в качестве надлежащего ответчика главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования. Аналогичное положение закреплено в подпункте «о» пункта 1 статьи 9 Закона Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджетном процессе в Тверской области».

 В соответствии с положениями Законов Тверской области об областном бюджете Тверской области на ДД.ММ.ГГГГПриложением № 14) утверждена ведомственная структура расходов областного бюджета на вышеуказанные годы, в соответствии с которой Министерство транспорта является главным распорядителем средств областного бюджета <адрес>. Министерство транспорта <адрес>, согласно пункту 5 Положения о Министерстве транспорте <адрес>, утвержденного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, является главным распорядителем и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

 Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв относительно заявленных исковых требований. Согласно отзыву на иск Министерства имущественных и земельных отношений <адрес>, управление государственным имуществом <адрес> осуществляется уполномоченными органами государственной власти <адрес> в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, <адрес>, нормативными правовыми актами <адрес>. В соответствии с положением о Министерстве имущественных и земельных отношений <адрес>, оно является органом государственной власти <адрес>, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере имущественных и земельных отношений. Полномочия собственника государственного имущества <адрес>, которые осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, определены разделом <данные изъяты> указанного Положения. Положением не предусмотрены полномочия Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> в сфере содержания автомобильных дорог.

 В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

 Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта <адрес>» Министерство транспорта <адрес> является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим на территории <адрес> исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

 В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «О наделении государственного учреждения «Дирекция территориального дорожного фонда <адрес>» отдельными управленческими функциями в сфере дорожной деятельности» государственное учреждение «Дирекция территориального дорожного фонда <адрес>» наделено функциями по осуществлению деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (дорожной деятельности) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения <адрес>. В целях реализации указанных функций государственное казенное учреждение «Дирекция территориального дорожного фонда» выступает государственным заказчиком <адрес> в сфере дорожной деятельности. Согласно Уставу государственное казенное учреждение «Дирекция территориального дорожного фонда <адрес>» является получателем бюджетных средств по подразделу классификации расходов бюджетов «Дорожное хозяйство».

 Спорная дорога находится в оперативном управлении Дирекции. В соответствии с пунктом <данные изъяты> Устава Дирекции к обязанностям Дирекции относится осуществление капитального и текущего ремонта закрепленного на праве оперативного управления имущества. В соответствии с пунктами <данные изъяты> Устава Дирекции она отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Дирекции несет собственник имущества - <адрес> в лице Министерства транспорта <адрес>.

 Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> решений, затрагивающих или нарушающих права истца, не принимало, не является органом, на который может быть возложена обязанность по проведению текущего и капитального ремонта автомобильных дорог <адрес>.

 Суд, принимая во внимание положения статьи 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц.

 Заслушав зам. прокурора Селижаровского района, поддержавшего иск в защиту неопределённого круга лиц, представителя ответчика Администрации Селижаровского района, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Обращение прокурора с соответствующим иском в суд в интересах неопределенного круга лиц соответствует требованиям действующего законодательства.

 В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан либо неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

 Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

 В ч. 2 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

 Правоотношения в сфере дорожной деятельности в Российской Федерации на федеральном уровне регламентированы Федеральным законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

 Положениями статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

 Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

 Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

 В соответствии со ст. 6 указанного Закона, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

 Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчёта размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесённых настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

 Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 13 Закона).

 Согласно ч. 4 ст. 17 вышеуказанного Закона, капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

 Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог (ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

 Материалами дела подтверждается, что <адрес> внесена в перечень дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждённый постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № и является дорогой межмуниципального значения (идентификационный номер № №).

 Из имеющегося в материалах дела акта проверки состояния автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ года, проведённой прокуратурой <адрес> совместно с инспекторами ДПС ОГИБДД МО МВД России <адрес> усматривается, что проезжая часть <адрес> посредством которой должен осуществляться беспрепятственный доступ автотранспорта в <адрес>, не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р № «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ Имеющиеся повреждения дороги делают невозможным движение по ней транспортных средств. Кроме того, на выезде из <адрес> по направлению в <адрес> имеется сооружение в виде моста, с разрешённой массой проходимого транспорта до <данные изъяты> тонн. Таким образом, доступ транспорта пожарной службы, а также скорой медицинской помощи, разрешённая масса которых превышает указанное ограничение, фактически перекрыт.

 Проезжая часть дороги <адрес> имеет множественные просадки и выбоины, достигающие в длину - <данные изъяты> см, в ширину - <данные изъяты> см, в глубину - до <данные изъяты> см. Размеры указанных повреждений проезжей части превышают предельные размеры отдельных просадок и выбоин, установленных в п. 3.1.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р №, затрудняют проезд транспорта и создают угрозу безопасности дорожного движения.

 Установление линейных параметров повреждений дорожного покрытия осуществлено с помощью мерной рулетки.

 Постановлением Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № № утверждено Положение о Министерстве транспорта <адрес>, в соответствии с пунктом <данные изъяты> которого Министерство транспорта <адрес> является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим на территории <адрес> исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.

 Согласно пунктам <данные изъяты> Положения, Министерство транспорта <адрес> обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, смету, имущество, являющееся государственной собственностью <адрес> и закрепленное за ним на праве оперативного управления, счет, печать с изображением герба <адрес> и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки со своим наименованием. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется из средств областного бюджета <адрес>.

 При этом, Министерство транспорта <адрес> является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

 Пунктами 7, 8 Положения определяются основные задачи и функции Министерства транспорта, к которым, в частности, относятся разработка и реализация государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства, направленной на максимальное удовлетворение спроса населения и потребностей <адрес> в услугах транспорта, дорожного хозяйства; обеспечение организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

 В соответствии с возложенными на Министерство транспорта основными задачами оно осуществляет определённые функции, к которым, в частности относятся: функции государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в курируемых сферах государственного управления; функции главного администратора доходов областного бюджета <адрес>; осуществляет правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению резервом материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера в транспортной сфере и дорожном хозяйстве; координирует деятельность подведомственных Министерству государственных учреждений <адрес> и государственных унитарных предприятий <адрес>, действующих в сферах транспорта, дорожного хозяйства, контролирует выполнение возложенных на них функций; разрабатывает и реализует государственную политику <адрес> в сфере организации транспортного обслуживания населения; участвует в разработке и реализации программ и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения; планирование дорожной деятельности и разработку мероприятий долгосрочных целевых программ в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> и осуществления дорожной деятельности на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> и оценки их транспортно-эксплуатационного состояния, долгосрочных целевых программ.

 В целях повышения эффективности выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № № утвердила Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти <адрес>, органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, государственных учреждений <адрес> и организаций различных форм собственности при осуществлении контроля качества и полноты производства работ на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>.

 В соответствии с пунктом 3.1 указанного Положения, Министерство транспорта <адрес> в соответствии с Положением о Министерстве транспорта <адрес> является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим на территории <адрес> исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.

 Министерство транспорта осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в <адрес>.

 Министерство транспорта является главным распорядителем средств областного бюджета <адрес>, разрабатывает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес> и правила расчёта размера ассигнований областного бюджета <адрес> на указанные цели.

 Положениями ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

 Во исполнение указанной статьи Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № утвержден Порядок организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>. Этим же Постановлением администрации <адрес> на Министерство транспорта <адрес> возложены обязанности по обеспечению организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> в соответствии с Порядком организации работ (пункт 2).

 Порядком организации работ предусмотрено, что Министерство транспорта <адрес> координирует организацию работ по ремонту автомобильных дорог (пункт 4 Порядка).

 Согласно п. 4 ст. 12 Закона Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области организует осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Статьей 22 указанного Закона предусмотрено, что Правительство <адрес> осуществляет закрепленные за ним полномочия самостоятельно или, если иное не установлено федеральным законодательством, через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти <адрес>.

 Как указывалось выше, Постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о Министерстве транспорта <адрес>, которое является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим на территории <адрес> исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности, осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в <адрес>.

 ГКУ «Дирекция ТДФ» в соответствии с пунктом 1.2 Устава является бюджетным учреждением, наделенным функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения <адрес>.

 В целях реализации этих функций ГКУ «Дирекция ТДФ» является получателем бюджетных средств по статье «Дорожное хозяйство». При этом, главным распорядителем бюджетных средств по данной статье является Министерство транспорта <адрес>. В соответствии с пунктом 2.3.1 Устава, ГКУ «Дирекция ТДФ» выполняет функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых за счет средств областного бюджета, федерального бюджета и других источников. С целью реализации закрепленных полномочий, ГКУ «Дирекция ТДФ» заключает государственные контракты по результатам проведенных торгов. Однако, для проведения ремонта автодороги необходимо, чтобы собственник принял решение о проведении ремонта и заложил деньги в бюджет области на данный ремонт. ГКУ «Дирекция ТДФ» не уполномочено на принятие самостоятельного решения о проведении ремонта объектов и выделении денег из бюджета.

 Заключение государственных контрактов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под выделенные собственником на конкретный объект денежные средства.

 Из материалов дела усматривается, что полномочия по содержанию данной грунтовой автомобильной дороги <адрес> в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере осуществления дорожной деятельности» и Приложением № к нему (пункт <данные изъяты>) переданы МО «<адрес>». <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог <данные изъяты> класса <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ с <адрес> цена контракта <данные изъяты>

 Законом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об областном бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» МО «<адрес>» предусмотрены субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> Министерством транспорта <адрес> МО «<адрес>» субвенции на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> <данные изъяты> классов на ДД.ММ.ГГГГ перечислены в полном объёме.

 Как следует из письменного отзыва Министерства транспорта <адрес>, обеспечить пропускную способность спорной грунтовой автодороги, ликвидировать колейность и ямочность возможно профилировочными работами (грейдирование с добавкой материала) в рамках работ по содержанию в пределах выделенных денежных средств.

 В связи с вышеизложенным, исходя из характера заявленных исковых требований суд приходит к выводу о том, что данное утверждение ответчика не основано на законе, противоречит вышеприведённым положениям действующего законодательства, и суд считает, что именно Министерство транспорта <адрес> является органом, ответственным за организацию работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения <адрес> <адрес>.

 Представленные прокурором доказательства бесспорно свидетельствуют о необходимости ремонта данной автомобильной дороги, однако ответчик Министерство транспорта Тверской области возложенные на него обязанности в части организации работ по ремонту дороги общего пользования межмуниципального значения не выполняет. Нуждаемость дороги в ремонте подтверждена представленными прокурором доказательствами в их совокупности (актом, заявлением граждан, фотоматериалами), в опровержение которых ответчиками надлежащих доказательств не представлено.

 Поскольку обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, суд, учитывая, что ответчик - Министерство транспорта Тверской области в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств <адрес> на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных учреждений и организаций, суд полагает необходимым возложить на Министерство транспорта <адрес> обязанность по обеспечению организации работ по ремонту дороги, т.е. выполнению указанных в заявлении прокурора требований, признав их законными.

 Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности. Состояние спорной автомобильной дороги является непригодным для проезда транспортных средств, не дает гражданам возможность использовать данный участок для проезда, нарушает их права на безопасное дорожное движение, сохранение жизни, здоровья и имущества.

 В современных условиях задача ремонта и содержания автодорог приобретает приоритетное значение. Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надёжности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.

 Как определено Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ ода № № ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения. Под первоначальными понимаются транспортно-эксплуатационные характеристики и потребительские свойства дороги и дорожных сооружений в момент сдачи в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта.

 Классификацией также определено, что задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчётную, для данной категории дороги. Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или, когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно.

 Таким образом, как установлено при рассмотрении дела, покрытие дорожной части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью.

 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине <данные изъяты> см, ширине <данные изъяты> см и глубине <данные изъяты> см (пункты 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ №).

 На момент проведения прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и рассмотрения дела судом государственной контракт на ремонт спорной автодороги заключен не был, денежные средства в бюджет на соответствующий финансовый год заложены не были, несмотря на то, что спорная автодорога нуждается в ремонте. Распределение бюджетных средств на цели обеспечения дорожной деятельности входит в компетенцию Министерства транспорта <адрес>. Ответственность за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения, в том числе и за ремонт, несет её владелец, в данном случае Министерство транспорта <адрес>.

 В связи с изложенным, суд находит необходимым заявленные исковые требования к Министерству транспорта Тверской области удовлетворить.

 Доводы письменного отзыва представителя ответчика Министерства транспорта Тверской области об отсутствии денежных средств на ремонт, капитальный ремонт дороги в областном бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ отсутствие указаний о ремонте, капитальном ремонте данной дороги в постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № «О государственной программе <адрес> «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ не освобождают Министерство транспорта <адрес> от исполнения возложенных на него обязанностей и не свидетельствуют о необоснованности заявленных исковых требований, как и доводы о том, что проезжаемость автомобильной дороги может быть обеспечена в рамках работ по её содержанию в пределах выделенных денежных средств.

 При рассмотрении исковых требований прокурора к ответчику Администрации Селижаровского района об обязании организации ремонта автомобильной дороги в <адрес> протяжённостью <данные изъяты>, суд приходит к следующему.

 Представитель ответчика Администрации Селижаровского района Чурикова Е.А. полагала, что прокурор в своём заявлении об изменении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ одновременно изменил основание и предмет первоначально заявленного иска, то есть, по сути, предъявил новый иск, что в соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ недопустимо.

 Суд считает указанные доводы представителя ответчика Чуриковой Е.А. не обоснованными, и не принимает их во внимание по следующим основаниям.

 Как следует из материалов дела, защищаемый иском прокурора интерес - это наличие автомобильной дороги, посредством которой у населения имелась бы возможность беспрепятственного доступа в <адрес>. Первоначально прокурор просил обязать ответчика отремонтировать автодорогу от <адрес> протяжённостью <данные изъяты> км. Впоследствии он предъявил иск о ремонте автодороги <адрес> протяжённостью <данные изъяты> км, и ремонте дороги по <адрес> <адрес> протяжённостью <данные изъяты> м, преследуя всё те же цели, и, защищая тот же интерес - возможность граждан добраться автотранспортом из <адрес> в <адрес>.

 Из имеющегося в материалах дела акта проверки состояния автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ года, проведённой прокуратурой Селижаровского района совместно с начальником ОНД по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС России по <адрес>, усматривается, что проезжая часть дороги по <адрес> <адрес> примыкающая к межмуниципальной дороге «Повадино-Копылы» и являющаяся составной частью дороги, посредством которой должен обеспечиваться доступ автомобильного транспорта к жилым домам в <адрес> не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р №, делает невозможным проезд автомобильного транспорта как непосредственно до <адрес> так и по самому населенному пункту (к домам, расположенным в деревне). По центру дороги по <адрес> проезжая часть заросла дикой растительностью (кустарники, мелкие деревья) и прерывается самодельным пешеходным мостиком, проброшенным через протекающий поперёк дороги ручей. Указанный участок дороги автомобильным транспортом пересечь невозможно, и к концу населённого пункта, в сторону <адрес> <адрес> добраться автотранспортом не представляется возможным.

 В судебном заседании установлено, что Постановлением главы администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования <адрес> сельское поселение. Согласно указанному Перечню в состав автомобильных дорог местного значения <адрес> сельского поселения входит дорога в <адрес>, идентификационный номер № (п. 56 Перечня), а также подъездная дорога к <адрес> идентификационный номер №п.107 Перечня).

 В соответствии с. п. 1.1 Решения № от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче полномочий в ДД.ММ.ГГГГ», принятого Советом депутатов Оковецкого сельского поселения <адрес>, муниципальному образованию «<адрес>» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переданы полномочия, том числе, по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В связи с тем, что администрацией <адрес> сельского поселения полномочия по осуществлению дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения переданы в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес>, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов <адрес> сельского поселения, возлагается на <адрес>.

 Поскольку для выполнения ответчиками установленных судом обязанностей необходимо соблюдение определенной процедуры, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает возможным установить срок исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ, при этом, при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения решения суда.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

      Р Е Ш И Л:

 Заявленные исковые требования прокурора Селижаровского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта Тверской области и Администрации Селижаровского района о возложении обязанности по обеспечению организации работ по ремонту автомобильной дороги - удовлетворить.

 Обязать Министерство транспорта Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ за счёт средств областного бюджета обеспечить организацию работ по ремонту автомобильной дороги <адрес> протяжённостью <данные изъяты> километров <данные изъяты> метров, то есть осуществить комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик данной автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности автомобильной дороги.

 Обязать Администрацию Селижаровского района Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонт автомобильной дороги <адрес> протяжённостью <данные изъяты> метров, то есть осуществить комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик данной автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности автомобильной дороги.

 Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме

 Председательствующий                                                                            Е.В. Величко