ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-214/2013 от 29.03.2013 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

Гр. дело № 2-214/2013

Решение

Именем Российской Федерации

29 марта 2013 года с. Ермаковское

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Носова В.В., при секретаре Степановой С.А.,

с участием представителя прокурора - помощника прокурора Ермаковского района Майорова С.А., истца ФИО1,

представителя ответчика - КГКУ "Центр занятости населения Ермаковского района" ФИО2,

третьего лица - главного специалиста органа опеки и попечительства ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ермаковского района, действующего в интересах ФИО1, к Красноярскому государственному казенному учреждению "Центр занятости населения" Ермаковского района о признании действий КГКУ ЦЗН в части назначения Тонких пособия по безработице в размере минимальной величины незаконными и обязании назначить Тонких пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Красноярском крае,

установил:

Из заявления усматривается, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО9 о нарушении ее прав КГКУ "Центр занятости населения <адрес>". В ходе проверки было установлено, что ФИО9 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 впервые обратилась в КГКУ "Центр занятости населения <адрес>", согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ Тонких признана безработной и ей назначено пособие по безработице в размере минимальной величины 1020 рублей. Согласно ч.5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Прокурор просил признать незаконными действия КГКУ ЦЗН в части назначения Тонких пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице и обязать назначить Тонких пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившего в <адрес>.

В судебном заседании представитель прокурора - помощник прокурора Майоров уточнил исковые требования и просил назначить Тонких пособие на 6 месяцев с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, в остальном исковые требования поддержал в полном объеме.

ФИО1 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, также пояснила, что впервые в Центр занятости населения обратилась в 2012 году.

Третье лицо - главный специалист органа опеки и попечительства ФИО5 просила требования прокурора удовлетворить, считая, что они обоснованы. Суду пояснила, что для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и вообще для детей <адрес> существует программа "летнее оздоровление, летняя занятость несовершеннолетних детей". Дети старше 14 лет принимаются в стройотряды и от Центра занятости населения выделяются рабочие места. Орган опеки и попечительства, как опекун детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей трудоустраивают детей, чтобы дети были заняты, могли заработать деньги. От ЦЗН освобождалось несколько рабочих мест по указанной программе для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей находящихся на воспитании в детском доме и социально реабилитационном


2

центре. Орган опеки и попечительства полагал, что дети заняты именно по программе, однако в ЦЗН без всяких пояснений детей вносили в базу как впервые ищущих работу. При обращении в краевой ЦЗН было разъяснено, что выплата пособия происходит в течение 6 месяцев гражданам, впервые ищущим работу. В связи с тем, что детям было всего 14-15-16 лет, с ними заключались договора на выполнение определенных работ, при этом эти дети вносились в базу как впервые ищущие работу. Впоследствии получилось так, что нескольким детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей впервые обратившимся в ЦЗН, было отказано в выплате пособия, как повторно обратившимся. Хотя, указанные дети сами пришли в ЦЗН впервые в своей жизни.

Представитель КГКУ "Центр занятости населения <адрес>" ФИО2, действующая в рамках предоставленных ей доверенностью полномочий, исковые требования прокурора признала.

Однако, она пояснила, что в силу ч.5 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", гражданин имеет право на социальные гарантии только впервые зарегистрированный в программах временного трудоустройства, несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, организованных службой занятости. При повторном обращении в органы службы занятости теперь уже в целях постоянного трудоустройства детей данной категории утрачивают право на пособие по безработице в размере средней заработной платы, сложившейся в субъекте РФ, поскольку лица, ранее участвовавшие в свободное от учебы время в программах временной занятости, не могут быть признаны ищущими работу впервые. Согласно имеющейся в КГКУ "Центр занятости населения <адрес>" документации ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ приказом была зарегистрирована и трудоустроена по программе временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, организованных службой занятости. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Ермаковского сельского совета на основании заключённого договора с Тонких (Хусаиновой), последняя была трудоустроена на выполнение общественных работ. Таким образом, ФИО9 не является ищущей работу впервые.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о рождении 1-ЛЖ от ДД.ММ.ГГГГ родителями ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО3 и ФИО4

Из свидетельства о заключении брака 1-БА от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8 и ФИО7 заключили брак и после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО9.

Решением Ермаковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Тонких (Хусаиновой) - ФИО4 лишена родительских прав.

Согласно свидетельству о смерти 1-БА от ДД.ММ.ГГГГ отец Тонких (Хусаиновой) - ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа и.о. директора КГБУ СО ЦС "Ермаковский" от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО9 (ФИО7) поступила в указанное учреждение на полное государственное обеспечение ДД.ММ.ГГГГ, на основании личного заявления и была отчислена из учреждения ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступлением в ПУ-44 <адрес>.

Согласно справке главного специалиста по опеке и попечительству ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ Тонких принадлежит к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на воспитании в детском государственном учреждении на полном государственном обеспечении.


3

Из распоряжения администрации Ермаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании заключенного договора с Центром занятости населения несовершеннолетняя ФИО3 была трудоустроена для выполнения общественных работ по благоустройству и озеленению <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ермаковского сельсовета в лице главы ФИО11 и ФИО3 заключен трудовой договор по охране зеленых насаждений и уборке мусора с общественных территорий <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением главы администрации Ермаковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГр/к ФИО3 была уволена в связи с окончанием срока действия трудового договора.

В соответствии с приказами директора КГКУ ЦЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГДТ/1 и П ФИО1 признана безработной и ей назначено пособие по безработице в размере 1020 рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены условия, при которых лицо может быть признано ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Так, ребенком, оставшимся без попечения родителей, является лицо в возрасте до 18 лет, которое осталось без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, а также при других условиях.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Согласно ч.5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за
вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие
иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за
исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных
работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая
обучение по направлению государственной службы занятости населения.

В соответствии со ст. 7.2 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании - временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.


4

В соответствии с ч.2 ст. 30 указанного закона пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

В настоящее время ФИО9 является совершеннолетней, однако не достигла возраста 23 лет, в связи с чем, она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и вправе пользоваться гарантиями и льготами, предусмотренными федеральным законом.

Одной из социальных гарантий, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", является увеличенный размер пособия по безработице, выплачиваемого детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В назначении пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Красноярском крае, ФИО9 было отказано, поскольку, по мнению специалистов КГКУ ЦЗН, она не относится к категории граждан ищущих работу впервые.

Представителем ЦЗН не представлены доказательств того, что в 2008 году при участии в программе "летнее оздоровление, летняя занятость несовершеннолетних детей" Тонких (Хусаиновой) при обращении в КГКУ "Центр занятости населения" предоставлялись социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года№ 159-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд полагает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, работающие на условиях временной занятости в свободное от учебы время при их обращении в органы службы занятости населения нельзя отнести к категории ищущих работу или зарегистрировать в этом статусе, поскольку в соответствии со ст. 2 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" они считаются занятыми.

ФИО9 относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на условиях временной занятости в свободное от учебы время, в связи с чем имеет право на предоставление гарантий, как лицо, ищущее работу впервые.

Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ермаковского района, действующего в интересах ФИО1, к Красноярскому государственному казенному учреждению "Центр занятости населения" Ермаковского района удовлетворить.

Признать незаконными действия Краевого государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Ермаковского района" в части назначения ФИО1 пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Ермаковского района" назначить ФИО1 с 10 июля 2012 года пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Красноярском крае.


Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ермаковский районный суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В. Носов