Дело 2-214/2014
решение
Именем Российской Федерации
07 июля 2014 года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края
в составе:
председательствующего Омелько Л.В.
при секретаре Ямановой А.Б.,
с участием истца помощника прокурора г. Белокуриха Бурыкина Р.В.,
представителей ответчиков Управления социальной защиты населения по <адрес> ФИО1, представителей Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по <адрес>, Главному Управлению <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО5 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по <адрес>, Главному Управлению <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании действия Управления социальной защиты населения по <адрес>, Главного Управления <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) выразившиеся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО5, а также в предоставлении недостоверных сведений о размерах начисленных компенсаций расходов на оплату коммунальных услуг незаконными, обязании Управления социальной защиты населения по <адрес>, Главного Управления <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белокурихе достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО5, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> недоначисленных сумм федеральной социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты> копейки.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Бурыкин Р.В. уточнил период начисления социальной доплаты – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что ФИО5 является пенсионером и как инвалид <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на социальную доплату при условии, если общая сумма его материального обеспечения не превышает величины прожиточного минимума. С ДД.ММ.ГГГГ право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта, наряду с другими льготами, заменено ежемесячной денежной выплатой. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время ФИО5 не пользовался правом на приобретение социального билета. Законных оснований для включения денежного эквивалента льготы по оплате проезда в общественном транспорте при определении общей суммы материального обеспечения ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ года не имелось. В результате предоставления Управлением социальной защиты населения по <адрес>, Главалтайсоцзащитой в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах, подлежащих учету при начислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО5, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> общие суммы материального обеспечения ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года определялись с учетом денежного эквивалента льготы по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения в связи с чем недоначислены суммы федеральной социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании помощник прокурора Бурыкин Р.В. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований по вышеизложенным основаниям.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Главного Управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ФИО3 с исковыми требованиями не согласна, суду пояснила, что учет денежного эквивалента по оплате проезда, который учитывался при исчислении совокупного дохода ФИО5, производился Главалтайсоцзащитой правомерно, в силу нормативных документов <адрес>. Кроме того, Закон № 178-ФЗ и Правила № 804н не предусматривают пересмотр размеров денежных эквивалентов и размеров ФСД за прошлое время и осуществления в связи с этим каких-либо доплат федерального бюджета. Начисление доплат Пенсионный фонд производит на основании сведений представленных Главалтайсоцзащитой. ФИО5 неначислялась доплата за проезд, так как Главалтайсоцзащита подавала сведения о начисленной и выплаченной доплате ФИО5
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по <адрес> ФИО1 в судебном заседании иск не признала, возражала против удовлетворения требований истца, полагает, что начисление и выплата доплаты за проезд носит заявительный характер. ФИО5 не обращался с заявлением о пересчете выплат, поэтому ему данная доплата и не начислялась. Управление социальной защиты населения в <адрес> сведения в Пенсионный фонд не передает. Сведения передаются в Главалтайсоцсащиту о компенсации комуслуг, а Главалтайсоцзащита подает сведения об инвалидах в Пенсионный фонд который и начисляет доплату за проезд.
Представитель третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явились.
Представитель Управления Федерального казначейства по <адрес> просил дело рассмотреть в его отсутствие. До судебного заседания представил отзыв на исковое заявление, в котором просил исключить министерство финансов РФ и Управление Федерального казначейства по <адрес> из числа третьих лиц, поскольку их права и интересы не затрагиваются.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, требования истца суд признает обоснованными.
В судебном заседании установлено, что ФИО5 является инвали<адрес> группы и получателем пенсии по инвалидности (л.д. 11-12).
В соответствии с положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ФИО5, как инвалид 3 группы с 01 июня 2013 года имеет право на социальную доплату при условии, если общая сумма его материального обеспечения не превышает величины прожиточного минимума.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера также учитываются меры социальной поддержки (помощи), в том числе денежные эквиваленты предоставляемых в натуральной форме мер социальной поддержки по оплате проезда во всех видах пассажирского транспорта. Если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пп. 4 п. 5, 6 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.09.2009 г. № 805н).
Величина прожиточного минимума пенсионера в <адрес> установлена на ДД.ММ.ГГГГ год - в размере <данные изъяты> копеек, на ДД.ММ.ГГГГ в размере – <данные изъяты> копеек.
С ДД.ММ.ГГГГ право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта, наряду с другими льготами, заменено ежемесячной денежной выплатой, а в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан» с ДД.ММ.ГГГГ для льготной категории граждан введены проездные билеты, дающие право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по март ДД.ММ.ГГГГ года ФИО5 не пользовался правом на приобретение льготного проездного билета, а назначенная ежемесячная денежная выплата учитывалась при определении суммы материального обеспечения ФИО5
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> общие суммы материального обеспечения ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года определялись, в том числе и исходя из сведений, предоставляемых органом социальной защиты населения о размере денежного эквивалента льготы по оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного (внутрирайонного) сообщения.
Управлением социальной защиты населения по <адрес>, Главным Управлением <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) представлены в орган пенсионного обеспечения недостоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО5 суммы федеральной социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ года, где показатель «0», по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года.
Действия Главного Управления <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), Управления социальной защиты населения по <адрес> по предоставлению в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведений о выплатах подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО5 привели к тому, что ФИО5 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> были недоначисленны суммы федеральной социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года включительно в размере <данные изъяты> <данные изъяты> копейки.
Что подтверждается расчетом:
Период
Величина
прожиточного
минимума
Размер
пенсии
Ежемесячные
денежные
выплаты(ЕДВ)
Меры социальной поддержки (оплата ЖКХ и др)
Стоимость набора социальных услуг
Всего СМО (правильная) (n3-4-5+6)
Должна быть ФСД (n2-7)
Фактически выплачено ФСД (сведения ПФ)
Недоплата
Переплата
(-) (n8-n9)
Занижен из-за необоснованного учета проезда и ЕДК за другие месяца
ЕДК
Проезд
2013г.
июнь
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
ИТОГО: <данные изъяты>
Расчет проверен судом, ответчиками не оспорен.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и в отношении истца ФИО5 ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>.
Довод представителя ответчика Управления социальной защиты населения по <адрес> ФИО1 о том, что доплата за проезд носит заявительный характер несостоятельна, поскольку пунктом 12 Правил предусмотрен пересмотр денежного эквивалента мер социальной поддержки уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по заявлению пенсионера исходя из фактически предоставленного объема мер социальной поддержки в натуральном виде за предыдущий период.
Таким образом, указанными нормами установлена обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлять в соответствующие отделения пенсионного фонда сведения о денежном эквиваленте мер социальной поддержки на каждого пенсионера. При этом размер денежного эквивалента может быть пересчитан по соответствующему заявлению пенсионера с учетом фактически предоставленного ему объема мер социальной поддержки.
Указанными Правилами предусмотрено преобразование
меры социальной поддержки, предоставляемой в натуральной форме, по оплате льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, исходя из стоимости месячного проездного билета, выдаваемого льготным категориям граждан субъекта Российской Федерации, или исходя из стоимости среднего количества поездок в месяц, рассчитанных для каждого вида транспорта, с учетом размера предоставляемой меры социальной поддержки (п.8 и 9 Правил).
Другой порядок преобразования меры социальной поддержки в натуральной форме по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта не предусмотрен.
Таким образом, исходя из приведенного действующего законодательства определение денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта возможно только в том случае, если мера социальной поддержки установлена действующим законодательством в натуральном виде (бесплатный проезд или выдача бесплатных проездных билетов).
Аналогичная позиция изложена в Разъяснениях Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 "По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат".
Иное толкование случаев определения денежного эквивалента меры социальной поддержки противоречит основам оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в частности пенсионерам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии представляет собой денежную сумму к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума.
Таким образом, при определении права пенсионера на социальную выплату учитываются только получаемые пенсионером денежные выплаты и денежный эквивалент отдельных предоставляемых мер социальной поддержки в натуральной форме. Не может учитываться денежный эквивалент такой меры социальной поддержки, которая не предоставляется пенсионеру в натуре. В противном случае сумма указанного эквивалента при зачете в общую сумму материального обеспечения пенсионера не соответствует его реальному обеспечению, так как фактически пенсионеру льгота в натуре не предоставляется.
При изложенном суд приходит к выводу, что от указанной льготы материальный истец ФИО5 не отказывался, с заявлением о пересмотре денежных эквивалентов, исходя из фактического объёма социальной поддержки, в управление социальной защиты населения по <адрес> не обращался. Доплату за проезд не получал.
Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО5 подлежат удовлетворению к Управлению социальной защиты населения по <адрес>, Главному Управлению <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>.
Поскольку в расчете цены иска период недоначисления указан с июля месяца 2013 года по март месяц 2014 года, то при удовлетворении требований истца, суд исходит из периода указанного в расчете с июля месяца 2013 года.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать действия Управления социальной защиты населения по <адрес>, Главного Управления <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита), выразившиеся в предоставлении в орган пенсионного обеспечения недостоверных сведениях о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО2, незаконными.
Обязать Управление социальной защиты населения по <адрес>, Главное Управление <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) предоставлять в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> края достоверные сведения о выплатах, подлежащих учету при исчислении общей суммы материального обеспечения инвалида ФИО2, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> края в пользу ФИО2 недоначисленные суммы федеральной социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца со дня оглашения решения в <адрес>вой суд через Белокурихинский городской суд.
Судья Белокурихинского
городского суда Л.В. Омелько