ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-214/2017 от 28.03.2017 Чунского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2017 года п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Качиной Г.М., при секретаре Суняйкиной Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-214/2017 по иску прокурора Чунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Каменского муниципального образования о возложении обязанности принять меры к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чунского района обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Каменского муниципального образования» в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности принять меры к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения муниципальными образованиями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что администрацией Каменского муниципального образования не принято должных мер к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что на территории Каменского муниципального образования находятся следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>. Между тем, право администрации Каменского муниципального образования на данные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают вопросы местного значения. Требованиями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 3 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложены на сельские поселения. Аналогичные требования установлены ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона №131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Как следует из ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат только собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 21-8-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Вышеуказанные объекты, используемые на территории Каменского муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства для водоснабжения и теплоснабжения населения, относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Однако отмеченное имущество обслуживается администрацией Каменского муниципального образования при отсутствии зарегистрированного права собственности, чем нарушается принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Без надлежащего оформления права муниципальной собственности на указанные объекты, используемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства, невозможно осуществлять деятельность по их содержанию, проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации за счет местного бюджета, что может повлечь несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению и теплоснабжению, ущемление прав граждан на надлежащие условия жизнеобеспечения. Реализация перечисленных полномочий возможна только после осуществления государственной регистрации прав на объекты жилищно-коммунального хозяйства, поскольку в силу ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества. Таким образом, в целях предотвращения нарушения прав неограниченного круга лиц на обеспечение водоснабжением и теплоснабжением, последствием которых может быть причинение вреда здоровью людей, требуется принятие мер по оформлению права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ на территории государства действуют федеральные законы и другие нормативные акты, которые должны неуклонно исполняться органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с 4.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Круг граждан, в отношении которых существует угроза причинения вреда, невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Просит возложить обязанность на МКУ «Администрация Каменского муниципального образования» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принять меры к оформлению права муниципальной собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>.В судебном заседании помощник прокурора Чунского района Ракунова А.С., настаивая на исковых требованиях, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила возложить на администрацию Каменского муниципального образования обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принять меры к оформлению права муниципальной собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>.

Представитель администрации Каменского муниципального образования, действующая на основании доверенности на имя ФИО1. от 27 марта 2017 года, исковые требования признала, пояснила, что часть спорных объектов была передана им от Комитета по управлению муниципальным имуществом и на эти объекты право собственности устанавливается через комитет. На объекты, которые находятся на территории Каменского муниципального образования и не были переданы Комитетом по управлению имуществом муниципальному образованию, и которые возможно технически использовать, право собственности устанавливается администрацией, путем обращения в многофункциональный центр по предоставлению государственных услуг. В настоящее время ведутся кадастровые работы. Все, что зависит от администрации, они постараются выполнить за 3-4 месяца. Дальнейший срок будет зависеть от того, как быстро документы будут оформлены Комитетом по управлению имуществом и направлены в Министерство имущественных отношений. В связи с этим срок, который просит прокурор, для них недостаточен, а поэтому просит установить срок более длительный, чем просит прокурор.

Выслушав объяснения помощника прокурора Чунского района Ракуновой А.С., представителя администрации Каменского муниципального образования ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают вопросы местного значения.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки исполнения администрацией Каменского муниципального образования исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выявлено, что администрацией Каменского муниципального образования не принято должных мер к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 3 ноября 2016 года № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложены на сельские поселения.

Аналогичные требования установлены ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно
связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат только собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение, что ответчиком не исполняется законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Администрацией Каменского муниципального образования не принято должных мер к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Без надлежащего оформления права муниципальной собственности на указанные объекты, используемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства, невозможно осуществлять деятельность по их содержанию, проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации за счет местного бюджета, что может повлечь несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению, ущемление прав граждан на надлежащие условия жизнеобеспечения. Тем самым государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности. А поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Устанавливая срок исполнения, суд исходит из требований разумности и времени, необходимого для исполнения решения суда, и считает возможным установить срок исполнения решения до 30 декабря 2017 года.

Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Чунского района к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Каменского муниципального образования» в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности принять меры к оформлению права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Каменского муниципального образования» принять меры к оформлению права муниципальной собственности на следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>; водонапорная башня, расположенная по адресу: <...>, в соответствии с требованиями законодательства в срок до 30 декабря 2017 года.

Исковые требования в части установления срока исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение месяца.

Председательствующий