Дело № 2-214/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 05 февраля 2021 года
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Потеревич А.Ю., при секретаре Попове А.А., с участием помощника судьи Будковой П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к ТСЖ «Омский-1» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее – истец) обратился в суд с требованиями к ТСЖ «Омский-1» (далее – ответчик), в обоснование требований указал, что является собственником <адрес> в <адрес>.
Управление многоквартирным домом осуществляет ответчик и одновременно является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых потребителям многоквартирного дома. Площадь многоквартирного <адрес> - 3079,8 кв.м., состоит из 60 квартир и, рассчитан на проживание не менее 120 граждан.
24.10.2019 за подписью главного бухгалтера ТСЖ «Омский-1» представителю вручен расчет стоимости отопления за 2018-2019 год по <адрес>, №. По сути, вручена корректировка за отопление в отопительный сезон с октября 2018 года по май 2019 года включительно, с размером доплаты - 3239 рублей 98 копеек, с чем истец не согласен, поскольку полагает размер корректировочной доплаты за отопление завышенным.
С начала отопительного сезона 2018 года плата за отопление начисляется по 1/12 круглый год. При этом корректировка ответчика за 2018-2019 годы завышена по следующим основаниям: так общий (суммарный) объем тепловой энергии по общедомовым приборам учета на нужды отопления с 477,86 Гкал в отопительный период 2017-2018 вырос до 589,33 Гкал в период 2018-2019. Рост составил 123,33%. В то же время объем тепловой энергии в целях горячего водоснабжения за период 2018-2019 годы снизился более чем в 2 раза - до 110,32 Гкал, против 233,13 Гкал в сезон 2017-2018 годы показывают, что с ноября 2018 годы объем потребления ГВС по многоквартирному дому № ответчик оплачивает АО «Омск РТС» не по фактическим показаниям ОДПУ, а в одном и том же заниженном размере - 12,8265 Гкал/месяц.
Полагает, что для многоквартирного <адрес> ноября 2018 применяется норматив потребления, определенный исходя из норм, установленных РЭК Омской области, т.е. нормы тепла на подогрев воды - 0,0503 Гкал/куб.м. и нормы потребления ГВС в месяц - 3,4 куб.м/чел.
Общее завышение начисленной ответчиком платы за отопление по перерасчету истца за 2019-2020г.г. ориентировочно составляет 1968,66 руб. Общее завышение за услугу отопления ориентировочно равно 8171,48руб.(6202,82 + 1968,66).
Вторая претензия к ответчику заключается в завышении платы (взносов) на содержание и текущий ремонт общего имущества по <адрес>
Так с 01.01.2018 плата на содержание и текущий ремонт установлена ответчиком в размере 17,16 руб./кв.м., в том числе тариф на текущий ремонт - 1,21 руб./кв.м.
16.05.2018 ответчик предложил увеличить расходы на оплату труда работников на 1,44 руб./кв.м., и текущий ремонт - 0,56 руб./кв.м.
26.07.2018 протоколом общего собрания утверждена смета доходов и расходов на 2018 год с размером стоимости содержания жилья - 19,16 руб./кв.м. Эта же общая стоимость - 19,16 руб./кв.м. продублирована ответчиком с 01.09.2018 в размере платы, где тариф по статье «текущий ремонт» равен 1,77 руб./кв.м. Поскольку сроки действия сметы доходов и расходов на 2018 год не оговорены как самой сметой, так и Протоколом общего собрания, то по статье «текущий ремонт» в расходную часть сметы 2018 года следовало включить сумму не более 102 706,96 руб. То есть, с 01.01.2018 до 01.09.2018 исходя из тарифа на текущий ремонт - 1,21руб./кв.м., а с 01.09.2018 - 1,77руб./кв.м.
Таким образом, общее завышение сметы 2018г, как минимум, равно 97 543,97руб. или 1,33руб. на кв.м./месяц. Из чего следует, что размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в ТСЖ «Омский- 1» с 01.09.2018 должен составлять не более 17,83руб./кв.м.
Аналогичная ситуация сложилась в 2019 и 2020 годах.
Полагает, что ответчик путем включения в расходную часть смет одних и тех же работ (услуг) на одни и те же объекты и в одних и тех же суммах, вводит истца в заблуждение. При этом по факту работы не выполнялись. О чем свидетельствуют ках сметы, так и отчеты об их исполнении. При таких обстоятельствах ответчик нарушил законные права и интересы истца, как собственника помещения в многоквартирном <адрес> как потребителя, предоставляемых услуг.
Ссылаясь на нормы права, после уточнения заявленных требований просит, признать незаконными, нарушающими права и интересы истца, как потребителя услуг действия ответчика в части:
- применения с 01.11.2018 заниженных, документально не подтвержденных объемов потребления тепловой энергии (нормативов потребления) в целях горячего водоснабжения для многоквартирного <адрес> размере 12,8265 Гкал/месяц, установленных ответчиком без учета фактически проживающих и/или зарегистрированных граждан в многоквартирном <адрес>, без учета потребления горячего водоснабжения коммерческими организациями в многоквартирном <адрес>.
Общее начисление платы истцу за отопление с октября 2018 по май 2019, в размере 14 511,07 по расчету стоимости отопления за 2018-2019 <адрес>, с суммой доплаты - 3239,98 руб. и общее начисление платы за отопление с 01.10.2019 по 30.04.2020 в размере 13 205,82 руб. по расчету стоимости отопления за 2019-2020 <адрес>, которые произведены истцу ответчиком в виде разницы между общим объемом потребления тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учета в многоквартирном <адрес> заниженным объемом потребления (нормативом потребления) применяемым в целях горячего водоснабжения для многоквартирного <адрес> 01.11.2018, в размере 12,8265 Гкал в месяц. А также начисления платежей истцу за отопление, исходя из расхода тепловой энергии в многоквартирном <адрес>, которая фактически не потреблена и не учтена общедомовыми приборами учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес> 2016-2017 в объеме 52,124Гкал (истцу излишне начислено 1237,15 руб.); в 2017-2018 в объеме 43,627Гкал (истцу излишне начислено 1010,57 руб.)
Включение ответчиком в размер платы (взносов) за содержание и ремонт общего имущества на 2018г. и 2019г. услуг (работ), относящихся к текущему ремонту в размерах, выше установленного тарифа в 1 руб.77коп. на кв.м, жилого (нежилого) помещения. А также включение в 2018 и 2019 годах одних и тех же сумм за услуги (работы), которые по факту не выполнялись, либо работ (услуг), размер которых необоснованно (умышленно) завышен, к выполнению не планировался и по факту не выполнен, но включен в сметы и в размер платы (взносов) на 2018 и 2019 годы с единственной целью - увеличивать ежегодный общий тариф (размер взносов) за содержание и ремонт владельцам жилья, в том числе и Истцу.
Непредставления ответчиком (по неоднократному письменному заявлению матери, как моего представителя по доверенности) достоверной информации в платежных квитанциях истца о фактических показаниях и суммарном объеме потребления всех предоставляемых исполнителем (ответчиком) коммунальных услуг в многоквартирном <адрес> исключительно по показаниям общедомового прибора учета.
Взыскать в пользу истца с ответчика:
Необоснованно начисленную плату за отопление в завышенном размере - 8171,48руб.
Необоснованно начисленную плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в ТСЖ «Омский-1» в завышенном размере – 1691 руб.00 коп.
Компенсацию морального вреда в сумме 500 руб.00 коп
Штраф за отказ от добровольного исполнения требований потребителя в размере 50%, присужденной судом суммы в пользу Истца.
Почтовые расходы по отправке заказных писем в адрес суда и ответчика 353руб. 00коп.
Обязать Ответчика:
- обеспечить раздельный учет тепловой энергии в многоквартирном <адрес> исключительно по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии: отдельно на нужды отопления, отдельно на нужды в целях ГВС, путем фиксации соответствующих показаний в справках о потреблении тепловой энергии по приборам учета за отопление и ГВС, составляемой в каждом расчетном периоде спецорганизацией по договору с ТСЖ «Омский-1»;
- предоставлять истцу в каждом расчетном периоде полную информацию в платежных (к документах (счетах) по каждой предоставляемой услуге о показаниях каждого общедомового прибора учета нарастающим итогом, а также о суммарном объеме потребления услуг в многоквартирном <адрес>, включая объемы водоотведения.
В судебном заседании истец участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Представитель истца, действующий на основании доверенности, ФИО2, требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что за период до 2018 года ответчиком произведен перерасчет в пользу истца по предписанию Государственной жилищной инспекции Омской области, с 01.01.2018 начисление за отопление и горячее водоснабжения происходит в соответствии с требованиями законодательства, в соответствии с данными общедомовых приборов учета.
Представитель АО «Омск РТС» ФИО4, в судебном заседании пояснил, что начисление по многоквартирному дому № по <адрес>, производится в соответствии с требованиями законодательства.
Представитель Государственной жилищной инспекции Омской области ФИО5 в судебном заседании отметила, что логика начисления платы за отопление и горячее водоснабжение ТСЖ «Омский-1» сохранена. Вместе с тем, до потребителя ФИО1 не доводится полный объем информации, в частности показания общедомовых приборов учета, суммарный объем потребления услуг в многоквартирном <адрес>.
Предписания Государственной жилищной инспекции Омской области, выданные ТСЖ «Омский-1», исполнены.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность собственника оплачивать услуги по содержанию и ремонту жилого помещения и общего имущества возникла в силу требований ст. 153 - 155, ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания жилого помещения и общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, что следует из ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация осуществляет начисление и сбор платы со всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме за предоставление жилищно-коммунальных услуг и осуществление работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Вопросы оплаты коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354).
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является собственником <адрес>.
Многоквартирным, пятиэтажным домом № управляет ТСЖ «Омский-1».
На основании решения общего собрания жильцов многоквартирного <адрес> от 21.12.2009 в качестве общедомового прибора учета тепла установлен тепловой электромагнитный счетчик (КМ-55). В доме действует закрытая схема теплоснабжения. Индивидуальными приборами тепла, квартиры в многоквартирном доме не оборудованы.
Согласно положению пункта 36 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами № 354.
В соответствии с положениями пункта 42(1) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к Правилам 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с указанным пунктом оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Одним из доводов истца, о неверном начислении платы за отопление является применение ответчиком норматива, учитывающего затраченную энергию на подогрев горячей воды.
Согласно пункту 54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 55 Правил № 345 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления такого коммунального ресурса определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, установленной для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с приказом РЭК Омской области от 11.09.2014 № «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории города Омска и Омской области» норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (куб.м в месяц на 1 человека) в пятиэтажных многоквартирных домах составляет 3,4.
В соответствии с приказом РЭК Омской области от 20.11.2017 № «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории города Омска и Омской области» норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории города Омска составляет 0,0503 Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды.
В силу положений пункта 56(2) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, ответчик в расчете верно применяет количество временно и постоянно проживающих в жилых помещениях граждан, с учетом необходимых нормативов.
Нарушений требований законодательства при начислении платы за отопление судом не установлено.
Доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права.
Наряду с указанным, суд полагает возможным отметить, что в соответствии с предписанием Государственной жилищной инспекции по Омской области от 06.11.2018 № ТСЖ «Омский-1» обязано производить начисление платы в соответствии с действующим законодательством, контролирующий орган не обязывал ответчика производить перерасчет, в том числе по квартире истца.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании действий ответчика незаконными в части применения с 01.11.2018 заниженных, документально не подтвержденных объемов потребления тепловой энергии (нормативов потребления) в целях горячего водоснабжения для многоквартирного <адрес> размере 12,8265 Гкал/месяц, установленных ответчиком без учета фактически проживающих и/или зарегистрированных граждан в многоквартирном <адрес>, без учета потребления горячего водоснабжения коммерческими организациями в многоквартирном <адрес>; общее начисление платы истцу за отопление с октября 2018 по май 2019, в размере 14 511,07 по расчету стоимости отопления за 2018-2019 <адрес>, с суммой доплаты - 3239,98 руб. и общее начисление платы за отопление с 01.10.2019 по 30.04.2020 в размере 13 205,82 руб. по расчету стоимости отопления за 2019-2020 <адрес>, которые произведены истцу ответчиком в виде разницы между общим объемом потребления тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учета в многоквартирном <адрес> заниженным объемом потребления (нормативом потребления) применяемым в целях горячего водоснабжения для многоквартирного <адрес> 01.11.2018, в размере 12,8265 Гкал в месяц; начисления платежей истцу за отопление, исходя из расхода тепловой энергии в многоквартирном <адрес>, которая фактически не потреблена и не учтена общедомовыми приборами учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес> 2016-2017 в объеме 52,124Гкал (истцу излишне начислено 1237,15 руб.); в 2017-2018 в объеме 43,627Гкал (истцу излишне начислено 1010,57 руб.), а также взыскания в пользу истца с ответчика необоснованно начисленную плату за отопление в завышенном размере - 8171,48руб.
Оценивая довод о включении в размер платы за содержание и ремонт общего имущества на 2018 и 2019 годы услуг, относящихся к текущему ремонту в размерах выше установленного тарифа в 1 руб. 77 на квадратный метр жилого помещения, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Так, определение сметы доходов и расходов на год, в том числе необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затрат на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальных взносов и отчисления в резервный фонд, а также расходов на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели, установление на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества, размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в соответствии с положениями статьи 137 ЖК РФ является правом товарищества собственников жилья.
Утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок), относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья в соответствии с положениями статьи 145 Жилищного кодекса РФ
В силу положения статьи 143.1 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ.
Как следует из протоколов общих собраний ТСЖ «Омский-1», утверждены сметы расходов и доходов ТСЖ «Омский» за 2018, 2019 годы, а также отчеты об исполнении сметы доходов и расходов (л.д. 161-176).
Доводы истца сводятся к ненадлежащему расчету, проводимому ТСЖ «Омский-1». Вместе с тем, начисления, согласно платежным документам исследованным в ходе судебного разбирательства, на содержание имущества производились в соответствии с определенным компетентным органом управления ТСЖ, тарифом.
Так, в частности, за 2018 год тариф утвержден в размере 19,16 руб. /кв.м., на 2019 год 19,16 руб./кв. м., при этом отчет об исполнении сметы утвержден исходя из тарифа за 9 месяцев 2019 года в размере 19,43 руб.
Фактически начисления за 8 месяцев 2018 года производились из расчета 17,16 руб./кв.м., с сентября по декабрь 2018 - по 19,16 руб. /кв.м.
В силу п. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Подпунктом 2 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлено право товарищества собственников жилья определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (ч. 7 ст. 156, ч. ч. 1, 2, 3 и 8 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 310, п. 1 ст. 432, ст. ст. 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что начисления ответчиком произведены в рамках утвержденного тарифа, доказательств того, что решения общего собрания членов ТСЖ признаны недействительными в материалы дела не представлено, не имеется оснований у суда для удовлетворения требований в части признания действий ответчика по включению в размер платы (взносов) за содержание и ремонт общего имущества на 2018г. и 2019г. услуг (работ), относящихся к текущему ремонту в размерах, выше установленного тарифа в 1 руб. 77 коп. на кв.м., жилого (нежилого) помещения. А также включение в 2018 и 2019 годах одних и тех же сумм за услуги (работы), которые по факту не выполнялись, либо работ (услуг), размер которых необоснованно (умышленно) завышен, к выполнению не планировался и по факту не выполнен, но включен в сметы и в размер платы (взносов) на 2018 и 2019 годы с единственной целью - увеличивать ежегодный общий тариф (размер взносов) за содержание и ремонт владельцам жилья, в том числе и Истцу, а также взыскание необоснованно начисленной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в ТСЖ «Омский-1» в завышенном размере – 1691 руб.00 коп.
Оценивая требования о возложении обязанности на ответчика по обеспечению раздельного учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес>: отдельно на нужды отопления, отдельно на нужды в целях горячего водоснабжения, суд не находит основания для их удовлетворения.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) возложил на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену.
Из ч. 2 ст. 13 данного Закона следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 9 ст. 11 Закона об энергосбережении собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Аналогичная обязанность предписана пунктом 81 Правил № 354 в котором указано, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Как указывалось ранее, на основании решения общего собрания жильцов многоквартирного <адрес> от 21.12.2009 в качестве общедомового прибора учета тепла установлен тепловой электромагнитный счетчик (КМ-55). Общедомовой прибор учета пригоден для эксплуатации, поверен.
Согласно техническим характеристикам указанного прибора учета, ведение раздельного учета не представляется возможным.
При этом, решение об установлении иного прибора учета общим собранием ТСЖ «Омский-1» не принималось.
Оценивая заявленные требования о признании незаконными действия ТСЖ «Омский-1» в части непредоставления в платежных документах истцу достоверной информации о фактических показаниях общедомовых приборов учета и суммарном объеме потребления всех предоставляемых ТСЖ «Омский-1» коммунальных услуг в многоквартирном <адрес> в <адрес>, возложении обязанности предоставлять в платежных документах, в каждом расчетном периоде, по каждой предоставляемой услуге, показания общедомовых приборов учета, суммарный объем потребления услуг, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с положениями пункта 69 Правил № 354 в платежном документе указываются объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами; общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Как следует из представленных платежных документов, направленных в адрес истца, сведения об объеме каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды не всегда отражены в полном объеме.
Так, в частности раздел «Справочная информация» в платежных документах в 2019 году не содержит сведений о показаниях общедомового прибора учета коммунальных услуг.
Наряду с указанным истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 500,00 руб.
В соответствии с абз. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 « О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Суд полагает, что у истца возникло право на получение компенсации морального вреда согласно положениям ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», и с учетом установленных обстоятельств дела, с учетом принципа справедливости и разумности, частично удовлетворяет требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5 00,00 рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку требования истца не удовлетворены в добровольном порядке, с ответчика на основании положений ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит взысканию штраф в размере 50% от взысканных сумм который составляет 250,00 руб.
Наряду с указанным, истцом заявлены ко взысканию судебные расходы, связанные с направлением почтовой корреспонденции на сумму 353,00 руб.
Статьей 88 ГПК РФ к судебным расходам отнесены государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей; другие расходы, признанные судом необходимыми.
Согласно требованиям статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Пунктом 10 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – постановление Пленума ВС РФ) установлено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Принимая во внимание изложенное, а также подтверждение истцом несения расходов на сумму 331,00 руб., суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования на сумму в размере 331,00 руб.
Наряду с указанным с ответчика в доход местного бюджета в соответствии с положениями статьи 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 600,00 рублей, в том числе 300,00 рублей за требование о компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ТСЖ «Омский-1» в части непредоставления в платежных документах ФИО1 достоверной информации о фактических показаниях общедомовых приборов учета и суммарном объеме потребления всех предоставляемых ТСЖ «Омский-1» коммунальных услуг в многоквартирном <адрес>.
Обязать ТСЖ «Омский-1» предоставлять ФИО1 в платежных документах, в каждом расчетном периоде, по каждой предоставляемой услуге, показания общедомовых приборов учета, суммарный объем потребления услуг в многоквартирном <адрес> в <адрес>, включая объемы водоотведения.
Взыскать с ТСЖ «Омский-1» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 500,00 рублей, штраф 250,00 рублей, судебные расходы 331,00 руб.
В удовлетворении иных требований – отказать.
Взыскать с ТСЖ «Омский-1» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600,00 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья А.Ю. Потеревич
Мотивированное решение суда изготовлено 12.02.2021.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>