ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-214/2021 от 13.08.2021 Дмитриевского районного суда (Курская область)

Гражданское дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Дмитриев 13 августа 2021 года

Дмитриевский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Мацько О.В.,

с участием прокурора Дмитриевского района Курской области Денисовой М.А.,

при секретаре Чекрыгиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дмитриевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области, Администрации Дмитриевского района Курской области о понуждении оборудовать вход в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области информационно тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дмитриевского района Курской области обратился в Дмитриевский районный суд Курской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области, Администрации Дмитриевского района Курской области о понуждении оборудовать вход в здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области информационно тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области и Администрацией Дмитриевского района Курской области нарушаются требования действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа», а именно здание, занимаемое образовательной организацией – МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области, расположенное по адресу: <адрес> является зданием массового посещения, однако в нарушение требований Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр Свод правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», при входе в указанное здание не установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании.

В судебном заседании прокурор Дмитриевского района Курской области Денисова М.А. исковые требования поддержала и просила обязать Администрацию Дмитриевского района Курской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию при входе в здание МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области, расположенное по адресу: Курская область, Дмитриевский район, с. Старый Город, информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой, отображающей информацию о помещениях в здании, в соответствии с требованиями 6.5.12 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; обязать МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить при входе в здание данной образовательной организации, расположенное по адресу: <адрес> информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании в соответствии со СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Представители ответчиков Администрации Дмитриевского района Курской области и МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. В обращенных к суду заявлениях не возражали против удовлетворения иска и просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковое заявление прокурора Дмитриевского района Курской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно п. 1, 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

К объектам социальной, транспортной и инженерской инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного перемещения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

Из п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Согласно п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 года №2800, руководителями организаций культуры в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов: возможность беспрепятственного входа в указанные объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом, а также сменного кресла-коляски.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года №904/пр.

Из п. 6.5.12 «Свода правил…» следует, что в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуивания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестебюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

По смыслу ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой Дмитриевского района Курской области 24 июня 2021 года проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в здании МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно акту проверки при входе в указанное здание не установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании (л.д. ).

Вместе с тем, вышеуказанное здание является зданием массового посещения, где в соответствии с п. 6.5.12 Свода правил обязательна установка информационно тактильной или тактильно-звуковой мнемосхем.

В соответствии с пунктом 1.10 Устава МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа», учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальный район «Дмитриевский район» Курской области. Функции и полномочия Учредителя Учреждения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Курской области, Уставом муниципального района «Дмитриевский район» Курской области осуществляет Управление образования, опеки и попечительства Администрации Дмитриевского района Курской области.

Пунктом 1.11 Устава МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» установлено, что учреждение оказывает муниципальные услуги в сфере образования в соответствии с муниципальным заданием.

В силу пункта 6.4. Устава МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» источником формирования финансовых ресурсов МКОУ в том числе, является субвенция, предоставляемая из бюджета Дмитриевского района Курской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием МКОУ в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ). Финансовое обеспечение выполнения МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за МКОУ учредителем.

Пунктом 6.6 Устава МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» установлено, что Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной Учредителем сметой доходов и расходов.

В судебном заседании было установлено, что при входе в здание МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области, расположенное по адресу: <адрес> вопреки требованиям закона, отсутствует информационно тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, что влечет отсутствие свободного доступа к зданию образовательной организации неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних) с ограниченными возможностями, увеличивая затраты и усилия последних на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней физической нагрузки, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями, в том числе, несовершеннолетних лиц, на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики Российской Федерации в отношении инвалидов, направленной на достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и иных прав и свобод.

Учитывая, что установка информационно тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы в здании массового посещения является обязательной в силу закона, в настоящее время МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области такой информационно тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой не оснащено, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Администрацию Дмитриевского района Курской области следует обязать в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию при входе в здание МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области, расположенное по адресу: Курская область, Дмитриевский район, с. Старый Город, информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой, отображающей информацию о помещениях в здании, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области, следует обязать в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить при входе в здание данной образовательной организации, расположенное по адресу: <адрес> информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суду, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, следует установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Дмитриевского района Курской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Дмитриевского района Курской области, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию при входе в здание МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области, расположенное по адресу: <адрес>, информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемой, отображающей информацию о помещениях в здании, в соответствии с требованиями п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить при входе в здание данной образовательной организации, расположенное по адресу: <адрес> информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании в соответствии со СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Дмитриевский районный суд Курской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: О.В. Мацько