Дело № 2-214/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2022 года г. Курчатов Курской области
Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Халиной М.Л.,
с участием истца Селихова В.И.,
представителя ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» по доверенности Пашковой С.Г.,
при секретаре Башкиревой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Селихова Валерия Ивановича к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» об обязании применить понижающий коэффициент на электроэнергию и произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л:
Селихов В.И. обратился в суд с исковым заявлением к АО «АтомЭнергоСбыт» об обязании применить понижающий коэффициент на электроэнергию и произвести перерасчет, мотивируя свои требования тем, что он является собственником 1/5 доли квартиры, расположенной по адресу: . Ранее его квартира была оборудована печным отоплением, но с 2019 года в квартире было установлено электрическое отопление, что подтверждается техническим паспортом от 11.09.2019 года, проектом ООО «Поиск» на подключение электрокотла, а также актом об осуществлении технологического присоединения. 21.10.2019 г. он обратился в АО «КурскАтомЭнергоСбыт» с заявлением о смене тарифа с применением понижающего коэффициента в связи с установкой электрического отопления, однако, ему было разъяснено, что для применения тарифа с понижающим коэффициентом 0,7 ему необходимо предоставить технические условия на эксплуатацию электроустановки, выданные АО «Курские электрические сети» участок пос. им. К.Либкнехта. После обращения в указанную организацию, ему разъяснили, что для эксплуатации котла не требуется получение дополнительных технических условий. Он использует энергопринимающие устройства не превышающую мощность 5 кВт. Его квартира оборудована электрическим котлом и стационарной электрической плитой, поэтому он считает, что АО «АтомЭнергоСбыт» неправомерно отказывает ему в применении понижющего коэффициента 0,7. Просит суд обязать АО «АтомЭнергоСбыт» применить понижающий коэффициент АО «АтомЭнергоСбыт» 0,7 к тарифу на электрическую энергию по квартире и произвести перерасчет с применением понижающего коэффициента 0,7 за период с октября 2019 года.
Истец Селихов В.И. в судебном засдании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в настоящее время в его квартире имеется и печное и электрическое отопление, поскольку он установил электрокотёл. Стационарной электроплиты в квартире не установлено, он пользуется обычной переносной двухкомфорной электрической плитой, также пользуется электрическим чайником. Мощность всех электроустройств вместе с котлом в его квартире не превышает 5 кВт, что по его мнению дает право для применения тарифа с понижающим коэффициентом.
Представитель АО «АтомЭнергоСбыт» по доверенности Пашкова С.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что законных оснований для применения понижающего коэффициента 0,7 в квартире истца не имеется. Кроме того, стационарная плита в квартире истца не установлена, имеется также печное отопление, а установка электрокотла права на применение понижающего коэффициента не предоставляет, поскольку истцом не соблюден установленный законом порядок установки электроотопительной установки.
Представитель третьего лица АО «Курские электрические сети» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третьи лица Селихов П.В., Селихов В.В., Селихова Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Селиховой П.В. в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители третьих лиц Администрации п. им. К. Либкнехта Курчатовского района Курской области, Комитета по тарифам и ценам Курской области в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно пункту 3 статьи 23.1. Федерального закона от 26 марта 2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. Иным категориям потребителей гарантирующие поставщики продают электрическую энергию (мощность) по нерегулируемым ценам.
Порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) устанавливает Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти (п. 2 ст.21 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
Таким образом, энергосбытовые организации, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии обязаны применять цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, определяемые в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 30.05.2014 года следует, что Селихов В.И. является собственником 1/5 доли в квартире по адресу: Курская область, , на основании договора купли-продажи от 15.05.2014 г. и Акта приема-передачи от 15.05.2014 года. Сособственниками квартиры по 1/5 доле за каждым являются Селихова Е.А., Селихов В.В., Селихова П.В. и Селихов П.В.
Как следует из материалов дела и показаний истца Селихова В.И., им в октябре 2019 года в указанной квартире был установлен отопительный прибор - электрический котел ЭВПМ мощностью 3 кВт, подключение котла осуществлено ООО «Поиск».
В соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения б/н от 27.04.2021 года составленным АО «Курские электрические сети», в квартире истца осуществлено присоединение энергопринимающих устройств, категории надежности электроснабжения – 3, максимальная мощность составляет 5 кВт, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,23 (кВ).
Согласно договора энергоснабжения № (для категории граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах) от 13.11.2019 года, заключенного между АО «АтомЭнергоСбыт» и Селиховым В.И., последнему подается электрическая энергия для бытового потребления, при этом энергоснабжение объекта осуществляется от электрической сети АО «Курские электрические сети» по адресу: максимальная мощность – 5 кВт.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят: регулируемые цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках: цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в частности, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).
В соответствии с п. 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. №1178, регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом в виде одноставочного тарифа, действие которого распространяется на всю территорию Курской области.
Согласно п. 71 Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»), при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Понижающий коэффициент от 0,7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к указанному документу (за исключением потребителей, перечисленных в пункте 71(1) данного документа).
Регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Поскольку из анализа п.71 постановления Правительства от 29 декабря 2011 года № 1178 усматривается, что решение вопроса о применении понижающего коэффициента основано на факте проживания гражданина в сельском населенном пункте и (или) в городском населенном пункте в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными, то применение понижающего коэффициента при расчете потребленной гражданином электрической энергии возможно, если объект электроснабжения расположен в сельских населенных пунктах и имеет статус жилого помещения.
Из сообщения Комитета по тарифам и ценам Курской области от 24.08.2022 года, следует, что согласно разъяснениям, ранее данным Федеральной службой по тарифам РФ, под понятием «в установленном порядке» понимается установка стационарных электрических плит для приготовления пищи и (или) электроотопительных установок в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией при наличии технической возможности, и приемки электроустановки (электролиты) органам Ростехнадзора. Дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома и соответствующие изменения были внесены в технический паспорт.
Распоряжениями Региональной энергетической комиссии от 19 декабря 2018 г. и от 22 ноября 2019 г. для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками утвержден понижающий коэффициент при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на 2019-2020 годы в размере 0,7.
Из буквального содержания указанных норм материального права следует, что для населения, проживающего в городских населенных пунктах, понижающий коэффициент может быть установлен только в случае оборудования домов стационарными электроплитами для пищеприготовления и электроотопительными установками, либо их переоборудования (реконструкции) в установленном порядке, предусматривающем внесение изменений в техническую документацию всего жилого многоквартирного дома, а не отдельной квартиры в нем.
Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24 ноября 1992 г. и зарегистрированной в Минюсте России 26 января 1993 г. N 127, определен порядок применения электроэнергии для различных целей в народном хозяйстве.
Согласно п.п. 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 Инструкции, на подключение электронагревательных приборов к сетям энергосистемы должно быть получено разрешение в соответствии с настоящей Инструкцией (разд. 1 - 6). На основании полученного разрешения, которое является лишь принципиальным согласием на применение электронагревательных приборов, должны быть получены технические условия в соответствующем производственном объединении энергетики и электрификации Минтопэнерго РФ. Электромонтажные работы на присоединение электронагревательных приборов следует выполнять в строгом соответствии с проектом, предварительно согласованным с энергонадзором соответствующей энергосистемы в части выполнения разд. 6 и организации учета электроэнергии. Присоединение электрокотлов и других электронагревательных приборов, требующих увеличения трансформаторной мощности, производится по техническим условиям энергоснабжающей организации. Электрокотлы и другие электронагревательные приборы, установленные без соответствующего согласования к сетям энергосистем подключать запрещается.
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Как следует из технического паспорта, составленного по состоянию на 08.08.1977 года, жилой дом , состоит из четырех изолированных квартир. При строительстве дома установлено печное отопление.
Из технического паспорта на квартиру, принадлежащую истцу, составленного по состоянию на 11.09.2019 года следует, что в квартире имеется как электрическое, так и печное отопление, стационарная плита в квартире истца отсутствует, горячее водоснабжение – от местных водонагревателей (л.д. 16,17).
Истцом в подтверждение факта оборудования своей квартиры в многоквартирном жилом доме в установленном порядке электрическим отопительным прибором (котлом) были представлены: проект подключения и установки электрокотла, составленного ООО «Поиск» в 2019 году, а также паспорт электрического котла.
Вместе с тем данные документы не свидетельствует о соблюдении порядка переоборудования жилого помещения (квартиры в многоквартирном жилом доме), поскольку отопительный прибор установлен самовольно, доказательств соблюдения установленного порядка оборудования жилого дома электрической отопительной системой, суду не представлено. Напротив, из пояснений истца следует, что электрическое отопление установлено только в его квартире, в остальных квартирах жилого дома отопление печное.
При этом доводы истца об отсутствии в его доме газоснабжения основанием для применения понижающего тарифа не являются, поскольку такой тариф устанавливается потребителю исходя не из отсутствия газоснабжения, а из наличия в домовладении стационарных электроплит и (или) электроотопительных установок.
Суд также учитывает, что применение тарифов для населения с учетом понижающего коэффициента не зависит от топлива, используемого на приготовление пищи и отопление жилых помещений, в том числе и от наличия (или отсутствия) газопровода либо централизованного отопления, а зависит от оснащенности домов электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, оборудованных в установленном порядке; Инструкция о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденная Минтопэнерго РФ 24 ноября 1992 г., утратила силу с 1 января 2021 г., в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 августа 2020 г. N 1290; начиная с 1 января 2021 г., при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.
Из материалов дела следует, что истец обращался в АО «АтомЭнергоСбыт» с заявлением о смене тарифа на 0,7, и ему был дан ответ, в соответствии с которым ему было необходимо предоставить технические условия на эксплуатацию электроустановки, выданные сетевой организацией АО «Курские электрические сети» участок пос. К.Либкнехта (л.д.9).
Из сообщения АО «Курские электрические сети» в декабре 2021 года на имя истца следует, что для эксплуатации электрического котла не требуется получение дополнительных технических условий, при существующей мощности 5 кВт допускается использование электрокотла без увеличения мощности, но при использовании нескольких энергопринимающих устройств истцу рекомендовано увеличить мощность (л.д.20).
Суду не представлено доказательств наличия договора технологического присоединения объектов электроэнергетики в квартире истца, при этом, как следует из показаний представителя сетевой организации Сульженко А.Е., АО «Курские электрические сети» не осуществляло технологического присоединения квартиры истца и не осуществляет отдельного технологического присоединения квартир в многоквартирных жилых домах. Технологическое присоединение дома осуществлялось до создания АО «КЭС», в связи с чем, договор о технологическом присоединении отсутствует. Электрические сети, принадлежащие АО «КЭС» (ВЛ-0,4, кВ от ТП-22) заканчиваются за 16 метров до дома, в котором расположена квартира истца, далее электрические сети обслуживаются жильцами каждой квартиры жилого дома.
В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение носит однократный характер.
Исходя из изложенного, истцу необходимо получить новые технические условия эксплуатации электроотопительной установки в квартире с соответствующим разрешением, и заключить новый договор технологического присоединения к электрическим сетям, либо изменить потребляемую мощность с учетом всех энергопринимаюших устройств в квартире.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по делу, отопительные электроустановки могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений, при этом понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при соблюдения порядка переоборудования жилого помещения, в том время как их самовольная установка не дает права на применение такого коэффициента.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что тарифы применяемые ответчиком по договору энергоснабжения, заключенному с Селиховым В.И. являются обоснованными и оснований для применения понижающего коэффициента при расчете платы за электроэнергию не имеется, в связи с чем, требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку основаны на неверном понимании норм материального права.
Фактически доводы истца направлены на расширение круга лиц, обеспечивающихся электрической энергией по утвержденным тарифам с применением понижающего коэффициента, что противоречит Основам ценообразования в области регулируемых тарифов (цен) в электроэнергетике.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Селихова Валерия Ивановича к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» об обязании применить понижающий коэффициент на электроэнергию и произвести перерасчет отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12.09.2022 года.
Судья М.Л. Халина