Дело № 2-214/2022 год УИД: 48RS0016-01-2022-000182-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Село Становое 17 мая 2022 года
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
Председательствующего- судьи Л.П. Васиной,
с участием помощника прокурора Становлянского района А.В. Герасимова,
при секретаре А.А. Лаухине,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Становлянского района, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2, ФИО3 о понуждении к совершению действий по оборудованию пандуса с поручнями перед входом в торговый павильон, наружных вызывных устройств или средств связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Становлянского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2, ФИО3 о понуждении к совершению действий по оборудованию пандуса с поручнями перед входом в торговый павильон, наружных вызывных устройств или средств связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения.
В заявлении указывает, что прокуратурой Становлянского района на основании информации главы администрации Становлянского муниципального района Липецкой области проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного наобеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>.
Вышеуказанный объект недвижимости относится кобъектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки 18.03.2022 года установлено, что на обследуемом объекте не реализованы внеобходимо и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения инвалидами мест, возможности беспрепятственного их движения по коммуникационным путям и пространству, а именно: вход в торговый павильон оборудован пандусом без поручней, а также отсутствуют наружные вызывные устройства (кнопка вызова) или средства связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.12.2015 года и 18.12.2015 года, ФИО2 и ФИО3 являются собственниками торгового павильона на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли каждый, расположенного по адресу: <адрес>
Из п. 4.2.7 договора аренды от 01.01.2022 года, заключенного между ФИО2, ФИО3 и ФИО1 следует, что арендодатели обязаны производить капитальный ремонт торгового павильона пропорционально принадлежащей им доли в праве на общее имущество.
Согласно п.1.2 договора аренды, торговый павильон используется арендатором для осуществления торговой деятельности.
Как указывает прокурор, деятельность ИП ФИО1 связана с реализацией пива и других товаров в указанном торговом павильоне, в круг которых могут входить маломобильные группы с ограниченными возможностями.
Выявленные нарушения законодательства, по мнению прокурора, являются существенными и нарушают права неопределенного круга лиц, в т.ч. инвалидов, гарантированные государством.
На основании изложенного, прокурор района просит обязать ФИО2, ФИО3 и ИП ФИО1 в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- установить поручни на пандусе перед входом в торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 5.1.16 Свода правил СП59.13330.2020«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- установить наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения перед входом в торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 6.1.1 и п. 6.5.9 Свода правил СП59.13330.2020«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Помощник прокурора Становлянского района А.В. Герасимов в судебном заседании иск поддержал, сославшись на изложенные в заявлении доводы.
Ответчики ИП ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования не возражали удовлетворить.
Изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В статьях 20, 37, 41, 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жизнь, охрану здоровья, безопасные условия труда и образование.
В соответствии со ст. 22 Всеобщей Декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 года, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Согласно п. 2 Декларации о правах инвалидов (утверждена Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 09.12.1975 года) инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации.
В силу п. 3 указанного выше международного акта инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства. Инвалиды каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность, их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь, означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полноценной.
Согласно п. 5 Декларации, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Становлянского рай она на основании информации главы администрации Становлянского муниципального района Липецкой области проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного наобеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес>
В ходе проверки 18.03.2022 года установлено, что на обследуемом объекте не реализованы внеобходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения инвалидами мест, возможности беспрепятственного их движения по коммуникационным путям и пространству, а именно: вход в торговый павильон оборудован пандусом без поручней, а также отсутствуют наружные вызывные устройства (кнопка вызова) или средства связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 21.12.2015 года и 18.12.2015 года, ФИО2 и ФИО3 являются собственниками торгового павильона площадью 105,5 кв.м. на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли каждый, расположенного на земельном участке площадью 507 кв.м., предназначенного для размещения и обслуживания торгового павильона, по адресу: <адрес> (л.д. 20,21,32,33).
01.01.2022 года ФИО1 заключил договора аренды с ФИО2 и ФИО3 (л.д. 2-25, 34-38).
Из п. 4.2.7 договора аренды от 01.01.2022 года следует, что арендодатели обязаны производить капитальный ремонт торгового павильона пропорционально принадлежащей им доли в праве на общее имущество.
Согласно п.1.2 договора аренды, торговый павильон используется арендатором для осуществления торговой деятельности.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет в налоговом органе 21.11.2005 года; зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.06.2015 года, что подтверждается соответствующими свидетельствами на л.д. 40,41.
В соответствии со ст. 15 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года, организации независимо от организационно правовых форм должны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
В соответствии со статьей 2 выше указанного федерального закона, под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 выше указанного федерального закона, организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Таким образом, вышеуказанный объект недвижимости- торговый павильон, находящийся в собственности ФИО2 и ФИО3 по 1/2 доле за каждым, находящийся в аренде у ИП ФИО1, относится кобъектам социальной инфраструктуры.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 №704/пр. утверждён Свод правил СП59.13330.2020«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В силу п.4.4 СП 59.13330.2020, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 5.1.16, пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0.9 м. и 0.7 м., верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается на объекте.
В соответствии с п. 6.1.1 СП 59.13330.2020, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Согласно п. 6.5.9, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Таким образом, выявленные нарушения законодательства на объекте социальной инфраструктуры, принадлежащем ФИО2 и ФИО3, являются существенными и нарушают права неопределенного круга лиц, в т.ч. инвалидов, гарантированные государством. ИП ФИО1, ФИО2 и ФИО3 не принимают объективные меры по устранению нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов, чем нарушают права неопределенного круга лиц, в т.ч. инвалидов, гарантированные государством.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых нарушены, и привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц.
В связи с этим прокурор, в соответствии со статьёй 45 ГПК РФ, обращается в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора Становлянского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ИП ФИО1, ФИО2, ФИО3 к совершению действий по установке поручней на пандус перед входом в здание торгового павильона в соответствии с требованиями СП, наружных вызывных устройств или средств связи с персоналом и тактильных указателей для инвалидов с нарушением зрения, подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: …
9) прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; ….
Согласно п. 3 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей;….
Принимая во внимание, что прокурор Становлянского района Липецкой области от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления освобождён, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, с ИП ФИО1, ФИО2, ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в равных долях, по 100 рублей с каждого, в доход бюджета Становлянского муниципального района Липецкой области.
Руководствуясь статьями 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ОГРНИП <данные изъяты>ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>:
- установить поручни на пандус перед входом в торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 5.1.16 Свода правил СП59.13330.2020«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- установить наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом и тактильные указатели для инвалидов с нарушением зрения перед входом в торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями п. 6.1.1 и п. 6.5.9 Свода правил СП59.13330.2020«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Указанные выше действия произвести в течение 4-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ОГРНИП №, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в равных долях по 100 (сто) рублей с каждого, в доход бюджета Становлянского муниципального района Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.П. Васина
Мотивированное решение изготовлено 24.05.2022 года
Судья Л.П. Васина