Гражданское дело № 2-214/2024
УИД 09RS0001-01-2023-004719-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Черкесск КЧР 11 января 2024 года
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Абайхановой З.И.,
при секретаре судебного заседания Созаруковой Д.А.,
с участием старшего помощника прокурора города Черкесска - Степаненко Д.В.,
представителя ответчика ООО «Юг-ойл-пласт» - ФИО1,
представителя третьего лица министерства промышленности, энергетики и транспорта КЧР - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики, действующего в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Юг-ойл-пласт» о составлении акта обследования и категорирования объекта, об оснащении объекта промышленности противотаранными устройствами,
установил:
прокурор города Черкесска, действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд к ООО «Юг-ойл-пласт» о составлении акта обследования и категорирования объекта, об оснащении объекта промышленности противотаранными устройствами. В обоснование исковых требований указал, что во исполнение поручения прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики прокуратурой города Черкесска проанализирована полнота принимаемых мер по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности на объекте промышленности ООО «Юг-ойл-пласт». В апреле-мае текущего года прокуратурой города с участием сотрудника ОВО по г. Черкесску-филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по КЧР» проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объектах промышленности, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований, в ООО «Юг-ойл-пласт» отсутствует подготовка сотрудников подразделения охраны объекта (территории) к выполнению возложенных на них задач, отсутствует противотаранное устройство, а также не составлен акт обследования и категорирования объекта и не разработан паспорт безопасности объекта. По результатам проверки генеральному директору ООО «Юг-ойл-пласт» 20.04.2023 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также в отношении заместителя начальника службы безопасности ООО «Юг-ойл-пласт» 05.05.2023 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.35 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения по существу мировому судье судебного участка №1 судебного района города Черкесска. Постановление прокурора рассмотрено и удовлетворено, вышеуказанное должностное лицо привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде предупреждения. Однако, ООО «Юг-ойл-пласт» до настоящего времени указанные в представлении нарушения в полной мере не устранены, акт обследования и категорирования объекта (территории) ООО «Юг-ойл-пласт» не составлены, паспорт безопасности объекта промышленности не утвержден, подготовка сотрудников подразделения охраны объекта (территории) объекта промышленности ООО «Юг-ойл-пласт» к выполнению возложенных на них задач не осуществляется, противотаранные устройства отсутствуют, что подтверждается письменными объяснениями заместителя начальника службы безопасности ООО «Юг-ойл-пласт» от 08.09.2023. Выявленные прокуратурой города нарушения законодательства Российской Федерации недопустимы и вызваны незаконным бездействием должностных лиц ООО «Юг-ойл-пласт», выразившимся в нарушении законодательства РФ о противодействии терроризму. На основании изложенного, истец просит суд: Обязать ООО «Юг-ойл-пласт» в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу составить акт обследования и категорирования объекта (территории) ООО «Юг-ойл-пласт», разработать паспорт безопасности объекта промышленности ООО «Юг-ойл-пласт», соответствующий по своему содержанию требованиям Постановления Правительства РФ от 18.12.2014 №1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности», с проведением процедуры категорирования, исходя из фактических характеристик объекта; Обязать ООО «Юг-ойл-пласт» в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести подготовку сотрудников подразделения охраны объекта (территории) объекта промышленности ООО «Юг- ойл-пласт» к выполнению возложенных на них задач, оснастить объект промышленности ООО «Юг-ойл-пласт» противотаранными устройствами.
В судебном заседании помощник прокурора г. Черкесска – Степаненко Д.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам и просила удовлетворить исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика ООО «Юг-ойл-пласт» - ФИО1 в судебном заседании не признала исковые требования, возражала против их удовлетворения по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица министерства промышленности, энергетики и транспорта КЧР- ФИО2 в судебном исковые требования истца поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме. Также представителем в материалы дела приобщен письменный отзыв.
Представитель третьего лица ООО «Комплексная безопасность» в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Статьей 2 Закона N 35-ФЗ к основным принципам, на которых основывается противодействие терроризму в Российской Федерации, отнесены в числе прочих законность (пункт 2); минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма (пункт 12); соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (пункт 13).
В развитие вышеперечисленного законодательства постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 №1413 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и форма паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности (Далее-Требования).
В соответствии с п. 29 Требований подготовка сотрудников подразделения охраны объекта (территории) к выполнению возложенных на них задач осуществляется по соответствующим учебным программам и планам.
В соответствии пп. «б» п. 45 Требований к средствам инженерной защиты относятся противотаранные устройства и устройства ограничения скорости движения транспортных средств.
В силу п. 22 Требований (в ред. Постановления Правительства от 09.07.2016 №655) по результатам работы комиссии составляется акт обследования и категорирования объекта (территории), который является основанием для разработки паспорта безопасности объекта (территории).
Согласно п. 59 Требований на каждый объект (территорию) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории), представляющий собой информационно-справочный документ, определяющий состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) и рекомендации по ее совершенствованию в целях осуществления мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов, направленных против работников объекта (территории) и непосредственно объекта территории.
Судом установлено, что во исполнение поручения прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики прокуратурой города Черкесска проанализирована полнота принимаемых мер по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности на объекте промышленности ООО «Юг-ойл-пласт».
В апреле-мае текущего года прокуратурой города с участием сотрудника ОВО по г. Черкесску-филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по КЧР» проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объектах промышленности, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований, в ООО «Юг-ойл-пласт» отсутствует подготовка сотрудников подразделения охраны объекта (территории) к выполнению возложенных на них задач, отсутствует противотаранное устройство, а также не составлен акт обследования и категорирования объекта и не разработан паспорт безопасности объекта.
По результатам проверки генеральному директору ООО «Юг-ойл-пласт» 20.04.2023 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также в отношении заместителя начальника службы безопасности ООО «Юг-ойл-пласт» 05.05.2023 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.35 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения по существу мировому судье судебного участка №1 судебного района города Черкесска.
Постановление прокурора рассмотрено и удовлетворено, вышеуказанное должностное лицо привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Однако, ООО «Юг-ойл-пласт» до настоящего времени указанные в представлении нарушения в полной мере не устранены, акт обследования и категорирования объекта (территории) ООО «Юг-ойл-пласт» не составлены, паспорт безопасности объекта промышленности не утвержден, подготовка сотрудников подразделения охраны объекта (территории) объекта промышленности ООО «Юг-ойл-пласт» к выполнению возложенных на них задач не осуществляется, противотаранные устройства отсутствуют, что подтверждается письменными объяснениями заместителя начальника службы безопасности ООО «Юг-ойл-пласт» от 08.09.2023.
Так, согласно Выписке из единого государственного реестра, юридических лиц (ЕГРЮЛ), ООО «Юг-ойл-пласт» осуществляет производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве. Кроме того, дополнительными видами экономической деятельности ООО «Юг-ойл-пласт», являются: деятельность агентов по оптовой торговле твердым, жидким и газообразным топливом и связанными продуктами; торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами; торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин; торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями; торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах.
Таким образом, ООО «Юг-ойл-пласт» является промышленным объектом, подлежащим проведению обследования, категорированию и паспортизации.
Во исполнение пункта 3.1. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», юридические лица обязаны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с разделом 2 пункта 5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2023 № 1413 (далее по тексту - Требования), для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов (территорий) с учетом степени их потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на объектах (территориях) и возможных последствий их совершения проводится категорирование объектов (территорий) по степени их потенциальной опасности (далее - категорирование).
Пункт 13 вышеуказанного раздела устанавливает, что категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), а также возможных последствий его совершения. Согласно пункту 14 данного раздела, для количественной оценки возможных последствий совершения на объекте (территории) террористических актов используются размеры (масштабы) возможного ущерба, выражаемого в потерях в натуральных единицах (количество пострадавших, площади зараженных территорий, время, необходимое на восстановление объекта (территории), а также в экономических потерях в рублях.
Пункт 16 предусматривает, что при определении экономических потерь в результате совершения на объекте (территории) террористического акта учитываются собственный и сторонний экономические ущербы.
Как указано в отзыве министерства промышленности, энергетики и транспорта КЧР при ознакомлении с актом обследования и категорирования промышленного объекта (территории) ООО «Юг-ойл-пласт», Министерством было установлено следующее: Дата введения объекта в эксплуатацию - 2014 год. Форма собственности - частная, режим работы - двухсменный. Общая численность работающих на объекте работников составляет 205 человек. Территория объекта составляет 23 783 кв.м., протяженность периметра - 5 700 м., район расположения объекта представляет собой один из промышленных районов города Черкесска. Расстояние до ближайших жилых массивов более 1 км., на расстоянии 50 метров от восточной границы объекта проходит автодорога общего пользования. Охрана объекта осуществляется круглосуточно сторожевой охраной ООО «Юг-ойл-пласт», которые обеспечивают пропускной режим согласно приказу руководителя. Объект оснащен системой видеонаблюдения, состоящей из 100 видеокамер, видеоизображения из которых поступают в онлайн-режиме на пост охраны и сохраняются в течение 7 дней. Кнопка тревожной сигнализации выводится на пульт дежурного ООО «Охрана-Сервис», техническое обслуживание средств сигнализации осуществляет вышеуказанная организация. Пожарная сигнализация требует ремонта. Кроме того, Министерством была получена информация из Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 и 2022 год, в которой указано, что годовой доход ООО «Юг- ойл-пласт» в среднем составляет 4,3 млрд, рублей (страница 5).
При этом, что касается доводов представителя ответчика, сославшегося на пункт 5 «Правил формирования и утверждения критически важных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2021 № 981, о том, что формирование и ведение перечня осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то данный довод не состоятелен. Как установлено в судебном заседании вышеуказанный нормативно-правовой акт не регламентирует мероприятия по антитеррористической защищенности промышленного объекта, которым является ООО «Юг-ойл-пласт», поскольку гражданская оборона по определению - это система мер по защите людей и материальных ценностей в случае военных действий, стихийных бедствий или техногенных катастроф, а антитеррористическая защищенность - это комплекс мер, направленных на укрепление материальной базы предприятия, систематическая профилактическая работа по усилению бдительности персонала, формированию умений оперативно и адекватно действовать при возникновении террористической угрозы.
Что касается представленного стороной ответчика акта обследования, то, как установлено в судебном заседании, даты подписания акта разные (от 30.05.2023 до 18.09.2023), с актом обследования не согласны уполномоченные на проведение комиссионного обследования должностные лица - представитель УФСБ по КЧР ФИО6 и представитель Министерства промышленности, энергетики и транспорта КЧР - ФИО7, что ставит выводы комиссии (в большинстве состоящей из работников предприятия) об исключении промышленного объекта ООО «Юг-ойл-пласт» из перечня промышленных объектов, подлежащих категорированию, под сомнение.
При этом, на основании имеющихся данных, и пояснений в судебном заседании представителя Министерства промышленности, энергетики и транспорта КЧР, данные объекта промышленности ООО «Юг-ойл-пласт» подпадают под критерии, установленных подпунктом 2 пункта 20 раздела 2 Требований, а именно - под категорию В (высокую), при которой масштаб ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории) может приобрести региональный характер. Данная категория предусматривает прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта, совершенного на объекте (территории), составляет от 50 до 500 человек и (или) прогнозируемый размер экономического ущерба от 5 до 500 млн. рублей.
При этом, учитывая, что ООО «Юг-ойл-пласт» осуществляет производственную деятельность в 2 смены, количество человек на предприятии в среднем составляет около 100 человек в смену, а средний годовой доход превышает 500 млн. рублей, необходимость категорирования и паспортизации объекта промышленности очевидна.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, с учетом названных выше положений законодательства в области охраны промышленных объектов, суд считает заявленные требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, суд принимает во внимание значимость разрешаемого вопроса, время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику таких работ, то, что обязанность совершить действия по антитеррористической защищенности возникла у ответчика задолго до обращения прокурора в суд с указанным заявлением, поэтому суд считает возможным определить срок исполнения решения суда, заявленный прокурором.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики, действующего в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Юг-ойл-пласт» о составлении акта обследования и категорирования объекта, об оснащении объекта промышленности противотаранными устройствами - удовлетворить.
Обязать ООО «Юг-ойл-пласт» в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу составить акт обследования и категорирования объекта (территории) ООО «Юг-ойл-пласт», разработать паспорт безопасности объекта промышленности ООО «Юг-ойл-пласт», соответствующий по своему содержанию требованиям Постановления Правительства РФ от 18.12.2014 №1413 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности», с проведением процедуры категорирования, исходя из фактических характеристик объекта.
Обязать ООО «Юг-ойл-пласт» в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести подготовку сотрудников
подразделения охраны объекта (территории) объекта промышленности ООО «Юг- ойл-пласт» к выполнению возложенных на них задач, оснастить объект промышленности ООО «Юг-ойл-пласт» противотаранными устройствами.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 15.01.2024.
Судья Черкесского городского суда КЧР З.И. Абайханова