ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2150/2016 от 04.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-42/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«04» декабря 2017 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.

при секретарях Козловой З.С., Колотилове Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Костромы к ФИО1 об освобождении земельных участков, взыскании платы за пользование земельными участками и пени и по встречному иску ФИО1 к Администрации города Костромы о признании незаконным расторжения договоров аренды земельного участка и признании договоров аренды действующими,

установил:

Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обратилось в суд к ФИО1 об освобождении земельных участков, демонтаже нестационарных торговых объектов, взыскании задолженности по арендным платежам, указывая, что ФИО1 Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области были предоставлены следующие земельные участки:

- земельный участок, расположенный адресу: ..., площадью 127,61 кв.м., на основании распоряжения от 20 июня 2007 года № 858 для эксплуатации временного торгового павильона с целью осуществления торговли продовольственными товарами, без права возведения объектов недвижимости. Заключен договор аренды земельного участка под временными объектами от 23 июля 2007 года № К.0668.2 на срок с 20 июня 2007 года по 20 мая 2008 года. Указанный земельный участок передан по акту приема передачи от 23 июля 2007 года;

- земельный участок, расположенный адресу: ..., в районе ..., площадью 21,56 кв.м., на основании распоряжения от 15 октября 2007 года № 1367 для эксплуатации остановочного комплекса в составе с временным торговым киоском № 0-782 с целью осуществления торговли продовольственными товарами и благоустройства прилегающей территории, без права возведения объектов недвижимости. Заключен договор аренды земельного участка под временными объектами от 23 ноября 2007 года № К.0955.1 на срок с 15 октября 2007 года по 10 июня 2008 года. Указанный земельный участок передан по акту приема-передачи от 23 ноября 2007 года;

- земельный участок, расположенный адресу: ..., в районе ..., площадью 130 кв.м., на основании распоряжения от 22 ноября 2007 года № 1531 для эксплуатации временного павильона с целью осуществления торговли продовольственными товарами, без права возведения объектов недвижимости. Заключен договор аренды земельного участка под временными объектами от 27 декабря 2007 года № К. 1040.2 на срок с 22 ноября 2007 года по 22 октября 2008 года. Указанный земельный участок передан по акту приема-передачи от 27 декабря 2007 года.

Согласно пункту 3.1 Договоров аренды размер арендной платы в год рассчитывается на основании следующих показателей: - площадь земельного участка; удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка; коэффициент, учитывающий категорию арендатора; коэффициент, учитывающий виды разрешенного использования земельных участков.

В связи с тем, что на момент заключения Договоров аренды земельные участки не были поставлены на кадастровый учет, в адрес ФИО1 Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области были направлены дополнительные соглашения от 11 марта 2009 года к Договорам аренды которыми предусмотрена обязанность арендатора обеспечить за свой счет выполнение в отношении занимаемых земельных участков кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета. Такие документы ответчиком представлены не были.

С 1 марта 2015 года арендодателем по договорам аренды №№ К.0668.2, К.0955.1, К. 1040.2 является Администрация города Костромы.

Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа,

Согласно подпункту «з» пункта 2.2.1 Положения об Управлении экономики Администрации города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 17 марта 2015 года № 545, сферу деятельности Управления образует владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Костромы, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Костромы, а также земельными участками, расположенными на территории города Костромы, государственная собственность на которые не разграничена, в части присоединения рекламных конструкций, элементов обустройства муниципальных автомобильных дорог и нестационарных торговых объектов

Пунктами 2.1 Договоров аренды установлен срок действия данных договоров:

- с 20 июня 2007 года по 20 мая 2008 года (Договор № К.0668.2);

- с 15 октября 2007 года по 16 июня 2008 года (Договор № К.0955.1);

- с 22 ноября 2007 года по 22 октября 2008 года (Договор № К. 1040.2).

В соответствии с пунктами 2.3 Договоров аренды если Арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия Договоров аренды при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, Договоры считаются возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок.

Согласно части 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации если договор заключен на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Пунктом 6.3 Договоров аренды (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями от 11 марта 2009 года) установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора, Договор считается расторгнутым со дня истечения уведомления об одностороннем отказе от исполнения Договоров аренды.

На основании этого. Управлением экономики Администрации города Костромы в с ответчика были направлены следующие уведомления о расторжении Договоров аренды в одностороннем порядке: от 8 апреля 2016 года об одностороннем расторжении Договора № К.0668.2. Данное уведомление ответчиком получено 18 апреля 2016 года; от 11 апреля 2016 года об одностороннем расторжении Договора № К.0955.1. Данное уведомление ответчиком получено 18 апреля 2016 года; от 22 апреля 2016 года об одностороннем расторжении Договора № К. 1040.2. Денное уведомление ответчиком получено 27 апреля 2016 года.

В соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, установленном договором.

Пунктом 4.4.12 Договоров аренды предусмотрено, что Арендатор обязан освободить и возвратить Арендодателю земельные участки в надлежащем состоянии в день, следующий за днем окончания срока действия Договоров аренды, досрочном прекращении Договоров аренды или одностороннем отказе от исполнения Договоров аренды. Возврат участков оформляется актами приема-передачи.

Согласно ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Однако, до настоящего времени земельные участки, переданные по Договорам аренды Ответчиком не освобождены, не переданы муниципальному образованию городской округ город Кострома по акту приема-передачи, а продолжают находится во владении Ответчика.

Действия Ответчика являются незаконными, так как противоречат действующему законодательству и Договорам аренды, следовательно, должны быть пресечены, а нарушенные права муниципального образования городского округа города Костромы должны быть восстановлены путем освобождения земельных участков и передачи их муниципальному образованию городской округ город Кострома.

В силу части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, сданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии с ч. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В настоящее время у ответчика существует задолженность по оплате за используемые земельные участки. Управлением экономики Администрации города Костромы получены кадастровые паспорта на земельные участки по адресам: - ..., в районе ...; - ..., в районе ....

Согласно сведениям данных кадастровых паспортов, фактическая площадь земельных участков, занимаемых ответчиком по Договору № К. 1040.2 составляет 172 кв.м, а по Договору № К.0955.1 - 22 кв.м.

Указанные данные были использованы при расчете задолженности по арендной плате за земельные участки по вышеуказанным адресам.

Размер арендной платы по Договору № К. 1040.2 за 2015 год - 105 895 (сто пять тысяч восемьсот девяносто пять) рублей 95 копеек, за 1 квартал 2016 года - 72 625 (семьдесят две тысячи шестьсот двадцать пять) рублей 85 копеек. Итого: 178 521 (сто семьдесят восемь тысяч пятьсот двадцать один) рубль 80 копеек.

Ответчиком за указанный промежуток времени фактически были внесены арендные платежи по Договору № 1040.2 на сумму - 106 716 (сто шесть тысяч семьсот шестнадцать) рублей 88 копеек.

Таким образом, текущая задолженность по арендным платежам по данному договору у Ответчика перед Администрацией города Костромы составляет 71 804 (семьдесят одна тысяча восемьсот четыре) рубля 92 копейки.

Размер арендной платы по Договору № К.0955.1 в 2015 году - 18 059 (восемнадцать тысяч пятьдесят девять) рублей 77 копеек, за 1 квартал 2016 года - 9 289 (девять тысяч двести восемьдесят девять) рублей 35 копеек. Итого: 27 349 (двадцать семь тысяч триста сорок девять) рублей 13 копеек.

Ответчиком за указанный промежуток времени фактически были внесены арендные платежи по Договору№ К.0955.1 на сумму - 20 358 (двадцать тысяч триста пятьдесят восемь) рублей 95 копеек.

Таким образом, текущая задолженность по арендным платежам по указанному договору у Ответчика перед Администрацией города Костромы составляет 6 990,18 (шесть тысяч девятьсот девяносто) рублей 18 копеек.

Размер задолженности по арендной плате по Договору № К.0668.2 составляет 27 693 (двадцать семь тысяч шестьсот девяносто три) рубля 76 копеек.

Общий размер задолженности по арендным платежам ответчика перед Администрацией города Костромы за период с 1 марта 2015 года по 30 апреля 2016 по Договорам №№ К.0668.2, К.0955.1, К.1040.2 составляет 106488 (сто шесть тысяч четыреста восемьдесят восемь) рублей 86 копеек.

В соответствии со ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

По смыслу указанной правовой нормы прекращение договора аренды само по себе не влечет прекращения обязательства по внесению арендной платы, оно будет прекращено надлежащим исполнением арендатором обязательства по возврату имущества арендодателю.

Сроки действия Договоров аренды земельных участков под нестационарными торговыми объектами истекли. Соглашения сторон о продлении срока действия Договоров аренды отсутствуют. Таким образом, у ответчика отсутствуют основания для пользования спорными земельными участками.

На основании изложенного, с учетом положений статьей 264, 301, 304, 307, 309, 310, 610, 614, 622, 655 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, просят суд обязать ФИО1 передать (возвратить) муниципальному образованию город Кострома в лице Администрации города Костромы по акту приема-передачи земельные участки, ранее переданные ему по договорам аренды земельных участков от 23 июля 2007 года № К.0668.2, от 23 ноября 2007 года № К.0955.1, от 27 декабря 2007 года № К.1040.2, и расположенные по следующим адресам: - ..., ..., в районе ..., в районе ..., в районе ...; обязать ФИО1 произвести демонтаж нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, указанных в пункте 1 данного искового заявления; взыскать с ФИО1 в пользу Администрации города Костромы 106 488 рублей 86 копеек задолженности по арендной плате по договорам аренды, указанным в пункте 1 данного искового заявления.

ФИО1 обратился в суд со встречным иском Муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы о признании односторонних сделок по расторжению договоров аренды земельных участков недействительными и признании договоров аренды действующими, мотивируя свои исковые требования тем, что между ним и ответчиком действуют три договора на аренду земельных участков. Договор №К.0955.1 от dd/mm/yy на участок расположенный в районе ... №К. 1040.2 от 27 декабря 2007 г. на участок расположенный в районе .... Договор №К.0668.2 от 23 июля 2007 г., на участок расположенный в районе ..., .... В феврале 2016 года Администрацией города были выставлены по его заявлениям, согласно п.3.4 договора, расчеты арендной платы на 2016 год. По п.3.3 Договора размер арендной платы устанавливается на основании действующих нормативных актов Костромской области и может изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных актов Костромской области. Выставленные Администрацией города расчеты арендной платы противоречат действующим нормативным актам Костромской области. По его обращениям о незаконных действиях Администрации Прокуратура г. Костромы выявила следующие нарушения при определении размера арендной платы на 2016 год: Думой г. Костромы неправомерно, без экономического обоснования повышения доходности земельных участков был увеличен коэффициент Кк в 2 раза. По данному факту прокуратурой вынесен протест. Администрацией г. Костромы в расчете арендной платы за 2016 год неправомерно применяется значение коэффициента Кв для нестационарных торговых объектов. По данному факту прокуратурой вынесено представление. Также по его заявлениям Прокуратура зафиксировала такие нарушения со стороны Администрации г. Костромы: отдельные положения постановления Администрации г.Костромы № 387 от 25.02.2016 "Об утверждении порядка сноса (демонтажа) самовольных построек и незаконно размещенных объектов некапитального характера на территории г. Костромы" противоречат федеральному законодательству. По данному факту прокуратурой вынесен протест; неправомерно отказано в установлении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором видов разрешенных использований, установленных Правительством РФ. По данному факту прокуратурой вынесено представление. По вынесенным протестам Администрация и Дума г. Костромы внесла некоторые изменения в свои акты. Согласившись частично. По вынесенным представлениям Администрация г. Костромы отказалась приводить свои действия в соответствии с действующим законодательством. Прокуратура г. Костромы рекомендовала собственникам нестационарных торговых объектов обращаться для восстановления своих прав в судебные органы. После его обращения с административным иском в Костромской областной суд (Дело №3а-22/2016) истец был вынужден изменить в нормативных правовых актах использованный им при расчете размера арендной платы по всем договорам аренды на 2016 г. коэффициент Кк с 3 на 2,8. Кроме того, по его мнению, при расчете размера арендной платы на 2016 год, ответчиком был допущен еще ряд нарушений, которые стали предметом его иска к Администрации г. Костромы, рассматриваемого Свердловским районным судом г. Костромы (Дело № 2-2094/2016), данное дело по существу еще не рассмотрено. 8 апреля 2016 года Администрация г. Костромы направляет ему уведомление об одностороннем расторжении договора № К.0668.2. 11 апреля 2016 года Администрация г. Костромы направляет ему уведомление об одностороннем расторжении договора № К.0955.1. 22 апреля 2016 года Администрация г. Костромы направляет ему уведомление об одностороннем расторжении договора № К. 1040.2. 7 июня 2016 года Администрация г. Костромы обращается в Ленинский районный суд г. Костромы с исковым заявлением об освобождении земельных участков, демонтаже нестационарных торговых объектов, взыскании задолженности по арендным платежам. Основанием для обращения в суд является вышеуказанные уведомления. Доказательств задолженности по договорам Администрация представить не может, т.к. размер арендной платы на 2016 год Свердловским судом г. Костромы по делу № 2-2094/2016 не установлен. Так как для досрочного расторжении договоров по п.6.2 в приложениях к договорам от 11.03.2009 г. нет никаких оснований, считает, что именно его несогласие с противоправными действиями Администрации при определении размера арендной платы на 2016 год и попытка защитить свои права в суде, послужили единственным поводом для расторжения в одностороннем порядке договоров аренды. Перечисленные выше обстоятельства указывают на то, что в своих действиях истец руководствуется исключительно одной целью - причинить вред ему в отместку за то, что он осмелился оспаривать незаконное изменение цены договоров аренды. Односторонние сделки ответчика о расторжении договоров аренды земельных участков он считает ничтожными в силу п. 4 ст.450, ст. 10, ст. 167 ГК РФ, в силу чего просит суд признать односторонние сделки ответчика по расторжению договора № К.0668.2, по расторжению договора № К.0955.1 и по расторжению договора № К. 1040.2. недействительными, применить последствия недействительности односторонней сделки в виде признания договоров № К.0668.2, № К.0955.1, № К. 1040.2. действующим, и взыскать с ответчика понесенные им расходы по уплате государственной пошлины.

В ходе рассмотрения дела представитель администрация города Костромы по доверенности ФИО2 исковые требования неоднократно уточнял, окончательно просил суд передать (возвратить) муниципальному образованию город Кострома в лице Администрации города Костромы по акту приема-передачи земельные участки, ранее переданные ему по договорам аренды земельных участков от 23 июля 2007 года № К.0668.2, от 23 ноября 2007 года № К.0955.1, от 27 декабря 2007 года № К.1040.2, и расположенные по следующим адресам: - ..., ..., в районе ..., в районе ..., в районе ...; обязать ФИО1 произвести демонтаж нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, указанных в пункте 1 данного искового заявления; взыскать с ФИО1 в пользу Администрации ... задолженность за пользование земельным участком расположенным по адресу: ..., в районе ... размере 12 535 рублей 55 копеек, пени 82,13 рубля, а также задолженность за пользование земельным участком, расположенным по адресу: ..., микрорайон Якиманиха, в районе ... размере 9305,10 рубля, всего взыскать: 21 922 рублей 78 копеек.

В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) – Администрации г. Костромы ФИО2 уточненные исковые требования Администрации г. Костромы поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, указанные в исковом заявлении. Встречные исковые требования ФИО1 не признал, поскольку в данном случае основанием для расторжения договоров аренды является статья 610 ГК РФ, арендодатель воспользовался своим правом на односторонний отказ от договора аренды, заключенного на неопределенный срок и причины такого отказа в данном случае не имеют правового значения.

Ответчик (истец по встречному иску) ФИО1 в судебном заседании исковые требования администрации города Костромы с учетом уточнения не признал, свои встречные исковые требования поддержал по основаниям изложенным во встречном иске и возражениях, в которых полагал, что администрацией города Костромы неправильно произведен расчет арендной платы за 2015 год и за 2016 год, в связи с тем, что в 2015 году по обоим договорам аренды должен применяться коэффициент Кв – 0,01736, а при расчете платы за 2016 год Ки должен быть 1, а не 1,161, а коэффициент Кк - 1,58, а не 2,8.

Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений администрации Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 3 ст. 39.7. ЗК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Законом Костромской области от 18 июля 2002 г. № 68-ЗКО «О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений» установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям администрации Костромской области (п. 5 ст.4).

В соответствии с Законом Костромской области от 15 августа 2006 г. № 62-4-ЗКО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы», постановлением администраций Костромской области от 19 мая 2008 г. № 140-а «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территорий города Костромы» полномочия по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы, осуществлял департамент имущественных отношений Костромской области.

Из материалов дела следует, что 23.07.2007 года между департаментом имущественных отношений Костромской области (арендодатель) и ФИО1. (арендатор) был заключен договор аренды № К.0668.2 в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 127,61 кв. м, из земель «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: ......, в районе ..., для использования в целях: эксплуатация временного торгового павильона для торговли продовольственными товарами, без права возведения объектов недвижимости. Земельный участок передан Арендатору на основании акта приема-передачи земельного участка от 23.07.2007 года. Согласно п. 2.1 срок аренды участка устанавливается с 20.06.2007 года по 20.05.2008 года. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок (п. 2.3 договора аренды).

23.11.2007 года между департаментом имущественных отношений Костромской области и ФИО1 был заключен договор аренды № К.0955.1, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 21,56 кв. м, из земель «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: ..., в районе ..., для использования в целях эксплуатации остановочного комплекса в составе с временным киоском № 0-782 для торговли продовольственными товарами и благоустройства прилегающей территории, без права возведения объектов недвижимости. Земельный участок передан Арендатору на основании акта приема-передачи земельного участка от 23.11.2007 года. Согласно п. 2.1 срок аренды участка устанавливается с 15.10.2007 года по 10.06.2008 года. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок (п. 2.3 договора аренды).

27.12.2007 года между департаментом имущественных отношений Костромской области и ФИО1 был заключен договор аренды № К.1040.2, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, площадью 130 кв. м из земель «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: ..., в районе ..., для использования в целях эксплуатации временного павильона для торговли продовольственными товарами и благоустройства прилегающей территории, без права возведения объектов недвижимости. Земельный участок передан Арендатору на основании акта приема-передачи земельного участка от 27.12.2007 года. Согласно п. 2.1 срок аренды участка устанавливается с 22.11.2007 года по 22.10.2008 года. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок (п. 2.3 договора аренды).

Согласно п. 4.1.1 договоров аренды, арендодатель имеется право досрочно расторгнуть договор, при невнесении арендной платы в соответствии с условиями Договора, дополнительных соглашений к нему, в том числе по иным основаниям предусмотренным действующим законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 4.2.5 вышеуказанных договоров аренды, Арендодатель обязан письменно сообщить Арендатору не позднее, чем за 1 месяц о необходимости освобождения Участка, как в связи с окончанием срока действия Договора, так и при досрочном его расторжении.

Согласно п. 3.2 данных договоров, арендная плата по договору или в случае продления Договора на неопределенный срок, вносится Арендатором ежеквартально равными долями до 1-го числа первого месяца, следующего за расчетным кварталом, путем перечисления на расчетный срок УФК МФ России по Костромской области (Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области).

Пунктом 5.3. договора определено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.

В соответствии с п.3.3 названных выше договоров аренды размер арендной платы устанавливается на основании действующих нормативных актов органов местного самоуправления, нормативных актов Костромской области и может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных актов органов местного самоуправления, нормативных актов Костромской области. Изменения арендной платы оформляются дополнительным соглашением. Дополнительное соглашение об изменении арендной платы вместе с расчетом направляется Арендатору Арендодателем и является неотъемлемой частью Договора.

В силу п. 4.4.3 Договоров, Арендатор обязан своевременно и в соответствии с условиями Договора уплачивать в размере и на условиях, установленных Договором арендную плату.

11 марта 2009 года дополнительными соглашениями к ранее заключенным между Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области и ФИО1 договорам аренды, в данные договоры аренды внесены дополнения, в том числе изменен п. 5.3 Договоров, в соответствии с которым за нарушение срока внесения арендной платы по Договору Арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 1% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день прострочки.

Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171 - ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 3.3, вступившей в силу с 1 марта 2015 года.

10 апреля 2015 года в связи с внесением изменений в законодательство между администрацией г. Костромы и ФИО1 были заключены дополнительные соглашения к вышеуказанным договорам аренды, согласно которым в договоры были внесены изменения в части наименования и реквизитов арендодателя. Наименование арендодателя заменено на «Администрацию города Костромы».

В апреле 2016 года Администрацией города Костромы в адрес ФИО1 были направлены уведомления, согласно которым администрация города Костромы уведомила ФИО1 об одностороннем отказе администрации города Костромы от исполнения договоров аренды земельных участков:

08.04.2016 года направлено уведомление по договору № К.0668.2 от 23.07.2007 года,

11.04.2016 года – уведомление по договору № К.0955.1 от 23.11.2007 года,

22.04.2016 года – уведомление по договору № К.1040.2 от 27.12.2007 года.

Факт получения данных уведомлений ФИО1 не оспаривается и подтверждается его заявлением в администрацию города Костромы от 04.05.2017 года по данным уведомлениям.

Согласно части 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае заключения договора аренды на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

На основании статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Таким образом, направив уведомления о расторжении договоров аренды земельных участков, Администрация отказалась от договоров аренды, реализовав право на односторонний отказ от исполнения договора, предусмотренное абзацем 2 пункта 2 статьи 610 ГК РФ и пунктом 4.1.1 договоров аренды.

Следовательно, на основании абзаца 2 пункта 2 статьи 610 ГК РФ договоры аренды прекратили свое действие в любом случае (в том числе с учетом максимально срока предупреждения, указанного в названной норме права) по истечении трех месяцев с момента получения уведомлений.

Следовательно, истцом соблюден досудебный порядок, предусмотренный статьями 450, 452, 619 ГК РФ.

Согласно п.п. 4.4.12, 4.4.13 Дополнительных соглашений от 11.03.2009 года к вышеуказанным договорам аренды, Арендатор обязан освободить и возвратить Арендодателю участок в надлежащем состоянии в день, следующий за днем окончания срока действия договора, досрочном прекращении Договора или одностороннем отказе от исполнения Договора. Возврат Участка оформляется актом приема-передачи.

При расторжении договора Арендатор обязан погасить имеющуюся задолженность по арендной плате и пени за просрочку платежа.

В соответствие со ст. 304 ГК РФ – собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Вместе с тем, каких-либо действий ответчика по возврату имущества в том виде, в котором оно ему было передано, не было осуществлено.

Исходя из того, что договоры аренды № К.0955.1 от 23.11.2007 года, № К.1040.2 от 27.12.2007 года и № К.0668.2 от 23.07.2007 года прекратили свое действие в силу требований пункта 2 статьи 610 названного Кодекса, то у ответчика - арендатора появилась обязанность на основании статьи 622 ГК РФ вернуть истцу - арендодателю вышеуказанное недвижимое имущество в том состоянии, в котором были получены.

При таких обстоятельствах, требования истца о возложении на ответчика обязанности по возврату по акту приема-передачи земельных участков с демонтажом нестационарных торговых объектов, расположенных на данных земельных участках, законны, обоснованы, и подлежат удовлетворению.

Каких-либо правовых оснований для удовлетворения встречных исковых требований ФИО1 не имеется.

Несмотря на то, что норма статьи 610 ГК РФ не устанавливает требований к буквальному содержанию и форме уведомления о расторжении договора, но из смысла указанной статьи следует, что в нем должно содержаться четко выраженное волеизъявление арендодателя на прекращение арендных отношений.

Судом установлено, что Арендодателем в адрес ФИО1 были направлены уведомления об одностороннем отказе исполнения договоров аренды земельных участков, и из материалов дела не усматривается, что Администрация города Костромы выразила согласие на продление указанных договоров аренды.

Право на заключение нового договора аренды на новый срок принадлежит исключительно собственнику земельного участка, т. е. администрации города Костромы, которая не выразила своего намерения на заключение новых договоров аренды земельных участков с ФИО1

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Информационного письма от 01.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» (далее – Информационное письмо № 66), при соблюдении арендодателем требований пункта 2 статьи 610 ГК РФ не имеет правового значения, какие обстоятельства предопределили намерение арендодателя отказаться от договора аренды. В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» также разъяснено, что пункт 2 статьи 610 ГК РФ предусматривает право каждой из сторон договора аренды, заключенного на неопределенный срок, немотивированно отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону в названные в данной норме сроки. Эта норма хотя и не содержит явно выраженного запрета на установление иного соглашением сторон, но из существа законодательного регулирования договора аренды как договора о передаче имущества во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ) следует, что стороны такого договора аренды не могут полностью исключить право на отказ от договора, так как в результате этого передача имущества во владение и пользование фактически утратила бы временный характер. Таким образом, Администрации имела право на односторонний отказ от исполнения договоров аренды, которое было реализовано посредством направления ФИО1 уведомлений об одностороннем отказе от исполнения договоров аренды, предусмотренный данной нормой. То обстоятельство, что истец в уведомлении дополнительно указал на то, что арендатором были нарушены условия договора аренды, не является (не может являться) основанием для признания данного уведомления незаконным, а договора аренды действующим.

Согласно статье 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Из материалов дела видно и ответчиком не оспаривается, что названную обязанность арендатор не исполнил, спорные земельные участки не были арендатором освобождены.

Доводы ответчика о том, что у администрации города Костромы не было правовых оснований для расторжения договоров аренды земельных участков, и что в действиях администрации усматривается злоупотребление правом, суд считает ошибочными.

Ссылка ответчика на письмо Администрации Костромской области от 12.01.2017 № ИК-91/1 о том, что Администрации рекомендовано приостановить какие-либо действия в отношении нестационарных торговых объектов, расположенных в составе остановочных комплексов, подлежит отклонению, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер, а также не свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения требований

Поскольку после окончания срока действия договора ФИО1 переданные ему земельные участки не возвратил, продолжая ими пользоваться, то за указанный период ему подлежит начислению плата за пользование земельными участками на условиях определенных соответствующими договорами аренды.

В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В соответствии с частью 2 статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.

Из пункта 38 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 № 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" следует, что взыскание арендной платы за фактическое использование арендуемого имущества после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 35 "О последствиях расторжения договора", следует, что в случае расторжения договора аренды взысканию также подлежат установленные договором платежи за пользование имуществом до дня фактического возвращения имущества лицу, предоставившему это имущество в пользование, а также убытки и неустойка за просрочку арендатора по день фактического исполнения им всех своих обязательств (статья 622 ГК РФ).

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статьей 310 Кодекса предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно действовавшему до 01.03.2015 года пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Администрации Костромской области от 22 октября 2007 года № 241-а «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена», постановлением Администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года 543-а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области», постановлением Администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года № 538-а «О коэффициенте для расчета в 2015 году арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена», области от 15 декабря 2014 года № 1051/3 «Об утверждении корректирующего коэффициента на 2015 год» Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области в адрес ФИО1 27.01.2015 года были направлены уведомления о расчете арендной платы на 2015 год по указанным выше договорам аренды земельных участков.

В соответствии с данными уведомлениями арендная плата за 2015 г. по договору № К.0668.2 от 23.07.2011 года составляет 104 754 руб. 93 коп.; по договору № К.1040.2 от 27.12.2007 года – 106 716 руб. 88 коп.

06.09.2015 года управлением экономики администрации г. Костромы в адрес ФИО1 было направлено уведомление о расчете арендной платы на 2015 г. по договору аренды земельного участка № К.0955.1 от 23.11.2007 года – 16 287 руб. 16 коп.

При расчетах арендной платы на 2015 года по всем договорам был применен коэффициент Кв, учитывающий виды разрешенного использования земельных участков со значением 0,0972.

Впоследствии, постановлением администрации Костромской области от 7 июля 2015 г. № 251-а утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области (далее - Порядок), в соответствии с которым расчет арендной платы за земельный участок на основании кадастровой стоимости осуществляется по формуле:

А = Кст x Ка x Кв x Ки x Кк,

где:

А - арендная плата за земельный участок в год, рублей;

Кст - кадастровая стоимость земельного участка, рублей;

Ка - коэффициент, учитывающий категории арендаторов земельных участков;

Кв - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов, или его назначение, в случае если земельный участок составляет земли иных категорий;

Ки -коэффициент, соответствующий произведению годовых индексов потребительских цен в Костромской области за период, прошедший со дня утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель;

Кк - корректирующий коэффициент (пункт 6 Порядка).

28 и 29 января 2016 г. управлением экономики администрации г. Костромы в адрес ФИО1 были направлены уведомления о расчете арендной платы на 2016 г. по указанным выше договорам аренды земельных участков.

В соответствии с данными уведомлениями арендная плата за 2016 г. по договору № К.0955.1 от 23.11.2007 года составляет 35 903 руб. 91 коп.; по договору № К.1040.2 от 27.12.2007 года составляет - 235 249 руб. 92 коп. ; по договору № К.0668.2 от 23.07.2007 года составляет 230 924 руб. 96 коп.

При расчете арендной платы были применены коэффициенты Кв и Кк со значением соответственно 0,0972 и 3.

Не согласившись с данным расчетом, ФИО1 обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском о внесении изменений в указанные договоры аренды земельных участков, в котором с учетом неоднократных уточнений просил суд определить размер арендной платы по договорам аренды на 2016 г. в соответствии с расчетами истца: по договору № К.0955.1 от 23.11.2007 года в размере 3 312 руб. 71 коп. в год, по договору № К.0668.2 от 23.07.2007 года в размере 21 306 руб. 19 коп. в год, по договору № К.1040.2 от 27.12.2007 года в размере 21 705 руб. 56 коп. в год.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 6 марта 2017 г., с учетом внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 21 июля 2017 года в него изменений, исковые требования ФИО1 были удовлетворены частично. Внесены изменения в п.3.1 договоров аренды земельных участков от 23.11.2007 года № К.1955.1, от 27.12.2007 года № К.1040.2, № К.0668.2 в части установления размера арендной платы на 2016 год, установлен размер арендной платы на 2016 год:

- по договору аренды земельного участка от 23 ноября 2007 года № К.0955.1 в размере 5 984 руб. 97 коп.,

- по договору аренды земельного участка от 27 декабря 2007 года № К.1040.2 в размере 39 214 руб. 77 коп.,

- по договору аренды земельного участка от 23 июня 2007 года № К.0668.2 в размере 38 493 руб. 83 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.

С учетом приведенного в апелляционном определении Костромского областного суда от 21 июля 2017 года расчета арендной платы на 2016 год, Администрацией города Костромы заявлено требование о взыскании с ФИО1 задолженности за пользование земельными участками по адресу:

- ..., в районе ... (договор К.1040.2) в размере 12 535 рублей 55 копеек, пени 82,13 рубля за часть 3 квартала и за 4 квартал 2016 года

- ..., ..., в районе ... (договор № К.0668.2) в размере 9305,10 рубля за часть 4 квартала 2016 года.

Представленный истцом расчет задолженности за пользование ФИО1 земельными участками по адресу ..., в районе ......, в районе дома dd/mm/yy и 2016 год судом проверен, оснований не согласиться с ним не имеется.

С доводом ФИО1 о том, что истцом при расчете арендной платы за 2015 год с 18.07.2015 года неправомерно применен коэффициент Кв со значением 0,0972, поскольку по его мнению, с 18.07.2015 года вступило в законную силу постановление администрации Костромской области от 7 июля 2015 г. № 251-а, в соответствии с которым с даты вступления в силу должен применяться коэффициент Кв 0,01736, суд не соглашается ввиду следующего.

Размер коэффициента Кв, применяемый в расчете администрации г.Костромы, был установлен постановлением администрации Костромской области от 22 октября 2007 г. № 241-а «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области, и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена».

Согласно данному постановлению значение коэффициента Кв для земельных участков в составе земель населенных пунктов в зависимости от вида разрешенного использования принимается в соответствии с коэффициентами, учитывающими виды разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов, утвержденных администрацией Костромской области.

В соответствии с Приложением № 4 к указанному постановлению размер коэффициента Кв в разделе 5 «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», подраздел «земельные участки объектов мелкорозничной торговли (палатки, киоски, временные торговые павильоны) составляет 0,0972.

Постановлением администрации Костромской области от 7 июля 2015 г. № 251-а утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Костромской области, в котором приведены коэффициенты, учитывающие виды разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов., и в Приложении № 2 к данному Порядку в разделе «Предпринимательство» (объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), а также магазины) указан коэффициент Кв со значением 0,01736.

Согласно п.4 ст.22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды.

В силу п.3 ст.614 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

В соответствии с разъяснениями абз. 3 п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (ст. 310 ГК РФ), то по смыслу п. 3 ст. 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год.

Как следует из вышеназванных договоров аренды (пункт 3.3), размер арендной платы устанавливается на основании действующих нормативных актов органов местного самоуправления, нормативных актов Костромской области и может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства РФ, Костромской области, нормативных актов органов местного самоуправления. Изменение арендной платы оформляется дополнительным соглашением, которое вместе с расчетом направляется арендодателем арендатору и является неотъемлемой частью договора.

Судом установлено, что уведомлениями от 27 января 2015 года направленными в адрес ФИО1, арендная плата на 2015 г. по договорам № К.0668.2 и № К1040.2 была установлена с учетом коэффициента Кв устанавливающего вид разрешенного использования земельных участков со значением 0,0972.

При таких обстоятельствах, а также в силу приведенной правовой нормы и акта её толкования при расчете арендной платы на 2015 год коэффициент Кв подлежал применению со значением 0,0972, установленным в указанных уведомлениях.

Правовых оснований для расчета размера арендной платы за 2015 год с иным значением данного коэффициента, не имеется.

Также суд не может согласиться с доводами ФИО1 относительно примененных администрацией города Костромы при расчете арендной платы и платы за пользование земельными участками за 2016 год коэффициента Ки, который по мнению ФИО1 должен составлять 1, а не 1,161 и коэффициента Кк - 1,58, а не 2,8.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч. 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как уже указано выше, Свердловским районным судом города Костромы рассматривалось гражданское дело № 2-43/2017 по иску ФИО1 к администрации города Костромы о внесении изменений в договоры аренды земельных участков, по которому ФИО1 просил суд определить размер арендной платы по договорам аренды на 2016 год применяя коэффициент Кк со значением не 3,0, а 1,58, установленный п.5 распоряжения департамента экономического развития Костромской области от 15 декабря 2014 года № 1051/3 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, и коэффициент Ки в значении 1,161 до 22 апреля 2016 г. в соответствии с п.6 Порядка определения размера арендной платы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 7 июля 2015 г. № 251-а, и составлял 1,161, а после 22 апреля 2016 г. - 1,129 в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 22 апреля 2016 г. № 124-а из расчета произведения годовых индексов потребительских цен в Костромской области за период, прошедший со дня утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель.

Решением Свердловского районного суда города Костромы от 06 марта 2017 года исковые требования ФИО1 были удовлетворены частично, поскольку суд пришел к выводу, что коэффициент Кк на 2016 год должен применяться не 3, как в расчете администрации города Костромы, а 2,8, при этом, коэффициент Ки -1,161 при расчете арендной платы, суд оставил без изменения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 21.07.2017 года решение Свердловского районного суда в данной части оставлено без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда о том, что что при расчете арендной платы за 2016 год подлежит применению корректирующий коэффициент Кк в размере 2,8, а Ки в размере 1,161.

Размер арендной платы, установленный апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 21 июля 2017 года использован администрацией города Костромы при расчете задолженности за 2016 года и является обязательным для суда по данному делу, поскольку в данном деле участвуют те же стороны, что и при разрешении того дела.

Судебными инстанциями довод ФИО1 о том, что решением Костромского областного суда г. Костромы от 19 августа 2016 г. вступившим в законную силу 26.01.2017 года было признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы города Костромы от 17 декабря 2015 г. № 270 «Об установлении значений корректирующего коэффициента, применяемого для расчета размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Костромы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории г.Костромы» (в редакции от 17 декабря 2015 г), подлежал применению коэффициент Кк в размере 1,58, с учетом положений ч.1 ст.216 КАС РФ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 16 июня 1998 г. № 19-П и Определении от 4 марта 2004 г. № 73-О), был признан необоснованным.

Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно изложены в судебных решениях и, оснований для применения в расчетах арендной платы за 2016 год иных коэффициентов, не имеется.

Доводы ФИО1 о том, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествующий такому решению период, судом отклоняются, поскольку спор между ФИО1 по определению размера арендной платы на 2016 года по вышеуказанным договорам аренды судом был разрешен, имеется вступившее в законную силу решение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 марта 2017 года с учетом внесенных в него изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 21 июля 20167 года, которым определен размер арендной платы на 2016 год с коэффициентом Кк 2,8, при этом при вынесении судом принимался во внимание довод ФИО1 по решению Костромского областного суда от 19.08.2016 года, которым было признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы города Костромы от 17 декабря 2015 г. № 270.

Оснований для переоценки выводов суда, изложенных во вступившем в законную силу судебном акте по тому же предмету, вынесенном по делу в котором участвовали те же стороны, не имеется.

Также суд не усматривает и оснований для переоценки выводов изложенных в решении Свердловского районного суда ... от 06 марта 2017 года, и апелляционного определения Костромского областного суда от 21.07.2017 года, которыми при разрешении требований ФИО1 об установлении размера арендной платы применен коэффициент Ки в размере 1,161. Выводы суда о необходимости применения при расчете арендной платы на 2016 год коэффициента Ки в данном размере судом подробно мотивированы. И поскольку решение Свердловского районного суда г.Костромы от 06.03.2017 года, вступило в законную силу, правовых оснований для применения при расчете арендной платы на 2016 год коэффициента Ки с иным значением, отличным от того, который указан в решении Свердловского районного суда, а также в направленных ФИО1 уведомлениях о расчете арендной платы на 2016 год, в том числе со значением 1, не имеется.

Довод ФИО1 о том, что при рассмотрении Свердловским районным судом г. Костромы его иска об определении размера арендной платы на 2016 год им не приводился довод о том, что коэффициент Ки должен был иметь значение 1, и соответственно судом не исследовался, суд считает ошибочным, поскольку при вынесении судом решения вопрос о подлежащем применению коэффициенте Ки на 2016 г. исследовался, в решении суда подробно мотивирован, в том числе с учетом данных Федеральной службы государственной статистики.

Учитывая вышеизложенное представленный истцом уточненный расчет арендной платы и платы за пользование земельными участками по договорам аренды от 23 ноября 2007 года № К.0955.1, от 27 декабря 2007 года № К. 1040.2, суд считает обоснованным и соответствующим требованиям Закона. Все платежи, которые вносились по данным договорам аренды, в уточненном расчете истцом учтены.

Поскольку фактическое использование ФИО1 земельными участками в ходе судебного разбирательства им не оспаривалось, суд приходит к выводу, что с ФИО1 подлежит взысканию плата за пользование земельными участками в заявленном истцом размере.

Представленный истцом расчет пени в размере 82,13 рубля за задержку внесения платы за пользование земельным участком, расположенным по адресу: ..., в районе ..., судом проверен, и с учетом отсутствия возражений относительно представленного расчета, с учетом положений статьи 196 ГПК РФ суд считает возможным требование о взыскании пени из расчета 1/300 ставки в заявленном размере удовлетворить.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно п.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Как следует из материалов дела, истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, с ответчика в соответствии с п. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома в размере 857 руб. 68 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации ... к ФИО1 об освобождении земельных участков взыскании задолженности за пользование земельными участками и пени, удовлетворить.

Обязать ФИО1 передать (возвратить) муниципальному образованию город Кострома в лице Администрации города Костромы по акту приема-передачи земельные участки, ранее переданные ему по договорам аренды земельных участков от 23 июля 2007 года № К.0668.2, от 23 ноября 2007 года № К.0955.1, от 27 декабря 2007 года № К. 1040.2, и расположенные по следующим адресам:

- ..., ..., в районе ...,

- ..., в районе ...,

- ..., в районе ....

и произвести демонтаж нестационарных торговых объектов, расположенных на данных земельных участках.

Взыскать с ФИО1 в пользу Администрации ... сумму задолженности за пользование земельным участком, расположенном по адресу: ..., в районе ... размере 12 535 рублей 55 копеек, пени 82,13 рубля, а также задолженность за пользование земельным участком, расположенным по адресу: ..., ..., в районе ... размере 9305,10 рубля, всего взыскать: 21 922 рублей 78 копеек.

В удовлетворении встречного иска ФИО1 к Администрации города Костромы о признании незаконным расторжения договоров аренды земельных участков и признании договоров аренды действующими, отказать.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома в размере 857 руб. 68 коп.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Ю.В. Коровкина

Мотивированное решение изготовлено dd/mm/yy

Судья: Ю.В. Коровкина