ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2150/22 от 29.08.2022 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Гр.дело №2-2150/22

УИД: 04RS0021-01-2022-003245-14

Решение в окончательной форме изготовлено 29 августа 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре судебного заседания Балдановой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2150/2022 по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних путей» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором согласно уточненным требованиям просит признать незаконным бездействие ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» выразившееся в неисполнении обязанности по организации мероприятий по подъему, удалению и утилизации затонувшей баржи, находящейся в затоне реки Селенга в городе Улан-Удэ на 154 километре от устья реки в географических координатах долготы; обязать ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по подъему, удалению и утилизации затонувшей баржи, находящейся в затоне реки Селенга в городе Улан-Удэ на 154 километре от устья реки в географических координатах долготы.

Заявленные требования мотивированы тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения федерального законодательства в деятельности ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» в части неисполнения обязанности по подъему затонувших судов. Установлено, что в г. Улан-Удэ на правом берегу реки Селенга на 154 км от устья находится затон, который является гидротехническим сооружением, имеет гидравлическую связь с основным руслом реки Селенга, огражден от него искусственной дамбой. В затоне в географических координатах долготы находится затопленная баржа грузоподъемностью 150 тонн, корпус которой состоит из металла. Согласно информации Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» длина судна составляет 35 метров, ширина – 8 метров, высота борта – 1,2 метра. Предположительно баржа затонула в 1991 году, собственник баржи не установлен. В соответствии со ст. 49 КВВТ РФ обязанность по подъему затонувших судов возлагается на администрацию бассейна внутренних водных путей при нахождении затонувшего судна не только в границах судового хода, а в целом на внутренних водных путях.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство морского и речного транспорта, МТУ Росимущество в Забайкальском крае и Республике Бурятия.

В судебном заседании Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Кошелев А.Е. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних путей» по доверенности Бабаилова В.П. с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, также пояснила, что со стороны Администрации действий по розыску собственника баржи не предпринималось.

Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии РБ по доверенности Ласая Л.И., ОАО «Речной порт Улан-Удэ» по доверенности Екимова Н.В. полагали заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению, указали на надлежащего ответчика по делу ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних путей».

Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещались судом.

Представителями третьего лица Федерального агентства морского и речного транспорта направлялись письменные возражения на исковое заявление, в котором просили признать заявленные прокурором требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статей 3 и 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) внутренние водные пути Российской Федерации - пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации. Судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом.

Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 7 КВВТ РФ).

В соответствии с Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 года № 1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации», перечень внутренних водных путей федерального значения включена река Селенга в том числе: от устья р. Чикой до устья (озеро Байкал) протяженностью 274 км.

Приказом Минтранса России от 8 апреля 2021 № 113 утверждены Правила содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений (далее - Правила № 113), которые применяются на внутренних водных путях Российской Федерации. Правила определяют порядок содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, в соответствии с которыми устанавливаются категории внутренних водных путей, определяющие для участков внутренних водных путей габариты судовых ходов и навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, перечень судовых ходов, а также сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений (пункт 2).

Пунктом 3 Правил №113 предусмотрено, что содержание судовых ходов осуществляется в границах бассейнов внутренних водных путей администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей.

В соответствии с п. 34, 35 Правил №113 содержание судовых ходов должно обеспечивать безопасность судоходства. На внутренних водных путях для содержания судовых ходов администрации проводят путевые работы, в том числе дноочистительные и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов.

Согласно статье 3 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 47.1 КВВТ РФ установлены обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества, при этом указано, что в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником (часть 6).

Согласно частям 4 и 5 статьи 47.1 КВВТ РФ установлено, что в случае, если затонувшее судно создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде подъем затонувшего судна по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок; если затонувшее судно не создает угрозу безопасности судоходства - не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.

В соответствии с частью 1 статьи 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.

К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег (часть 2 статьи 45 КВВТ РФ).

По смыслу пункта 2 статьи 45, пункта 1 статьи 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает не только затонувшее судно, потерпевшее крушение, но и иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует его.

Согласно частям 15 и 16 КВВТ РФ бесхозяйное судно подлежит учету администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с правилами учета бесхозяйных судов, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, выявление бесхозяйных судов осуществляют администрации бассейнов внутренних водных путей.

По делу следует, что согласно сведениям Министерства транспорта РФ от 6 июня 2022 года затон на берегу реки Селенга г. Улан-Удэ входит в перечень внутренних водных путей РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 года №1800-р. В соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 27 декабря 2021 года № АЛ-595-р «Об установлении категорий внутренних водных путей, определяющих для участков внутренних водных путей габариты судовых ходов и навигационно-гидравлическое обеспечение условий плавания судом, перечень судовых ходов, а также сроки работы средств навигационного оборудования и судовых гидравлических сооружений в навигацию 2022 года» участок водного пути реки Селенга от 154 км. (г. Улан-Удэ) до устья (оз. Байкал) протяженностью 154 км содержит ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» по 3-й категории (внутренние водные пути с гарантированными габаритами судовых ходов и с неосвещаемой навигационной обстановкой) с установленными параметрами судового хода (глубина – 1,1 м, ширина – 35 м, радиус – 170 м).

Согласно Уставу ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей», утвержденному распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20 февраля 2013 года № АД-45-р, Администрация является подведомственным Федеральному агентству морского речного транспорта учреждением, осуществляющим функции администрации Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с КВВТ РФ.

К целям и видам деятельности Администрации относятся, в том числе обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений; выявление и учет бесхозяйных судов, установление их владельцев; выполнение мероприятий по обеспечению безопасного прохода негабаритных судов и иных плавучих объектов, а также прохода судов по внутренним водным путям и судоходным гидротехническим сооружениям сверх параметров, установленных Госзаданием и нормативными правовыми актами.

В состав обслуживаемых ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» водных путей входит р. Селенга, и в силу п. 3 Правил №113 Администрация является ее содержателем.

Кроме того, 21 января 2021 года Министерством природных ресурсов РБ и ответчиком заключен договор водопользования, согласно которому Администрации предоставлен в пользование участок акватории затона реки Селенга (на 154 км от устья) площадью 0,01 кв.м. на территории Советского района г. Улан-Удэ для размещения плавательных средств на отстой (п. 1,2 договора).

В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, а именно причинения вреда окружающей среде в результате размещения затонувших судов, находящихся на учете в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» установлено, что в г. Улан-Удэ на правом берегу реки Селенга на 154 км от устья находится затон, который является гидротехническим сооружением, имеет гидравлическую связь с основным руслом реки Селенга, огражден от него искусственной дамбой.

В затоне в географических координатах долготы находится затопленная баржа грузоподъемностью 150 тонн, корпус которой состоит из металла. Согласно информации Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» длина судна составляет 35 метров, ширина – 8 метров, высота борта – 1,2 метра. Предположительно баржа затонула в 1991 году, собственник баржи не установлен.

Согласно журналу учета бесхозяйных судов Байкало-Селенгинского района водных путей затонувшая в затоне реки Селенга баржа обследована и поставлена на учет как бесхозяйное судно с 21 июля 2015 года.

По сведениям Байкальского филиала ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» от 3 сентября 2021 года река Селенга является водным объектом высшей рыбохозяйственной категории, может использоваться для добычи (вылова) особо ценных и ценных видов водных биоресурсов (сибирский осетр, байкальский омуль, сиг, таймень) и (или) является местом их размножения, зимовки, массового нагула, путями миграций, искусственного воспроизводства. Вред водным биоресурсам может быть причинен в результате попадания в акваторию водных объектов с затонувших судом ГСМ, подсланевых вод и перевозимых грузов. Метталические части судна подвержены каррозии, что может вызвать утечку топлива в водную среду и причинить вред водным биоресурсам. Следовательно, затонувшие суда являются потенциальным источником негативного воздействия на водные биоресурсы.

По сведениям Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 31 августа 2021 года затонувшая баржа грузоподъемностью 150 тонн утратила свои потребительские свойства, использованию и эксплуатации не подлежит, согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ относится к промышленным отходам и в этой связи, является источником загрязнения водного объекта р. Селенга и оказывает негативное воздействие на состояние водного объекта и его экосистемы, создает серьезную и непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением. Река Селенга является главным притоком оз. Байкал и обеспечивает до 70 % притока воды в озеро, также оз. Байкал содержит 20% мирового запаса воды и является всемирным природным наследием «Юнеско». Длительное нахождение затонувших судом в р. Селенга главного притока оз. Байкал является источником поступления продуктов каррозии металлов и других вредных веществ.

Принимая во внимание приведенные нормы права и установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что в водном объекте - внутреннем водном пути - реке Селенга, находится затонувшее бесхозяйное судно, создающее непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением, ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» мер по подъему судна в течение длительного времени не принимается, соответственно, обязанность организации поднятия, удаления или утилизации затонувшего судна в реке Селенга, должна быть возложена на ответчика в соответствии с требованиями статьи 49 КВВТ РФ.

Доводы стороны ответчика о том, что обязанность по подъему, удалению или утилизации затонувшей баржи должны быть возложены на ее собственника судом отклоняются, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что затонувшее судно постановлено на учет как бесхозяйное.

Суд обращает внимание, что согласно пункту 7 Правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 2 октября 2014 года № 278 «Об утверждении Правил учета бесхозяйных судов и о внесении изменений в Правила государственной регистрации судов, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 144» после учета бесхозяйного судна Администрация принимает меры по установлению владельца такого судна путем проверки наличия совпадений данных описи бесхозяйного судна с информацией о зарегистрированных судах в информационной системе централизованного учета зарегистрированных судов.

В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии мер по установлению владельца судна, срок для подъема имущества его собственнику не устанавливался в соответствии с названными Правилами и полномочиями, установленными подпунктом 12 пункта 3.2.1 Устава ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» с момента постановки судна на учет, а именно с 21 июля 2015 года, что свидетельствует о наличии оспариваемого бездействия при выполнении полномочий и послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением.

Позиция ответчика со ссылкой на обязанность Министерства природных ресурсов РБ, как собственника водного объекта или лица, осуществляющего его функции осуществлять меры по охране окружающей среды от негативного воздействия, признается судом несостоятельной, поскольку законодателем предусмотрен способ утилизации затонувшего имущества, оговоренный в главе 8 КВВТ РФ, определен круг лиц, на которых возлагается обязанность по поднятию, удалению либо утилизации затонувшего имущества.

Довод представителя ответчика в письменных возражениях о том, что затонувшее судно находится за пределами ответственности административного ответчика, поскольку расположено за пределами судового хода, судом не принимается, так как судовой ход является составной частью водного пути, а правила, установленные главой 8 КВВТ РФ, применяются к подъему, удалению либо уничтожению имущества, затонувшего на внутренних водных путях. Администрация бассейна внутренних водных путей осуществляет в бассейне внутренних водных путей не только содержание внутренних водных путей, но и иные функции, определенные в соответствии с КВВТ РФ.

В соответствии с ст. ст. 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В нарушение приведенных норм процессуального законодательства, возражая против удовлетворения иска, ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» не представлено доказательств того, что рассматриваемый затонувший объект действительно не причиняет серьезного вреда окружающей среде и не препятствует отстою и маневрированию судов, водопользованию.

В силу ст. 206 ГПК РФ, рассматривая вопрос о сроке исполнения судебного решения, суд полагает возможным установить – 2 года со дня вступления в законную силу решения суда, данный срок является разумным и справедливым, поскольку в пределах этого срока ответчик должен и может принять все необходимые меры для исполнения судебного акта в полном объеме.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» выразившееся в неисполнении обязанности по организации мероприятий по подъему, удалению либо утилизации затонувшей баржи, находящейся в затоне реки Селенга в городе Улан-Удэ на 154 километре от устья реки в географических координатах долготы.

Обязать ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по подъему, удалению либо утилизации затонувшей баржи, находящейся в затоне реки Селенга в городе Улан-Удэ на 154 километре от устья реки в географических координатах долготы.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Л.Н. Помишина