ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2151/19 от 28.05.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2151/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2019 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием представителя истца Разина А.К., представителя ответчика ОГКУ «Центр социальных выплат» Букшта А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сумеркиной Н.А. к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» (ОГКУ «ЦСВ») о предоставлении меры социальной поддержки в виде денежной компенсации платы за электроотопление в размере фактических расходов без учета нормативов потребления услуги электроснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Сумеркина Н.А. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что является педагогическим работником с <дата>, всю трудовую педагогическую деятельность осуществляет в сельской местности, работает в настоящее время в МКОУ Островского района «Островская средняя общеобразовательная школа» в должности учителя. Проживает истец в сельской местности в двухквартирном жилом доме в квартире, принадлежащем ей на праве долевой собственности с долей в праве 1/3. Другими собственниками являются её муж и сын. Совместно с истцом проживает её супруг – С.В.В. Отопление в жилом помещении истца осуществляется собственным электрокотлом. Другие источники теплоэнергии в квартире отсутствуют. Технологическое присоединение электроустановки осуществлено <дата>. С декабря 2018 года учет электроэнергии ведется от индивидуального прибора учета потребления электроэнергии. Истцом указано, что в связи с осуществлением педагогической деятельности в сельской местности она имеет право на получение компенсации расходов на отопление в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Истец обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении льгот, является получателем льгот с <дата>. Ответчиком предоставлена истцу компенсация не в полном объеме, в пределах нормативов потребления электроснабжения. Полагает, что действия ответчика являются незаконными, просит суд обязать ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату за отопление жилого помещения истца как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, исходя из реально понесенных расходов без учета нормативов потребления электроснабжения с <дата>. Заявленные требования мотивированы положениями ст. 8 Федерального закона «Об образовании РФ», ст. 3 Закона Костромской области «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнены, истец просит обязать ответчика предоставить истцу и членам его семьи (супруг и сыну), меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату за отопление жилого помещения как педагогическому работнику муниципального казенного образовательного учреждения Костромской области, проживающему и работающему в сельской местности, исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением Администрации Костромской области от <дата> «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» с <дата>.

В судебном заседании истец Сумеркина Н.А. не участвует, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца Разин А.К. исковые требования поддержал в уточненном виде, в ходе рассмотрения дела пояснил, что при подаче заявления истцом предоставлялся полный комплект документов, в том числе сведения о семейном положении и справка о составе семьи. Истец проживала с мужем и сыном, сын выписался из квартиры в начале марта 2019 года. Ответчик не требовал от истца написания отдельного заявления в отношении членов её семьи для предоставлении меры социальной поддержки. Квартира находился в долевой собственности истца, её мужа, сына. Истец является работающим пенсионером, пенсия назначена с <дата>. Полагал, что предоставление льготы неа членов семьи истца не носит заявительного характера, расходы на отопление должны быть компенсированы на всех членов семьи без учета норматива потребления.

Представитель ответчика Букшта А.М. исковые требования не признала. Согласно письменному отзыву ответчика, Сумеркина Н.А. состоит на учете и является получателем мер социальной поддержки на основании Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО по категории педагогический работник с <дата>. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» при использовании электроэнергии на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления (для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными (квартирными) электроотопительными системами стационарного типа, при отсутствии электроплит установлены нормативы потребления по электроснабжению в месяц на одного человека, имеющего право на получение такой поддержки согласно федеральному и областному законодательству: в течение отопительного периода (январь-апрель и октябрь-декабрь) 485 кВт/час; в неотопительный период (май-сентябрь) 50 кВт/час. ОГКУ «ЦСВ» считает, что предоставление Сумеркиной Н.А. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты за электроотопление в полном объеме не соответствует действующему законодательству. Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в плату за коммунальные услуги включается: плата за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Коммунальная услуга «электроотопление» Жилищным кодексом РФ не определена как отдельная коммунальная услуга и не включена в плату за коммунальные услуги. В пп. «е», «г» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, даны определения коммунальным услугам: «отопление» - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, а также продажа топлива при наличии печного отопления; «электроснабжение» - снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным сетям в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Определение «электроотопление» в Правилах отсутствует. Соответственно, услуга «электроотопление» входит в коммунальную услугу «электроснабжение» и компенсация за данную услугу должна предоставляться исходя из нормы, установленной постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а. Дополнительно пояснила, что распространение льготы идет на одного человека, муж истца будет включен в льготу с июня текущего года в связи с тем, что заявление о включении мужа в расчет подано истцом в апреле. Истцом <дата> представлено заявление на получение льготы как педагогическим работником, до этого истец получала льготы как ветеран труда, <дата> поступило заявление о предоставление льготы на мужа, <дата> поступило заявление об изменении состава семьи. Льгота предоставлялась истцу по норме потребления.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что Сумеркина Н.А. работает в МКОУ Островского района Костромской области «Островская средняя общеобразовательная школа» в должности учителя с <дата> по настоящее время. Указанное обстоятельство подтверждается справкой от <дата>, копией трудовой книжки истца.

Сумеркина Н.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Вместе с истцом в указанном жилом помещении зарегистрирован её муж – С.В.В., с <дата> по 15.03.2о19 имел регистрацию сын истца С.Е.В. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой от <дата> Администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района <адрес>, копией свидетельства о заключении брака от <дата>, копией паспорта С.Е.В.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в долевой собственности Сумеркино Н.А., её мужа С.В.В., их сына С.Е.В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 44-АБ , , .

Из материалов дела следует, что в квартире, находящейся по адресу: <адрес> установлено стационарное электроотопление, что подтверждается подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий от <дата>, справкой АО «ЕИРКЦ» от <дата>, актом об осуществлении технологического присоединения от <дата>.

Сумеркина Н.А. обратилась <дата> в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации по услуге «электроотопление» без учета норматива потребления по категории «специалист, работающий и проживающий в сельской местности на территории Костромской области - педагогический работник», льгота предоставлена с <дата>.

Сумеркина Н.А. обращалась <дата> в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о включении в расчет льготы её мужа С.В.В., проживающего с ней совместно, а также <дата> с заявлением о внесении изменений в персональные данные в связи с изменением состава семьи – снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес> сына истца С.Е.В.

Из материалов дела следует, что истцу в 2019 году выплачена компенсация за отопление в сумме 1097 рублей, что подтверждается информацией о выплате от <дата>.

Истец обратилась <дата> в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде денежной компенсации оплаты за отопление жилого помещения (электроотопление) как педагогическому работнику муниципального общеобразовательного учреждения Костромской области, проживающего и работающего в сельской местности исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления электроснабжения.

Заявление Сумеркиной Н.А. оставлено без удовлетворения, в связи с чем истец обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие и работающие в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) педагогические работники областных государственных образовательных организаций и государственных организаций здравоохранения, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных организаций и организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Костромской области.

Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют члены семьи, постоянно проживающие с гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении.

Согласно ч. 2 ст. 4 данного Закона, для категорий граждан, указанных в п. 7 ч.1 ст. 3 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения;

2) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги:

а) электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов;

б) отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;

в) газоснабжение в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона.

При наличии нескольких видов отопления мера социальной поддержки предоставляется по одному виду отопления.

Процедура выплаты компенсации урегулирована Порядком предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 04.05.2011 № 160-а (далее Порядок).

Согласно п. п. 7, 25, 26 Порядка, предоставление мер социальной поддержки осуществляется департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области через ОГКУ «Центр социальных выплат». Граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные ст. 155 ЖК РФ. Ежемесячная денежная компенсация назначается гражданам не более чем на одно жилое помещение. Размер ежемесячной денежной компенсации рассчитывается ОГКУ «ЦСВ» с учетом требований настоящего Порядка. Сведения о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг за предыдущий месяц представляются в ОГКУ «ЦСВ» в порядке и по форме, предусмотренной соглашениями о взаимодействии между ОГКУ «ЦСВ» и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с п. п. 1, 1.3 постановления Администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» в целях реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством администрация Костромской области установила на территории Костромской области, для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нормативы потребления по электроснабжению в месяц на одного человека, имеющего право на получение такой поддержки согласно федеральному и областному законодательству, в частности, при использовании электроэнергии на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления (для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными (квартирными) электроотопительными системами стационарного типа, при отсутствии электроплит): в течение отопительного периода (январь-апрель и октябрь-декабрь) - 485 кВт*час, в неотопительный период (май-сентябрь) - 50 кВт*час.

Анализируя приведенные положения законодательства, суд учитывает, что нормативы потребления электроэнергии в целях электроотопления установлены для оказания мер социальной поддержки без указания конкретных категорий лиц, для которых они подлежат применению. При этом вопрос применения либо неприменения данных нормативов к конкретной категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, следует разрешать, исходя из норм специального законодательства, которым предусмотрено право таких лиц на получение льгот и компенсаций.

На основании положений Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» суд приходит к выводу, что указанные нормативы не подлежат применению при расчете компенсации лицам из категории «специалист, работающий и проживающий в сельской местности на территории Костромской области - педагогический работник» за отопление жилого помещения.

Из приведенных положений Закона следует, что компенсация предоставляется по одному виду отопления, без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления, если иное прямо не предусмотрено Законом.

При таких обстоятельствах суд не находит состоятельными доводы ответчика, что в приведенных нормах Закона от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО понятие «отопление» ограничено теплоснабжением от централизованной сети, а электроотопление подлежит отнесению к коммунальной услуге электроснабжение. В данном случае компенсации подлежат расходы на любой из видов отопления – централизованное теплоснабжение, газовое, электрическое, твердым топливом - исходя из цели потребления коммунального ресурса. В отличие от газового отопления и отопления твердым топливом для электроотопления Закон не содержит прямого указания на ограничение компенсации нормативами потребления.

Поскольку при первоначальном обращении Сумеркиной Н.А. с заявлением в ОГКУ «ЦСВ» ею предоставлена справка о составе семьи, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО компенсация должна выплачиваться на всех членов семьи.

Соответственно, исковые требования о предоставлении меры социальной поддержки Сумеркиной Н.А. и совместно проживающим членам её семьи подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» удовлетворить.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» предоставлять Сумеркиной Н.А. как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, и совместно проживающим членам ее семьи меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты за отопление жилого помещения (электроотопление) в размере фактических расходов без учета нормативов потребления услуги электроснабжения, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области», с 01.01.2019.

Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» в пользу Сумеркиной Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина