ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2152/18 от 20.08.2018 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-2152/2018.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» августа 2018 года. г. Новосибирск.

Новосибирский районный суд Новосибирской области, в составе:

Председательствующего судьи - Рыбаковой Т.Г.,

При секретаре - Симонян А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОВ к Совету депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным решения №... от ДД.ММ.ГГГГ.,

УСТАНОВИЛ:

ОВ обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным решения №... от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ. инициативной группой жителей <адрес> было проведено собрание, на котором принято решение о создании на части территории <адрес> общественного самоуправления.

ДД.ММ.ГГГГ. по поручению инициативной группы и в соответствии с п.3 ст.13 Устава Морского сельсовета член инициативной группы ТЮ обратилась к председателю Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района НСО с просьбой о назначении учредительного собрания граждан по организации ТОС.

Указанное обращение передано лично председателю Совета депутатов, который пообещал зарегистрировать обращение и дать на него ответ.

В связи с отсутствием ответа на обращение, ТЮ от имени инициативной группы обратилась ДД.ММ.ГГГГ. с письмом к главе администрации Морского сельсовета с просьбой запросить в совете депутатов копию обращении от ДД.ММ.ГГГГ. с отметкой о регистрации. Ответа на письмо не последовало.

По истечении месяца, ДД.ММ.ГГГГ. инициативная группа повторно обратилась к главе сельсовета с письмом, в котором попросили запросить ответ и передать обращения председателю Совета депутатов.

К письму было приложено заявление с предложением о назначении учредительного собрания граждан по организации ТОС на ДД.ММ.ГГГГ. в спортивном комплексе «Арка», по адресу: <адрес>1.

Ответа на письмо не последовало.

ДД.ММ.ГГГГ. на сессии Совета депутатов Морского сельсовета на рассмотрение был предложен вопрос о назначении учредительного собрания граждан по организации ТОС. Однако вопрос был снят с обсуждения председателем Совета депутатов.

ДД.ММ.ГГГГ. ТЮ обратилась в прокуратуру Новосибирского района с просьбой провести проверку законности действий председателя Совета депутатов Морского сельсовета и обязать Совет депутатов исполнить обязанность по назначению собрания.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры поступил ответ №....16, из которого следует, что обращение инициативной группы от ДД.ММ.ГГГГ о назначении собрания ТОС поступило, в адрес председателя Совета депутатов Морского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ. в связи с нарушением сроков рассмотрения обращения граждан в адрес председателя Совета депутатов Морского сельсовета прокуратурой вынесено представление.

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ТЮ поступил ответ председателя Совета депутатов Морского сельсовета на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ., из которого, по мнению административного истца следует, что вопрос о назначении учредительного собрания граждан по организации ТОС необходимо решать без участия Совета депутатов Морского сельсовета.

Члены инициативной группы в соответствии с действующим законодательством и на основании указанного ответа от ДД.ММ.ГГГГ. организовали и провели учредительное собрание граждан по созданию ТОС «Морской», что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. по итогам учредительного собрания было принято решение о создании ТОС «Морской», также собрание определило границы ТОС и утвердило Устав.

ДД.ММ.ГГГГ председатель ТОС «Морской» на основании п.2.4 «Положения о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района» обратился с заявлением к главе Морского сельсовета с просьбой согласовать схему границ территории ТОС «Морской».

В заявлении были подробно описаны границы ТОС, которые не выходят за пределы муниципального образования и являются непрерывными. На указанной территории организован только один ТОС.

Таким образом, никаких оснований для отказа в согласовании границы не имеется, поскольку схема границы ТОС составлена в точном соответствии с требованиями федерального законодательства и местными нормативными актами.

Председатель ТОС «Морской» письмом от ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к председателю Совета депутатов об установлении границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление.

ДД.ММ.ГГГГ. на очередной сессии двадцать четвертой сессии Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района НСО были установлены границы ТОС «Морской».

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. председатель Совета депутатов МО Морского сельсовета подтвердил факт установления границ ТОС «Морской» на 24 сессии Совета депутатов Морского сельсовета.

Данный факт подтвердила и прокуратура Новосибирского района НСО.

Однако ДД.ММ.ГГГГ. Совет депутатов Морского сельсовета вновь рассмотрел заявление от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении границ территории, на котором будет осуществляться общественное самоуправление, и принял решение №... от ДД.ММ.ГГГГ., в котором отказывает в установлении границ ТОС «Морской».

Административный истец полагает данное решение №... от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, так как представленная схема границ ТОС «Морской» полностью соответствует Положению о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района НСО, утвержденному на 43-й сессии Совета депутатов Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. №..., законных оснований для отказа в утверждении границ ТОС «Морской» у Совета депутатов

признать незаконным решение очередной 33 сессии Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района НСО от ДД.ММ.ГГГГ. №....

Административный истец – ОВ в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - НИ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. из письменных и устных пояснений представителя ответчика следует, что в утверждении границ ТОС «Морской» было отказано, ввиду несоответствия предложенных границ требованиям ст.27 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также в связи с нарушением процедуры обращения за утверждением границ, предусмотренной п.2.2 «Положения о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района НСО», утвержденного решением 43-й сессии Совета Морского сельсовета №... от ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению административного ответчика и в соответствии с нормами ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также п.1.1 Положения о ТОС, территория, заявленная административным истцом, как территория, на которой ТОС «Морской» планирует осуществлять свою деятельность, не является территорией проживания граждан и для этого не предназначена, а именно: в границы ТОС «Морской» включены земли сельскохозяйственного назначения, база отдыха, земельный участок, предназначенный для завершения строительства здания, земельный участок, предназначенный для лесной растительности, прибрежные участки, Новосибирское водохранилище (земли водного фонда, для размещения объектов водного фонда, для эксплуатации берегоукрепительных сооружений Новосибирского водохранилища), земли общего пользования – дороги, в том числе федерального значения, земельные участки с коммуникациями, приусадебные участки и прочие территории, на которых не проживают и не могут проживать граждане, но ТОС «Морской» собирается осуществлять там свою деятельность.

Включение в границы ТОС «Морской» указанных территорий не отвечает целям создания и задачам ТОС «Морской».

Кроме того, три земельных участка, не предназначенных для проживания граждан, но частично включенных в границы ТОС «Морской», расположены за границами населенного пункта – <адрес>, что подтверждается заключением кадастрового инженера.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч.1 ст.219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Согласно ч. 9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Материалами дела установлено, что решением 43-й сессии Совета депутатов Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. №... утверждено положение о территориальном общественном управлении в Морском сельсовете Новосибирского района.

Руководствуясь указанным положением ДД.ММ.ГГГГ. ОВ обратился к председателю Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района НСО с заявлением об установлении границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление.

Текст заявления содержит просьбу установить границы территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление и указано, что в границы данной территории вошли земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, земли общего пользования и иные прилегающие земли, используемые для удовлетворения потребностей участников ТОС.

Также указанное заявление содержит описание границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление.

В качестве приложения к заявлению указаны схема границ территории, протокол учредительного собрания граждан по организации ТОС «Морской» и лист регистрации участников учредительного собрания граждан по созданию территориального общественного самоуправления.

Между тем, решением Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района НСО №... от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении границ ТОС «Морской» было отказано.

В качестве оснований для отказа указано, что территория заявленная как территория, на которой ТОС «Морской» планирует осуществлять свою деятельность, не является территорией проживания граждан и для этого не предназначена, а именно: в границы ТОС земли сельскохозяйственного назначения, база отдыха, земельный участок, предназначенный для завершения строительства здания, земельный участок, предназначенный для лесной растительности, прибрежные участки, Новосибирское водохранилище (земли водного фонда, для размещения объектов водного фонда, для эксплуатации берегоукрепительных сооружений Новосибирского водохранилища), земли общего пользования – дороги, в том числе федерального значения, земельные участки с коммуникациями, приусадебные участки и прочие территории, на которых не проживают и не могут проживать граждане, но ТОС «Морской» собирается осуществлять там свою деятельность.

Заявляя свои требования, административный истец указал, что данный отказ противоречит Положению о территориальном общественном управлении в Морском сельсовете Новосибирского района и у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа в утверждении границ ТОС «Морской».

Поверяя данные доводы административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан (ч. 3 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ).

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч. 11 ч. 3 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ).

Исходя из приведенных норм, а также положений главы 5 Федерального закона № 131-ФЗ "Форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления" территориальное общественное самоуправление является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Как было ранее указано, на территории Морского сельсовета Новосибирского района НСО порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления установлен Положением о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района, утвержденным на 43-й сессии Совета депутатов Морского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. №....

Порядок установления границ территории определен в части 2 Положения.

Из п.2.1 Положения следует, что границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается Советом депутатов Морского сельсовета по предложению населения, проживающего на соответствующей территории.

Согласно п.2.4 Положения порядок согласования схемы границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается правовым актом администрации Морского сельсовета. При этом границы территориального общественного самоуправления должны устанавливаться с учетом следующих условий:

а) границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территориального муниципального образования;

б) на определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления;

в) неразрывность территории, на которой осуществляется территориальное самоуправление.

В случае несоответствия предложения инициативной группы требованиям настоящего пункта администрация Морского сельсовета направляет инициативной группе письменный обоснованный отказ и предлагает иной обоснованный вариант границ территориального общественного самоуправления.

Таким образом, из совокупности положений ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Положения о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района следует, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах территорий проживания граждан, при этом границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территориального муниципального образования.

При таких обстоятельствах, проанализировав вышеприведенные нормы права, а также доводы административного истца, суд приходит к выводу, что действительно действующее законодательство не содержит императивного запрета на включение в состав ТОС территорий поселения, которые фактически не являются территориями проживания граждан, однако при этом отвечают установленным целям создания и задачам территориального общественного самоуправления, между тем, установлен прямой запрет в той части, что границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территориального муниципального образования.

Однако как следует из оспариваемого отказа, а также представленного в материалы дела представителем административного ответчика заключения кадастрового инженера №... от ДД.ММ.ГГГГ. в границы ТОС были включены, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами №..., который относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, №... – земли водного фонда.

Так в соответствии с положениями ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно п.1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли в том числе, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах.

Из п.2 ст.102 ЗК РФ следует, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Аналогичные сведения содержит и схема, приложенная к заключению кадастрового инженера, представленного со стороны административного истца.

Из представленных в материалы дела схем следует, что границы МО Морского сельсовета и <адрес> установлены в соответствии с действующим законодательством, при этом границы <адрес> не включают в себя указанные земельные участки с кадастровыми номерами №..., которые не могут быть в них включены в силу действующего законодательства, однако включены в состав границ ТОС «Морской», что в свою очередь, по мнению суда, противоречит и положениям ст.27 Федерального закона № 131-ФЗ и нормам, содержащимся в Положении о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района.

При таких обстоятельствах, установив, что границы ТОС «Морской» выходят за границы <адрес>, и в его границы включены земельные участки, не относящиеся к категории земель населенных пунктов, суд приходит к выводу, что по заявленным административным истцом доводам, отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого решения незаконным.

При этом, суд полагает возможным разъяснить административному истцу, что в случае исправления указанных недостатков, он не лишен возможности повторного обращения к административному ответчику с заявлением об установлении границ, который в свою очередь по результатам рассмотрения данного заявления в силу п.2.4 Положения обязан предложить иной обоснованный вариант границ территориального общественного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ОВ, к Совету депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным решения №... от ДД.ММ.ГГГГ. - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Новосибирского областного суда через Новосибирский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05.09.2018г.

Председательствующий: Т.Г.Рыбакова