ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2152/2014 от 01.08.2014 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

  Дело № 2-2152/2014г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 01 августа 2014 года г. Ставрополь

 Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе:

 председательствующего судьи Коробейникова А.А.

 при секретаре судебного заседания Умаровой А.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, обязании устранить допущенное нарушение

 У С Т А Н О В И Л :

 ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, обязании устранить допущенное нарушение, обосновав свои требования тем, что ФИО1(далее- Заявитель) обратился в Комитет градостроительства Администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» - просил по изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером --- площадью 750 кв.м. расположенного по адресу: ---- с «для строительства торгово-офисного здания» на «под усадебный жилой дом». По итогам рассмотрения заявления, заявитель получил отказ в предоставлении указанной муниципальной услуги. Согласно уведомлению Администрации города Ставрополя от 11.06.2014 г. № 06/1-03- 2620, причиной отказа является невозможность предоставления земельного участка для целей, связанных с жилищным строительством, в нарушение процедур, предусмотренных положениями статьи 30.1 Земельного Кодекса РФ, а именно – без проведения соответствующего аукциона либо по продаже земельного участка, либо на право заключения договора аренды земельного участка. ФИО1 не согласен с указанным решением Администрации города Ставрополя, считает его незаконным и подлежащим отмене на основании следующих оснований. Постановлением Администрации города Ставрополя № 2431 от 29.08.2011 года П--- А.Г. был предоставлен в аренду сроком на три год земельный участок с кадастровым номером - площадью 750 кв. м. по адресу --- в квартале --для строительства торгово-офисного здания. На основании указанного постановления между П---А.Г. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя был заключен договор аренды земельного участка № 9308 от 07.12.2011г. на срок до 28.08.2014 года. Указанный договор прошел государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, о чем 31.08.2012 года в ЕГРП была внесена запись регистрации --. Согласно договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка в границах земель муниципального образования город Ставрополь № 9308 от 07.12.2011 года от 27 января 2014 года, П- А.Г. передал права и обязанности на указанный выше земельный участок ФИО1 указанный договор также зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 12.02.2014г., о чем в ЕГРП сделана запись - В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного Кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно требований ст.3 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия определенных пунктом 3 части 1 настоящей статьи решений органами местного самоуправления создаются комиссии по подготовке правил землепользования и застройки. В силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года №97 на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя приняты «Правила землепользования и застройки города Ставрополя», которые действуют на всей территории муниципального образования г. Ставрополя. В соответствии со ст. 35 вышеуказанных Правил землепользования и застройки города Ставрополя, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов. Статьей 37 указанных Правил установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования, согласно которой земельный участок с кадастровым номером - площадью 750 кв. м. по адресу ------ находится в территориальной зоне Ж-3. В соответствии со статьей 42 Правил, основными видами разрешенного использования зоны Ж-3 (зона блокированной и усадебной застройки) являются: усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками; объекты органов местного самоуправления; детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения; общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения, общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения; гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли; парки, скверы. ФИО1 обратился в Комитет градостроительства Администрации города Ставрополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования с вида разрешенного с «для строительства торгово-офисного здания» на «под усадебный жилой дом», предусмотренный градостроительным регламентом как основной вид разрешенного использования для указанной жилой зоны, что не противоречит требованиям действующего законодательства и Правилам землепользования и застройки города Ставрополя. С учетом изложенного, решение администрации города Ставрополя об отказе в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования было принято в связи с неверным истолкованием закона. Просил суд признать незаконным решение Администрации города Ставрополя об отказе в предоставлении ФИО1 муниципальной услуги по изменению одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования, выраженное отказом от 11.06.2014 г. № 06/1-03- 2620; обязать Администрацию города Ставрополя изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером -- площадью 750 кв. м., расположенного по адресу ----- с вида разрешенного использования «для строительства торгово-офисного здания» на «под усадебный жилой дом» путем издания соответствующего постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка

 В судебное заседание не явился заявитель ФИО1 представил заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

 В судебном заседании представитель ФИО2, действующий на основании доверенности от 22.03.2014 года заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

 Представитель ответчика – администрации г. Ставрополя ФИО3, действующая на основании доверенности от 22.01.2014 года просила в удовлетворении требований отказать по основаниям изложенным в письменном отказе от 11.06.2014 года.

 В суд неявился представитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя, извещенный судом о дне, месте, времени слушания дела надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил, об уважительности причин неявки не сообщил.

 Суд с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.

 Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

 В судебном заседании установлено, что ФИО1(далее- Заявитель) обратился в Комитет градостроительства Администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» - просил по изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером --- площадью 750 кв.м. расположенного по адресу: ----с «для строительства торгово-офисного здания» на «под усадебный жилой дом». По итогам рассмотрения заявления, заявитель получил отказ в предоставлении указанной муниципальной услуги.

 Согласно уведомлению Администрации города Ставрополя от 11.06.2014 г. № 06/1-03- 2620, причиной отказа является невозможность предоставления земельного участка для целей, связанных с жилищным строительством, в нарушение процедур, предусмотренных положениями статьи 30.1 Земельного Кодекса РФ, а именно – без проведения соответствующего аукциона либо по продаже земельного участка, либо на право заключения договора аренды земельного участка.

 ФИО1 не согласен с указанным решением Администрации города Ставрополя, считает его незаконным и подлежащим отмене на основании следующих оснований.

 Постановлением Администрации города Ставрополя № 2431 от 29.08.2011 года П-- А.Г. был предоставлен в аренду сроком на три год земельный участок с кадастровым номером --- площадью 750 кв. м. по адресу ---в квартале 212 для строительства торгово-офисного здания. На основании указанного постановления между П---А.Г. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя был заключен договор аренды земельного участка № 9308 от 07.12.2011г. на срок до 28.08.2014 года.

 Указанный договор прошел государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, о чем 31.08.2012 года в ЕГРП была внесена запись регистрации ----. Согласно договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка в границах земель муниципального образования город Ставрополь № 9308 от 07.12.2011 года от 27 января 2014 года, П--- А.Г. передал права и обязанности на указанный выше земельный участок ФИО1 указанный договор также зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 12.02.2014г., о чем в ЕГРП сделана запись ---. В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного Кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно требований ст.3 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях выполнения задач градостроительного зонирования и принятия определенных пунктом 3 части 1 настоящей статьи решений органами местного самоуправления создаются комиссии по подготовке правил землепользования и застройки.

 В силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

 В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

 Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года №97 на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя приняты «Правила землепользования и застройки города Ставрополя», которые действуют на всей территории муниципального образования г. Ставрополя.

 В соответствии со ст. 35 вышеуказанных Правил землепользования и застройки города Ставрополя, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов.

 Статьей 37 указанных Правил установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования, согласно которой земельный участок с кадастровым номером --- площадью 750 кв. м. по адресу г--- в квартале 212 находится в территориальной зоне Ж-3.

 В соответствии со статьей 42 Правил, основными видами разрешенного использования зоны Ж-3 (зона блокированной и усадебной застройки) являются: усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками; объекты органов местного самоуправления; детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения; общественные, спортивные здания и сооружения, лечебно-профилактические объекты, объекты культурно-развлекательного, торгового назначения, общежития, гостиницы, рынки, объекты обслуживания населения; гаражи индивидуального автотранспорта, встроенные, подземные, многоуровневые автостоянки, гостевые автостоянки; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли; парки, скверы.

 ФИО1 обратился в Комитет градостроительства Администрации города Ставрополя с заявлением об изменении вида разрешенного использования с вида разрешенного с «для строительства торгово-офисного здания» на «под усадебный жилой дом», предусмотренный градостроительным регламентом как основной вид разрешенного использования для указанной жилой зоны, что не противоречит требованиям действующего законодательства и Правилам землепользования и застройки города Ставрополя.

 С учетом изложенного, решение администрации города Ставрополя об отказе в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования было принято в связи с неверным истолкованием закона.

 Это подтверждает письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. N Д23-4850, разъясняющее, что в случае изменения арендатором вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, «содержание договора аренды земельного участка должно быть приведено в соответствие с измененным видом разрешенного использования указанного земельного участка. По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется в правилах землепользования и застройки, а именно в градостроительном регламенте, являющемся составной частью правил землепользования и застройки (ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки установлен ст. ст. 31, 32 Градостроительного кодекса.

 Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

 На основании ст. 37 Градостроительного кодекса разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: - основные виды разрешенного использования; - условно разрешенные виды использования; - вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

 Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. На основании изложенного арендатор вправе выбрать один из установленных видов разрешенного использования земельных участков».

 Заявитель полагает, что администрация города Ставрополя незаконно не выполняет требования действующего законодательства нарушает его права и законные интересы.

 В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Статьей 258 ГПК РФ установлено что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Оспариваемые действия администрации города Ставрополя нарушают права и свободы заявителя создают препятствия к осуществлению его прав и свобод.

 В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-256, 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление ФИО1 В—И-- о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, обязании устранить допущенное нарушение - удовлетворить.

 Признать незаконным решение Администрации города Ставрополя об отказе в предоставлении ФИО1 В—И- муниципальной услуги по изменению одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования, выраженное отказом от 11.06.2014 г. № 06/1-03- 2620.

 Обязать Администрацию города Ставрополя изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - площадью 750 кв. м., расположенного по адресу г. --- с вида разрешенного использования «для строительства торгово-офисного здания» на «под усадебный жилой дом» путем издания соответствующего постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Решение суда изготовлено и отпечатано в совещательной комнате.

 Судья А.А. Коробейников

 Решение суда не вступило в законную силу