ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2153/13 от 02.10.2013 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-2153/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2013 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего судьи Панченко Л.В.,

при секретаре Ковальчук Д.О.,

с участием помощника Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1

представителя заинтересованного лица ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 <данные изъяты> о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия должностных лиц Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ заявитель неоднократно обращался с заявлениями в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, а именно ДД.ММ.ГГГГ исх. № по поводу фальсификации должностными лицами спец.отдела документов об отправке корреспонденции заявителя; ДД.ММ.ГГГГ исх.№ направлял запрос о не рассмотрении трех поданных в прокуратуру обращений; ДД.ММ.ГГГГ исх. № обращался по поводу работы столовой в ИК-5; ДД.ММ.ГГГГ исх.№ обращался по поводу отсутствия представителя прокуратуры в судебном заседании; ДД.ММ.ГГГГ обращался по поводу проверки законности сведений в личном деле; ДД.ММ.ГГГГ направлял запрос по поводу отсутствия ответов на обращения; ДД.ММ.ГГГГ исх. № обращался по поводу проверки законности не предоставления свидания с родственником. Однако все вышеперечисленные обращения прокурором были оставлены без ответов. В связи с изложенным заявитель полагал, что нарушаются его права на доступ к правосудию путем обращения в надзорные органы. По указанным основаниям заявитель просил признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которыми нарушены его права, обязать устранить допущенные нарушения его прав путем проведения проверок по обращениям и извещении заявителя о результатах проведенных проверок.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Заявитель ФИО4, отбывающий наказание в ФКУ ОИК-36 ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, извещался о времени и месте слушания дела надлежащим образом. При этом, ему разъяснялось право довести свою позицию по делу до сведения суда посредством направления письменных обращений, а также путем допуска к участию в деле своего представителя. В своем заявлении заявитель просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ходе рассмотрения дела представил отзыв на возражения прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ на заявление, в котором не согласился с тем, что помощник прокурора Жеребор Д.Н. указывает в своих возражениях о том, что не все обращения заявителя поступили в прокуратуру по вине операторов почтовой связи. Часть обращений заявителя не поступило в прокуратуру, что, по мнению заявителя, является поводом для проведения проверки. Также заявитель указывает, что по поступившим от него 6-ти обращениям проверка не была проведена, по поводу поданных обращений его не опрашивали, было дано всего два ответа, в одном из которых сообщалось о перенаправлении обращения в ГУФСИН по Красноярскому краю, на остальные обращения ответов не было дано.

Необходимости личного участия самого ФИО4 судебном заседании суд не усматривает, поскольку все доводы заявителя подробно изложены в его заявлении и дополнениях к нему, имеющихся в материалах дела. Учитывая характер спора и значение личных объяснений ФИО4 для рассмотрения данного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело без его этапирования в судебное заседание.

Помощник Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1, в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал все изложенное в письменных возражениях на заявление, согласно которым в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от осужденного ФИО4 поступило 6 обращений, из них 3 обращения в ДД.ММ.ГГГГ, 1 обращение в ДД.ММ.ГГГГ и 2 обращения в ДД.ММ.ГГГГ, других обращений от осужденного ФИО4 не поступало. Все обращения ФИО4 были рассмотрены надлежащим образом в соответствии с требованиями ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013г. №45. Нарушений при рассмотрении обращений осужденного ФИО4 не допущено. Согласно п.47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. №22, обязательства по сохранности принятых от пользователей почтовых отправлений в установленные сроки ложится на операторов почтовой связи. В соответствии с п.52 Правил, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору претензию. Также указали, что согласно ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. По указанным основаниям просили в удовлетворении заявления осужденного ФИО4 отказать.

Представитель ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, указанным с письменном отзыве на заявление, где указала, что по данным регистрационного учета ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю осужденным ФИО4 были направлены следующие обращения в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением в исправительных учреждениях :

-исх. № отправлено простым письмом ДД.ММ.ГГГГ года;

- исх. № отправлено простым письмом ДД.ММ.ГГГГ

- исх.№ отправлено простым письмом ДД.ММ.ГГГГ

- исх. № отправлено простым письмом ДД.ММ.ГГГГ

- исх. № отправлено простым письмом ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, обращения ФИО4 были направлены в Прокуратуру Красноярского края исх. № простым письмом ДД.ММ.ГГГГ.; и в Емельяновский районный суд исх. № передано ДД.ММ.ГГГГ курьеру.

Порядок обращения осужденных и их рассмотрения регламентируются ст.15 УИК РФ, гл. XIII приказа Минюста РФ от 03.11.2005 №205 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка исправительных учреждений». В соответствии с п.61 приказа Минюста РФ от 03.11.2005г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка исправительных учреждения» и п.46 приказа Минюста РФ от 15.08.2007 года №161-дсп «Об утверждении Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений» все письменные предложения, заявления, ходатайства и жалобы направляются по адресу через администрацию ИУ простой почтой. Они регистрируются в отделах специального учета или в канцелярии колонии.

Кроме того в соответствии п. 127 Приказа ФСИН России от 10.08.2011г. №463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» заказными письмами и бандеролями с уведомлением и без него направляются документы, требующие письменного подтверждения почтовым отделением факта их рассылки и/или получения адресатом. Направленные обращения осужденного ФИО4 не являются документами, требующими письменного подтверждения почтовым отделением факта их получения адресатом. По указанным основаниям просили в удовлетворении заявления осужденному ФИО4 отказать.

Выслушав помощника прокурора, представителя заинтересованного лица ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 10.02.2009, к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, по смыслу главы 25 ГПК РФ, относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению, возложило обязанность.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Статья 256 ГПК РФ устанавливает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как установлено ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора прокуратуры являются законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ 02.05.2006 года, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственные орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие), в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 3.4 ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Согласно ч. 4 ст. 12 УИК РФ, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Частью 6 ст. 15 УИК РФ предусмотрено, что органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

В силу ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 года № 2202-1, в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Согласно положениям ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении возложенных на него функций прокурор в частности рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ 02.05.2006 года предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статьей 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ 02.05.2006 года предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Согласно ст. 12 указанного выше Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В соответствии с п.3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации,(в редакции, действующей в период до 30.01.2013 г.), по каждому обращению (запросу) в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, в прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах может быть выполнено одно из следующих решений: принятие к производству; прекращение производства; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе.

Пунктом 3.3. указанной Инструкции предусмотрено, что Первичные обращения направляются для проверки доводов в нижестоящую прокуратуру с установлением контроля либо без такового должностным лицом, которому поручено его рассмотрение, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Первичные обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена на месте, копия обращения для разрешения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.

Согласно п. 3.4 указанной Инструкции, обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в семидневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться.

Согласно Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 ( в период спорных правоотношений после 30.01.2013 года):

Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. ( п. 3.1)

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем. ( п. 3.5 )

В соответствии с п. 5.1. указанной Инструкции ( в редакции утвержденной приказами Генпрокуратуры РФ № 120 от 26.12.2006 г., № 45 от 30.01.2013 г. в период действия спорных правоотношений), обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в прокуратуре, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. В случае, если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, заявитель ФИО4, отбывая наказание в виде лишения свободы в ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, обращался с заявлениями различного характера в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и иные учреждения.

Согласно журнала регистрации исходящей корреспонденции ИК-5 ФКУ ОИК-36 ГУФСИН по Красноярскому краю и реестров отправленной корреспонденции установлено следующее:

- ДД.ММ.ГГГГ за исх. № было направлено заявление ФИО4 в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях

- ДД.ММ.ГГГГ за № было зарегистрировано заявление ФИО5 в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях; которое было направлено в прокуратуру и поступило, согласно входящего штампа, ДД.ММ.ГГГГ г.

- ДД.ММ.ГГГГ за № было зарегистрировано заявление ФИО5 в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях; которое было направлено в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ г., согласно реестра на отправленную корреспонденцию.

- ДД.ММ.ГГГГ за № было зарегистрировано заявление ФИО5 в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях; которое было направлено в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ г., согласно реестра на отправленную корреспонденцию.

- ДД.ММ.ГГГГ за № была зарегистрирована жалоба ФИО4 в порядке надзора в Прокуратуру Красноярского края, которая была направлена в указанную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ г., согласно реестра на отправленную корреспонденцию

- ДД.ММ.ГГГГ за № зарегистрировано обращение ФИО4 в Емельяновский районный суд;

- ДД.ММ.ГГГГ за № зарегистрировано обращение ФИО4 в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которое было направлено в прокуратуру, согласно реестра ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 46 раздела 5 Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утвержденной Приказом Минюста России от 15.08.2007 N 161 ДСП (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2007 г., регистрационный N 10050), жалобы, заявления и предложения осужденных направляются по месту назначения простой почтой.

В соответствии с положениями вышеназванной Инструкции, указанные письма ФИО4 были направлены в Прокуратуру за соблюдением законов в исправительных учреждениях простой почтой, что подтвердил в судебном заседании представитель ОИК-36.

Из алфавитной карточки, заведенной в Красноярской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на осужденного ФИО4 за спорный период ( с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) усматривается следующее:

- ДД.ММ.ГГГГ ( согласно входящего штампа на письме) в прокуратуру поступило заявление ФИО4 за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., датированное им ДД.ММ.ГГГГ Данное заявление было зарегистрировано в алфавитной карточке ДД.ММ.ГГГГ На данное заявление заместителем прокурора ФИО9 дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ о проведении проверки и об отсутствии нарушений прав заявителя, который представлен в материалы дела.

ДД.ММ.ГГГГ в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступило заявление осужденного ФИО4 с исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ датированное заявителем ДД.ММ.ГГГГ На данное заявление зам.прокурора ФИО10 дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о проведении проверки и об отсутствии нарушений прав заявителя.

- ДД.ММ.ГГГГ в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступило заявление осужденного ФИО4, датированное им ДД.ММ.ГГГГ. исх. № о не предоставлении ему краткосрочного свидания с родственником ( что также подтверждается входящим штампом прокуратуры. Было перенаправлено в ГУФСИН России по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ исх. №, куда поступило ДД.ММ.ГГГГ с исх. № заместитель начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО11 дал ответ ФИО4(направив его начальнику ИК-5 ФКУ ОИК-36 для выдачи осужденному ФИО4) по поводу указанного заявления, а именно, что по заявлению гражданина ФИО12 было предоставлено краткосрочное свидание с осужденным ФИО4, о чем сделана запись в карточке учета свиданий, передач, посылок и бандеролей. Сообщение о даче ответа также было направлено из ГУФСИН Красноярскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ДД.ММ.ГГГГ исх. №

Из сведений, предоставленных Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях судом установлено, что корреспонденция, адресованная в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях доставляется в прокуратуру работником почтового отделения. В прокуратуре обязанности по работе с почтовой корреспонденцией исполняет старший специалист 1-го разряда ФИО13, при получении заказной корреспонденции она расписывается в бланках-извещениях, приложенных к каждому письму в общем реестре заказной корреспонденции.

Передача простой корреспонденции в прокуратуру работником почтового отделения под роспись не осуществляется. Простые письма вскрываются, обращения граждан регистрируются в алфавитной карточке согласно Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденной приказом Ген.прокурора РФ от 29.12.2011г. №450, затем передаются прокурору на рассмотрение. Прокурор расписывает поступившую корреспонденцию оперативным работникам прокуратуры для рассмотрения в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Согласно справки старшего специалиста 1-го разряда Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, от осужденного ФИО4 из ОИК-36 поступило 6 обращений, в частности по обращениям от ДД.ММ.ГГГГ № – заявителю дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ № – заявителю дан ответ ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ № – направлено в ГУФСИН России по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ о чем сообщено заявителю.

Согласно п. 1.5 Инструкции, утвержденной Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013 г. ( п. 1.6 ранее действующей Инструкции), порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Согласно п. 2.3. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 года № 45( как и в ранее действующей инструкции п.2.2), поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

В соответствии с п. 3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ ( утвержденной приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013г.), обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Согласно п. 5.1. Инструкции ( в редакциях, утвержденных приказами Генпрокуратуры № 120 от 26.12.2006г. и № 45 от 30.01.2013 г.), обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в прокуратуре, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. В случае, если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

В соответствии пунктом 2.2.2. Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 29.12.2011 № 450, заявления, жалобы и иные обращения, поступающие от граждан, организаций, предприятий и учреждений, дела, надзорные и наблюдательные производства, другие документы передаются на рассмотрение и исполнение только через службу делопроизводства с обязательной отметкой в регистрационных формах бумажных или электронных носителей. При традиционной (бумажной) регистрации работниками службы делопроизводства передача документов из одного подразделения в другое осуществляется в обязательном порядке через эту службу.

Согласно пункта 2.3.1. Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, первичную обработку поступившей в органы и учреждения прокуратуры корреспонденции осуществляют отдел прохождения корреспонденции, специальные подразделения или отдельные работники делопроизводственных служб (далее - отдел прохождения корреспонденции).

В соответствии с пунктом 2.3.2. Инструкции по делопроизводству, обращения и прочие документы, полученные работниками прокуратуры на личном приеме, при выезде в другие прокуратуры, учреждения и организации, доставленные нарочным, по различным каналам связи к информационным системам общего пользования, передаются в делопроизводственную службу не позднее следующего дня с отметкой о дате и месте получения документа.

Также согласно Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, пунктом 2.4.2.1 предусмотрено, что поступающие обращения и относящиеся к ним документы регистрируются на алфавитной картотеке. Регистрация обращений в соответствии с федеральным законодательством производится в течение трех дней с момента поступления в орган и учреждение прокуратуры. Согласно п.п. 2.4., 2.6.3., 2.6.4., 2.6.5. Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, журналы входящей корреспонденции не ведутся.

Вся почта, подлежащая отправке, сдается в отдел прохождения корреспонденции в день подписания, а поступившая в отдел документационного обеспечения во второй половине дня - до 12 часов следующего рабочего дня.

Согласно пункта 2.6.1 Инструкции, реестры внешней отправки по требованию ФГУП "Почта России" формируются в электронном виде с использованием системы АИК "Надзор". Пункт 2.6.2. предусматривает, что документы передаются в отдел прохождения корреспонденции оформленными в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

Оформляя документы для передачи в отдел прохождения корреспонденции, делопроизводитель подразделения обязан проверить правильность адресования, согласно Правилам оказания услуг почтовой связи (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221), проставить на документе номер переписки, внести в копию исправления, сделанные при подписании подлинника, а также проставить на копии дату подписания, номер переписки и заверить по форме: "Верно, дата, делопроизводитель, фамилия, личная подпись", проверить наличие приложений и скрепить (свыше 50 л. - прошить) с отсылаемым документом.

Кроме того, согласно положений Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации" утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 29.12.2011 г. № 450 :

- Заказными письмами или бандеролями пересылаются организационно-распорядительные и другие документы за подписью руководства прокуратуры, выписки из приказов по личному составу, штатные расписания, финансовые документы, переписка по поручениям органов государственной власти, исковые заявления (или их копии) в суды и прилагаемые к ним документы, письма с приложениями, ответы на обращения или уведомления о переадресовании обращений, корреспонденция, адресуемая за границу. ( п. 2.6.6)

- Заказные письма, бандероли и посылки сдаются на почту по описи, в которой указываются номера документов, дата отправки, адреса и вид отправления. Опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается в отделе прохождения корреспонденции для справок, а возвращенный с почты передается в бухгалтерию с денежным отчетом. ( п..2.6.8).

Согласно п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 года № 221, обязательства по сохранности принятых от пользователей почтовых отправлений в установленные сроки ложится на операторов почтовой связи.

В соответствии с п. 52 указанных Правил, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору претензию.

Судом установлено, что от ФИО4 в Красноярскую прокуратуру за соблюдением законов в исправительных учреждениях действительно поступали ряд обращений в ДД.ММ.ГГГГ которые были зарегистрированы в алфавитной карточке, в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ.

А именно в спорный период от ФИО4 поступили следующие обращения :

- исх. № от ДД.ММ.ГГГГ ( поступило ДД.ММ.ГГГГ), передан на исполнению ФИО14

-исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.( поступило ДД.ММ.ГГГГ г.) передано на исполнение ФИО16

-исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ ( поступило ДД.ММ.ГГГГ) передано на исполнение ФИО17

Каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих поступление обращений осужденного ФИО4, направленных простой почтой из ОИК-36 в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, и от ДД.ММ.ГГГГ и оставленных прокуратурой без рассмотрения, суду не представлено.

Факт не поступления ответов на указанные выше обращения ФИО4 из прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ИК-7 на указанные выше обращения, не свидетельствует о нарушении должностными лицами прокуратуры требований Федерального закона "О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации" и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, поскольку указанные выше обращения в прокуратуру не поступали.

Таким образом, судом не установлено в действиях должностных лиц Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушений порядка рассмотрения указанных обращений ФИО4, не поступивших в прокуратуру.

Вместе с тем, судом установлено, что отправка ответов на обращения ФИО4 за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ из Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов исправительными производилась простым почтовым отправлением, что не соответствует пункту 2.6.6 Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 29.12.2011 г.

Как следует из справки ОИК-36, согласно журнала учета входящей корреспонденции за период ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях для ФИО4 были получены и вручены последнему следующие документы: уведомление за № от ДД.ММ.ГГГГ г., уведомление (сопроводительная) о передаче в ГУФСИН за № от ДД.ММ.ГГГГ

Однако, из представленной копии журнала учета входящей корреспонденции усматривается, что сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ поступило для ФИО4 из ГУФСИН, что также подтверждается самим ответом из ГУФСИН РФ по Красноярскому краю.

Также ФИО4 был получен ответ из Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на обращение исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., который зарегистрирован в журнале входящей корреспонденции за №

С учетом изложенного, судом установлено, что ответы на свои обращения за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО4 из Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях получены не были, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия должностных лиц Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в части направления ответов на указанные обращения ФИО4,, простой корреспонденцией не законны, поскольку совершены в нарушение требований

пункта 2.6.6 Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры РФ,

При этом суд учитывает, что ФИО4 в своем отзыве от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что сообщение о перенаправлении его обращения в ГУФСИН по Красноярскому краю им действительно было получено, что также подтверждается справкой ОИК-36, то есть в данном случае, его права и законные интересы направлением ответа простой корреспонденцией не были нарушены, ему был дан ответ о перенаправлении его обращения в полном объеме, который был им получен, обращение было перенаправлено в ГУФСИН в течение 7-ми дней с момента поступления( поступило ДД.ММ.ГГГГ перенаправлено ДД.ММ.ГГГГ г.). Таким образом, суд не усматривает оснований для признания незаконными действий должностных лиц прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по направлению ответа на обращение за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При этом согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от ДД.ММ.ГГГГ №, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что по обращениям ФИО4, поступившим в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., были даны ответы ненадлежащим образом, что подтверждается материалами дела ( направлены простой корреспонденцией), ответы на эти обращения заявителем получены не были, суд приходит к выводу, что были нарушены права и законные интересы ФИО4 действиями (бездействием) должностных лиц Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в связи с чем в указанной части заявление ФИО3 подлежит удовлетворению, действия должностных лиц следует признать незаконными и следует обязать дать ответ заявителю в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований ФИО4 следует отказать.

Доводы представителя прокуратуры о применении трехмесячного срока давности для обращения в суд с данным заявлением, суд находит несостоятельными, поскольку обратившись в суд с данным заявлением ДД.ММ.ГГГГ, заявитель срок исковой давности для обращения в суд не пропустил, в том числе и по обращению за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку до обращения с иском в суд у заявителя отсутствовали сведения о получении его обращения прокуратурой и о его рассмотрении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в части направления ответов на обращения ФИО3 <данные изъяты> за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г., простой корреспонденцией и обязать Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях дать ФИО3 <данные изъяты> ответы на указанные обращения, в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части требований ФИО3 <данные изъяты> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, лицами не участвующими в деле со дня получения копии решения суда.

Председательствующий: Л.В. Панченко

Решение изготовлено в окончательной форме 7 октября 2013 года.