ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2153/2014 от 21.05.2014 Пушкинского городского суда (Московская область)

 дело №

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ДД.ММ.ГГГГ г. Пушкино

 Пушкинский городской суд Московской области в составе:

 председательствующего судьи Курлаевой И.В.,

 при секретаре Лебедевой Л.О.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным бездействия Управления образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области и обязании предоставить путевку в дошкольное образовательное учреждение,

 У С Т А Н О В И Л :

 ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области, выразившегося в отсутствии обеспечения возможности получения дошкольного образования сыном заявителя – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и обязании Управления образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области принять необходимые организационно-хозяйственные меры для предоставления ребенку заявителя места в возрастной группе для детей 2-х лет муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования; организовать дополнительные места в указанных возрастных группах муниципальных детских садов и предоставить ребенку заявителя место в возрастной группе для детей 2-4 лет муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, по месту жительства ребенка (л.д. 4-8).

 В ходе рассмотрения дела уточнял заявленные требования, в том числе и в судебном заседании в ходе рассмотрения дела. С учетом окончательно сформулированных требований ФИО2 просит суд признать незаконным бездействие Управления образования администрации Пушкинского муниципального района в создании для ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, всех необходимых условий для получения им общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальной образовательной организации по месту его жительства; и обязать предоставить ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в возрастной группе для детей от 1,5 до 3-х лет в муниципальной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования, в г. Пушкино (л.д. 16, 309).

 В обоснование заявления указал, что его сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен в очередь на получение путевки в муниципальную образовательную организацию дошкольного образования г. Пушкино ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ. числиться в очереди за №, который был признан не проходным при комплектовании групп для детей раннего возраста (от 1,5 лет до 3-х лет), о чем было сообщено заявителю на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ в предоставлении мест в детском саду лишает права заявителя на посещение его ребенком дошкольной образовательной организации и получения дошкольного образования.

 Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Пушкинского муниципального района Московской области.

 Заявитель ФИО2 в судебном заседании заявление с учетом его уточнения поддержал, просил заявление удовлетворить.

 Представитель Управления образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала удовлетворению заявления, поддержала письменный отзыв (л.д. 19-22).

 Представитель администрации Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала удовлетворению заявления, поддержала позицию представителя Управления образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области.

 Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

 В силу п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные положения содержатся в ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

     В соответствии с п. 3 Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 (далее Порядок), дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования

 Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в Уставе. Количество групп определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. Предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста и вида направленности групп.

 В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

 На территории Пушкинского муниципального района действует Положение о комплектовании муниципальных образовательных организаций Пушкинского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которое утверждено постановлением администрации Пушкинского муниципального района 28.01.2014г. № 163 (далее Положение) (л.д. 56-64).

 Данное Положение устанавливает единый порядок приема в муниципальные образовательные организации Пушкинского муниципального района, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования и перевода из одной образовательной организации в другую.

 Пунктом 3.9. Положения предусмотрено, что в образовательные организации принимаются дети в возрасте от 2 месяцев (при наличии условий в организации) до 7 лет на основании медицинского заключения. Возраст ребенка определяется по состоянию на 1 сентября текущего года. Согласно п. 4.1. Положения комплектование образовательных организаций на новый учебный год (1 сентября) осуществляется комиссией по распределению путевок, созданной при администрации Пушкинского муниципального района, в соответствии с утвержденным количеством групп и свободных мест в них в период с 1 мая по 30 июня текущего календарного года. До 31 марта текущего календарного года руководители детских садов представляют на утверждение в сектор дошкольного образования сведения о количестве свободных мест в группах в соответствии с каждой возрастной категорией детей в новом учебном году. В случае выбытия воспитанников, ввода новых дошкольных мест в течение учебного года производится доукомплектование детских садов (п. 4.2. Положения). Руководители образовательных организаций ежемесячно обязаны представлять в управление образования информацию о наличии свободных мест для ее дальнейшего вынесения на комиссию (п. 4.6. Положения).

 Таким образом, Положение является нормативным правовым актом, распространяющим свое действие на территории Пушкинского муниципального района, регламентирующим порядок приема в муниципальные образовательные организации Пушкинского муниципального района, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Положение утверждено уполномоченным в силу ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органом местного самоуправления в рамках реализации полномочий по вопросу местного значения – организация предоставления дошкольного образования.

 Общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Пушкинского муниципального района, реализуют муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в том числе и указанные заявителем детские сады.

 Управление образования администрации Пушкинского муниципального района является органом администрации Пушкинского муниципального района с правами юридического лица, осуществляет работу по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также дополнительного образования детей на территории Пушкинского муниципального района, что следует из Положения об Управлении образования администрации Пушкинского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 16.11.2011г. № 558/63.     

 Сложившаяся ситуация в течение нескольких последних лет, когда имеет место значительная нехватка мест в детских дошкольных учреждениях, при росте рождаемости, является общеизвестной. Такая проблема имеет место и в Пушкинском муниципальном районе, количество очередников превышает количество мест, которые могут быть предоставлены, о чем свидетельствует наличие учета Управлением образования детей, претендующих на получение места в ДОУ. В связи с чем, принятое Положение обеспечивает единый подход в данном вопросе и направлено на создание равных условий для родителей, претендующих на получение места в детском саду.

 Комплектование групп в детских садах происходит по возрастам, их направленности и осуществляется в соответствии с санитарными правилами устройства и содержания детских дошкольных учреждений: группа раннего возраста – от 1,5 до 3-х лет; дошкольные: вторая младшая группа - от 3-х до 4-х лет; средняя группа - от 4-х до 5-и лет и т.д. Предельная наполняемость в детских садах Пушкинского муниципального района определяется условиями каждого конкретного учреждения и закрепляется в Уставе. Указанные условия не противоречат закону.

 Таким образом, зачисление ребенка в определенную группу напрямую зависит от возраста ребенка и не соблюдение этого правила влечет за собой нарушение санитарных норм.

 Учебный год по общим правилам начинается 01 сентября текущего года и с указанной даты начинается образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении. В связи с чем, формирование групп, исходя из возраста ребенка на 01 сентября текущего года, не противоречит действующему законодательству, направлено на соблюдение санитарного законодательства и возможности усвоения ребенком соответствующей его возрасту общеобразовательной программы.

 В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест.

 Из смысла ст. 10, ст. 17, ст. 44, ст. 64 и ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012г. года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации следует, что дошкольное образование обеспечивается родителями, дошкольные образовательные организации действуют в помощь семье, то есть обучение в дошкольном учреждении не является обязательным для ребенка.

 Довод заявителя о том, что заинтересованным лицом нарушено право его ребенка на обще доступность дошкольного образования суд находит не состоятельным.

 Общедоступность дошкольного образования подразумевает отсутствие дискриминации при его получении по расовым, религиозным, социальным и иным мотивам. В данном случае ведение учета подтверждает факт общедоступности дошкольного образования.

 Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения согласно ч. 2 ст. 18 указанного Закона исполняются за счет средств местных бюджетов.

 Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением в силу ч. 3 ст. 52 данного Закона осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

 В соответствии со 169 БК РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с настоящим Кодексом и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 Согласно ст. 173 БК РФ прогноз социально-экономического развития муниципального района разрабатывается на период не менее трех лет. Разработка прогноза социально-экономического развития городского округа на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период осуществляется уполномоченным органом (должностным лицом) местной администрации.

 В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2016 году необходимо достигнуть 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

 Для достижения поставленной задачи администрацией Пушкинского муниципального района Московской области была разработана целевая программа «Ликвидация очередности на получение мест в дошкольные образовательные учреждения на территории Пушкинского муниципального района в 2012-2014 годах», постановлением администрации Пушкинского муниципального района от 11.10.2013г. № 2853 утверждена муниципальная программа «Образование Пушкинского муниципального района на 2014-2018 годы» и разработана «Дорожная карта» по данному направлению (л.д. 148-299).

 В рамках реализации данной программы предусмотрено строительство новых зданий, реконструкция (пристройки) и проведение капитально-восстановительных ремонтов существующих детских садов, развитие альтернативных форм дошкольного образования. В 2012 году в муниципальном районе было открыто 424 места, в 2013 – создано 910 новых мест, в 2014 – планируется создать 980 новых мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

 Кроме того, на территории Пушкинского муниципального района функционируют 12 групп кратковременного пребывания общеразвивающей направленности, функционирующих на бюджетной основе. В муниципальном районе по программе частно-государственного партнерства функционирует 5 учреждений (350 мест). Большая часть расходов воспитанникам этих учреждений компенсируется не из родительской платы, а из бюджета Московской области.

 На базе начальной школы – детского сада № 3 «Снежинка» работает консультативный пункт для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи.

 Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии бездействия администрации Пушкинского муниципального района и его органа – Управления образования, по решению вопроса организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Пушкинского района.

 При таких обстоятельствах, требования ФИО2 о признании незаконным бездействия Управления образования администрации Пушкинского муниципального района, выразившееся в отсутствие создания всех необходимых условий для получения несовершеннолетним ФИО7 общедоступного бесплатного дошкольного образования, в том числе и предоставления места в детском дошкольном учреждении, удовлетворению не подлежат.

 Не подлежит удовлетворению требование заявителя об обязании предоставить место в дошкольной образовательной организации в качестве последствий признания незаконным бездействия администрации Пушкинского района.

 Заявитель имеет несовершеннолетнего сына, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9), который был поставлена на очередь на получение путевки в дошкольную образовательную организацию 16.04.2012г. под № (л.д. 23). По состоянию на 05.05.2014г. числится в Журнале регистрации очередников на получение путевки в МДОУ г. Пушкино под номером №. На начало периода комплектования МДОУ на 2013-2014 учебный год числился под № Распределению подлежали 249 свободных мест в группах для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Таким образом, номер очереди несовершеннолетнего ФИО7 является «непроходным», в связи с отсутствием свободных мест в дошкольных учреждениях в группах соответствующего возраста.

 Сын ФИО2 имеет право на получение места в детском садике – группа раннего возраста от 1,5 до 3-х лет.

 Заявителем не оспаривались решения комиссии о предоставлении путевки в детский сад другим гражданам.

 На момент рассмотрения спора все группы для детей раннего возраста в детских садах городского поселения Пушкино полностью укомплектованы, что подтверждается справками Управления образования и справками детских садов. Кроме того, детские сады «Снежинка» и «Солнышко» являются специализированными, направление в которые осуществляется по решению психолого-медико-педагогической комиссии, и предназначены для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, к которым несовершеннолетний ФИО7 не относится. На момент рассмотрения спора отсутствуют свободные места в группах для детей раннего возраста, в связи с чем, бездействие заинтересованных лиц не может быть расценено как незаконное. Предоставление путевки без соблюдения очередности нарушит права граждан, стоящих перед заявителем, не соответствует условиям, предусмотренным Положением, действующим на территории Пушкинского района.

 Место в любой другой группе также не может быть предоставлено заявительнице, поскольку в определенную группу зачисляется ребенок определенного возраста и не соблюдение этого правила влечет за собой нарушение санитарных норм. Выдача путевки в МДОУ при отсутствии свободного места не основана на законе, и нарушит права учреждения и обучающихся в нем детей.

 Учитывая, что дошкольное образование не носит обязательного характера и, соответственно, не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления обеспечить его получение всеми гражданами. В связи с чем, суд находит несостоятельным довод заявителя об обязанности предоставить его ребенку путевку детский сад независимо от наличия свободных мест.

 Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле. Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.

 Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.

 Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Заявление ФИО2 о признании незаконным бездействия Управления образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области и обязании предоставить путевку в дошкольное образовательное учреждение оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

 Судья: