ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2155/2016 от 26.01.2017 Чернушинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2 – 9 /2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2017 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

при секретаре судебного заседания Ховрычевой В.С.,

с участием истца Соколовской Е.А.,

представителя истца адвоката Сивовой Т.В.,

представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Цупревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Соколовской Е.А. к Норовой Л.Ф., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Администрации Чернушинского муниципального района, кадастровому инженеру Терентьевой В.В. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, признании недействительными сведений о координатах границ земельного участка, признании наличия реестровой ошибки при межевании земельного участка, возложении обязанности по исправлению реестровой ошибки путем исключения из государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка;

УСТАНОВИЛ:

Соколовская Е.А. обратилась в суд с иском к Норовой Л.Ф., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Администрации Чернушинского муниципального района, кадастровому инженеру Терентьевой В.В. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, признании недействительными сведений о координатах границ земельного участка, признания наличия реестровой ошибки при межевании земельного участка, возложении обязанности по исправлению реестровой ошибки путем исключения из государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка.

Исковые требования Соколовской Е.А. с учетом уточнений мотивированы следующим: истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, который истец приобрела по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО20 В сентябре 2016 года с целью уточнения местоположения границ и площади о земельного участка истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО16 (№ квалификационного аттестата кадастрового инженера: , адрес: <адрес>) для проведения межевания и составления межевого плана. В результате обследования используемого истцом земельного участка и геодезической съёмке поворотных точек границ при подготовке межевого плана установлено, что на часть земельного участка накладывается ранее отмежеванный земельный участок с

кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ответчику Норовой Л.Ф. ( от ДД.ММ.ГГГГ). Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка ответчика были проведены кадастровым инженером Терентьевой В.В. Границы данного земельного участка на местности отсутствуют. Межевание земельного участка ответчика Норовой Л.Ф. было проведено ранее в 2014 году и с нарушением земельного и градостроительного законодательства РФ. В связи с чем истцу было предложено обратиться в суд. Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В соответствии с п. 9 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. При этом фактическое пользование земельным участком означает отсутствие претензий по границе земельного участка со стороны собственников сопредельных территорий. В соответствии с п. 2.9 «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), установление местонахождения спорной границы участка осуществляется судом путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы. Установление границ земельного участка истца произведено исходя из сведений правоустанавливающих документов с учетом существующих фактических границ земельного участка, что подтверждается топографической съемкой кооператива РОНО в 1997 году, с учетом его фактического использования с 1992 года прежним собственником ФИО20, с ДД.ММ.ГГГГ истцом для выращивания сельскохозяйственных культур, с учетом имеющихся природных объектов и объектов искусственного происхождения: на земельном участке истца находится садовый домик, участок огорожен, забор от ветхости частично разрушен, но ведется его восстановление, в садовом домике постоянно проживают. На основании договора ф от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям», заключенному с МУП «Чернушинские городские коммунальные электрические сети», с ДД.ММ.ГГГГ к садовому домику проведен и подключен свет, рядом с садовым домиком вкопан столб. Межевание земельного участка ответчика Норовой Л.Ф. было проведено с нарушением ст. 32 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которой раздел земельного участка садоводческого объединения осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. С нарушением п. 4 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которого при согласовании границ земель общего пользования участвует представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. С нарушением п. 22 Требований, утверждённых приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 года «Об утверждении межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о согласовании границ земельного участка», согласно которому для подготовки межевого плана используются: документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании; утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. С нарушением п. 26 Требований. Если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 7 и 8 пункта 22 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения. Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в состав Приложения могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений и т.д., содержащих в том числе сведения (реквизиты, отметки) об утверждении документа. С нарушением ч. 3 п. 50 Требований. Если земельный участок расположен в границах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, в описании местоположения земельного участка дополнительно указывается наименование такого некоммерческого объединения и номер земельного участка, присвоенный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. С нарушением ст. 30 Градостроительного кодекса РФ о правилах землепользования и застройки, с нарушением ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, о назначении и видах документации по планировке территории. Без учета фактического землепользования, без выезда на место межевания и фактического осмотра земельного участка, при котором кадастровому инженеру визуально видно, что отмежеванные границы земельного участка ответчика частично накладываются на чужой фактически используемый земельный участок, огороженный забором. При этом, согласно фотосъемке местности кооператива РОНО, выполненной в 1997 году, фактических границ земельного участка ответчика в том месте, где он отмежеван в действительности не существовало вообще. Таким образом, при межевании земельного участка ответчика Норовой Л.Ф., проведенного с грубым нарушением земельного и градостроительного законодательства, было допущено нарушение прав истца, поскольку в настоящее время истец лишена возможности отмежевать свой земельный участок по фактическому землепользованию. По результатам межевания земельного участка ответчика колышки на границах земельного участка не устанавливались. Поэтому, о нарушении своих прав с марта 2014 года по сентябрь 2016 года истец не подозревала. Земельный участок ответчик фактически по назначению не

использует. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ при выполнении кадастровых работ кадастровым инженером Терентьевой В.В. была допущена ошибка в определении места расположения земельного участка ответчика, что квалифицируется как кадастровая ошибка в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Относительно требований о признании и исправлении кадастровой ошибки с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в котором понятие кадастровой ошибки не содержится, порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН регулируется главой 7 Закона о регистрации и установлено два вида ошибок: техническая и реестровая. Согласно ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218 – ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, в техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течении пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Истец Соколовская Е.А. просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество школа , расположенное в районе аэропорта, полученные кадастровым инженером Терентьевой В.В. () ООО Агентство права»; признать недействительными сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество школа , расположенное в районе аэропорта; признать наличие реестровой ошибки при межевании земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>. по адресу <адрес>, садоводческое товарищество школа , расположенное в районе аэропорта, допущенной кадастровым инженером Терентьевой В.В., и обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> исправить реестровую ошибку путем исключения из государственного реестра недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>. по адресу <адрес>, садоводческое товарищество школа , расположенное в районе аэропорта.

Истец Соколовская Е.А. в судебном заседании доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ приобрела у ФИО20 земельный участок. Продавец при продаже земельного участка показала границы фактического его использования. В 2012 году истцом был построен садовый домик. В 2013 году с МУП «Чернушинские городские коммунальные электрические сети» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, земельный участок огородили забором, пробурили скважину. При проведении межевания стало известно, что участок уже отмежеван, для согласования границ земельного участка к истцу никто не обращался. Смежный отмежеванный земельный участок колышками обозначен не был. В 2011 году границы земельного участка истца были обозначены ветхим забором с четырех сторон. Земельный участок вспахали. Смежный земельный участок не используется. Границы земельного участка истца не установлены в Государственном кадастре недвижимости.

Представитель истца Соколовской Е.А. адвокат Сивова Т.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении. Истцу принадлежит земельный участок. На земельном участке находится садовый домик, забор, скважина, освещение, проживает свидетель. Земельный участок ответчика не используется. Межевание участка ответчика проведено с нарушением земельного и градостроительного законодательства. Допущено нарушение прав истца, истец лишена возможности отмежевать свой участок по фактическому землепользованию. Удовлетворение требований истца не влечет за собой прекращения права Норовой Л.Ф. на земельный участок, земельный участок не снимается с кадастрового учета, фактически приобретает статус земельного участка, границы которого не установлены.

Ответчик Норова Л.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Цупрева О.В. исковые требования Соколовской Е.А. не признала, просит оставить без удовлетворения. Пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации осуществлялась в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сада – огорода, общая площадь <данные изъяты>., расположен по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество шк. , расположенное в районе аэропорта, границы земельного участка определены. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, выдавший орган: Отдел архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, внесена запись о регистрации права собственности Норовой Л.Ф., запись является актуальной. Земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь <данные изъяты>., расположен по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество шк. , расположенное в районе аэропорта, границы земельного участка не определены. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выдал нотариус Чернушинского нотариального округа <адрес>ФИО15ДД.ММ.ГГГГ, реестровый внесена запись о регистрации права собственности ФИО20, запись погашена. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о регистрации права собственности Соколовской Е.А., запись является актуальной. Проведение кадастровых работ и подготовка межевого плана земельных участков до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялись в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года № 412. С 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Статьей 61 Закона о недвижимости определен порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРП. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 года № 883 утвержден Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП. Исходя из доводов и требований истца, указанных в исковом заявлении, не следует, что Управление каким-либо образом нарушает права и законные интересы истца. Возложение на Управление обязанности по осуществлению каких-либо действий является необоснованным, так как в рамках заявленных требований истцом действия Управление либо его решения не обжалуются и не оспариваются, следовательно, возложение каких либо обязанностей без оспаривания какого - либо решения Управления не является мотивированным. Удовлетворение требований к Управлению, являющемуся ненадлежащим ответчиком по данному делу, является нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что привлечение Управления в качестве ответчика по спору является необоснованным. Просит отказать истцу в заявленных требованиях. Истец Соколовская Е.А. за исправлением реестровой ошибки в Управление в досудебном порядке не обращалась. Отказа государственного органа не было. Из доводов истца нет оснований признавать наличие реестровой ошибки.

Представитель ответчика Администрации Чернушинского муниципального района в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представлен отзыв по исковому заявлению Соколовской Е.А., указано, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество шк. . Земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, кооператив РОНО, в Едином реестре недвижимого имущества муниципального образования Чернушинский муниципальный район, не значится. Требования, указанные в исковом заявлении не затрагивают интересы муниципального образования. Удовлетворение требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 197).

Ответчик кадастровый инженер Терентьева В.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени, месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом. Ответчик Терентьева В.В. представила пояснения, указала, что в 2013 году с организацией ООО «Агентство права» Норова Л.Ф. заключила договор на выполнении кадастровых работ, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество шк. в районе аэропорта; кадастровые работы доведены до логического конца ДД.ММ.ГГГГ (межевой план передан в ГКН на установление границ). В результате проведения указанных работ сформирован межевой план, прошедший государственный кадастровый учет, по форме и содержанию соответствует требованиям, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (пп. 2 в ред. Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ), на основании сведений ГКН об определенном земельном участке: кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (п. 22 Требований), претензий со стороны кадастровой палаты и иных лиц не поступало. Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером определено геодезическим методом, в границах земельного участка показанного Заказчиком. Согласование проводилось путем опубликования извещения в газете «Маяк Приуралья» от ДД.ММ.ГГГГ(11023), в соответствии с законом, указанными в ч.3 ст. 39 Закона о кадастре, замечаний и возражений не поступало. Земельный спор отсутствовал на период кадастровых работ. После поступления искового заявления Соколовской Е.А., в целях всестороннего и полного изучения обстоятельств дела, были направлены дополнительные запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» Чернушинский филиал, полученные ответы подтверждают объективность и достоверность подготовленного ответчиком в 2013 года межевого плана, т.к. технической инвентаризации садоводческих товариществ не проводилось, местоположение границ определялось по фактическому использованию земельного участка показанного Заказчиком. При анализе приложенного к исковому заявлению Договора от ДД.ММ.ГГГГ «Об осуществлении технологического присоединения к электросетям.. .», ответчиком были выявлены следующие неточности, в отношении Схемы присоединения к электросетям: фактическое количество столбов не соответствует обозначению на Схеме, промеры, произведенные рулеткой, показали, что 21 м. фактически располагается у жилого дома соседнего земельного участка с кадастровым принадлежащего ФИО2. Указанные обстоятельства дают основание полагать, что подключение к электросетям, произведенного истцом, формально - без учета фактического местоположения её земельного участка. В данном случае имеет место быть злоупотребление правом со стороны истца, которая возвела хозяйственные строения на земельном участке, который ей не принадлежит и в судебном порядке пытается на нём закрепиться. Претензионный порядок истцом не соблюден, досудебных обращений к кадастровому инженеру и собственнику не было. На основании вышеизложенного считает заявленный иск не подлежащим удовлетворению, просит отказать в его удовлетворении в полном объеме (л.д. 155).

Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в отзыве по иску указал следующее. С изложенными в исковом заявлении требованиями не согласен по следующим основаниям. По информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , декларированной площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» является ранее учтенным земельным участком. Дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Для садоводства. Поставлен на учет в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ на основании Свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землёй от ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям ГКН правообладателем земельного участка на праве собственности является истец. Сведения об установленных границах земельного участка в ГКН отсутствуют, то есть границы земельного участка не определялись путем проведения землеустроительных работ по межеванию. По информации, содержащейся в ГКН, земельный участок с кадастровым номером , уточненной площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество шк. , расположенное в <адрес>, в соответствии со ст. 45 Закона о кадастре является ранее учтенным земельным участком. Категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Для сада-огорода. Сведения о ранее учтенном земельном участке внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ По сведениям ГКН правообладателем земельного участка праве собственности является Норова Л.Ф. Государственный кадастровый учет изменений земельного участка осуществлен в соответствии с требованиями Закона о кадастре. Согласно с ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет объекта, снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов. Статьей 22 Закона о кадастре предусмотрен состав необходимых для проведения кадастрового учета документов, а именно: заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ; межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, оформленный в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». При проверке документов, представленных в орган кадастрового учета для проведения ГКУ изменений объекта недвижимости, оснований для отказа в проведении ГКУ изменений, предусмотренных ст. 27 Закона о кадастре, выявлено не было. Часть 7 ст. 39 Закона о кадастре устанавливает, что согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. В сведениях ГКН содержится межевой план, содержащий акт согласования границ. Согласно данному акту, согласование границ со смежными землепользователями проведено кадастровым инженером в порядке ч. 8 ст. 39 Закона о кадастре посредством опубликования извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ (газета «Маяк Приуралья от 23.11.2013г. (11023)). Согласно ст. 40 Закона о кадастре, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ, который подписывается собственником или пользователем размежевываемого и смежных с ним земельных участков. Согласно полномочиям, определенным Уставом, Учреждение не уполномочено устанавливать и выявлять наличие смежных землепользователей земельных участков. Установление и выявление смежных землепользователей относится к полномочиям кадастрового инженера. В связи с тем, что границы земельного участка , не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, установить факт наложения спорного земельного участка на земельный участок истца не представляется возможным. Кроме того, ссылки истца в исковом заявлении на нарушении положении норм федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Требований, ГК РФ является необоснованными, поскольку в отношении земельного участка осуществлен учет государственный кадастровый учет изменений в связи с уточнением границ и площади и не является вновь образованным земельным участком. Подготовка межевого плана, на основании рассмотрения которого органом кадастрового учета принимается решение об учете, относится к сфере деятельности кадастрового инженера, следовательно, ответственность за проведение кадастровых работ, результатом которых является межевой план, лежит на кадастровом инженере. Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются органом кадастрового учета на предмет наличия (отсутствия) оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 26, 27 Закона о кадастре. Часть 4 ст. 14.35 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность лица, осуществляющего кадастровую деятельность, за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Относительно требования истца о признании недействительным результаты межевания указано следующее: нормы земельного законодательства, не предусматривают возможности отмены межевого плана. Согласно положениям Закона о кадастре, межевание, и как результат произведенной работы по межеванию - межевой план является техническим, а не юридическим действием. Установление границ земельного участка на местности не приводит к правовым последствиям, межеванием непосредственно не создаются и не прекращаются гражданские права и обязанности. Относительно исключения из ГКН сведений о границах земельного участка указано, что в соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости. В соответствии с п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, при внесении в Реестр новых сведений об объектах недвижимости при осуществлении учета изменений таких объектов, предыдущие записи, содержащие Прежние значения характеристик, сохраняются в Реестре со статусом "архивные", если иное не предусмотрено Порядком. Таким образом, Законом о кадастре, Порядком предусмотрено изменений сведений о характеристиках объекта недвижимости при условии внесения в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объектах недвижимости, то есть учет изменений объекта недвижимости, при котором из ГКН исключаются сведения о характеристике объекта недвижимости без внесения нового значения такой характеристики Законом о кадастре, Порядком не предусмотрен. Согласно Приказа Минэкономразвития России от 17.08.2012 № 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке», положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Таким образом, исключение из ГКН сведений об описании местоположения границ земельного участка должно влечь за собой внесение изменений в сведения о площади земельного участка, поскольку в силу ч. 8 ст. 38 Закона о кадастре площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальной плоскости. Данная позиция изложена в письме Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из доводов истца, изложенных в исковом заявлении, можно сделать вывод, что между сторонами имеет место быть спор по границам земельных участков. Указанный спор разрешается в порядке, предусмотренном ст. 64 ЗК РФ, через суд. При решении земельного спора относительно установления границы между земельными участками в судебном порядке, копия решения суда включается в состав Приложения к межевому плану и является основанием для принятия органом кадастрового учета соответствующего решения о проведении кадастровой процедуры. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами Частью 4 указанной статьи закона предусмотрено, что отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» и соответственно его филиалы по субъектам РФ, не является органом, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета. Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, регулируется главой 7 Закона о регистрации, согласно которой Законом о регистрации установлено два вида ошибок: техническая и реестровая, в этой связи, понятие кадастровой ошибки в указанном законе не содержится.

Согласно ч. 3 ст. 61 Закона о регистрации реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и/или органами в порядке информационного взаимодействия. Согласно ч. 5 ст. 72 Закона о регистрации, настоящий федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дни его вступления в силу. ГКУ земельного участка был осуществлен до вступлении в законную силу Закона о регистрации, в этот период, документы, поданные заявителем при уточнении местоположения данного земельного участка, рассматривались органом кадастрового учета в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до вступления в силу Закона о регистрации, Законом о кадастре (л.д. 65, 172, 199).

Свидетель ФИО16 показал, что является кадастровым инженером. В 2016 году обратилась Соколовская Е.А. за составлением межевого плана в рамках составления проекта садоводческого товарищества РОНО. На участке истца находится садовый домик, ограждение. Установлено наложение границ на отмежеванный участок. При проверке установлено, что по садоводческому товариществу проекта планировки не было. В настоящее время свидетелем подготовлен проект планировки садоводческого товарищества, который на данный период органами местного самоуправления не утвержден.

Свидетель ФИО17 показал, что с лета 2013 года постоянно проживает на земельном участке Соколовской Е.А. На участке расположены садовый домик, хозяйственные постройки, огород.

Свидетель ФИО18 показал, что в 2011 году с истцом Соколовской Е.А. приобрели в собственность, прежний владелец указала границы земельного участка, забора не было, находились кусты. ФИО17 проживает на участке с 2012 года. Свидетель установил забор. Ответчик Норова Л.Ф. не обращалась за согласованием границы, колышки, определяющие границы, не были установлены.

Заслушав доводы сторон, представителей сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Истец Соколовская Е.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка для садоводства площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . (л.д. 106)

Из Межевого плана, составленного в ДД.ММ.ГГГГ, следует, что данный межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Межевой план выполнен по заказу Соколовской Е.А., кадастровым инженером ФИО16 (№ квалификационного аттестата кадастрового инженера: 59-11-422). Согласно заключению кадастрового инженера ФИО16, подготовка межевого плана осуществлялась в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, на основании сведений ГКН (исходные данные для начала работ – кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ). Съемка земельного участка выполнена в режиме «кинематика» для определения координат передвижной станции в ходе ее перемещения. Точность съемки проверяется инструментально с применением спутниковой технологии. На уточняемом земельном участке находится садовый домик. Участок огорожен, забор от ветхости частично разрушен. Ведется его восстановление. Участок используется в соответствии с целевым назначением – для выращивания сельскохозяйственных культур. В ходе выполнения кадастровых работ выявлено, что уточняемый земельный участок накладывается на ранее отмежеванный земельный участок с кадастровым номером (л.д.8-21).

Решением Исполнительного комитета Чернушинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок 12,8 га пашни из земель государственного запаса участок аэропорта для коллективного садоводства Районному отделу народного образования (РОНО) для работников школ и детских садов. (л.д. 23-27)

В списке работников Чернушинского РОНО, получивших земельные участки под сады – огороды в районе аэропорта под номером 80 указан ФИО19, ФИО20 (л.д. 28-29)

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. (л.д. 58, 163)

Техническая инвентаризация садоводческого товарищества РОНО и школы не проводилась. (л.д. 93)

Истцом Соколовской Е.А. предоставлен Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ, садового дома, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д. 31-34)

Ответчик Норова Л.Ф. на основании Свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>. в садоводческом товариществе школы , расположенном в районе аэропорта. (л.д. 50)

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером . (л.д. 52-57)

Из Межевого плана, составленного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что данный межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество шк. в районе аэропорта. Межевой план выполнен по заказу Норовой Л.Ф., кадастровым инженером Терентьевой В.В. (№ квалификационного аттестата кадастрового инженера: 59-11-340). Согласно заключению кадастрового инженера Терентьевой В.В., адрес земельного участка, в отношении которого выполнены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество шк. в районе аэропорта. Подготовка межевого плана осуществлялась в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 2411.2008 г. (пп. 2 в ред. Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ), на основании сведений ГКН об определенном земельном участке: кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (п. 22 Требований). По сведениям государственного кадастра недвижимости уточняемый (исходный) земельный участок является ранее учтенным, государственный кадастровый учет осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, площадь <данные изъяты>., разрешенное использование для сада-огорода, граница его не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, собственник Норова Л.Ф., право собственности в установленном порядке зарегистрировано, что подтверждено свидетельством, включенным в состав Приложения. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В ходе кадастровых работ была проведена съёмка уточняемого земельного участка по границам фактического землепользования, а также проведена в установленном порядке процедура согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков, указанными в ч.3 ст. 39 Закона о кадастре. Согласование проводилось путем опубликования извещения в газете «Маяк Приуралья» от ДД.ММ.ГГГГ(11023). В состав Приложения включены соответствующие копии документов. Учитывая, что возражения не поступили, процедура согласования соблюдена. Земельный спор отсутствует. По результатам кадастровых работ подготовлен межевой план, уточненная площадь земельного участка составляет <данные изъяты>., что не нарушает требований п.1 ч.5 ст.27 Закона о кадастре. Таким образом, подготовленный межевой план по форме и содержанию соответствует действующему законодательству, в связи с этим предложено по заявлению заинтересованных лиц провести учет соответствующих изменений в ГКН (л.д. 72-89).

Из заключения кадастрового инженера ФИО16 следует, что им выполнены работы по геодезической съемке местоположения построек, расположенных на уточняемом земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>. Съемка каждого строения, расположенного на уточняемом садовом участке выполнена в режиме «кинематика» для определения координат передвижной станции в ходе ее перемещения. Точность съемки проверяется инструментально с применением спутниковой технологии. Расположение, размеры и площади уточняемого участка с кадастровым номером (на приложении: ЗУ 1) и отмежеванного ранее земельного участка с кадастровым номером указаны в Приложении к данному заключению «Схема расположения земельного участка». Уточняемый участок огорожен, забор от ветхости частично разрушен. Ведётся его восстановление. Площадь спорного земельного участка составляет 280 кв. м. Расположение, размеры и площади строений, находящихся на уточняемом участке с кадастровым номером (на приложении: ЗУ1) указаны в приложении к данному заключению «Схема расположения построек на земельном участке». На уточняемом земельном участке в настоящее время находятся постройки: жилое строение в виде садового домика с пристроем. На схеме . Домик электрифицирован. Отопление местное. Водоснабжение - скважина. Площадь строения 30 кв.м. Хозяйственная постройка в стадии строительства (сруб под крышей) площадью 6,4 кв.м. На схеме под . Хозяйственная постройка в стадии строительства (Сруб под крышей) площадью 18 кв.м. На схеме под . Все постройки находятся на спорном земельном участке. Расчёты размеров и площадей построек и спорного участка произведены по результатам геодезической съёмки и кадастровой информации. Вывод: так как на уточняемом участке в границах спорного участка находятся строения, границы участка с кадастровым номером определяются на местности (ограждение и его остатки и наличие посадок с.х. культур) при выполнении кадастровых работ кадастровым инженером Терентьевой В.В. была допущена ошибка в определении места расположения земельного участка с кадастровым номером , что квалифицируется как кадастровая ошибка в соответствии пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона № 221 – ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Исправление кадастровой ошибки в данной ситуации при отсутствии признаков прохождения границы земельного участка с кадастровым номером , возможно только в судебном порядке путём признания результатов межевания недействительными (л.д. 150-151).

В проекте организации и застройки территории ТСН «ОСТ «Маяк», составленного ФИО16, земельный участок истца Соколовской Е.А. указан под номером , отмежеванный земельный участок, принадлежащий Норовой Л.Ф., номером не обозначен.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ, … 3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Для признания земельного участка объектом земельных отношений необходимо, чтобы он был индивидуализирован, а именно, должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Единственным возможным и допустимым доказательством точного месторасположения и индивидуальных характеристик земельного участка могут быть только сведения из государственного кадастра недвижимости, выданные органом кадастрового учета (кадастровый паспорт и сведения о земельном участке).

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу Соколовской Е.А., следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представителем Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю» указано, что сведения об установленных границах земельного участка, принадлежащего истцу, в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют, границы земельного участка не определялись путем проведения землеустроительных работ по межеванию.

В связи с этим при государственном кадастровом учете земельного участка, принадлежащего ответчику, не определяется нарушения прав истца.

При составлении Межевого плана по земельному участку ответчика ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ кадастровые работы и учет изменений в государственном кадастре недвижимости применялись положения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", 1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. 2. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. 3. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. …7. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. 8. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. 9. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», 1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. 2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе. 3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);… 5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев….7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. 8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: 1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; 2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками. 9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны: 1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона; 2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона; 3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки; 4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; 5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ; 6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана. 10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются. 11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан: 1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; 2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; 3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности). 12. При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).

Согласно ст. 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», 1. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. 2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ. 3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

При проведении межевания земельного участка ответчика Норовой Л.Ф., при составлении Межевого плана, при государственном кадастровом учете изменений земельного участка и внесении границ земельного участка в государственный кадастр недвижимости представлен Акт согласования местоположения границы земельного участка.

Согласование границы земельного участка произведено в соответствии с требованиями п. 8 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» путем опубликования извещения в официальном издании для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации муниципального образования, так как в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о почтовом адресе заинтересованных лиц.

В Извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, принадлежащего ответчику Норовой Л.Ф., указаны сведения о заказчике кадастровых работ, почтовый адрес и номер контактного телефона, сведения о кадастровом инженере, выполняющем кадастровые работы, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона, кадастровый номер и адрес земельного участка, порядок ознакомления с проектом межевого плана, место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ, сроки и почтовый адрес для направления заинтересованными лицами обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, собрание назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Соколовская Е.А. возражений не предоставляла.

В судебное заседание не представлено доказательств государственной регистрации садоводческого товарищества в установленном порядке, схемы расположения земельных участков в садоводческом товариществе, позволяющей достоверно государственным надзорным органам и органам государственного кадастрового учета определять местоположение земельных участков в пределах садоводческого товарищества.

Представителем Управления Росреестра по Пермскому краю указано, что наложения границ земельных участков, принадлежащих истцу и ответчику, не определено из-за отсутствия установленных границ земельного участка истца.

Выводы представителей Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, Управления Росреестра по Пермскому краю об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации местоположения границ земельного участка ответчика Норовой Л.Ф. являются обоснованными.

Истцом Соколовской Е.А. не представлено в суд доказательств, достоверно подтверждающих, что границы участка принадлежащего истцу, существуют на местности пятнадцать и более лет.

Истец Соколовская Е.А. указала, что приобрела земельный участок в 2011 году, постройки возведены с 2012 года.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 1 января 2017 года, 1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) "О государственной регистрации недвижимости", 1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. 2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. 3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. 4. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. 5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования. 6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков. 7. По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов. 8. В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования. 9. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

Истец Соколовская Е.А. просит признать наличие реестровой ошибки и обязать исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка, принадлежащего ответчику.

Из приведенных выше положений ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что исправление реестровой ошибки производится путем изменения сведений о местоположении границ земельного участка, при этом площадь земельного участка не может отличаться от сведений в Едином реестре недвижимости более чем на 5 %.

Истец Соколовская Е.А. просит исключить сведения о границах земельного участка ответчика полностью, при этом площадь спорного участка <данные изъяты>., при площади участка ответчика <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах требования истца Соколовской Е.А. не могут быть удовлетворены путем признания реестровой ошибки и исправления реестровой ошибки, поскольку правовых оснований, предусмотренных ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», для возложения на Управление Росреестра по Пермскому краю обязанности по исправлению реестровой ошибки не установлено.

В судебном заседании не установлено оснований полагать, что при государственном кадастровом учете земельного участка, принадлежащего ответчику Норовой Л.Ф., допущены техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, либо воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Истец Соколовская Е.А. до ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении кадастровой ошибки не обращалась, решение об исправлении кадастровой ошибки или об отказе в ее исправлении в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не принималось.

Управлением Росреестра по Пермскому краю произведена государственная регистрация прав истца Соколовской Е.А. на земельный участок, произведена государственная регистрация прав ответчика Норовой Л.Ф. на земельный участок, препятствий в государственной регистрации прав на земельные участки истца и ответчика органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, не установлено.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу Соколовской Е.А., следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представителем Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю» указано, что сведения об установленных границах земельного участка, принадлежащего истцу, в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют, границы земельного участка не определялись путем проведения землеустроительных работ по межеванию.

В связи с чем, при государственном кадастровом учете земельного участка, принадлежащего ответчику, не определено нарушения прав истца.

Суд на основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ принимает решение по заявленным исковым требованиям.

С учетом изложенного, исковые требования Соколовской Е.А. подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Соколовской Е.А. к Норовой Л.Ф., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Администрации Чернушинского муниципального района, кадастровому инженеру Терентьевой В.В. о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес> садоводческое товарищество школы , расположенное в районе аэропорта, признании недействительными сведений о координатах характерных точек границ указанного земельного участка, признании наличия реестровой ошибки при межевании указанного земельного участка, возложении обязанности по исправлению реестровой ошибки путем исключения из государственного реестра недвижимости сведений о границах указанного земельного участка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.

Судья (подпись) Е.Р. Низаева