Гр.дело №2-2156/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2014 года г. Мичуринск.
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Черновой О.Ю.,
при секретаре Манаенковой Н.В.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителей ответчиков администрации г. Мичуринска ФИО2, ОАО «Ростелеком» ФИО3, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области ФИО4,
третьего лица на стороне истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к администрации г. Мичуринска, ОАО «Ростелеком» и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области об обязании провести капитальный ремонт крыши дома,
У С Т А Н О В И Л:
Квартира … д… по ул. … г. Мичуринска была предоставлена ФИО7 в 1960г. Жилой дом находился на балансе АООТ «ЦентрТелеком», правопреемником ОАО «Тамбовская Электросвязь». Решением комитета по управлению имуществом по Тамбовской области от …г. №… был утвержден план приватизации, а также акты оценки имущества государственного предприятия связи и информатики Тамбовской области «Россвязьинформ». На основании приватизации имущества указанного предприятия было образовано АООТ «Тамбовская электросвязь». В укрупненный перечень объектов, не подлежащих приватизации, был включен жилой дом … по ул. … г. Мичуринска.
Решением Мичуринского городского суда от 19.06.2007г. право собственности на кв… д… г. Мичуринска было признано за ФИО6 и ФИО5 в равных долях по …доле за каждым в порядке приватизации.
ФИО6 обратилась в Мичуринский городской суд с иском к администрации г. Мичуринска, ОАО «Ростелеком» и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области об обязании провести капитальный ремонт крыши дома.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца был привлечен ФИО5
В судебное заседание истица ФИО6 не явилась, о времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлена надлежащим образом. Ее представитель ФИО1 исковые требования поддержала и показала, что ФИО6 на праве собственности принадлежит … доля кв… д… по ул. … г. Мичуринска. Право собственности признано за ФИО6 решением суда в порядке приватизации. Жилой дом был принят в муниципальную собственность на основании решения Мичуринского городского Совета депутатов от …г. Капитальный ремонт в данном доме не проводился с …г. В …г. С-ны обращались в администрацию г. Мичуринска с просьбой произвести ремонт крыши, которая протекает. Решением Мичуринского городского суда от …г. администрация г. Мичуринска обязана провести ремонт крыши над кв… д… по ул. … г. Мичуринска. Жилой дом состоит из 4 квартир, две из которых расположены на первом этаже, другие две квартиры – на втором этаже. Отсутствие ремонта крыши над кв…, которая является муниципальной собственностью, приводит к постоянному залитию дождевыми и талыми водами квартиры истицы. Поскольку на момент приватизации квартиры капитальный ремонт крыши жилого дома не проводился в течение длительного времени, считает, что ответчики должны произвести данный ремонт на собственные средства. Просила обязать ответчиков произвести капитальный ремонт крыши над квартирой №… дома … по ул. … г. Мичуринска с учетом времени, необходимого на разработку сметы и проекта ремонта.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Мичуринска ФИО2 исковые требования не признала и показала, что муниципальной собственностью является лишь квартира № … в жилом доме № … по ул. … г. Мичуринска, а не весь дом, в связи с чем, в соответствии со ст.210 ГК РФ все собственники квартир в указанном доме должны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, в том числе и расходы на капитальный ремонт крыши. Квартира была принята в муниципальную собственность только в …г. Поскольку жилой дом находился на балансе ОАО «Ростелеком», то производить ремонт должна данная организация. Сведениями о капитальном ремонте жилого дома … по ул. … г. Мичуринска администрация г. Мичуринска не располагает. В удовлетворении иска к администрации г. Мичуринска просила отказать.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Ростелеком» ФИО3 исковые требования ФИО6 не признала и показала, что решением комитета по управлению имуществом по Тамбовской области от …г. №… был утвержден план приватизации, а также акты оценки имущества государственного предприятия связи и информатики Тамбовской области «Россвязьинформ». На основании приватизации имущества указанного предприятия было образовано АООТ «Тамбовская электросвязь». В укрупненный перечень объектов, не подлежащих приватизации, был включен жилой дом … по ул. … г. Мичуринска. В связи с этим жилой дом подлежал передаче в муниципальную собственность. Впоследствии в результате неоднократной реорганизации АООТ «ЦентрТелеком» было преобразовано в ОАО «Ростелеком». Жилой дом должен был быть принят в муниципальную собственность в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». ОАО «ЦентрТелеком» принимало неоднократные попытки данный жилой дом в муниципальную собственность. Однако администрация г. Мичуринска под различными предлогами отказывалась его принять. Решение о таком принятии состоялось только в 2010г. К этому моменту жильцы трех квартир оформили свое право собственности на жилые помещения. Капитальный ремонт должен производиться собственниками жилых помещений, каковым ОАО «Ростелеком» и его предшественники не являлись. Также ОАО «Ростелеком» по роду своей деятельности не является организацией, осуществляющей эксплуатацию и управление объектами федерального или муниципального жилищного фонда. В связи с этим в иске к ОАО «Ростелеком» просила отказать.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области ФИО4 исковые требования ФИО6 не признала и показала, что жилой дом … по ул. … г. Мичуринска в реестре федерального имущества не числится. Решением комитета по управлению имуществом по Тамбовской области от …г. №… был утвержден план приватизации, а также акты оценки имущества государственного предприятия связи и информатики Тамбовской области «Россвязьинформ». В укрупненный перечень объектов, не подлежащих приватизации, вошли объекты социально-культурного назначения (жилой фонд по территории) остаточной стоимостью …руб. В соответствии с постановлением правительства РФ от 07.03.1995г. №… Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области было издано распоряжение от 13.06.2002г. №… о передаче федерального имущества, находящегося на балансе ОАО «Тамбовская электросвязь», являющегося правопреемником АООТ «Тамбовская электросвязь» в муниципальную собственность. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №… не предоставило возможности передавать, либо не передавать недвижимое имущество в ту или иную собственность, а императивно разграничило государственную собственность Российской Федерации на федеральную, государственную и муниципальную. Объекты, указанные в приложении №3 к указанному постановлению являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона. Таким образом, право муниципальной собственности на д… по ул. … г. Мичуринска возникло в силу закона, независимо от того, принимался ли объект в муниципальную собственность или нет. В связи с чем обязанность по капитальному ремонту данного жилого дома лежит на администрации г. Мичуринска. В иске к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области просила отказать.
Третье лицо ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал и показал, что оплата коммунальных услуг производится в соответствующие организации г. Мичуринска – МУП «Водоканал», Мичуринскмежрайгаз и т.п. Просил удовлетворить заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав представителей сторон, третье лицо, исследовав материал гражданского дела, суд приходит к следующему.
Квартира … д… по ул. … г. Мичуринска была предоставлена ФИО7 в 1960г. Данное обстоятельство было установлено вступившим в законную силу решением Мичуринского городского суда от 19.07.2007г. и не оспаривалось участниками судебного разбирательства.
На основании решения Мичуринского городского Совета депутатов № … от …г. квартира №… в жилом доме № … по ул… г. Мичуринска принята в муниципальную собственность г. Мичуринска Тамбовской области.
Собственниками квартиры № … по указанному выше адресу в равных долях на основании решения Мичуринского городского суда от 19.07.2007г. являются ФИО5 и ФИО6 (свидетельств о государственной регистрации права … и … от … года).
Согласно решению комитета по управлению имуществом по Тамбовской области от … года № … был утвержден план приватизации и акты оценки имущества государственного предприятия связи и информатики Тамбовской области «Россвязьинформ». На основании приватизации имущества вышеназванного предприятия было образовано АООТ «Тамбовская электросвязь» (впоследствии ОАО «Тамбовская электросвязь).
В соответствии с планом приватизации государственного предприятия жилой фонд, в том числе жилой дом по адресу: <...> д.. ., вошел в состав имущества, не подлежащего приватизации, и подлежал передаче в муниципальную собственность.
В … года произошла реорганизация ОАО «Тамбовская электросвязь» в форме присоединения к ОАО «ЦентрТелеком». ОАО «Тамбовская электросвязь» было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц 30.11.2002 года. ОАО «ЦентрТелеком» стал правопреемником ОАО «Тамбовская электросвязь». Жилой фонд, в том числе жилой дом по адресу: <...> д. …, был передан на баланс Тамбовского филиала ОАО «ЦентрТелеком». В дальнейшем 01 апреля 2011 года ОАО «ЦентрТелеком» было реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Ростелеком».
Вопрос о передаче дома, расположенного по адресу: г.Мичуринск, ул…, д…, и квартиры, занимаемой истицей, из федеральной собственности в муниципальную, ОАО « Центртелеком» ставился с …, о чём свидетельствуют письма: … от …г., … от …г., … от …г., … от …г., … от …., … от …г.
Однако, администрация г. Мичуринска принять указанное имущество отказывались, о чём свидетельствуют ответы администрации от …г. за № … и от …г. за №. ..
В результате жилой фонд, в том числе жилой дом по адресу: <...> д. …, продолжал числиться на балансе предприятия, хотя фактически являлся государственной собственностью, что подтверждается Выпиской из реестра федерального имущества от …г. №...
С …г. ни одна из квартир в жилом доме по адресу: <...> д. …, на балансе ОАО «Ростелеком» не значится.
Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области жилой дом № … по адресу: <...> в реестре федеральной собственности не значится.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно п. 1 Приложения №3 к вышеназванному постановлению жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации) относится исключительно к муниципальной собственности.
Согласно п.11 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанного решения в соответствии с передаточным актом, который направляется органом государственной власти в орган местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества.
На момент обращения к администрации г. Мичуринска предприятием ОАО «ЦентрТелеком» о принятии жилого фонда, решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, принято не было.
Однако, то обстоятельство, что администрация своевременно не приняла в муниципальную собственность жилой дом № … по ул. … г. Мичуринска и отсутствует решение органа местного самоуправления о принятии дома № … по ул. … г. Мичуринска в муниципальную собственность не должно препятствовать осуществлению гражданами своих жилищных прав, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Согласно ст.2 ЖК российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно заключению эксперта ФИО8 шатровая четырёхскатная крыша над жилым домом № … по ул. … г. Мичуринска с кровлей из черной кровельной листовой стали по деревянной обрешетке и деревянным наслоенным стропилам к дальнейшей эксплуатации не пригодна, так как она не соответствует техническим регламентам и своду правил по её функциональному назначению, а именно защите несущих и ограждающих конструкций объекта исследования от атмосферных осадков в виде дождя и снега.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст.16 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "Оприватизациижилищного фонда в Российской Федерации" приватизациязанимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Право собственности у истицы возникло на жилое помещение в порядке приватизации. При этом в судебное заседание представлены доказательства, что капитальный ремонт в жилом доме не проводился как минимум с 1991г. Сведениями о проведении капитального ремонта жилого дома администрация г. Мичуринска не располагает, что подтверждается письмом от 30.07.2014г. №... С-ны неоднократно обращались в администрацию г. Мичуринска по вопросу проведения капитального ремонта крыши их дома. До настоящего времени данный вопрос не решен.
Таким образом, суд считает законными и обоснованными требования ФИО6 обязать администрацию г. Мичуринска произвести ремонт крыши над квартирой №…, расположенной по адресу: <...> дом …, поскольку в соответствии со ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
При этом суд, с учетом времени, необходимого для разработки сметы и выделения денежных средств, считает необходимым установить 6-ти месячный срок исполнения ремонтных работ с момента вступления решения суда в законную силу.
В исковых требованиях, предъявленных истицей к ОАО «Ростелеком» и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию г. Мичуринска произвести капитальный ремонт крыши над квартирой №… дома … по ул. … г. Мичуринска в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2014 года.
Председательствующий - О.Ю. Чернова.