ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2157/18 от 22.11.2018 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

КОПИЯ

№ 2 – 2157/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2018 года г.Белорецк, РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Бондаренко С.В.,

при секретаре Султановой Е.Р.,

с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора Исянбаевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района Белорецкий район РБ, МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем обеспечения финансирования исполнений предписаний органа государственного пожарного надзора,

УСТАНОВИЛ:

Белорецкий межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального района Белорецкий район РБ, МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем обеспечения финансирования исполнений предписаний органа государственного пожарного надзора.

Впоследствии истец уточнил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, в обоснование иска указал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в ряде образовательных учреждений Белорецкого района не исполнены предписания органа государственного пожарного надзора, что создает угрозу безопасности учащихся.

В связи с тем, что ранее выявленные нарушения не устранены, в ... повторные предписания вынесены: МОБУ СОШ №3 г.Белорецк, МОБУ СОШ №8 г.Белорецк, МОБУ СОШ №10 г.Белорецк, МОБУ СОШ №21 г.Белорецк, МОБУ Башкирская Гимназия г.Белорецк, МОБУ Белорецкий лицей-интернат, МОБУ СОШ с.Абзаково, МОБУ ООШ с.Азналкино, МОБУ ООШ с.Бриштамак, МОБУ СОШ с.Железнодорожный, МОБУ СОШ с.Зуяково, МОБУ СОШ №2 с.Инзер, МОБУ ООШ с.Мулдакаево, МОБУ ООШ с.Ишля, МОБУ СОШ с.Кага, МОКУ ООШ с. Кагарманово, МОБУ СОШ с.Ломовка, МОБУ ООШ д.Манышта, МОБУ СОШ с.Серменево, МОБУ ООШ с.Сосновка, МОБУ СОШ с.Тирлянский, МОБУ СОШ с.Тукан, МОБУ СОШ с.Узян, МОБУ ООШ с.Улуелга, МОБУ ООШ д.Исмакаево. Осуществление деятельности образовательных учреждений в условиях нарушения норм пожарной безопасности угрожает безопасности их работников и учащихся.

Осуществление деятельности образовательных учреждений в условиях нарушения норм пожарной безопасности угрожает безопасности их работников и учащихся.

Просит обязать администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить финансирование исполнения предписаний органа государственного пожарного надзора МОБУ СОШ №3 г.Белорецк, МОБУ СОШ №8 г.Белорецк, МОБУ СОШ №10 г.Белорецк, МОБУ СОШ №21 г.Белорецк, МОБУ Башкирская Гимназия г.Белорецк, МОБУ Белорецкий лицей-интернат, МОБУ СОШ с.Абзаково, МОБУ ООШ с.Азналкино, МОБУ ООШ с.Бриштамак, МОБУ СОШ с.Железнодорожный, МОБУ СОШ с.Зуяково, МОБУ СОШ № 2 с.Инзер, МОБУ ООШ с.Мулдакаево, МОБУ ООШ с.Ишля, МОБУ СОШ с.Кага, МОКУ ООШ с.Кагарманово, МОБУ СОШ с.Ломовка, МОБУ ООШ д.Манышта, МОБУ СОШ с.Серменево, МОБУ ООШ с.Сосновка, МОБУ СОШ с.Тирлянский, МОБУ СОШ с.Тукан, МОБУ СОШ с.Узян, МОБУ ООШ с.Улуелга, МОБУ ООШ д.Исмакаево в течении 2 месяцев с момента вынесения решения суда.

Представитель истца – помощник Белорецкого межрайонного прокурора Исянбаевой Э.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Подтвердила, что финансирование для устранения нарушений норм пожарной безопасности на момент рассмотрения дела осуществлено только в МОБУ СОШ № 8 г. Белорецк, МОБУ СОШ с. Тирлянский, а ГБОУ Белорецкую коррекционную школу прокуратура исключила из иска, поскольку ее финансирование не осуществляется за счет средств муниципального образования. Общая сумма задолженности администрации муниципального района Белорецкий район РБ в иске не рассчитывалась, поскольку правовое значение для дела имеет сам факт неустранения образовательными учреждениями нарушений законодательства о пожарной безопасности ввиду не обеспечения их финансирования для исполнений предписаний органа государственного пожарного надзора. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального района Белорецкий район РБ Веникова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора не признала, суду показал, что в бюджет муниципального района Белорецкий район РБ заложены денежные средства на устранение нарушений, изложенных в предписаниях ГУ МЧС, по некоторым из образовательных учреждений. Исполнение предписаний ГУ МЧС в период учебного процесса нецелесообразно и в зимнее время может быть невыполнимо. Если денежные средства будут выданы раньше, они могут быть неактуальны, в частности, на сегодняшний день осуществлено финансирование для исполнения предписаний об устранении нарушений в отношении МОБУ СОШ № 8 г. Белорецк и МОБУ СОШ с. Тирлянский, сметы расходов бюджета могут меняться, срок исполнения большей части предписаний установлен до .... Поскольку заключение контрактов с подрядчиками займет значительное время, около 1,5 месяцев, просит установить больший срок исполнения решения, а именно около полугода.

Представитель ответчика МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ Саранцева М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, суду, что денежные средства, выделенные для устранения нарушений, перечисляются на статьи школ, однако, устранить все нарушения в установленные в предписаниях сроки не представится возможным. Просит установить больший срок исполнения решения, хотя бы до мая 2019 года.

Представители третьих лиц - директор МОБУ СОШ №8 г.Белорецка Халиуллина А.И., директор МОБУ СОШ №21 г.Белорецка Кривоус В.Л., директор МОБУ Башкирская гимназия Ульданова Ч.М., директор МБОУ Белорецкий лицей-интернат Зайнетдинова Г.З., директор МОБУ СОШ с.Абзаково Юмагужин Г.Р., директор МОБУ ООШ с.Азналкино Сафуанова А.Ш., директор МОБУ ООШ с.Ишля Валиева Р.А., директор МОБУ СОШ с.Кага Андреева А.М., директор МОБУ СОШ с.Ломовка Панов А.М., директор МОБУ ООШ с.Сосновка Портнова А.И., директор МОБУ СОШ с.Тирлянский Лахмостов А.М., директор МОБУ СОШ с.Тукан Ишбулдина В.Х., директор МОБУ СОШ с.Узян Малахова О.Ф., директор МОБУ ООШ д.Исмакаево Хитауллина Г.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями Белорецкого межрайонного прокурора согласились, просили установить более длительный срок для устранения выявленных недостатков, поскольку оформление документации займет значительное время, считаю, что за летние месяцы ... после перевода денежных средств успеют исполнить предписания органа государственного пожарного надзора. В том числе директор МОБУ СОШ с.Кага просил установить срок для финансирования своего образовательного учреждения до ..., директор МОБУ СОШ №21 г.Белорецка – в первом квартале – до ..., директор МБОУ Белорецкий лицей-интернат – до ..., директор МОБУ СОШ с.Узян – в первом квартале ..., директор МОБУ ООШ с.Сосновка – до конца .... При этом директор МОБУ СОШ №8 г.Белорецка и директор МОБУ СОШ с.Тирлянский подтвердили, что финансирование для устранения нарушений норм пожарной безопасности, указанных в предписаниях органа пожарного надзора, на момент рассмотрения дела осуществлено им в полном объеме.

Представители третьих лиц - МОБУ ООШ с.Бриштамак, МОБУ СОШ с.Железнодорожный, МОБУ СОШ с.Зуяково, МОБУ СОШ № 2 с.Инзер, МОБУ ООШ с.Мулдакаево, МОКУ ООШ с.Кагарманово, МОБУ ООШ д.Манышта, МОБУ ООШ с.Улу-Елга в судебное заседание не явились, в представленных заявлениях указали, что просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители третьих лиц - МОБУ СОШ №3 г.Белорецка, МОБУ СОШ №10 г.Белорецка, МОБУ СОШ с.Серменево, Правительства Республики Башкортостан, будучи надлежаще извещенными о дне и времени слушания по делу, в судебное заседание не явились.

Представитель третьего лица – Министерства образования Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания по делу извещен. В представленном отзыве на иск указало, что согласно положению о Министерстве образования Республики Башкортостан, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.02.2013 года № 43, в ведении Министерства находятся организации согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан. Перечень организаций, подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 17.08.2011 года №1064-р, не содержит муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории МР Белорецкий район, в отношении которых были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, за исключением государственного бюджетное общеобразовательное учреждение Белорецкой коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пункт 72 Перечня). К тому же, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросу местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Полагает, что принятие судебного акта не повлияет на права или обязанности ни Министерства, ни государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белорецкая коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по отношению к ответчику.

Представитель Белорецкого межрайонного ОНД и ПР УНД ГУ МЧС России по РБ Абубакиров И.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что проверка исполнения образовательными учреждениями требований, указанных в предписаниях органа государственного пожарного надзора, будет осуществлена только после истечения сроков, установленных в предписании, и не зависит от того, когда образовательным учреждениям будет выделено финансирование исполнения указанных предписания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на: защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

Кроме того, ст. 65 Бюджетного кодекса РФ установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что образовательные учреждения МОБУ СОШ №3 г.Белорецк, МОБУ СОШ №8 г.Белорецк, МОБУ СОШ №10 г.Белорецк, МОБУ СОШ №21 г.Белорецк, МОБУ Башкирская Гимназия г.Белорецк, МОБУ Белорецкий лицей-интернат, МОБУ СОШ с.Абзаково, МОБУ ООШ с.Азналкино, МОБУ ООШ с.Бриштамак, МОБУ СОШ с.Железнодорожный, МОБУ СОШ с.Зуяково, МОБУ СОШ № 2 с.Инзер, МОБУ ООШ с.Мулдакаево, МОБУ ООШ с.Ишля, МОБУ СОШ с.Кага, МОКУ ООШ с.Кагарманово, МОБУ СОШ с.Ломовка, МОБУ ООШ д.Манышта, МОБУ СОШ с.Серменево, МОБУ ООШ с.Сосновка, МОБУ СОШ с.Тирлянский, МОБУ СОШ с.Тукан, МОБУ СОШ с.Узян, МОБУ ООШ с.Улуелга, МОБУ ООШ д.Исмакаево являются муниципальными учреждениями, входящими в систему образования муниципального образования Белорецкий район Республики Башкортостан.

В силу норм действующего законодательства перечисленные муниципальные образовательные учреждения имеют самостоятельный баланс, их финансирование осуществляется в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов из местного бюджета. Данные учреждения являются юридическими лицами, которые владеют закрепленными за ними имуществом, собственником которого и учредителем является муниципальное образование Белорецкий район Республики Башкортостан. Указанные муниципальные образовательные учреждения отвечают по своим обязательствам в пределах находящихся в их распоряжении денежных средств, при недостаточности денежных средств по обязательствам указанных учреждения субсидиарную ответственность несет собственник муниципального имущества, то есть муниципальное образование.

Во исполнение распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля Белорецким межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РБ проводились плановые и внеплановые выездные проверки юридических лиц – образовательных учреждений муниципального района Белорецкий район РБ на предмет соблюдения противопожарного законодательства.

По результатам проведенной проверки были выявлены требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в ряде образовательных учреждениях муниципального района Белорецкий район РБ.

В связи с чем, в адрес образовательных учреждений были вынесены предписания об устранении нарушений пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Так, в отношении МОБУ ООШ д.Исмакаево вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... - к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.

В отношении МОБУ Белорецкий лицей-интернат вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ №3 г.Белорецк вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ....

В отношении МОБУ ООШ с.Улуелга вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1, 2, 3 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ с.Зуяково вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ с.Серменево вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ ООШ с.Сосновка вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ с.Узян вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ ООШ с.Азналкино вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ с.Ломовка вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ с.Кага вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ ООШ с.Бриштамак вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ № 2 с.Инзер вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ ООШ с.Ишля вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОКУ ООШ с.Кагарманово вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ ООШ д.Манышта вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ с.Тирлянский вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ с.Тукан вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ ООШ с.Мулдакаево вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... - к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка №... по Белорецкому району РБ от ... - к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ с.Железнодорожный вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ с.Абзаково вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ Башкирская Гимназия г.Белорецк вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от 05.05.2017 года директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка №2 по г.Белорецку от ... – к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ №21 г.Белорецк вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... заместитель директора данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка №4 по г.Белорецку от ... – к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ №10 г.Белорецк вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ №3 г.Белорецк вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до ..., №... от ..., срок устранения выявленных нарушений установлен до .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

В отношении МОБУ СОШ №8 г.Белорецк вынесены соответствующие предписания органа пожарного надзора №... от .... Кроме того, постановлением Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору от ... директор данного образовательного учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Впоследствии в ходе проверки на соблюдение противопожарного законодательства, проведенной Белорецкой межрайонной прокуратурой было установлено, что большая часть нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях органа пожарного надзора, вышеперечисленными образовательными учреждениями до настоящего времени в полном объеме не устранены. Кроме того, многие нарушения требований пожарной безопасности имеют место с 2017 года, по которым срок давался на устранение до лета 2018 года, на что указывают проведенные ранее проверки.

Факт наличия перечисленных в предписаниях органа пожарного надзора не устраненных нарушений требований пожарной безопасности, срок на исполнение которых установлен летом 2019 года, установлен судом, подтвержден материалами дела и по существу сторонами не оспаривается.

На момент рассмотрения дела осуществлено финансирование для устранения нарушений правил пожарной безопасности, указанных в предписаниях органа пожарного надзора только МОБУ СОШ № 8 г. Белорецк, МОБУ СОШ с. Тирлянский, что подтвердили в судебном заседании лица, участвующие в деле, а также подтверждается Приказом МКУ Управления образования №... от ... «Об организации перемещения учебно-воспитательного процесса на период проведения ремонтных работ МОБУ СОШ №8 г.Белорецк», договором на выполнение капитального ремонта МОБУ СОШ с.Тирлянский №... от ..., локальным сметным расчетом №... на капитальный ремонт здания МОБУ СОШ с.Тирлянский, заключением ООО «Комплексное проектирование» по результатам обследования МОБУ СОШ №8 г.Белорецк от ....

Остальные нарушения законодательства о пожарной безопасности, выявленные в образовательных учреждениях и указанные в предписаниях Белорецкого межрайонного ОНД и ПР УНД ГУ МЧС России по РБ, до настоящего времени в полном объеме не устранены, финансирование исполнения указанных предписаний в необходимом объеме не произведено, доказательств обратного суду не представлено.

Как было указано ранее, вышеперечисленные образовательные учреждения являются муниципальными и финансируются за счет бюджетных средств. Важной характеристикой указанных учреждений как юридических лиц является то, что их деятельность финансируется собственником имущества, которым выступает муниципальное образование. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.

Кроме того, пунктом 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанности по финансированию мероприятий по устранению имеющих место нарушений требований пожарной безопасности, которые сводятся к значительным финансовым вложениям в переданное собственником недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, должно быть возложено на собственника имущества и учредителя вышеуказанных образовательных учреждений, то есть на Администрацию муниципального района Белорецкий район РБ.

Согласно Устава МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ полномочия учредителя Управления образования от имени муниципального района Белорецкий район РБ осуществляет также Администрация муниципального района Белорецкий район РБ, тогда как МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ осуществляет только полномочия главного распорядителя бюджетных средств и полномочия администратора доходов бюджета муниципального района Белорецкий район РБ.

В ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт неполного выполнения своих обязанностей администрации муниципального района Белорецкий район РБ, как собственника имущества и учредителя муниципальных образовательных учреждений, в также как участника бюджетного процесса, в чьи полномочия входит финансирование мероприятий по устранению норм пожарной безопасности в своем муниципальном образовании.

Тот факт, что полномочия главного распорядителя бюджетных средств и полномочия администратора доходов местного бюджета возложены на МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения полномочий по выделению бюджетных средств на устранение нарушений правил пожарной безопасности, в свою очередь МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ должно вносить предложения (заявки) на их выделение и осуществлять контроль за их использованием, то есть выполнять лишь административные функции.

При этом в силу ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, которое возглавляется соответствующим органом местного самоуправления.

Суд принимает во внимание, что как до поступления искового заявления прокурора в суд, так и по настоящее время ответчиками принимаются меры по обеспечению финансирования муниципальных образовательных учреждений, а также то, что отдельными образовательными учреждениями заключены договора на выполнение отдельных работ по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В то же время, указанные обстоятельства не освобождают ответчика от выполнения возложенных на него законодателем обязанностей по финансированию муниципальных образовательных учреждений для осуществления последними мер первичной пожарной безопасности, поскольку до настоящего времени выявленные нарушения пожарной безопасности в полном объеме образовательными учреждениями не устранены ввиду отсутствия необходимых денежных средств для их устранения, расчет точной, конкретной суммы денежных средств, требуемых и достаточных на проведение соответствующих работ не произведен.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора подлежат частичному удовлетворению, а именно в части обязания администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить финансирование исполнения предписаний органа государственного пожарного надзора МОБУ СОШ №3 г.Белорецк, МОБУ СОШ № 10 г. Белорецк, МОБУ СОШ № 21, г.Белорецк, МОБУ Башкирская Гимназия г. Белорецк, МБОУ Белорецкий лицей- интернат, МОБУ СОШ с Абзаково, МОБУ ООШ с. Азналкино, МОБУ ООШ с.Бриштамак. МОБУ СОШ с. Железнодорожный, МОБУ СОШ с. Зуяково, МОБУ СОШ № 2 с.Инзер, МОБУ ООШ с. Мулдакаево, МОБУ ООШ с.Ишля, МОБУ СОШ с.Kaгa, МОКУ ООШ с. Кагарманово, МОБУ СОШ с. Ломовка, МОБУ ООШ д.Манышта, МОБУ СОШ с. Серменево, МОБУ ООШ с.Сосновка, МОБУ СОШ с. Тукан, МОБУ СОШ с. Узян, МОБУ ООШ с. Улуелга, МОБУ ООШ д. Исмакаево.

При этом суд считает необходимым отметить, что конкретные суммы, необходимые для выполнения предписания органа пожарного надзора, ответчик определяет самостоятельно, а потому настоящее судебное решение никак не ограничивает ответчика в последующей корректировке сметы расходов бюджета в случае необходимости и устранения образовательными учреждениями нарушений раньше срока, установленного судом, в том числе и до вступления решения в законную силу.

В то же время суд отказывает в удовлетворении исковых требований Белорецкого межрайонного прокурора в части обязания администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить финансирование исполнения предписаний органа государственного пожарного надзора в отношении МОБУ СОШ № 8 г. Белорецк, МОБУ СОШ с. Тирлянский, поскольку, как установлено в судебном заседании, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, данным образовательным учреждениям финансирование для устранения нарушений правил пожарной безопасности, указанных в предписаниях органа пожарного надзора, уже произведено.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом времени, необходимого для разработки и утверждения соответствующего бюджета, осуществления мероприятий по финансированию образовательных учреждений, а также времени необходимого для заключения и выполнения соответствующих контрактов, а также того, что часть работ по устранению выявленных нарушений проблематично выполнить в зимнее время, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда до ..., а не в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Предоставление ответчику более длительного срока на выполнение мероприятий по финансированию исполнения предписаний органа государственного пожарного надзора суд считает нецелесообразным, поскольку в предписаниях срок на устранение недостатков установлен в промежутке времени с июля по август 2019 года, тогда как при осуществлении финансирования в мае или летние месяцы 2019 года образовательные учреждения могут не успеть устранить выявленные нарушения пожарной безопасности к сроку, указанному органом пожарного надзора.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района Белорецкий район РБ, МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем обеспечения финансирования исполнений предписаний органа государственного пожарного надзора удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить финансирование исполнения предписаний органа государственного пожарного надзора МОБУ СОШ №3 г.Белорецк, МОБУ СОШ № 10 г. Белорецк, МОБУ СОШ № 21, г.Белорецк, МОБУ Башкирская Гимназия г. Белорецк, МБОУ Белорецкий лицей- интернат, МОБУ СОШ с Абзаково, МОБУ ООШ с. Азналкино, МОБУ ООШ с.Бриштамак. МОБУ СОШ с. Железнодорожный, МОБУ СОШ с. Зуяково, МОБУ СОШ № 2 с.Инзер, МОБУ ООШ с. Мулдакаево, МОБУ ООШ с.Ишля, МОБУ СОШ с.Kaгa, МОКУ ООШ с. Кагарманово, МОБУ СОШ с. Ломовка, МОБУ ООШ д.Манышта, МОБУ СОШ с. Серменево, МОБУ ООШ с.Сосновка, МОБУ СОШ с. Тукан, МОБУ СОШ с. Узян, МОБУ ООШ с. Улуелга, МОБУ ООШ д. Исмакаево, в срок до 30 апреля 2019 года.

В удовлетворении требований об обязании администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан обеспечить финансирование исполнения предписаний органа государственного пожарного надзора МОБУ СОШ № 8 г. Белорецк, МОБУ СОШ с. Тирлянский, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено ....

Председательствующий судья: (подпись) С.В. Бондаренко