ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2157/2021 от 21.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-2157/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ульяновск 21 мая 2021 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Платовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Номеровченко О.Н. к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности выдать свидетельство о единовременной выплате на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) при рождении четвертого или последующих детей,

установил:

истица Номеровченко О.Н. обратилась в суд с данным иском, указав, что она является матерью четверых детей - иное лицоДД.ММ.ГГГГ года рождения, иное лицоДД.ММ.ГГГГ, иное лицоДД.ММ.ГГГГ года рождения, иное лицоДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истице и ее ныне покойному супругу, иное лицо, было выдано удостоверение за № 167 многодетной семьи от 25.01.2019.

Супруг истицы умер 28.12.2020, что подтверждается свидетельством о смерти. Причина смерти: <данные изъяты>.

Истица обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения при рождении четвертого или последующих детей.

01.02.2021 Министерством семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в выдаче свидетельства было отказано в связи с тем, что истица на момент обращения в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния, с отцом детей не состоит.

Истица считает отказ незаконным, поскольку ответчиком не были приняты во внимание, что брак не расторгнут между истицей и её супругом и истица имеет статус вдовы в связи со смертью супруга от <данные изъяты>.

Полагает, что она имеет право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 8.1 Закона Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области».

Просила обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области выдать ей свидетельство о единовременной социальной выплате на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в связи с рождением четвертого ребенка.

Истица в судебное заседание не явилась, ее представитель в судебном заседании исковые требования и доводы иска подержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, в представленном суду письменном отзыве исковые требования не признала указав, что истица не имеет права на представление данной меры социальной поддержки, так как ее семья на момент подачи заявления о выдаче свидетельства не соответствовала условиям, предусмотренным ст. 8.1. Закона Ульяновской области от 02.11.2011 N 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области».

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Судом установлено, что Номеровченко О.Н. является матерью четверых детей - иное лицоДД.ММ.ГГГГ года рождения, иное лицоДД.ММ.ГГГГ, иное лицоДД.ММ.ГГГГ года рождения, иное лицо, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом которых является иное лицо, с которым истица состояла в зарегистрированном браке, заключенном 21.06.2008 и зарегистрированном Отделом ЗАГС администрации МО «город Новоульянвоск».

Данные обстоятельства подтверждается копиями свидетельств о рождении детей, заключении брака, свидетельства и справки об установлении отцовства.

Согласно свидетельства и справки о смерти иное лицо умер 28.11.2020.

23.12.2020 истица обратилась в Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее также - Министерство) с заявлением о выдаче ей свидетельства о предоставлении единовременной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) при рождении четвертого или последующих детей (далее также - свидетельство).

Уведомлением Министерства от 01.02.2021 истице отказано в выдаче сертификата.

По мнению суда, исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Законом Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» установлены меры социальной поддержки отдельным категориям семей, перечисленным в статье 1 данного Закона.

Статьей 10 названного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с его исполнением, осуществляется в устанавливаемом Правительством Ульяновской области порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

Согласно части 1 статьи 8.1 указанного Закона, введенной Законом Ульяновской области от 4 марта 2014 г. N 28-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области», семьям в случае рождения в них четвертого ребенка или последующих детей предоставляется мера социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1000000 рублей.

В силу части 2 статьи 8.1. Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО (в ред. от 18.03.2020) мера социальной поддержки, установленная частью 1 настоящей статьи, предоставляется один раз при условии, если по состоянию на день обращения за ее получением многодетная семья, в которой родился четвертый или последующий ребенок, соответствует совокупности следующих требований:

1) оба родителя детей, являющихся членами указанной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния;

2) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода;

3) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) ребенок, в связи с рождением которого возникло право на данную меру социальной поддержки, находится в живых.

Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж» и «к» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3).

В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений отражены в статье 13 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом названным органам предоставлено право на использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Кодекса).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования (статья 8). Такие расходные обязательства возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Вводимые с целью улучшения демографической ситуации меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, к которым относятся многодетные семьи, в которых родители состоят в зарегистрированном браке, оказание мер социальной поддержки, отнесенных к ведению субъекта, являются дополнительными мерами социальной поддержки, следовательно, определение основания, порядка, размера и условий реализации, установленных в Законе Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО мер социальной поддержки, также относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит лишь от финансовых возможностей бюджета последнего.

Федеральный законодатель, относя к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, не исключил возможность дифференциации круга лиц по категориям получающих меры социальной поддержки.

Устанавливая в рамках своих полномочий дополнительные социальные гарантии в ст. 8.1. Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО, орган государственный власти Ульяновской области четко определил круг лиц и условия для предоставления указанной меры социальной поддержки.

Одним из условий выдачи сертификата является то, что на день обращения за его получением оба родителя детей, являющихся членами указанной многодетной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния (п. 1 ч. 2 ст. 8.1. Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО).

Согласно статьи 16 Семейного кодекса Российской Федерации брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

Таким образом, Семейным кодексом Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения брака, к одному из которых относится смерть супруга.

При этом закон не предусматривает государственную регистрацию прекращения брака в связи со смертью супруга.

В данном случае супруг истицы умер до ее обращения в Министерство с заявлением о выдаче свидетельства, следовательно, правовых оснований полагать, что на момент такого обращения она состояла с ним в зарегистрированном браке, не имеется.

Поскольку на момент обращения в Министерство с заявлением о выдаче свидетельства истица являлась одинокой матерью и с юридической точки зрения не состояла в браке с умершим отцом ее детей, семья Номеровченко О.Н. не соответствовала условиям, предусмотренным статьей 8.1. Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО, как следствие, истица и не имела право на выдачу указанного свидетельства.

Положения пункта 1 части 2 статьи 8.1. Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО, как нормативного правового акта, в установленном законом порядке в данной части не оспорены, при этом, у суда отсутствуют правовые основания для отступления от их буквального толкования.

Так как у истицы не имеется права на предоставление ей меры социальной поддержки, предусмотренной статьей 8.1. Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 г. № 180-ЗО, оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска Номеровченко О.Н. к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности выдать свидетельство о единовременной выплате на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) при рождении четвертого или последующих детей отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Богомолов.