ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2157/2022 от 20.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД:66RS0009-01-2022-002576-40

дело № 2-2157/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 20 сентября 2022 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Гурина С.А.,

при секретаре Дорониной А.И.,

с участием ст.помощника прокурора Тагилстроевского района г. Нижний Тагил Свердловской области Беренштейна И.В., представителя ответчика Зайцева Д.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить окончание работ по строительству автомобильных дорог общего пользования местного значения – объект «Строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в мкр. Муринские пруды муниципального образования город Нижний Тагил», в том числе по строительству автомобильной дороги по <адрес> до <адрес> в соответствии с ГОСТ 32867-2914. Мехгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования, а именно организовать работы по выполнению проектирования рабочей документации по работам, необходимым для ввода в эксплуатацию, выполнению строительно-монтажных работ по возведению/устройству перекрестка по <адрес>-уд. <адрес> в <адрес>, выполнению строительно-монтажных работ, по строительству участка автодороги с организацией движения по четырем полосам по ул. <адрес> от <адрес> до <адрес> со съездом на <адрес> в <адрес>.

В обоснование заявленных требований, прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в градостроительной сфере и в сфере безопасности дорожного движения при содержании дорог. В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между МКУ «Служба заказчика городского хозяйства и «Уралстроймонтаж» был заключен муниципальный контракт на строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с техническим заданием «Строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в мкр. <адрес> МО <адрес>», приложением к техническому заданию, проектной документацией и локально-сметными расчетами. МУП «Тагилгражданпроект» изготовлена проектная документация, строительство предусматривало 6 этапов: <...>

27.10.2021г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, в связи с неисполнением Подрядчиком своих обязательств в соответствии с условиями контракта, внесения изменений в предоставленную проектную документацию. Были выполнены работы по монтажу пересечения <адрес> и <адрес> с отступлением от проектной документации, изменена схема организации движения Т-образного перекрестка на круговое движение. Также изменена схема организации движения по <адрес>, четырехполостное движение в две стороны изменено на двухполостное в одну сторону с примыканием переходно-скоростных полос к <адрес>.

Департаментом государственного жилищного и строительного надзора <адрес> 18.08.2021г. на основании приказа о проведении проверки от 12.08.2021г. была проведена проверка соответствия выполненных работ и их результатов требованиям проектной документации. Актом проверки от 31.08.2021г. установлено следующее: в плане проезжая часть <адрес> имеет отклонение от проектных решений прошедших государственную экспертизу; проезжая часть перекрестка <адрес> имеет отклонения от проектных решений, прошедших государственную экспертизу, проектные решения по очистным сооружениям реализованы на 60%, уличное освещение выполнено на 100%, тротуары выполнены на 40%, благоустройство выполнено на 20%.

Срок действия контракта истек 31.12.2020г., объект в эксплуатацию не передан. До настоящего времени мероприятия, предусмотренные проектной документацией по объекту «Строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в мкр. Муринские пруды МО <адрес>» в полном объеме не реализованы. По данному факту прокурором в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, которое удовлетворено не было. Работы по строительству дороги на протяжении длительного времени Администрацией города не выполнены, что не отвечает принципам обеспечения безопасности дорожного движения и нарушает права граждан на безопасность дорожного движения.

В судебном заседании ст.помощник прокурора – Бернтштейин И,В. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме. Суду пояснил, что до настоящего времени, выявленные нарушение не устранены, работы не выполнены. Нарушаются права граждан на безопасность дорожного движения, поскольку на перекрестке <адрес> к <адрес> закрыт поворот направо, происходит сужение дороги, отсутствуют дорожные знаки и разметка, что влечен угрозу возникновения ДТП. Работы по контракту не завершены, 27.10.2021г. данный контракт расторгнут, Администрация не предпринимала никаких мер для завершения работ по данному объекту до вмешательства прокуратуры. Муниципальный контракт по данному объекту был заключен в целях обеспечения обязанностей Администрации города в области дорожной деятельности, прокурор вправе осуществлять контроль за его исплнением.

Представитель ответчика Зайцев Д.С. в судебном заседании заявленные требования не признал, по доводам изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что прокурором не указано каким принципам обеспечения безопасности дорожного движения не соответствует объект, не приведены доказательства нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения. От ГИБДД предписаний в адрес Администрации не поступало, схема организация дорожного движения согласована с ГИБДД. Прокурор не вправе вмешиваться в дорожную деятельность органа местного самоуправления и понуждать завершить строительство объекта конкретным способом и в конкретные сроки. Законодательством не установлено предельно допустимых сроков окончания строительства объекта, отношения между заказчиком работ и подрядчиком находятся в гражданско-правовой сфере. Орган местного самоуправления самостоятелен в решении вопросов местного значения, вмешательство прокурора в данную деятельность является недопустимым, в последующем возможно будет сделан иной проект, а прокурор требует выполнить работы в рамках старого проекта, работы по которому были проведены по вине подрядчика с отступлениями от проекта.

Также представитель ответчика пояснил, что в настоящее время между МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» и ООО «Проектно-геодезическая компания» заключены контракты от 01.08.2022г., от 01.08.2022г., от 26.07.2022г. на проведение проектных работ и инженерно-геодезических изысканий по объекту «Строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в мкр. <адрес> МО <адрес>» для завершения необходимых работ по благоустройству (тротуары, газоны, бордюры). В сентябре 2022. Состоится заседание согласительной комиссии в Министерстве финансов СО по утверждению лимитов денежных средств в размере 11 млн.руб. на проведение работ по благоустройству на данном объекте. На завершение всех работ по проекту требуется 53 млн.рублей, они будут планироваться на следующий год. Необходимо будет также доделать очистные сооружения, сделать проект на дублер Уральского проспекта. Сроки окончания работ будут зависеть от выделенных бюджетных средств. Бездействия со стороны Администрации города не допущено, контракт не исполнен не по вине Администрации города, с подрядчиком велись судебные споры, контракт расторгнут. В настоящее время открыто движение по <адрес>, имеется разметка, дорожные знаки, ведется работа по обустройству территории. Перекресток <адрес> и <адрес> построен с отклонениями от проекта, вместо Т-образного перекрестка выполнено круговое движение. В настоящее время имеется иное решение по организации движения на данном перекрестке, которое прошло гос.экспертизу, будет приниматься решение либо о расширении кругового движения, либо об изменении перекрестка, либо будет создан иной проект, работа в данном направлении ведется. Участка дороги по ул. <адрес> от Октябрьского проспекта до <адрес> в проекте нет, участок дороги был сделан по инициативе подрядчика, данный участок ошибочно указан в заключении. Для строительства дороги на данном участке необходимо заказать проведение проектных работ, сделать проектирование всех отступлений от проекта, которые были сделаны подрядчиком, либо внести соответствующие изменения в старый проект, пройти гос.экспертизу. Угрозы безопасности дорожного движения на данном участке нет, данный участок закрыт для движения, организовано движение по дублеру с выездом на <адрес>. В существующей застройке невозможно сделать там перекресток, участок узкий.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, обеспечению экономического развития и благополучия страны призвана служить транспортная инфраструктура общего пользования, строительство и модернизация которой, доступность и содержание в надлежащем состоянии создают необходимые предпосылки для реализации гражданами закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, включая право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие или подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу положений ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тагилстроевского района г.Н.Тагил проведена проверка исполнения законодательства соблюдения требований законодательства в градостроительной сфере и в сфере безопасности дорожного движения при содержании дорог.

В ходе проверки было установлено и подтверждено исследованными в судебном заседании доказательствами, что 15.06.2017г. между МКУ «Служба заказчика городского хозяйства и «Уралстроймонтаж» был заключен муниципальный контракт на строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с техническим заданием «Строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в мкр. <адрес> МО <адрес>», приложением к техническому заданию, проектной документацией и локально-сметными расчетами. Срок выполнения работ по контракту 31.12.2020г.

МУП «Тагилгражданпроект» изготовлена проектная документация, строительство, согласно представленному суду сводному сметному расчету, предусматривало 6 этапов:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

27.10.2021г. МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с неисполнением Подрядчиком - ООО «Уралстроймонтаж» своих обязательств в соответствии с условиями контракта, внесения изменений в предоставленную проектную документацию. Были выполнены работы по монтажу пересечения <адрес> и <адрес> с отступлением от проектной документации, изменена схема организации движения Т-образного перекрестка на круговое движение, изменена схема организации движения по <адрес>, четырехполостное движение в две стороны изменено на двухполостное в одну сторону с примыканием переходно-скоростных полос к <адрес>.

Департаментом государственного жилищного и строительного надзора <адрес> 18.08.2021г. на основании приказа о проведении проверки от 12.08.2021г. была проведена проверка соответствия выполненных работ и их результатов требованиям проектной документации. Актом проверки от 31.08.2021г. установлено следующее: в плане проезжая часть <адрес> имеет отклонение от проектных решений прошедших государственную экспертизу; проезжая часть перекрестка <адрес> имеет отклонения от проектных решений, прошедших государственную экспертизу, проектные решения по очистным сооружениям реализованы на 60%, уличное освещение выполнено на 100%, тротуары выполнены на 40%, благоустройство выполнено на 20%.

Муниципальный контракт от 15.07.2017г. расторгнут 27.10.2021г. в связи с нарушением контрактных обязательств. Подрядчик ООО «Уралстроймонтаж» внесен в реестр недобросовестных поставщиков согласно ст. 104 ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Администрацией города Нижний Тагил ведутся работы по устранению дефектов, допущенных ООО «Уралстроймонтаж» в ходе исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ., выполнение работ планируется до 2023г.

Согласно данным МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» с целью приведения объекта строительства в соответствие с проектной документацией, необходимо выполнить ряд мероприятий, обеспечивающих возможность эксплуатации объекта: выполнить проектирование рабочей документации по работам необходимым для ввода объекта в эксплуатацию; выполнить строительно-монтажные работы по возведению/устройству перекрестка по <адрес>; выполнить строительно-монтажные работы по строительству участка автодороги с организацией движения по четырем полосам по ул. <адрес> от <адрес> до <адрес> со съездом на <адрес>.

Из письма Главы города от 29.06.2022г. следует, что участок дублера <адрес> не включен в улично-дорожную сеть, закрыт для движения транспорта по причине незавершения строительства. Строительство участка автодороги по <адрес> выполнялось в рамках муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. и завершено не было. Планируются работы по завершению строительства объекта и ввода его в эксплуатацию, работы планируется провести в два этапа в ДД.ММ.ГГГГ., изготовлены технические задания на проведение инженерно-геодезических изысканий для проектирования, планируется проведение конкурсных процедур для определения подрядной организации на выполнение 1 этапа работ по подготовке необходимой документации для проведения демонтажных и монтажных работ по приведению объекта к проектным решениям и выполнению работ по завершению благоустройства тротуаров и газонов.

Для населения организован проезд по участку автодороги по <адрес> вдоль зданий по <адрес>, выполнен ямочный ремонт данного проезда. Планируются мероприятия по выполнению технической инвентаризации и регистрации права собственности на данный проезд с целью включения в перечень объектов эксплуатационного содержания. Для обеспечения выезда и микрорайона Муринские пруды существуют пути объезда, отвечающие требованиям безопасности дорожного движения – дороги по <адрес>.

26.07.2022г. между МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» и ООО «Проектно-геодезическая компания» заключен контракт на выполнение инженерно-геодезических изысканий для проектирования по объекту «Строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в мкр. <адрес> МО <адрес>

01.08.2022г. между МКУ «Служба заказчика городского хозяйства» и ООО «Проектно-геодезическая компания» заключен контракт и на выполнение проектных работ по объекту «Строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес>

Прокурором заявлены требования о возложении на Администрацию города обязанности по обеспечению окончанию работ по объекту «Строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в мкр. <адрес>

Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что Администрацией города ведутся необходимые работы и предпринимаются меры для окончания работ по данному объекту, которые были не закончены в связи с расторжением муниципального контракта по вине подрядчика.

Доказательства нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения прокурором не представлено, соответствующие предписания ГИБДД и жалобы граждан в материалах дела отсутствуют, участок дублера <адрес>, строительство которого не завершено, закрыт для движения транспорта, дорожное движение в мкр. <адрес> для населения организовано по улицам, строительство которых завершено.

Также прокурором заявлены требования о возложении обязанности на Администрацию города обеспечить окончание работ по строительству автодороги по <адрес> до <адрес>, выполнению строительно-монтажных работ по устройству перекрестка.

Из ситуационного плана, имеющегося в проекте и распечатки плана местности, представленного представителем ответчика следует, что указанная дорога по <адрес> до <адрес> на планах отсутствует. Предусмотренное проектом строительство автодороги по <адрес> проспекта в рамкам муниципального контракта было выполнено. На возведенной в рамках муниципального контракта автодороге по <адрес> открыто дорожное движение. Администрацией города ведутся работы по принятию проектных решений по изменению организации движения через перекресток <адрес> и <адрес>, который был построен с отклонениями от проекта. Также ведутся работы необходимые для завершения всех работ по данному объекту, по обустройству тротуаров, газонов, заключены соответствующие муниципальные контракты.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора в полном объеме.

Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит принципиальным положениям ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которым местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Прокурор не вправе вмешиваться в дорожную деятельность органа местного самоуправления и понуждать завершить строительство объекта конкретным способом и в конкретные сроки. Орган местного самоуправления самостоятелен в решении вопросов местного значения, вмешательство прокурора в данную деятельность является недопустимым.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.

В окончательной форме решение суда изготовлено 30 сентября 2022г.

Председательствующий

Судья Гурина С.А.