Дело № 2-2158/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«07» июля 2014г. г. Волгоград
Дзержинский районный суд г.Волгограда
В составе:
председательствующего судьи Смоляковой Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Купиной И.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Международный аэропорт Волгоград» о признании положений Технологии проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в международном аэропорту Волгоград от 21.05.2013г., прейскуранта цен за специальное обслуживание пассажиров в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом (Vip-зал), незаконными, обязании исключить незаконные положения,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к <данные изъяты> о признании положений Технологии проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в международном аэропорту Волгоград от 21.05.2013г., прейскуранта цен за специальное обслуживание пассажиров в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом (Vip-зал), незаконными, обязании исключить незаконные положения.
В обоснование требований указал, что Волгоградской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при предоставлении услуг пассажирам аэровокзальных комплексов в условиях повышенной комфортности в АО «МАВ» в зале пассажиров с особым статусом (Vip-зал).
В ходе прокурорской проверки установлено, что услуги, оказываемые в Vip-зале ОАО «МАВ», не соответствуют требованиям законодательства, регламентирующего вопросы авиационной безопасности в гражданской авиации РФ.
В Vip-зале ОАО «МАВ» обслуживаются пассажиры с особым статусом за дополнительную плату, хотя на него в той же мере распространяются требования Воздушного кодекса РФ.
21.05.2013г. генеральным директором ОО «МАВ» утверждена технология проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в международном аэропорту Волгоград.
Согласно п. 1.5 Технологии, основной задачей проведения предполетного досмотра является, в том числе исключение контактов пассажиров, прошедших предполетный досмотр и допущенных к посадке на борт воздушного судна, с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр, провожающими персоналом аэропорта, не занятым обслуживание пассажиров данного рейса.
Пунктом 2.1.3 Технологии закреплено, что в аэропорту Волгоград оборудовано 6 пунктов досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещеей находящихся при пассажирах. Один из таких пунктов организован в зале обслуживания Vip- пассажиров.
В силу п.3.2. Технологии, в зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке и документа, удостоверяющего личность пассажира. Нахождение лиц, не связанных с обслуживанием пассажиров и организацией пассажирских перевозок, в зонах контроля запрещается, за исключением случаев оформления официальных лиц и делегаций в Vip-зале аэропорта.
Считает, что п.3.2. Технологии противоречит требованиям п.33 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра, утвержденных приказом Министерства транспорта РОсии от ДД.ММ.ГГГГ № 104.
Кроме того, при проведении прокурорской проверки установлено, что на официальном интернет-сайте ОАО «МАВ» www.mav.ru, на котором происходит раскрытие информации об обществе, размещены прейскуранты цен за специальное обслуживание пассажиров в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом с 01.10.2013г.
Генеральным директором ОАО «МАВ» ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № 185, пунктом 1 которого введен в действие прейскурант цен за специальное обслуживание пассажиров в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом Vip-зале с ДД.ММ.ГГГГ года.
ОАО «МАВ» на основании п.5,6,7 Прейскуранта оказывает платные услуги по обслуживанию в Vip-зале «встречающих» и «провожающих» лиц, в том числе обслуживающего персонала сторонних организаций, предоставлению зала для переговоров, встреч, предоставлению зала для проведения банкета.
Приказом ОАО «МАВ» от ДД.ММ.ГГГГ № введен прейскурант цен за специальное обслуживание пассажиров с особым статусом (Vip-зал), который предусматривает услуги по организации разового проезда автомашины или автобуса заказчика к месту стоянки самолета для встречи или отправления пассажиров обслуживаемых в Vip-зале, что противоречит п.16 Федеральных авиационных правил, в соответствии с которыми в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта.
В силу положений законодательства об авиационной безопасности, запрещено провожающим и встречающим гражданам, и лицам, не связанным с обслуживание пассажиров, находиться в стерильной зоне аэропорта, а также эксплуатировать личный транспорт в контролируемой зоне.
Считает, что поскольку на официальном сайте ОАО «МАВ» размещены Прейскуранты цен за предоставление дополнительных услуг являются общедоступными для неопределенного круга лиц и адресованы потенциальным пользователям услуг и содержат в себе существенные условия договора, то действия ответчика можно признать направлением публичной оферты. В связи с чем, любое лицо, оплатив обусловленную прейскурантом цен сумму может въехать в контролируемую зону аэропорта к воздушному судну, пройти с провожающими или встречающими лицами в стерильную зону Vip-зала, что прямо запрещено Федеральными авиационными правилами.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам прокурорской проверки на приказы АОА «МАВ» от ДД.ММ.ГГГГ № 185, 186 как на противоречащие требованиям законодательства об авиационной безопасности, принесены протесты. Однако, генеральный директор ОАО «МАВ» в целях отклонения протеста прокурора внес изменения в п.2.2.8 Технологии проведения предполетного досмотра, чем фактически изменил статус помещений Vip-зала со стерильной зоны на зал ожидания, в котором не запрещено находиться иным, помимо пассажиров лицам. Тем самым ОАО «МАВ» придало легитимности оказанию услуг провождающим и встречающим лицам в Vip-зале аэропорта.
Однако, указанные изменения в п.2.2.8 Технологии не согласован управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности, в связи с тем, что планировка пунктов досмотра должна осуществляться с учетом исключения смешивания или контакта пассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами не прошедшими такой досмотр; пункты досмотра должны быть огорожены входы (выходы) в них оборудуются с учетом исключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производства досмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр. Пространство между верхней частью ограждения и потолком должно быть закрыто.
Линейный отдел полиции по аэропорту <адрес> также отозвал свое согласование измененной Технологии письмом от ДД.ММ.ГГГГ года.
При указанных обстоятельствах Технология, утвержденная ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время действует без учета дополнений к п.2.2.8, внесенных ДД.ММ.ГГГГ года. Исходя из чего, следует, что помещения Vip-зала является стерильной зоной, нахождение в которой разрешено только пассажирам и обслуживающему персоналу аэропорта.
Таким образом, оказание услуг пассажирам Vip-зала ОАО «МАВ» с нарушением требований авиационной безопасности нарушает право на такую безопасность иных пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта одновременно с Vip-пассажирами.
Уточнив исковые требования, просит
- признать пункт 2.2.8. Технологии проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в международном аэропорту Волгоград от 21.05.2013г., незаконным в той части, в какой он разрешает, осуществление предполетного досмотра пассажиров Vip-зала непосредственно перед выходов на перрон.
- признать пункты 5,6,7 Прейскуранта цен за специальное обслуживание пассажиров в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом, утвержденного приказом генерального директора ОАО «МАВ» от 17.09.2013г. № «О введении в действие прейскуранта цен в Открытом акционером обществе «Международный аэропорт Волгоград» незаконными, в той части, в какой они позволяют оказывать услуги провожающим и встречающих лицам в стерильной зоне, по предоставлению зала для встреч и банкетов в стерильной зоне.
- Признать приказа генерального директора ОАО «Международный аэропорт Волгоград» от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие прейскуранта цен в ОАО «МАВ» незаконным в той части, в кокой он позволяет оказывать услуги по проезду автотранспорта заказчика к воздушному судну в контролируемой зоне аэропорта
- обязать генерального директора ОАО «Международный аэропорт Волгоград» в течение 2 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу:
исключить пункты 5,6,7 из Прейскуранта цен за специальное обслуживание пассажиров в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом (Vip-зала), утвержденного приказом генерального директора ОАО «МАВ» от ДД.ММ.ГГГГ № 185
отменить приказ генерального директора ОАО «МАВ» от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие прейскуранта цен в ОАО «МАВ»
признать изменения к п.2.2.8 Технологии, утвержденные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ утратившими силу.
Представитель истца прокурор ФИО2, действующий на основании служебного удостоверения, в судебном заседании уточнил заявленные требования и последний пункт заявленных требований о признании изменений п.2.2.8 Технологии, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ утратившими силу просит рассматривать в редакции - признать изменения к п.2.2.8 Технологии, утвержденные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не действующими с момента вступления решения в законную силу. В остальной части исковые требований поддержал в полном объеме.
Представители ответчика ОАО «МАВ» ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения иска в полном объеме.
Представитель третьего лица УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица линейного отдела полиции в аэропорту <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьи 2, 6,7 Конституции РФ предусматривают, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиям (статья 309 ГК РФ).
Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 10 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации", в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Согласно ст. 27 указанного закона, при осуществлении возложенных на него функций прокурор также рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьи 46 Конституции РФ 11 ГК РФ и 3 ГПК РФ гарантируют судебную защиту нарушенных гражданских прав.
В судебном заседании установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО «МАВ» утверждена технология проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров
Пунктом 2.1.3. Технологии закреплено, что в аэропорту Волгоград оборудовано 6 пунктов досмотра пассажиров и багажа, в том числе в зале обслуживания Vip-пассажиров.
Пунктом 2.2.8 Технологии предусмотрено, что «группа предполетного досмотра пассажиров, как правило, состоит из 3-5 сотрудников службы авиационной безопасности и одного сотрудника органа внутренних дел на транспорте. При незначительном объеме пассажиров на пунктах досмотра бизнес-холла и зала обслуживания Vip-пассажиров, количество сотрудников может быть сокращено с учетом совмещения нескольких функций одним специалистом при безусловном обеспечении качества досмотровых мероприятий.
Обязанности специалистов отдела досмотра на пунктах досмотра в бизнес-холле и Vip-зале распространяются между 3-мя сотрудниками САБ. При этом первый сотрудник выполняет функции 1 и 2 специалиста, а второй сотрудник – 3 и 4 специалиста. Третий сотрудник САБ привлекается для выполнения функций специалиста № 5.
В течение всей работы смены в пункте досмотра регулярно осуществляется ротация специалистов группы досмотра на рабочих местах. Непрерывное наблюдение сотрудником за изображением на экране рентгеновской установки не должно превышать 20 минут, с перерывом- не менее 40 минут.
Специалисты группы досмотра, свободные от исполнения своих обязанностей, при совершении пассажиром правонарушения в процессе проведения досмотра, по согласованию со старшим смены досмотра могут участвовать в качестве свидетелей».
ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО «МАВ» утверждены дополнения к пункту 2.2.8 Технологии из которых следует, что «досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, посетителей, провожающих и встречающих лиц, осуществляется сотрудниками САБ по согласованию в ЛОП в аэропорту <адрес> на пункте досмотра на входе в Vip-зал в целях контроля допуска в зал, предотвращения террористических акций, охране общественного порядка и общественной безопасности.
Выход на перрон контролируется сотрудниками службы авиационной безопасности.
Предполетный досмотр пассажиров и вещей, находящихся при пассажирах, осуществляется сотрудниками САБ с участием сотрудников ЛОП в аэропорту <адрес> перед выходом на перрон для посадки в воздушное судно с целью выявления запрещенных к перевозке воздушным транспортом предметов и веществ».
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ОАО «МЭВ» введен в действие прейскурант цен за специальное обслуживание пассажиров в зале для пассажиров с особым статусом Vip-зале (л.д.6). Утвержденный данным приказом прейскурант цен содержит в себе виды услуг за специальное обслуживание пассажиров в зале с особым статусом Vip-зале и состоит из 14 пунктов (л.д.7) :
1) Обслуживание пассажира (12 лет и старше) на вылет
2) Обслуживание пассажира (12 лет и старше) на прилет
3) Обслуживание пассажира (12 лет и старше) на транзит
4) Загрузка и выгрузка багажа в автобус, автомашину
5) Предоставление зала для переговоров, встреч
6) Предоставление зала для проведения банкета
7) Обслуживание провожающих (встречающих), в т.ч. обслуживающего персонала сторонних организаций
8) Обслуживание детей (от 2-х лет 12 лет) на вылет
9) Обслуживание детей (от 2-х лет 12 лет) на прилет
10) Обслуживание детей (от 2-х лет 12 лет) на транзит
11) Обслуживание делегаций от 10-ти до 20-ти человек на вылет
12) Обслуживание делегаций от 10-ти до 20-ти человек на прилет
13) Обслуживание делегаций свыше 25-ти человек на вылет
14) Обслуживание делегаций свыше 25-ти человек на прилет
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора ОАО «МАВ» введен в действие прейскурант цен за специальное обслуживание пассажиров с особым статусом Vip-зал.
Согласно Прейскуранта цен за специальное обслуживание пассажиров с особым статусом Vip-зал с 01.102013 года установлена цена за следующие виды услуг:
- организация разового проезда автомашины заказчика к месту стоянки самолета для встречи или отправления пассажиров, обслуживаемых в Vip-зале;
- организация разового проезда автобуса заказчика к месту стоянки самолета для встречи или отправления пассажиров, обслуживаемых в Vip-зале.
В судебном заседании, из пояснений сторон судом установлено, что Vip-зал оборудован в стерильной зоне, в который в соответствии с оспариваемыми положениями п.2.2.8 Технологии, приказами генерального директора и «прейскурантом цен» могут находиться не только граждане, имеющие билет т.е. пассажиры, но и лица провожающие и сопровождающие его.
Кроме того, указанный выше приказы генерального директора ОАО «МАВ», которым введен в действие прейскурант цен за специальное обслуживание пассажиров с особым статусом Vip-зал, легализует проезд на личном транспорте пассажиров Vip-зала непосредственно к воздушному судну в контролируемую зону.
Согласно ст. 85 Воздушного кодекса РФ, в целях обеспечения авиационной безопасности перевозчикиобеспечиваютпередачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации о транспортной безопасности изаконодательствомРоссийской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 26, 27, 32, 33, 50. 77 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных Приказом Министерства транспорта России от 25.07.2007г. № 104, организационно-технические мероприятия по досмотрам обеспечивают исключение контакта пассажиров, прошедших предполетный досмотр и допущенных к посадке на борт воздушного судна\. С пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр, провожающими, персоналом аэропорта, не занятым обслуживанием пассажиров данного рейса.
Для проведения досмотром пассажиров в аэропортах оборудуются изолированные зоны контроля.
Зона контроля может состоять из одного или нескольких пунктов досмотра, включая зону ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (стерильная зона).
В зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира.
Нахождение лиц, не связанных с обслуживанием пассажиров и организацией пассажирских перевозок, в зонах контроля и пунктах досмотра категорически запрещается.
Пунктом 16 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта.
Запрет нахождения посторонних лиц в стерильной зоне и личного транспорта в контролируемой зоне, установленный действующим законодательством РФ, является императивным и не допускает альтернативы и/или исключений.
Кроме того, изменения, внесенные ОАО «МАВ» как дополнение к пункту 2.2.8. Технологии, уполномоченным органом не согласованы.
Фактическое использование стерильной зоны для обслуживания клиентов с особым статусом подтверждается актом проверки от 08.05.2014г. и не оспаривается ответчиком в судебном заседании.
Предписания прокурора ответчиком в разумные сроки не исполнены.
Суд полагает, что оспариваемые положения Технологиии, приказы и прейскуранты цен противоречат действующему законодательству, а также напрямую ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку впуская в контролируемую зону личный транспорт пассажира Vip-зала ответчик не может гарантировать исправность его личного транспорта. Кроме того, суд считает, что ответчик оспариваемыми актами ставить в зависимость жизнь и здоровье пассажиров воздушного судна от оплаченных по прейскуранту цен услуг, которые ответчик оказывает пассажирам Vip-зала.
Соответственно, суд усматривает основания для удовлетворения иска прокурора в полном объеме, поскольку судом установлено, что оспариваемые акты противоречат действующему законодательству и нарушают права граждан на получение безопасной услуги по перевозки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иску Волгоградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Международный аэропорт Волгоград» о признании положений Технологии проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в международном аэропорту Волгоград от 21.05.2013г., прейскуранта цен за специальное обслуживание пассажиров в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом (Vip-зал), незаконными, обязании исключить незаконные положения - удовлетворить.
Признать пункт 2.2.8 Технологии проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации в международном аэропорту Волгоград от 21.05.2013г., в том части, в какой разрешен предполетный досмотр пассажиров Vip-зала непосредственно перед выходов на перрон, незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
- признать незаконными пункты 5,6,7 Прейскуранта цен за специальное обслуживание пассажиров в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом, утвержденного приказом генерального директора ОАО «МАВ» от 17.09.2013г. № «О введении в действие прейскуранта цен в Открытом акционером обществе «Международный аэропорт Волгоград» незаконными, в той части, в какой они позволяют оказывать услуги провожающим и встречающих лицам в стерильной зоне, по предоставлению зала для встреч и банкетов в стерильной зоне.
- Признать приказа генерального директора ОАО «Международный аэропорт Волгоград» от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие прейскуранта цен в ОАО «МАВ» незаконным в той части, в кокой он позволяет оказывать услуги по проезду автотранспорта заказчика к воздушному судну в контролируемой зоне аэропорта
- обязать генерального директора ОАО «Международный аэропорт Волгоград» в течение 2 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу:
исключить пункты 5,6,7 из Прейскуранта цен за специальное обслуживание пассажиров в зале для обслуживания пассажиров с особым статусом (Vip-зала), утвержденного приказом генерального директора ОАО «МАВ» от ДД.ММ.ГГГГ № 185
отменить приказ генерального директора ОАО «МАВ» от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие прейскуранта цен в ОАО «МАВ»
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Дзержинский районный суд <адрес>.
Судья Л.<адрес>