ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2158/2015 от 14.10.2015 Динского районного суда (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Костюк А.А.

при секретаре Самоваровой Е.С.

с участием представителя истца Лотниковой Н.П.

представителя ответчика - администрации Новотитаровского сельского поселения Динского района Сахновской Д.С.

представителя ответчика – ОАО «Динскаярайгаз» Олейник Т.Е.

представителя ответчика – МО Динской район «Служба заказчика по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу» Лихошерстовой О.В.

представителей ответчика – администрации МО Динской район

Литвиненко А.А., Лямкиной А.В.

третьего лица ИП Булдакова С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Атаян А.С. к администрации МО Динской район, администрации Новотитаровского сельского поселения, ОАО «Динскаярайгаз» и БУ «Служба заказчика по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу МО Динской район» об устранении препятствий в пользовании земельным участком

УСТАНОВИЛ

Истец обратился в суд с иском к ответчикам об обязании ответчиков устранить препятствия в пользовании Атаян А.С. земельным участком, общей площадью 1070 кв.м., кадастровый , расположенным на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес> и незавершенным строительством объектов путем переноса с указанного земельного участка газовой трубы.

В обоснование иска указал, что согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. им приобретен земельный участок, общей площадью 1070 кв.м., кадастровый , расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно п. 5 договора земельный участок продан свободным от всех имущественных прав.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В разделе существующие ограничения (обременения) права имеется отметка: «не зарегистрировано».

Каких-либо ограничений в государственном кадастре недвижимости также не значилось, в кадастровой карте земельного участка отражено не было.

ДД.ММ.ГГГГ. Атаян А.С. обратился к главе Новотитаровского сельского поселения о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка.

Постановлением администрации Новотитаровского сельского поселения Динской район от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка и чертеж градостроительного плана, на топографической основе, где установлено, что в середине земельного участка расположена охранная зона транспортного газопровода. Приложением к градостроительному плану являются технические условия, выданные ОАО «Динскаярайгаз» от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация Новотитаровского сельского поселения выдала разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно утвержденному градостроительному плану Атаян А.С. осуществлено строительство жилого дома. Требования администрации сельского поселения по параметрам строительства жилого дома выполнены в полном объеме.

После завершения строительства Атаян А.С. осуществлял уборку прилегающей к земельному участку территории, где был обнаружен заброшенный колодец, в связи с чем обратился в ОАО «Динскаярайгаз» участок <адрес>.

Комиссионно при участии сотрудников ОАО «Динскаярайгаз» участок <адрес> и администрации сельского поселения было установлено, что газопровод высокого давления проходит непосредственно под построенным домом, а не по территории согласно проектной документации.

После этого строительные работы на участке не проводились.

Расположение газопровода в непосредственной близости с возведенным домом угрожает жизни и здоровью истца, его семьи, неопределенного круга лиц.

При прокладке газопровода высокого давления подрядчиком и заказчиком нарушены установленный порядок строительства таких объектов и утвержденного проекта размещения газопровода, а именно:

Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, разработанные на основании Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.

Администрацией сельского поселения и ОАО «Динскаярайгаз» грубо нарушены Правила охраны газораспределительных сетей, которые предусматривают, что вдоль трасс газопроводов устанавливаются охранные зоны в виде территории, ограниченной условными линиями, утверждение охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны; утверждение границ охранной зоны и наложение ограничений (обременений) является основанием для государственной регистрации обременений в ЕГРП.

Пунктом 14 Правил установлено, что на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями; разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений; перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольноизмерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей; огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; разводить огонь и размещать источники огня; рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра.

Установление перечисленных выше ограничений по фактическому использованию земельных участков обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, направлено на защиту жизни и здоровья граждан и на обеспечение их безопасности.

В соответствии с Правилами трассы подземных газопроводов обозначаются опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках указывается расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы. Опознавательные знаки устанавливаются или наносятся строительными организациями на постоянные ориентиры в период сооружения газораспределительных сетей. В дальнейшем установка, ремонт или восстановление опознавательных знаков газопроводов производятся эксплуатационной организацией газораспределительной сети. Установка знаков оформляется совместным актом с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, по которым проходит трасса.

Расположение газопровода в нарушение проектной документации без опознавательных знаков привело к фактической невозможности использования земельного участка, а также построенного в соответствии с надлежащей разрешительной документацией домовладения, сумма затрат на возведение которого превышает 4 000 000 рублей.

На обращения в адрес органов местного самоуправления и ОАО «Динскаярайгаз» с просьбой устранить допущенные нарушения положительных ответов получено не было

В судебном заседании представитель истца поддержала иск, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении, дополнительно представила письменные пояснения, из которых следует, что постановлением администрации Новотитаровского сельского поселения Динской район от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка и чертеж градостроительного плана, на топографической основе, где установлено, что в середине земельного участка расположена охранная зона транспортного газопровода.

Из содержания ст. 44, ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью установления обратившегося лица.

Таким образом, лицо, подавшее заявление о получении градостроительного плана земельного участка, не обязано предоставлять какие-либо документы, в том числе материалы действующей (актуализированной) топографической съемки территории земельного участка в местной системе координат на бумажном и электронном носителях в масштабе 1:500 и иные документы, содержащие сведения, необходимые для заполнения формы градостроительного плана земельного участка.

Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на такие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

Согласно положению п. 1 ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, запрещается органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 46 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка и др.

Следовательно, в градостроительном плане земельного участка содержится информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.

Таким образом, перед собственником земельного участка ответственность за информацию, содержащуюся в градостроительном плане, несет лицо, выдавшее его - Администрация Новотитаровского сельского поселения.

Администрация Новотитаровского сельского поселения выдала разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно утвержденному градостроительному плану Атаян А.С. осуществлено строительство жилого дома. Требования администрации сельского поселения по параметрам строительства жилого дома выполнены в полном объеме, что подтверждено совместным выездом на местность сторон и исполнительной топографической съемкой. Именно строительство жилого дома в соответствии с параметрами, указанными в градостроительном плане, привело к возникновению угрозы жизни и здоровью истца, его семьи, неопределенного круга лиц и вынудило его обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. С учетом изложенного, считают, что Администрация Новотитаровского сельского поселения является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Представитель ответчика – администрации Новотитаровского сельского поселения в судебном заседании просила исключить их из числа ответчиков, представила письменный отзыв, в котором указано, что Атаян А.С. приобрел земельный участок по адресу: <адрес> у частного лица, по договору купли-продажи. Указанный земельный участок был сформирован еще в 90-е годы, т.е. не администрацией Новотитаровского сельского поселения, поскольку такие полномочия были в то время закреплены законодательно за районными администрациями.

ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился с заявлением в администрацию Новотитаровского сельского поселения с просьбой подготовить и утвердить ему градостроительный план вышеуказанного земельного участка.

Администрацией Новотитаровского сельского поселения был подготовлен градостроительный план в соответствии со ст.44 Гр К РФ, ст. 33 ЗКК от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края», а также, на основании административного регламента администрации Новотитаровского сельского поселения Динского района по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка земельного участка», утвержденного постановлением администрации Новотитаровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, который указывает на то, что для осуществления данной муниципальной услуги необходима информация, содержащаяся в следующих документах: правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок; сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости (кадастровая выписка о земельном участке по форме КВ1-КВ6); карта (план) границ земельного участка; правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (при наличии объекта недвижимости) - в случае реконструкции объекта; топографическая съемка в М 1:500 (срок действия 2 года); градостроительная информационная справка ИСОГД; технический паспорт БТИ на здания, строения, сооружения (срок действия 5 лет); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (собственников земельного участка); технико-экономическое обоснование (эскизный проект) предполагаемого строительства, разработанное (ый) лицензированной проектной организацией (кроме объектов индивидуального жилищного строительства).

На необходимость наличия картографического материала для подготовки чертежа градостроительного плана земельного участка в виде топографической съемки также указывает приказ Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» и приказ Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка», который Решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АКЛИ 14-624, признан не противоречащим действующему законодательству.

Работы по инженерным изысканиям в области геодезии и картографии, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны осуществляться членами саморегулируемой организации, в случае, если эти работы содержатся в перечне, утвержденном Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ. В подпункте 1.3 раздела I указанного перечня прописаны виды работ по созданию и обновлению инженерно- топографических планов в масштабах 1:200-1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений. Деятельность в области геодезии и картографии регулируется в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О геодезии и картографии».

Администрация Новотитаровского сельского поселения, а также ее должностные лица не уполномочены выполнять данный вид картографических и топографических работ. Более того, администрация Новотитаровского сельского поселения не состоит в членах саморегулируемых организаций.

В качестве основы для выполнения чертежа градостроительного плана земельного участка застройщиком была предоставлена топосъемка, выполненная предпринимателем ФИО13, имеющим законное право на выполнение данного вида картографических работ.

На представленной топосъемке указанным специалистом был нанесен подземный газопровод высокого давления. В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О газоснабжении в РФ» газопроводы имеют охранные зоны- территории с особыми условиями использования, которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Данная норма закона была отражена на чертеже градостроительного плана земельного участка в качестве выделения охранной зоны газопровода из зоны допустимого размещения объекта строительства (индивидуального жилого дома).

Застройщик подготовил проектную документацию и получил разрешение на строительство в соответствии со ст. 51 Гр К РФ.

Таким образом, в компетенцию специалистов администрации Новотитаровского сельского поселения, как органа местного самоуправления, входит, на основании действующего законодательства: проведение проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и проверка соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка. Никакие иные полномочия за органами местного самоуправления по данному вопросу законодательно не закреплены.

То, что в последствии было установлено, что построенный жилой дом расположен непосредственно на газопроводе, говорит о том, что местоположение существующего в натуре подземного газопровода не соответствует местоположению газопровода, нанесенного на топосъемку, используемую при подготовке чертежа градостроительного плана земельного участка, прямо указывает на ошибку специалиста, подготовившего топосъемку.

Поскольку специалист ФИО13, подготовивший топографический материал является членом саморегулируемой организации, как того и требует вышеуказанные выдержки из действующего законодательства, согласно п.п. 3 п. 3 ст. 3 № 315 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация обеспечивает имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителем произведенных товаров (работ, услуг).

Учитывая вышеизложенное, администрация Новотитаровского сельского поселения при подготовке, утверждении и выдачи Атаяну А.С. (застройщику) разрешительной документации, действовала законно, обоснованно, руководствуясь действующими нормативно-правовыми актами, в связи с чем, считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.

Представители ответчика – администрации МО <адрес> в судебном заседании иск не признали, представив письменный отзыв, в котором указали, что в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010г.» были выделены денежные средства на прокладку системы газоснабжения <адрес> в <адрес>, что подтверждается распоряжением главы местного самоуправления <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об освоении средств краевого бюджета».

Работы по строительству газопровода осуществлял ПКП «Динсккапстрой» (БУ МО <адрес> «Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК»).

Между МУП «Динсккапстрой» (в лице «заказчика») и ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» (в лице «исполнителя») был заключен договор № на выполнение авторского надзора за строительством от ДД.ММ.ГГГГ., объекта: «Система газоснабжения <адрес>. 1-я очередь строительства», согласно которому на исполнителя возложена обязанность по проведению соответствия исполнительной документации на объект с фактически выполненными работами, наличие соответствия доказывает Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. где в соответствии с решением приемочной комиссии было установлено, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002.

Постановлением Главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден акт приемки в эксплуатацию системы газоснабжения, что свидетельствует о том, что ПКП «Динсккапстрой» выполнил свои обязанности по строительству газопровода надлежащим образом и в соответствии с проектной документацией.

Таким образом, истец приобрел земельный участок с находившимся на нем газопроводом. Прохождение по земельному участку газопровода не запрещено действующим законодательством.

Постановлением администрации Новотитаровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Новотитаровского сельского поселения выдала разрешение на строительство.

Градостроительный план земельного участка был утвержден на топографической основе, произведенной ИП ФИО13, к которому истец обращался для производства топографической съемки, как к специалисту в данной области. В обязанность таких специалистов входит не только изучение материалов, но и выезд со специальным оборудованием на земельный участок, выявление всех строений, сооружений, наземных и подземных коммуникаций.

По заявлению Атоян А.С. были предоставлены сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования <адрес>, сформированные на основе документов поступивших в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования: кадастровый план территории, адресный план, генеральный план, фрагмент карты градостроительного зонирования территории, сведения о наличии памятников истории и культуры, сведения о расположении земельного участка относительно зоны 1%, а так же топографический план территории. Топографическая съемка на земельный участок выполнена ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО13 и сдана в архив ИСОГД на электронном носителе.

Уполномоченный орган обязан проводить проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, которая включает в себя не только проверку их наличия в приложенном к заявлению о выдаче разрешения на строительство пакете документов, но и оценку их содержания, осуществить проверку представляемых заявителем документов.

О неполноте проверки представленных для получения разрешения на строительство документов говорит и тот факт, что администрация сельского поселения выдала разрешение на строительство в полосе отвода железной дороги, хотя факт пересечения границ земельного участка Атоян А.С. с земельным участком под объектом железнодорожного транспорта отражен в кадастровом плане территории.

Кроме того, между ОАО «Динскаярайгаз», МУП «Динсккапстрой» (в последующем в соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ - БУ МО <адрес> «Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК») и администрацией муниципального образования <адрес> был подписан договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ОАО «Динскаярайгаз» приняло обязательство производить техническое обслуживание, техническое обследование и текущий ремонт газопроводов и газового оборудования, что включает так же обход и осмотр трассы газопровода два раза в месяц.

Срок действия данного договора установлен до момента определения собственника газопровода и газового оборудования и заключения договора на обслуживание газопровода между собственников и ОАО «<адрес>газ».

Представитель ответчика – ОАО «Дискаярайгаз» в судебном заседании также иск не признал.

Представитель ответчика - БУ МО <адрес> «Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК» просила отказать в удовлетворении иска, представив письменные пояснения, в которых указано, что согласно распоряжению Главы местного самоуправления <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ. «Об усилении контроля за ходом строительства и финансирования объектов АПК района» функции единого заказчика по освоению денежных средств бюджетов всех уровней, направленных на капитальное строительство, капитальный и текущий ремонты по всем отраслям возложены на муниципальное предприятие ПКП «Динсккапстрой» (старое наименование БУ МО <адрес> «Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК»), в связи с чем, администрация <адрес> заключала договора с их учреждением, выступая в них в качестве «генерального заказчика», и обеспечивая освоение вложений под фактическое финансирование и ввод объектов в эксплуатацию, с помощью контроля за деятельностью «заказчика»- ПКП «Динсккапстрой» (старое наименование БУ МО <адрес> «Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК»).

Так в 2003 г. был заключен договор на сопровождение расходования денежных средств, направляемых на выполнение строительных, ремонтно- строительных, восстановительных, проектных и других видов работ по объектам, финансирование которых осуществляется из бюджетов всех уровней на 2003г. (в архиве Администрации не сохранились копии документов за 2003г., образец указанного договора имеется у БУ МО <адрес> «Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК», но за 2005г.), в соответствии с указанным договором, а также проводимой федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010г.» были выделены денежные средства на прокладку системы газоснабжения <адрес> в <адрес>, что подтверждается распоряжением Главы местного самоуправления <адрес>-р от 11.12.2003г. «Об освоении средств краевого бюджета». Работы по строительству газопровода осуществлял ПКП «Динсккапстрой», на основании предоставленной проектно-сметной документации кооперативом «Маяк», председателем которого являлась ФИО2.

Кроме того, между МУП «Динсккапстрой» (в лице «заказчика») и ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» (в лице «исполнителя») был заключен договор № на выполнение авторского надзора за строительством от ДД.ММ.ГГГГ., объекта: «Система газоснабжения <адрес>. 1-я очередь строительства», согласно которому на исполнителя возложена обязанность по проведению соответствия исполнительной документации на объект с фактически выполненными работами, наличие соответствия доказывает Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. где в соответствии с решением приемочной комиссии было установлено, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002.

Подписание указанного акта членами комиссии, а также его утверждение постановлением Главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. свидетельствует о том, что ПКП «Динсккапстрой» (старое наименование БУ МО <адрес> «Служба заказчика по строительству, ЖКХ и ТЭК») выполнил свои обязанности по строительству газопровода надлежащим образом и в соответствии с проектной документацией, и соответственно доводы и претензии истца к их учреждению являются необоснованными, поскольку с их стороны нарушений при прокладке газопровода членами комиссии выявлено не было, в противном случае стройка объекта прекратилась до устранения нарушений, и указанный акт вообще не был бы подписан всеми членами комиссии.

Третье лицо ФИО13 также возражал против удовлетворения иска.

Изучив исковое заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Вместе с тем, в силу п. 3 ст. 209 ГК РФ, владение, пользование и распоряжение замелей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранение всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям, данным в п. 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Статьей 60 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушения права на земельный участок, самовольного занятия земельного участка, в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Атаян А.С. является собственником земельного участка, площадью 1070 кв.м., по пер. Заречному 23 <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права /л.д. 10/.

Истец обращался к главе Новотитаровского сельского поселения с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства домовладения.

Постановлением администрации Новотитаровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка и чертеж градостроительного плана, на топографической основе, где установлено, что в середине земельного участка расположена охранная зона транспортного газопровода /л.д. 12 - 28/.

Администрация Новотитаровского сельского поселения выдала истцу разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 29/.

Согласно утвержденному градостроительному плану Атаян А.С. осуществил строительство строений.

Указанный градостроительный план был подготовлен администрацией Новотитаровского сельского поселения в соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, ст. 33 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Градостроительный кодекс <адрес>», а также, на основании административного регламента администрации Новотитаровского сельского поселения <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением администрации Новотитаровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, который указывает на то, что для осуществления данной муниципальной услуги необходима информация, содержащаяся в следующих документах: правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок; сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости (кадастровая выписка о земельном участке по форме КВ1-КВ6); карта (план) границ земельного участка; правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (при наличии объекта недвижимости) - в случае реконструкции объекта; топографическая съемка в М 1:500 (срок действия 2 года); градостроительная информационная справка ИСОГД; технический паспорт БТИ на здания, строения, сооружения (срок действия 5 лет); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (собственников земельного участка); технико-экономическое обоснование (эскизный проект) предполагаемого строительства, разработанное (ый) лицензированной проектной организацией (кроме объектов индивидуального жилищного строительства).

На необходимость наличия картографического материала для подготовки чертежа градостроительного плана земельного участка в виде топографической съемки также указывает приказ Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» и приказ Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка».

Как установлено судом топографическую съемку объекта по адресу: <адрес>, по заказу истца готовил кадастровый инженер ФИО13 /третье лицо по делу/. На этой топографической съемке видно, что в середине земельного участка истца расположена охранная зона транспортного газопровода /л.д. 26/

Из пояснений ФИО13 в предварительном судебном заседании следует, что к нему обратился Атаян А.С., чтобы подготовить топографическую съемку. Он установил границы земельного участка на основании приборов. Ему сказали, что там проходит газопровод. Кто об этом сказал, не помнит. Местонахождение газопровода ФИО13 определил по планшету, который получил в Управлении архитектуры <адрес>. Из МУП «ЗКБ» он получил топографическую съемку газопровода на электронном носителе. На основании этих данных он пришел к выводу, что газопровод находится в том месте, где указан на съемке.

В качестве основы для выполнения чертежа градостроительного плана земельного участка, утвержденного в итоге главой администрации Новотитаровского сельского поселения, застройщиком /истцом/ была предоставлена в администрацию указанная топосъемка, выполненная предпринимателем ФИО13, имеющим полномочия на выполнение данного вида картографических работ.

После принятия данного искового заявления к производству кадастровый инженер ФИО13 составил исполнительную топографическую съемку земельного участка истца, согласно которой видно, что фактически подземный газопровод проходит в другом месте под построенным истцом строением /л.д. 79/.

Газопровод был смонтирован МУП «Динсккапстрой» (в настоящее время БУ «Служба заказчика по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу МО <адрес>» - ответчик по делу) по договору от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 95/.

В установленном законом порядке постановлением главы администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт приемки в эксплуатацию объекта: «Система газоснабжения <адрес>, 1-ая очередь строительства» /л.д. 94, 106/.

Право же собственности истца, получившего объект недвижимости земельный участок по сделке (договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ) возникло гораздо позднее, при этом в силу ч. 5 ст. 56 Земельного Кодекса РФ ограничения права пользования сохраняется при переходе права собственности.

Судом установлено, что на момент приобретения вышеназванного земельного участка на нем уже находился газопровод. О наличии газопровода Атаян знал. Кадастровый инженер ФИО13 на топосъемке отразил наличие газопровода.

Как следует из пояснений представителя истца в случае, если газпровод проходил бы в том месте, как это указано на топосъемке, подготовленной кадастровым инженером ФИО13, то он не имел бы ни к кому претензий и с таким иском бы не обращался.

Согласно ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержания соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Доводы представителя истца о том, что по вине администрации МО Динской район, БУ МО Динской район «Служба заказчика» в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствует информация о месте нахождения газопровода не являются достаточным основанием для удовлетворения иска.

Как указано выше топографическую съемку с указанием местоположения газопровода подготовил кадастровый инженер ФИО13, являющийся членом саморегулируемой организации. Согласно подпункта 3 п. 3 ст. 3 федерального закона № 315 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация обеспечивает имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителем произведенных товаров (работ, услуг).

Согласно п.п. "е" п. 3 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 878 охранная зона газораспределительной сети - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.

В силу п. 14 вышеназванных Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, в том числе собственникам, владельцам или пользователям земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей: строить объекты жилищно-гражданского назначения, огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей, разводить огонь и размещать источники огня, рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра.

Доводы представителя истца о том, что на земельном участке ограничения в его использовании не зарегистрированы в установленном законом порядке, не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие данной регистрации само по себе не свидетельствует о незаконности проведения по земельному участку истца газопровода, а также об отсутствии установленных ограничений.

Таким образом, Муниципальное образование Динской район является законным собственником газопровода проходящего, в том числе по земельному участку истца.

Также, необоснованна ссылка истца на наличие признаков самовольности газопровода (ст. 222 ГК) как построенного без разрешительной документации и без согласования с собственником земельного участка.

Наличие Акта приемки газопровода в эксплуатацию /л.д. 94, 106/ свидетельствует о том, что данный объект возведен с соблюдением строительных норм и правил. Указанный акт и постановление главы МО Динской район об утверждении акта никем не оспорены, а значит - имеют юридическую силу.

Оценивая исследованные доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности истцом нарушения его прав постройкой газопровода, поскольку спорный газопровод расположен на земельном участке истца на законных основаниях.

В данном случае в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ истец может предъявить иные требования материально-правового характера к лицу, составившему топографическую съемку.

При таких обстоятельствах суд полагает иск не обоснованным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска Атаян А.С. к администрации МО Динской район, администрации Новотитаровского сельского поселения, ОАО «Динскаярайгаз» и БУ «Служба заказчика по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу МО Динской район» об устранении препятствий в пользовании земельным участком – отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: