ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2158/2016 от 26.08.2016 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

�������������������

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2016 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Макаровой О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Орла Жерновой И.В.,

при секретаре Лысиковой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Чургановой И.В., Грачиковой Т.В., Фандеевой Н.Л. к Управлению ФСКН России по Орловской области, Управлению МВД России по Орловской области о признании увольнением незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Чурганова И.В., Грачикова Т.В., Фандеева Н.Л. обратились в суд с исковым заявлением к Управлению ФСКН России по Орловской области о признании увольнением незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда.

Указали в обоснование иска, что состояли в трудовых отношениях с Управлением ФСКН России по Орловской области на основании заключенных трудовых договоров, Чурганова И.В. от 18 августа 2011 года, Грачикова Т.В. от 09 августа 2004 года и Фандеева Н.Л. от 24 марта 2008 года, работали перед увольнением уборщицами служебных помещений. 14 июня 2016 года на основании Приказа начальника Управления ФСКН России по Орловской области от 31 мая № 128-лс с ними, в числе других работников, расторгнуты трудовые договора, и истцы были уволены на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с ликвидацией Управления ФСКН России по Орловской области. При увольнении истцов работодателем - начальником Управления ФСКН России по Орловской области Аблязовым Э.В. был нарушен установленный законом порядок ликвидации юридического лица и связанное с ним расторжение трудовых договоров с работниками в случае ликвидации организации. В нарушение требований ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации истцы не были предупреждены работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Ссылка работодателя на извещение под расписку 13 апреля 2016 года о том, что на основании Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ) истцы могут быть уволены по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (п. 2 извещения) в связи с ликвидацией организации несостоятельна, поскольку не основана на законе, так как п. 2 данного извещения по закону ничтожен. Исходя из правовых норм Гражданского и Трудового кодексов РФ, датой предупреждения начальником управления или председателем ликвидационной комиссии работников Управления ФСКН России по Орловской области о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации может быть дата 01 июня 2016 года, но в любом случае не ранее 26 мая 2016 года. В связи с незаконным увольнением ответчик на основании ч. 2 ст. 394 Трудового кодекса РФ обязан выплатить истцам средний заработок за время вынужденного прогула со дня, следующего за увольнением, до восстановления на работе. Просили суд признать увольнение Чургановой И.В. 14 июня 2016 года по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, незаконным. Признать увольнение Грачиковой Т.В. 14 июня 2016 года по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, незаконным. Признать увольнение Фандеевой Н.Л. 14 июня 2016 года по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, незаконным. Восстановить Чурганову И.В. на работе в Управлении ФСКН России по Орловской области в должности уборщицы служебных помещений. Восстановить Грачикову Т.В. на работе в Управлении ФСКН России по Орловской области в должности уборщицы служебных помещений. Восстановить Фандееву Наталью Леонидовну на работе в Управлении ФСКН России по Орловской области в должности уборщицы служебных помещений. Взыскать с Управления ФСКН России по Орловской области в пользу Чургановой И.В. средний заработок за время вынужденного прогула в размере 4657 руб. 81 коп.. Взыскать с Управления ФСКН России по Орловской области в пользу Грачиковой Т.В. средний заработок за время вынужденного прогула 3865 руб. 71 коп. Взыскать с Управления ФСКН России по Орловской области в пользу Чургановой Ирины Валерьевны компенсацию морального вреда в размере 40000 рублей. Взыскать с Управления ФСКН России по Орловской области в пользу Грачиковой Т.В. компенсацию морального вреда в размере 40000 рублей. Взыскать с Управления ФСКН России по Орловской области в пользу Фандеевой Н.Л. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей. Взыскать с ответчика в пользу Грачиковой Т.В. расходы на оплату услуг представителя в размере 11000 руб., взыскать с ответчика в пользу Фандеевой Н.Л. расходы на оплату услуг представителя в размере 11000 рублей.

В судебном заседание истцы Чурганова И.В., Грачикова Т.В., Фандеева Н.Л. и их представитель, Чурганов С.М. исковые требования уточнили в части восстановления на работе, основываясь на доводах, изложенных в иске. Просили суд восстановить истцов на работе в ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Орловской области в должности уборщицы служебных помещений. В остальной части исковые требования остались прежними.

В судебном заседании истцы Чурганова И.В., Грачикова Т.В., Фандеева Н.Л. и их представитель, Чурганов С.М. уточненные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Орловской области.

В судебном заседании представитель ответчика ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Орловской области по доверенности Лессовая С.С. заявленные истцами исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель соответчика УМВД России по Орловской области Мирончук Е.Л. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме, поскольку они необоснованны.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, допросив свидетелей, выслушав мнение прокурора, который полагал, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению, суд пришел к следующему выводу.

Судом установлено, что истцы состояли в трудовых отношениях с Управлением ФСКН России по Орловской области на основании заключенных трудовых договоров, Чурганова И.В. от 18 августа 2011 года, Грачикова Т.В. от 09 августа 2004 года и Фандеева Н.Л. от 24 марта 2008 года, работали перед увольнением уборщицами служебных помещений.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016г. № 156
«О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» с 01.06.2016г. упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

В силу п.п. а,б п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы; штатную численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

П.п. а, б. п. 4 установлено, что сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.

Согласно п. 5 Указа завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1 июня 2016 г.

Во исполнение Указа 26.05.2106г. Правительство РФ издало распоряжение № 1026-р в соответствии с которым ликвидационные мероприятия продлятся до 31 декабря 2016г. На основании данного распоряжения созданы ликвидационные комиссии Управления ФСКН России, в том числе в УФСКН России по Орловской области. Председателем ликвидационной комиссии УФСКН России по Орловской области назначен Ермолин С.А.

07.04.2016г. в УФСКН России по Орловской области поступила шифротелеграмма, согласно которой о предстоящем увольнении со службы (работы) в органах наркоконтроля необходимо уведомить сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников.

Согласно совместному письму зам. министра внутренних дел РФ М.Г. Ваничкина и первого зам. директора ФСКН России В.А. Каланды от 12.04.2016г. «Об организации работы» необходимо обеспечить в срок до 15.04.2016г. уведомление личного состава и выдачу соответствующих уведомлений.

В соответствии с пунктом 1 части первой, частью четвертой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации.

Согласно части второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

13.04.2016г. истцы были предупреждены о предстоящем увольнении в связи с упразднением ФСКН России, по основанию п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, что подтверждается подписью истцов об ознакомлении от 13.04.2016г. и не оспаривалось истцами в судебном заседании.

14 июня 2016 года на основании Приказа начальника Управления ФСКН России по Орловской области от 31 мая № 128-лс с ними, в числе других работников, расторгнуты трудовые договора, и истцы были уволены на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с ликвидацией Управления ФСКН России по Орловской области.

В обоснование своей позиции истцы ссылаются на то обстоятельство, что ответчиком нарушен установленный порядок ликвидации организации, поскольку уведомление о предстоящем увольнении 13.04.2016г. были вручены истцам преждевременно, так как реально данные уведомления должны были быть вручены 01.06.2016г., но в любом случае не ранее 26 мая 2016г., то есть даты выхода распоряжения № 1026-р Правительства РФ, являющегося учредителем ФСКН России.

Суд признает указанный истцами довод не состоятельным.

В силу ст. 180 ТК Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Согласно п. 23 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17.03.2004 года, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Согласно п. 28 Согласно разъяснениям, содержащимся в ч. 2 ст. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном порядке. При этом не имеет значения, кто и на каком основании ликвидирует юридическое лицо, являющееся работодателем. Важен сам факт ликвидации организации.

Основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. ст. 61, 62 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Согласно данным из ЕГРЮЛ учредителем ФСКН России является Правительство Российской Федерации, дата внесения в реестр 23.06.2003г.

В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О Правительстве Российской Федерации» Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, указанных в части первой настоящей статьи и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.

В рамках своих полномочий Президент РФ своим указом от 11.03.2003г. № 306 создал ФСКН России.

Таким образом, решение о ликвидации ФСКН России принято уполномоченным на то лицом, то есть Президентом РФ, и датой принятия такого решения следует считать дату официального опубликования Указа, то есть 05.04.2016г.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцов правомерно предупредили о предстоящем увольнении 13 апреля 2016 года.

Кроме того, суд учитывает, что в УМВД России по Орловской области не имеется такой штатной единицы, как уборщица. УМВД России по Орловской области на уборку помещений заключены договоры с клининговой компанией ООО «Сервис Партнер», что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Также судом установлено, что истцы были ознакомлены со списком вакантных должностей в УМВД России по Орловской области. От имеющихся вакантных должностей гражданского персонала истцы отказались, о чем в материалах дела имеются их письменные расписки.

Таким образом, права истцов нарушены не были.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами требований, поскольку у ответчика имелись основания для их увольнения по указанным выше основаниям, поскольку факт ликвидации ФСКН России нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, предусмотренный законом порядок увольнения ответчиком был соблюден.

При таких обстоятельствах, исковые требования истцов удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Чургановой И.В., Грачиковой Т.В., Фандеевой Н.Л. к Управлению ФСКН России по Орловской области, Управлению МВД России по Орловской области о признании увольнением незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий: