РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2017 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Ефимовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2158/2017 по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения незаконными, взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту – УПФ РФ в г. Братске), в котором просит признать решение УПФ РФ в г. Братске от 27.12.2016 № 850428/416 об отказе в выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконным, взыскать компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 29000 рублей.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что является неработающим пенсионером по возрасту с 2014 г. Имеет право один раз в два года на компенсацию расходов по проезду к месту отдыха и обратно. В период с 24.10.2016 по 26.10.2016 она выезжала на отдых в г. Москва. Обратилась в УПФ РФ в г. Братске с заявлением о компенсации понесенных расходов, но получила отказ.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Братске и Братском районе ФИО2, действующая по доверенности, в письменных возражениях и в судебном заседании исковые требования не признала, указала на то, что при вынесения решения об отказе Управление руководствовалось ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с дополнениями и изменениями), в соответствии с которой компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005г. № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно (далее - Правила).
В соответствии с п. 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган ПФР по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством РФ транспортными организациями независимо от их организационно -правовой формы.
Из анализа положений вышеназванной нормы закона следует вывод о том, что компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно может осуществляться в случае документального подтверждения пенсионером фактически произведенных расходов по маршруту следовая как к месту отдыха, так и в обратном направлении.
Исходя из положений ст. 105 Воздушного кодекса РФ и Приказа Минтранса РФ 08.11.2006г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» следует вывод о том, что документами, подтверждающими произведенные гражданином расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, являются распечатка электронного пассажирского авиабилета на бумажном носителе (маршрут / квитанция) и посадочный талон. Маршрут - квитанция является бланком строго отчетности и обязательна для предъявления пассажиром при приобретения билета, следовательно обязательна и при подачи заявления о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Кроме того, в тексте посадочного талона не усматриваются сведения, исключающие факт приобретения авиабилета по маршруту Иркутск - Москва - Иркутск сторонним лицом, что противоречило бы Правилам.
При обращении в Управление Пенсионного фонда истцом в подтверждение расходов на оплату стоимости проезда был представлен документ без наименования. Маршрут - квитанция не представлена.
В связи с тем, что истцом не представлена маршрут - квитанция, которая является бланком строгой отчетности и обязательно представляется при приобретении билета, исковые требование о признании незаконным решения и о взыскании с УПФ РФ в г.Братске компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно не подлежат удовлетворению.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 указанного закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 (в ред. от 08.12.2016) были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим Постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В силу п. 6 Правил, компенсация производится 1 раз в 2 года.
Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.
Суд считает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).
Разрешая заявленный спор, суд приходит к выводу, что действующим законодательством предусмотрено право пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Решением об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда № 850428/416 от 27.12.2016 ответчик отказал ФИО1 в компенсации расходов на оплату стоимости проезда в связи с отсутствием проездных документов или документов о стоимости проезда в пределах, установленных п. 10 Правил.
Судом из письменных материалов дела установлено, что согласно удостоверению *** ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 она проработал на предприятиях города Братска по 25.09.1992, является неработающей.
В соответствии со штампом о регистрации в паспорте гражданина РФ на имя ФИО1, справкой СРН-4 ООО «БКС» от ДД.ММ.ГГГГ, истец зарегистрирована по адресу: <адрес>.
В подтверждение факта проезда к месту отдыха и обратно истцом представлены электронный купон билета по маршруту Иркутск-Москва-Иркутск, датой вылета 24.10.2016, посадочные талоны.
В соответствии со справкой ПАО Аэрофлот от 18.05.2017 стоимость авиабилета № 5551061006043 на ФИО1 по маршруту Иркутск-Москва-Иркутск, оформленного 20.10.2016 на рейсы ПАО Аэрофлот на 24.10.2016 и 26.10.2016 в экономическом классе обслуживания составила 29000 рублей.
Оценив и исследовав все доказательства в совокупности, суд находит достоверно установленным, что истец является неработающим пенсионером, проживающим в <...>, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В 2016 г. истец выезжала к месту отдыха по маршруту Иркутск-Москва-Иркутск. Понесла расходы по проезду к месту отдыха и обратно. При этом, доказательств того, что ФИО1 не выезжала на отдых, либо не в место отдыха, суду представлено не было.
Ранее истец правом на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда не пользовалась, что подтверждается сообщением УПФ РФ в г. Братске от 29.05.2017.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
При этом, суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие произведенные истцом расходы. В качестве доказательств, подтверждающих произведенные расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно, истцом представлены посадочные талоны, электронный купон авиабилета, справка перевозчика, в которых отражена информация о пассажире, итоговой стоимости перевозки, форме оплаты. Таким образом, представленные истцом документы являются надлежащим доказательством, подтверждающим понесенные ФИО1 расходы по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В связи с изложенным, исковые требований ФИО1 о признании незаконным решения УПФ РФ в г. Братске 850428/416 от 27.12.2016 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: воздушным транспортом – в салоне экономического (низшего) класса.
В соответствии с представленными документами и справкой о стоимости проезда, с учетом требований п. 10 Правил № 176, суд находит достоверно уставленным, что расходы истца по проезду к месту отдыха и обратно, подлежащие возмещению, составили 29000 руб.
Таким образом, требования истца о компенсации расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно подлежат удовлетворению в размере 26325 руб., поскольку в судебном заседании документально подтверждены расходы истца в указанном размере.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ истец освобождена от уплаты госпошлины при подаче данного иска в суд, тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, с учетом положений абз. 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 1370 рублей (300 + 1070), исчисленном в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Братске и Братском районе Иркутской области № 850428/416 от 27.12.2016 г. об отказе ФИО1 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 29000 рублей.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Братске и Братском районе Иркутской области в бюджет муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 1370 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.М. Шаламова