ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2159-2017 от 25.10.2017 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2017 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Мизиновой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Перминовой Н.А.,

с участием старшего помощника прокурора г.Ноябрьск Векшиной Е.В., представителя ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2159-2017 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» о возложении обязанности провести рекультивацию и передачу земельного участка,

у с т а н о в и л :

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Газпромпефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее АО «Газпромнефть-ННГ») о возложении обязанности провести рекультивацию земельного участка площадью 0,0407 га. <адрес><адрес>, в районе нефтесборного трубопровода <адрес>-т.вр.<адрес>, в срок до 01 августа 2018 года, и произвести сдачу рекультивированного земельного участка Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель и земельных участков, расположенных на межселенной территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена при Администрации Пуровского района в срок до 30 августа 2018 года.

Исковые требования мотивированы тем, что в результате проверки исполнения АО «Газпромнефть-ННГ» природоохранного законодательства и законодательства о промышленной безопасности было установлено, что филиалом «Газпромнефть-Муравленко» АО «Газпромнефть-ННГ» осуществляется добыча нефти и газа на <адрес><адрес> ЯНАО. ДД.ММ.ГГГГ на нефтесборном трубопроводе <адрес>-т.вр.<адрес> Суторминского месторождения 5 м. от начала участка, в результате язвенной коррозии тела трубы произошла разгерметизация трубопровода, и выброс в окружающую среду нефти, образовался разлив на площади 0,0407 кв. м. Об устранении выявленных нарушений закона, в адрес ответчика было внесено представление, однако полная рекультивация земельного участка не проведена до настоящего времени. Загрязненный земельный участок является частью земельного участка, предоставленного ответчику органами местного самоуправления <адрес> ЯНАО по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку деятельность ответчика привела к ухудшению качества земель, то он обязан обеспечить их полную рекультивацию, включая все ее этапы, и сдать рекультивированный участок по акту в установленном законом порядке уполномоченному органу - Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель и земельных участков, расположенных на межселенной территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Ноябрьска Векшина Е.В., действующая по поручению природоохранного прокурора, настаивала на удовлетворении уточненного иска по тем же основаниям.

Представитель ответчика и третьего лица - АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз»,«Газпромнефть-Муравленко», ФИО1, действующая на основании доверенности № Д-210 от ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласилась. Пояснила, что истец не подтвердил факт повреждения почв, не представил протоколы исследований пробы почв с загрязненного участка, указывающие на содержание нефтепродуктов. В настоящее время работы по рекультивации земельного участка выполнены в полном объеме, что подтверждено актами и протоколами лабораторных исследований. Представитель также полагал, что у ответчика не возникла обязанность по передаче земельного участка Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, а также то, что такая передача не является обязательной и установленной законом, поскольку носит рекомендательный характер.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЯНАО (Росприроднадзора) участия в рассмотрении дела не принимал, позиции по иску не выразил.

Представитель третьего лица - Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель при Администрации Пуровского района в письменном сообщении указал, что заявление о приемке-сдаче рекультивированного земельного участка площадью 0, 0407 га в районе нефтесборного трубопровода <адрес>-т.вр.<адрес> в <адрес> от ответчика не поступало, проект рекультивации отсутствует. (л.д.141).

В соответствии с ч.3,5 ст.167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон об охране окружающей среды) под нормативами предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде, и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Вредом окружающей среде признается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В соответствии со статьёй 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель, обязаны обеспечить их рекультивацию ( ст.ст.13,76 Земельного кодекса РФ).

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в статье 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, филиалом АО«Газпромнефть-ННГ»,«Газпромнефть-Муравленко»,осуществляется добыча нефти и газа на <адрес><адрес> ЯНАО.

ДД.ММ.ГГГГ на нефтесборном трубопроводе <адрес>-т.вр.<адрес> Суторминского месторождения 5 м. от начала участка (географические координаты: ... эксплуатируемого филиалом «Газпромнефть-Муравленко», в результате язвенной коррозии тела трубы произошла разгерметизация трубопровода, в результате чего образовался разлив нефти на площадь 0,0407 кв.м. (л.д.21-31).

Данный земельный участок исключен из земель лесного фонда и является частью земельного участка, предоставленного ответчику органом местного самоуправления <адрес> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.93,102).

Обстоятельства загрязнения земельного участка были выявлены Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения АО «Газпромнефть-ННГ» природоохранного законодательства и законодательства о промышленной безопасности (л.д.15,54).

Факт разлива нефтесодержащей жидкости в результате производственных действий ответчика, и как следствие загрязнение земельного участка и причинение вреда окружающей среде, подтверждены актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к нему, письмом заместителя генерального директора по производственной безопасности филиала «Газпромнефть-Муравленко» от ДД.ММ.ГГГГ на имя природоохранного прокурора, планом работ по рекультивации указанного земельного участка, в котором описано состояние указанного земельного участка ( на почве и песчаном грунте имеются следы и пятна нефтесодержащей жидкости коричневого и черного цвета, от участка исходит стойкий запах нефтепродуктов) ( л.д.15-20,38,49,86).

В соответствии с пунктом 4.4.5 договора аренды земельных участков от 23 мая 2014 года, Арендатор (ответчик) обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемых земельных участках. До окончания срока действия договора Арендатор обязан выполнить необходимые работы по рекультивации земельных участков и предъявить их к сдаче комиссии по приемке-сдаче рекультивированных земельных участков. ( п.4.4.9 договора) (л.д.93).

Таким образом, в силу приведенных положений закона и условий договора аренды, обязанность по восстановлению земель, подвергнутых загрязнению в результате порыва трубопровода и разлива нефтесодержащей жидкости лежит на АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, что означает, что при определении вреда учитываются убытки в виде реального ущерба и упущенной выгоды.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Как установлено судом, в отношении загрязненного земельного участка проект рекультивации не разрабатывался, акт приема-сдачи рекультивированных земель не утверждался в установленном порядке.

Так, порядок проведения рекультивации и ее этапы определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды России от 22.12.1995 N 525.

По смыслу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Такая позиция содержится и в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

Для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель (пункты 3,5,6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России от 22.12.1995 N 525).

Вместе с тем надлежащих доказательств полного возмещения вреда в соответствии с требованиями статьи 77 Закона об охране окружающей среды ответчиком не представлено, равно как и не представлено доказательств проведения рекультивации земельного участка в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 22.12.1995 N 525/67.

Составленные ответчиком в одностороннем порядке акты выполненных работ и результаты отбора проб нельзя признать надлежащими доказательствами полного восстановления нарушенных земельных участков. (л.д.84,85).

Согласно п.14 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (далее Основных положений), утвержденных приказом Минприроды России от 22.12.1995 N 525, для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее именуется - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу п.19 Основных положений при приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет: соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации; качество планировочных работ; мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы; наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения; полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель; качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором);наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов; наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.

По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством. В случае, если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки.(п.22,23 Основных положений).

Материалами дела подтверждается, что в настоящее время на территории <адрес> ЯНАО создан специальный орган для рассмотрения вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель.

Так постановлением Администрацией Пуровского района ЯНАО № 240-ПА от 9 июня 2016 года в целях упорядочивания правовых отношений в области решения земельных вопросов и охраны окружающей среды утверждено Положение о постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель и земельных участков, расположенных на межселенной территории Пуровского района, государственная собственность на которые не разграничена. На основании данного Положения, распоряжением Администрации Пуровского района от 30 июня 2016 года № 364-РА была создана постоянная комиссия (л.д. 142).

Настоящее Положение разработано для упорядочивания правовых отношений в области решения вопросов, связанных с землепользованием и охраной окружающей среды на территории <адрес> ( п.1.2 Положения). В соответствии с пунктом 2.2.3 указанного Положения в задачи Постоянной комиссии входит, в том числе рассмотрение вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель и земельных участков, а также организация и проведение приемки-сдачи земель и земельных участков.

Вместе с тем, доказательства проведения комплекса восстановительных работ по рекультивации нарушенных земель по разработанному и согласованному проекту рекультивации земельного участка, а также доказательств сдачи этих работ Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, ответчик суду не представил. Представленные ответчиком акты выполненной рекультивации от 19 июля 2017 года, от 24 августа 2017 года и протоколы лабораторных исследований содержат не подтвержденную в установленном порядке информацию о выполнении работ по рекультивации.

Кроме того, указанные акты не содержат полного описания проведенных работ, в них не отражена полнота выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель.

Доводы ответчика о том, что рекультивированный земельный участок подлежит передаче Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель и земельных участков только по окончании договора аренды, суд находит ошибочными, поскольку необходимость восстановления загрязненного земельного участка не поставлена природоохранным законодательством в зависимость от сроков договора аренды земельного участка. Под передачей рекультивированного земельного участка Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель законодательство предусматривает приемку – передачу выполненных работ по рекультивации земельного участка, а не фактическую его передачу и прекращение договорных отношений.

Суд находит несостоятельным и довод ответчика о том, что передача рекультивированного земельного участка Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель и земельных участков не является обязанностью и носит рекомендательный характер, поскольку рекомендации законодателя относятся только к вопросу создания Постоянных комиссий (п.14 Основных положений). Однако в случае создания таких специальных органов они становятся уполномоченными органами по оценке выполненных работ по рекультивации, упорядочиванию правовых отношений в области землепользования и охраны окружающей среды на определенной территории.

Таким образом, совокупность установленных по делу обстоятельств и подлежащих применению норм права, указывает на обоснованность заявленных требований и наличие оснований для их полного удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования природоохранного прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Обязать АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в срок до 1 августа 2018 года провести рекультивацию загрязненного земельного участка, площадью 0,0407 га, в районе нефтесборного трубопровода <адрес>-т.вр.<адрес><адрес> в <адрес>.

Обязать АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в срок до 30 августа 2018 года произвести сдачу рекультивированного земельного участка, площадью 0,0407 га, в районе трубопровода <адрес>-т.вр.<адрес><адрес> в <адрес> Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель и земельных участков, расположенных на межселенной территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена муниципального образования Пуровский район ЯНАО.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня следующего за днем принятия решения в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

.

.

.

Судья: Л.Ю.Мизинова

.