ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-215/11 от 24.08.2011 Балаковского районного суда (Саратовская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Духовницкое

Балаковский (3) районный суд Саратовской области в составе:

судьи Болотина В.В.,

при секретаре судебного заседания Тишиной М.Г.,

с участием помощника прокурора Духовницкого района Гусева И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Духовницкого района Саратовской области о признании незаконным бездействие контрольно-ревизионной комиссии Березово-Лукского муниципального образования в части: неосуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его выполнении; неопределения эффективности и целесообразности расходов местного бюджета; неосуществления контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и эффективности его использования; непроведения проверок финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования; неподготовки информации о выявленных нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и отчета о результатах проверок перед сельским Советом муниципального образования, неосуществления разработки рекомендаций об устранении выявленных нарушений и об обязании контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования: осуществлять контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его выполнении; определять эффективность и целесообразность расходов местного бюджета; осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и эффективности его использования; проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования не реже чем один раз в год; готовить информацию обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и отчет о результатах проверок перед сельским Советом муниципального образования, разрабатывать рекомендации об устранении выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Духовницкого района Саратовской области обратился в суд с указанным заявлением, которое обосновывает тем, что контрольно-ревизионной комиссией не осуществлялся контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его выполнении, не определялась эффективность и целесообразность расходов местного бюджета, не осуществлялся контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и эффективность его использования, не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, не готовилась информация о выявленных нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и отчета о результатах проверок перед сельским Советом, не осуществлялась разработка рекомендаций об устранении выявленных нарушений.

В результате чего, в нарушение статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 15, частей 1, 3 статьи 34, частей 9, 10 статьи 35, статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статьи 32 Устава муниципального образования, контрольно-ревизионной комиссией свои полномочия не реализуются.

Бездействие контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования нарушает экономические интересы муниципального образования, а также права неопределенного круга лиц - населения муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области на обеспечение их нормальной жизнедеятельности.

Данное бездействие может привести к злоупотреблению должностными лицами своими полномочиями и причинению существенного ущерба интересам неопределенного круга лиц муниципального образования.

Прокурор просит признать незаконным бездействие контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования в части: неосуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его выполнении; неопределения эффективности и целесообразности расходов местного бюджета; неосуществления контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и эффективности его использования; непроведения проверок финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования; неподготовки информации о выявленных нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и отчета о результатах проверок перед сельским Советом муниципального образования, неосуществления разработки рекомендаций об устранении выявленных нарушений и обязать контрольно-ревизионную комиссию муниципального образования: осуществлять контроль за исполнением местного бюджета, соблюдать установленный порядок подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его выполнении; определять эффективность и целесообразность расходов местного бюджета; осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и эффективности его использования; проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования не реже чем один раз в год; готовить информацию обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и отчет о результатах проверок перед сельским Советом муниципального образования, разрабатывать рекомендации об устранении выявленных нарушений.

В судебном заседании помощник прокурора Духовницкого района заявленные требования поддержал.

Председатель контрольно-ревизионной комиссии в судебное заседание не прибыл, направив суду заявление о согласии с заявленными требованиями прокурора и рассмотрении заявления в его отсутствие.

В соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя органа, действия которого оспариваются, не явившегося в судебное заседание.

Заслушав объяснения помощника прокурора, проверив обоснованность его доводов путём исследования письменных доказательств в материалах дела, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора по следующим основаниям.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Согласно статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

Согласно частей 1, 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

Согласно Устава Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области контрольно-ревизионная комиссия Березово-Лукского муниципального образования формируется Советом в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящемся в муниципальной собственности, выполнением программ и планов социально-экономического развития поселения. Контрольно-ревизионную комиссию возглавляет председатель контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования, избираемый членами комиссии из своего состава. Порядок работы контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования и обеспечение деятельности определяются Положением о контрольно-ревизионной комиссии, утверждаемым Советом депутатов.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о контрольно-ревизионной комиссии основными функциями контрольно- ревизионной Комиссии является:

- проверка выполнения решений представительного органа муниципального образования, финансовой обоснованностью гражданско-правовых сделок, совершенных органами местного самоуправления, а также выполнение требований Устава муниципального образования и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления;

- осуществление контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его выполнении;

- определение эффективности и целесообразности расходов местного бюджета;

- осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и эффективности его использования;

- проверка финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования не реже чем один раз в год, а также по инициативе члена Комиссии, по решению представительного органа муниципального образования;

- подготовка информации обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и отчета о результатах проверок перед представительным органом муниципального образования, разработка рекомендаций об устранении выявленных нарушений;

- осуществление других полномочий в соответствии с Положением о Комиссии и решениями представительного органа муниципального образования.

Согласно пункта 4 Положения, контрольно- ревизионная Комиссия формируется представительным органом муниципального образования на срок его полномочий в составе Председателя и 2-х членов Комиссии.

Руководство Комиссией осуществляет ее Председатель, избираемый членами Комиссии из своего состава.

В судебном заседании было установлено, что в 2010-2011 годах Комиссия свою деятельность не осуществляла, контрольные мероприятия не проводила. А именно Комиссией не осуществлялся контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его выполнении; Комиссией не определялась эффективность и целесообразность расходов местного бюджета; Комиссией не осуществлялся контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и эффективность его использования; Комиссией не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования; Комиссией не готовилась информация о выявленных нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и отчета о результатах проверок перед сельским Советом, не осуществлялась разработка рекомендаций об устранении выявленных нарушений.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменной информацией председателя контрольно-ревизионной комиссии.

Бездействие Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования нарушает экономические интересы муниципального образования, а также права неопределенного круга лиц - населения данного муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области на обеспечение их нормальной жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Духовницкого района Саратовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие контрольно-ревизионной комиссии Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области в части: неосуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его выполнении; неопределения эффективности и целесообразности расходов местного бюджета; неосуществления контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и эффективности его использования; непроведения проверок финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования; неподготовки информации о выявленных нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и отчета о результатах проверок перед сельским Советом муниципального образования, неосуществления разработки рекомендаций об устранении выявленных нарушений.

Обязать контрольно-ревизионную Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области: осуществлять контроль за исполнением местного бюджета, соблюдать установленный порядок подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его выполнении; определять эффективность и целесообразность расходов местного бюджета; осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и эффективности его использования; проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования не реже чем один раз в год; готовить информацию обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и отчет о результатах проверок перед сельским Советом муниципального образования, разрабатывать рекомендации об устранении выявленных нарушений.

В течение 10 дней со дня принятия решения на него может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.

Судья В.В. Болотин