ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-215/13 от 25.12.2012 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

  Дело № 2-215/13

 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 декабря 2012 года г. Волгоград

 Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

 председательствующего судьи Любченко А.А.,

 при секретаре Карватюк А.О.,

 с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Волгограда Мжельской Н.С., представителя ответчика администрации Волгограда ФИО1, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» ФИО2, действующей на основании доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг,

 УСТАНОВИЛ:

 ... обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», администрации Волгограда об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг. Свои требования мотивирует тем, что на территории ... Волгограда расположено подразделение МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее – МБУ «МФЦ») – Отдел адресно-справочной работы ... (далее – Отдел). На базе центра предоставляется 29 государственных услуг и 45 муниципальных услуг. Помещение Отдела расположено на первом этаже здания по адресу: .... Указанное помещение разделено на сектора: сектор информирования; сектор ожидания; сектор приема заявителей. В нарушение требований законодательства о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в Отделе отсутствует отдельная телефонная линия, предназначенная для ответов на вопросы заинтересованных лиц, имеется два номера телефона – начальника Отдела и общий. В то же время, на сайте МБУ «МФЦ» не указана информация о наличии подобной линии по учреждению в целом. Дорога от остановки общественного транспорта до здания центра указателями не оборудована. В помещении Отдела не предусмотрено место для хранения верхней одежды посетителей. На территории, прилегающей к Отделу, отсутствует парковка для автомобильного транспорта, в том числе для специальных автотранспортных средств инвалидов. В связи с этим, прокурор просил обязать МБУ «МФЦ» организовать в Отделе адресно-справочной работы ... по адресу: ..., отдельную телефонную линию, предназначенную для ответов на вопросы заинтересованных лиц; оборудовать указателями дорогу от остановки общественного транспорта (остановка трамвая «Завод Петрова») до здания Отдела адресно-справочной работы ...; оборудовать помещение Отдела адресно-справочной работы ... местом для хранения верхней одежды посетителей, а также обязать администрацию Волгограда организовать размещение на территории, прилегающей к Отделу адресно-справочной работы ... МБУ «МФЦ» бесплатную парковку для автомобильного транспорта посетителей центра, с местами для специальных автотранспортных средств инвалидов.

 В ходе судебного разбирательства по делу прокурор отказался от исковых требований в части понуждения МБУ «МФЦ» организовать в Отделе адресно-справочной работы ... по адресу: ..., отдельную телефонную линию, предназначенную для ответов на вопросы заинтересованных лиц; оборудовать указателями дорогу от остановки общественного транспорта (остановка трамвая «Завод Петрова») до здания Отдела адресно-справочной работы ...; оборудовать помещение Отдела адресно-справочной работы ... местом для хранения верхней одежды посетителей. В указанной части производство по делу прекращено определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г..

 В судебном заседании прокурор изменил исковые требования и просил обязать администрацию Волгограда организовать размещение на территории, прилегающей к Отделу адресно-справочной работы ... МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по адресу: ..., парковку для автомобильного транспорта посетителей центра, с местами для специальных автотранспортных средств инвалидов.

 Представитель ответчика администрации Волгограда ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что предъявляя требования об обязании администрации Волгограда организовать на территории МБУ «МФЦ» парковку для автомобильного транспорта посетителей центра, прокурор не указывает, каким законом или иным нормативным правовым актом на администрацию возложена такая обязанность. Согласно Правилам благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в Волгограде, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... прилегающая территория - участки территорий в установленных границах собственника земельного участка, арендатора земельного участка или иного лица (землевладельца, землепользователя), осуществляющего пользование указанным участком в установленном законом порядке, непосредственно примыкающие к зданиям, сооружениям, строительным площадкам, иным капитальным и временным строениям, объектам и сооружениям, находящимся в собственности, пользовании, владении, аренде у юридических лиц независимо от форм собственности или физических лиц. Таким образом, территория, прилегающая к МБУ «МФЦ» определяется границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по .... Органы местного самоуправления не вправе распоряжаться земельным участком, являющимся общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома, в том числе размещать на данном участке парковку автомобильного транспорта. Если же требования прокурора об организации парковки основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего дорожную деятельность, то применение данного законодательства возможно лишь в отношении автомобильной дороги, проходящей рядом с МБУ «МФЦ», по которой посетители центра могут к нему подъехать. При этом данное законодательство не распространяется на внутриквартальные проезды. Согласно возражениям на иск, представленным МБУ «МФЦ», парковка для автомобильного транспорта располагается по обеим сторонам дороги, проходящей параллельно зданию учреждения. С торца здания дома по ... также имеется парковка. Прокурор в судебном заседании не отрицает наличие данных парковок, однако утверждает, что данные парковки не соответствуют установленным требованиям. Таким образом, требование об организации новой парковки не является обоснованным. Защита прав неопределенного круга лиц в данном случае возможна путем предъявления требований о приведении существующих парковок в соответствие с действующими нормами и правилами, регулирующими их организацию. Следовательно, прокурором избран неверный способ защиты права. Кроме того, администрация Волгограда не является по данному требованию надлежащим ответчиком. Согласно п. 2.8. Положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград в соответствии с законодательством Российской Федерации является функцией данного департамента. Кроме того, согласно представленным прокурором уточненным исковым требованиям прокурор действует не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах МБУ «МФЦ».

 Представитель третьего лица МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что, поскольку здание Отдела находится вблизи проезжей части и рядом с жилым домом, в связи с чем, организовать место парковки непосредственно на прилегающей территории Отдела не представляется возможным. Кроме того, прокурором не представлено сведений об обременении земельного участка. Мнение собственников жилых помещений по вопросу организации парковки также прокурором не выяснялось. Кроме того, парковочные зоны существуют по обеим сторонам дороги, проходящей параллельно зданию учреждения. С торца здания дома по ... также имеется парковка.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Судом установлено, что на территории ... Волгограда расположено подразделение МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» Волгоград – Отдел адресно-справочной работы .... На базе центра предоставляется 29 государственных услуг и 23 муниципальных услуги. Помещение Отдела расположено на первом этаже здания по адресу: ... (л.д. 6, 9-10).

 Согласно акту осмотра территории, прилегающей к МБУ «МФЦ» по адресу: ..., в ... Волгограда, от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенного старшим помощником прокурора ... Мжельской Н.С., с участием представителей Департамента городского хозяйства администрации Волгограда главного специалиста управления автомобильных дорог ФИО3 и ОГИБДД УМВД России по Волгограду государственного инспектора дорожного надзора ФИО4, парковка автотранспорта на указанной территории отсутствует. Осуществляется массовый отстой автотранспорта на крае проезжей части напротив расположения МБУ «МФЦ» и МБУК «Комплекс культуры и отдыха ... Волгограда». ... проезжей части до здания МБУ «МФЦ» расположена поверхность земли без твердого покрытия на расстоянии около 20 метров, на которой возможна организация парковочной площадки для автотранспорта (л.д. 54, 55-60).

 Актом проверки Отдела адресно-справочной работы ... МБУ «МФЦ» от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается отсутствие на территории, прилегающей к Отделу парковки для автомобильного транспорта, в том числе для специальных автотранспортных средств инвалидов (л.д. 6).

 В силу пункта 22 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 796, на территории, прилегающей к центру, располагается бесплатная парковка для автомобильного транспорта посетителей центра, в том числе предусматривающая места для специальных автотранспортных средств инвалидов.

 В соответствии с частями 1,5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

 Правила организации деятельности многофункциональных центров утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Согласно п. 1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 796, многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг (далее - центр) является государственным или муниципальным учреждением (в том числе автономным учреждением), созданным субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг.

 На основании п. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, среди прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стоянки (парковки) транспортных средств относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

 На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.

 В соответствии с ч. 3 ст. 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Ф. или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

 Статьей 9.2 указанного Федерального закона предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Ф., субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1).

 Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (ч. 2).

 Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Р. Ф., субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ч. 9).

 Учредителем Бюджетного учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» является муниципальное образование – городской округ город-герой Волгоград. Функции и полномочия Учредителя от имени муниципального образования Волгоград осуществляет, в том числе, администрация Волгограда (п. 1.5 Устава МБУ «МФЦ»).

 На территории Волгограда действует Устав города-героя Волгограда, принятый Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 20/362, согласно которому администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда. Администрация Волгограда является юридическим лицом.

 Исходя из вышеуказанных правовых норм, а также учитывая, что МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» Волгоград является муниципальным учреждением, созданным муниципальным образованием Волгоград, в связи с чем, организация размещения на территории, прилегающей к Отделу адресно-справочной работы ... МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по адресу: ..., парковки для автомобильного транспорта посетителей центра, с местами для специальных автотранспортных средств инвалидов, является обязанностью администрации Волгограда в рамках организации деятельности МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг».

 При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком по данному делу, суд находит несостоятельными.

 Кроме того, доводы ответчика и представителя МБУ «МФЦ» о том, что парковка для автомобильного транспорта располагается по обеим сторонам дороги, проходящей параллельно зданию учреждения, а также, что с торца здания дома по ... также имеется парковка, суд находит необоснованными, поскольку данные доводы опровергаются вышеуказанными актом осмотра территории, прилегающей к МБУ «МФЦ» по адресу: ..., в ... Волгограда, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54, 55-60), актом проверки Отдела адресно-справочной работы ... МБУ «МФЦ» от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которым установлено отсутствие на территории, прилегающей к Отделу парковки для автомобильного транспорта, в том числе для специальных автотранспортных средств инвалидов (л.д. 6).

 При этом, суд учитывает, что в соответствии с п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

 Доводы ответчика о том, что прокурор, обращаясь с настоящими требованиями, действует не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах МБУ «МФЦ», суд также находит несостоятельными, поскольку исковые требования прокурором предъявлены в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц – посетителей МБУ «МФЦ», обращающихся с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе лица с ограниченными возможностями здоровья.

 Суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что органы местного самоуправления не вправе распоряжаться земельным участком, являющимся общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома, в том числе размещать на данном участке парковку автомобильного транспорта, поскольку согласно информации ООО «Родной город» являющегося исполнительным органом управляющей организации многоквартирного жилого дома по ... – ООО «Управляющая компания ЖЭУ-43», земельный участок по указанному адресу в общедомовое имущество не принимался, документы о межевании земельного участка в управляющую организацию не поступали (л.д. 78).

 Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг – удовлетворить.

 Обязать администрацию Волгограда организовать размещение на территории, прилегающей к Отделу адресно-справочной работы ... МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по адресу: ..., парковку для автомобильного транспорта посетителей центра, с местами для специальных автотранспортных средств инвалидов.

 Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца через Центральный районный суд ....

 Председательствующий А.А.Любченко