ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-215/18 от 26.01.2018 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2018 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Волковской М.В.,

при секретаре судебного заседания Ковалевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> к Терпигорьевой М. С., администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требования относительно предмета спора – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>») об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее – ТУ Росимущества в <адрес>) обратилось в суд с иском к Терпигорьевой М. С., администрации <адрес>, комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, в котором просят:

истребовать из незаконного владения Терпигорьевой М. С. земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1182 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от 30.11.2017 года, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату в порядке ч. 2 ст. 224 ГПК РФ, на основании ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>». Данное определение суда занесено в протокол судебного заседания.

В обоснование исковых требований, истцом указано на то, что согласно Положению «О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>», утвержденного приказом Федеральным агентством по управлению государственным имуществом от 29.09.2009г. № 278, Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

В 1992г. ГП «Красный металлист» было приватизировано на основании учредительных документов в соответствии с постановлением от 19.07.1990г. № 590 в акционерное общество «Красный металлист», которое выкупило долю, принадлежащую государству в уставном капитале, что подтверждается свидетельством о собственности на приватизированное государственное предприятие от 23.07.1992г. № 206.

Акционерному обществу «Красный металлист» на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены земельные участки, с кадастровыми номерами расположенные по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством № 4 от 14.04.1998г и свидетельством № 17 от 19.03.1999г.

В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером был образован земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1182 кв.м.

Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие 30 октября 2001 года, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом 17.07.2001г. № 101- ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".

В силу статьи 3 Федерального закона от 17.07.2001 № 101 -ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", утратившим свою силу 01.07.2006г., основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, являлось наличие на таких земельных участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Поскольку объекты недвижимости до их приватизации в составе имущественного комплекса ГП «Красный металлист» принадлежали на праве собственности Российской Федерации, указанные земельные участки, которые заняты этим имуществом и необходимы для его использования, являются собственностью Российской Федерации.

Согласно статье 12 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 № 1103-1 (действовавшей до 24.12.1993) в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.

В соответствии с пунктами 9, 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).

Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).

Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом № 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Законом № 137-ФЗ.

Статьями 17, 19 Земельного кодекса (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Законом № 101-ФЗ.

В силу части 2 статьи 2 Закона № 101 -ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

В статьях 3, 4, 5 названного Закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140.

В пункте 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

При этом распоряжение такими земельными участками не влекло за собой признание права собственности за муниципальными образованиями.

В период предоставления администрацией акционерному обществу «Красный металлист» в постоянное бессрочное пользование спорного земельного участка, действовал порядок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" (далее - Постановление № 576), в соответствии с пунктом 2 которого Министерству имущественных отношений Российской Федерации вменялось осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае предоставления юридическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в судебных актах по делу № КАС03-471, Постановление Правительства № 576 регулирует порядок распоряжения теми землями, которые ранее были обременены правом на них федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созданных этими органами унитарных предприятий, учреждений, организаций.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 № КАС03-471 указано, что в силу статей 3 и 4 Закона № 101 потенциальными собственниками таких земель после разграничения государственной собственности являются Российская Федерация или субъект Российской Федерации в зависимости от того, в чьем пользовании ранее находились земельные участки.

С учетом этого Правительство Российской Федерации определило порядок распоряжения указанными землями, позволяющий защитить интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на те земельные участки, на которые у них возникнет право собственности в процессе разграничения государственной собственности на землю.

В силу статьи 3 Закона № 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является предоставление земельных участков органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Поскольку спорный земельный участок был предоставлен АО «Красный Металлист» под объектами приватизированного недвижимого имущества, которое до приватизации находилось в собственности Российской Федерации, государственная собственность на землю подлежала разграничению исключительно в пользу Российской Федерации.

17.04.2006 принят Федеральный закон № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5). Закон « 101-ФЗ признан утратившим силу.

В период действия Закона « 101-ФЗ в отношении спорных земельных участков осуществлялись установленные законом процедуры межевания и постановки на государственный кадастровый учет.

Сам по себе факт невключения данного участка в перечень для оформления права собственности в соответствии с порядком, установленным этим Законом, с 01.07.2006 не порождает возникновение права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования и не может являться основанием отказа в разграничении государственной собственности, целью которой является установление собственника публичной земли.

Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

Закон № 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53- ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.

В пункте 1 данной статьи указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.

Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подробные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Из пункта 10 статьи 3 названного Федерального закона следует, что осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки.

Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1.

Из приведенных норм права делает вывод о том, что с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.

По смыслу статьи 3.1 Закона N137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 19.07.2011 № 2178/11.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1182 кв.м, возникло в силу закона.

Между тем, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером произведена государственная регистрация права аренды Терпигорьевой М.С. ( от 17.03.2016) Срок аренды установлен с 19.08.2014г. по 18.08.2024г.

Считает, что владение Терпигорьевой М. С. земельным участком с кадастровым номером является недобросовестным, поскольку возникло по порочным основаниям.

Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, обладающий вещью без надлежащего правового основания либо по порочному основанию приобретения.

Из пункта 36 вышеуказанного постановления следует, что в соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Ответчиком Терпигорьевой М.С. в суд были представлены письменные возражения на исковое заявление, согласно которых просит отказать в удовлетворении исковых требований об истребовании из её незаконного владения земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1182 кв.м, рас­положенного по адресу: <адрес>, в полном объеме.

В обоснование письменных возражений указано на то, что АО «Красный металлист» на праве постоянного (бессрочного) пользо­вания были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами и , расположенные по адресу: <адрес> В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером был образован участок с кадастровым номером , общей площадью 1182 кв.м.

Государственная регистрация права в отношении указанного участка не проводилась, что подтверждается сведениями ЕГРН. Поскольку объекты недвижимости до их приватизации в составе имущественного комплекса ГП «Красный металлист» принадлежали на праве собственности Российской Федерации, указанные земельные участки, которые были заняты ранее при­ватизированным из государственной собственности имуществом, являются собственностью Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 17.07.2001 № 101- ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ).

На основании изложенного истец обратился в суд с иском.

Считает указанные исковые требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 3 Федерального закона № 101-ФЗ содержала основания, по которым участок мог быть включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникало право собственности, обязательно утвержденный актом Правительства Российской Федерации, который в свою очередь являлся основанием для регистрации соответствующего права соб­ственности.

Спорный земельный участок не был включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности.

Закон № 101-ФЗ признан утратившим силу Федеральным законом от 17.02.2006 №53-Ф3.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) не содержит норм об отнесении к федеральной собственности участков, на которых ранее располагалось приватизиро­ванное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Иные, предусмотренные пунктом 1 статьи 3.1 закона № 137-ФЗ основания для отнесения спорного участка к собственности Российской Федера­ции отсутствуют.

Из представленного в материалах дела свидетельства от 23.07.1992 № 206 о собственности на приватизированное государственное предприятие следует, что АО «Красный металлист» выкупило на основании учредитель­ных документов в соответствии с постановлением от 19.07.1990 № 590 долю, принадлежащую государству в уставном капитале.

Приватизация государственного предприятия «Красный металлист» в АО «Красный металлист» завершилась передачей недвижимого имущества, находящего в государственной собственности, в коллективную собствен­ность акционерного общества и выдачей свидетельства о собственности от 23.07.1992 г. № 206.

Строительство нежилого помещения - выставочного зала, назначение: здание, площадь: общая 937,2 кв.м., количество этажей: 2; кадастровый (или условный) , адрес (местоположение): <адрес>, было завершено и ведено в эксплуатацию и после завершения процедуры при­ватизации государственного предприятия «Красный металлист» в АО «Красный металлист» - в конце 1992 года.

Поэтому указанный объект недвижимого имущества - выставочный зал, назначение: здание, площадь: общая 937,2 кв.м., количество этажей: 2; кадастровый (или условный) , не был включен в перечень: имущества, переданного в аренду Минстанкопромом СССР СПО «Красный металлист» согласно договора аренды имущества Ставропольского станкостроительного производственного объединения «Красный металлист» от 22.10.1990 с возможностью выкупа арендованного имущества в течение 1991 года; в перечень объектов, вошедших в уставный капитал АО «Красный ме­таллист» (Акт оценки уставного капитала АО «Красный металлист» форми­ровался по состоянию на 01.01.1991 г. и был утвержден 11.07.1991 г. (доля государства - 17458 тыс. рублей, вклад арендного предприятия - 9149 тыс. рублей).

Указанный объект недвижимого имущества - выставочный зал, назначение: здание, площадь: общая 937,2 кв.м., количество этажей: 2; ка­дастровый (или условный) , не относится к объек­там приватизированного недвижимого имущества, которые до их прива­тизации находились в собственности Российской Федерации.

В перечне объектов, вошедших в уставной капитал АО «Красный ме­таллист» от 11 июля 1991 года, указаны объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес> и др.

Вместе с тем в указанный перечень не вошел объект недвижимо­сти: нежилое здание (выставочный зал), назначение: здание, площадь: общая 937,2 кв.м., количество этажей: 2; кадастровый (или условный) , адрес (местоположение): <адрес>

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на спорном земельном участке расположен объект недвижимости: нежилого здания, назначение: здание, площадь: общая 937,2 кв.м., количество этажей: 2; кадастровый (или условный) , адрес (местополо­жение): <адрес> (далее - нежилое здание), находящийся в частной собственности Терпигорьевой М. С., что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 01.11.2017.

Терпигорьева М. С. является собственником нежилого здания на основании регистрационной записи в Едином государственном ре­естре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.03.2016 г. и от 11.04.2016 г. , сделанной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в подтверждении чего выданы свидетельства о государственной регистрации права от 17.03.2016 г. и от 11.04.2016 г., распо­ложенного на земельном участке, общей площадью 1182 кв.м., категория зе­мельного участка: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использо­вания: под производственным предприятием, кадастровый номер земельного участка: , по адресу: <адрес>, принадлежащем Терпигорьевой М. С. на праве аренды на основании договора аренды земельно­го участка в границах земель муниципального образования <адрес> от 14.10.2014 г., зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> краю 08.12.2014, номер регистрации , в ре­дакции договора о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> от «14» марта 2016 года, уступка права аренды по кото­рому зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 17.03.2016, номер регистрации

Аренда указанного земельного участка предусмотрена на срок до 18 августа 2024 года.

В отношении земельного участка, имеющего кадастровый , по адресу: <адрес>, принадлежащего Терпигорьевой М. С. на праве аренды, в государственном кадастре недвижимости со­гласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об ос­новных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижи­мости от 11.09.2017 и кадастрового паспорта земельного участка от 08 июня 2016 года содержатся следующие сведения: площадь общая: 1182 кв.м., категория земельного участка: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственным предприяти­ем, данные о правообладателе отсутствуют; вид ограничения: аренда; срок, на который установлено ограничение (обременение) права: с 19.08.2014 по 18.08.2024 года; лицо, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права: Терпигорьева М. С., Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> ИНН ; характер сведений государственного кадастра недвижимости (статус записи о земельном участке): сведения об объекте имеют статус «учтенные» (актуальные).

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

При этом нарушение прав и законных интересов заинтересованно­го лица не должно быть вероятностным (предположительным).

Вместе с тем исковое заявление основано на предположениях Тер­риториального управления Федерального агентства по управлению государ­ственным имуществом в <адрес> о том, что спорный земель­ный участок с кадастровым номером: является государственной собственностью.

Судебное решение должно иметь своей целью защиту нарушенных прав (охраняемых законом интересов), а также восстановление нарушенных прав.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нару­шенного права и характеру нарушения. Выбор способа защиты не может осуществляться заявителем произвольно.

Под виндикационным иском в российской цивилистике понимают иск не владеющего вещью собственника к незаконно владеющему ею собствен­нику. Таким иском защищается право собственности в целом, непосредственно все три правомочия собственника - владение, пользование, распоря­жение, так как он предъявляется, когда все три правомочия нарушены одно­временно. В этот период, собственник лишен возможности осуществлять владение, пользование и распоряжение, но право собственности за ним сохраняется и служит основанием для предъявления виндикационного иска.

Правовые основы, касающиеся истребования вещи из чужого незакон­ного владения, закреплены в статьях 301 - 306 главы 20 «Защита права собственности и других вещных прав» Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 301 ГК РФ закрепляет право собственника истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Подобный иск представляет собой требование лица, считающего себя собственником лишенным возможности осуществлять владение, пользование и распоряжение недвижимым имуществом.

Вместе с тем, истцом не представлено ни одного доказательства, подтверждающего его право собственности на земельный участок с кадастровым номером:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 122-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017, и согласно частям 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», дей­ствующей с 01.07.2017, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтвержде­ния государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Граждан­ским кодексом РФ.

Государственная регистрация является единственным доказатель­ством существования зарегистрированного права.

Вместе с тем, сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , также отсутствуют.

В материалы дела истцом не представлен правоустанавливающий документ, свидетельствующий о возникновении права собственности Российской Федерации на спорный участок, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404.

Данный земельный участок с кадастровым номером не отвечает критериям отнесения земельного участка к федеральной собственности, перечисленным в статье 3.1. Федерального закона РФ № 137-ФЗ в редакции ФЗ от 17.04.2006 № 53-ФЗ.

Земельный участок с кадастровым номером был образован в том числе в 2002 году в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (под литером Д) и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера - 24.12.2013 г.

Основания для признания возникшим в силу закона права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером отсутствуют.

Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (пункт 2 статьи 3.3), предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Поэтому считает законным распоряжение земельным участком, общей площадью 1182 кв.м., категория земельного участка: Земли населен­ных пунктов, вид разрешенного использования: под производственным предприятием, кадастровый номер земельного участка: , по адресу: <адрес>, в силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ, которое осуществлено органом местного самоуправления городского округа в силу заключения договора аренды земельного участка в грани­цах земель муниципального образования <адрес> от 14.10.2014 г., зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 08.12.2014, номер регистрации , в редакции договора о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> от «14» марта 2016 года, уступка права аренды, по которому зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 17.03.2016, номер регистрации .

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федера­ции (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю с 20.12.2001 по 01.07.2006 регулировались Федеральным законом № 101-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной ре­гистрации права собственности на земельные участки в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации. Основанием государственной реги­страции права собственности на земельные участки Российской Федерацииявляются акты Правительства Российской Федерации об утверждении переч­ней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федера­ции возникает право собственности при разграничении государственной соб­ственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные реше­ния по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю (пункт 2 названной статьи). Абзацем 3 статьи 3 Федерального зако­на № 101-ФЗ (в редакции, действовавшей с 08.06.2006) предусмотрено, что основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участ­ков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, яв­ляется наличие на таких участках приватизированного недвижимого имуще­ства, находившегося до его приватизации в собственности Российской Феде­рации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

В нарушение указанных норм федеральных законов истцом не представлены доказательства включения спорного земельного участка и участка, из которого он образован, в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации (до 01.07.2006) возникло право собственности, а также иные доказательства, свидетельствующие о возник­новении права федеральной собственности на спорный участок в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ.

Из чего следует, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером не воз­никло в силу Федерального закона № 101-ФЗ и основания для удовле­творения иска по изложенным основаниям отсутствуют.

Истец также указывает на отнесение земельного участка к федеральной собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю, установленном статьей 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ.

Вместе с тем, считает, что поскольку приобретение прав на земельные участки в процессе разграничения государственной собственности на землю на основании положений статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ не вклю­чено законодателем в перечень прав, подлежащих признанию в судебном по­рядке, и в ЕГРН отсутствует зарегистрированное право иных лиц на спорный участок, право собственности в порядке разграничения государ­ственной собственности на землю подлежало регистрации в заявительном порядке, установленном до 01.01.2017 Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 30.1), а после указанной даты в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 55).

Федеральным законом от 17.02.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодатель­ных актов Российской Федерации» Федеральный закон № 101-ФЗ признан утратившим силу.

С 01.07.2006 по настоящее время основания и порядок разграниче­ния государственной собственности на землю регулируется Федераль­ным законом № 137-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприя­тиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим орга­низациям, созданным федеральными органами государственной власти; зе­мельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользо­вания, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук, а также у государственных учреждений, входящих в структу­ру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказа­нию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и иные земельные участки.

Согласно кадастровому паспорту на земельном участке с кадаст­ровым номером расположен объект недвижимого иму­щества, принадлежащий на праве собственности частному лицу - Терпигорьевой М. С..

Доказательства нахождения в период с 01.07.2006 по настоящее время на спорном участке и участке, предоставленном АО «Красный металлист» в постоянное (бессрочное) пользование, объектов недвижи­мости, относящихся к собственности Российской Федерации, истцом в материалы дела не представлено.

Также территориальное управление указало, что приватизация объектов недвижимости была произведена в 1992 году.

Объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственно­сти, на земельном участке с кадастровым номером , образованном в 2002 году, т.е по истечении 10 лет после приватизации, от­сутствуют.

Кроме того, истцом не представлено доказательств наличия иных предусмотренных статьей 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ оснований для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственно­сти.

Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадаст­ровым номером отсутствуют, что подтверждается материа­лами дела.

Каких-либо документов, свидетельствующих об обратном, истцом не представлено.

Непредставление доказательств является самостоятельным осно­ванием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Выс­шего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Су­да Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, воз­никающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защи­той права собственности и других вещных прав", следует, что иск об истре­бовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен (абзац 1 пункта 32); лицо, об­ратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого неза­конного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика (абзац 1 пункта 36); право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих воз­никновение этого права у истца (абзац 2 пункта 36).

То есть при рассмотрении и разрешении в суде споров об истребовании имущества из чужого незаконного владения подлежат доказыванию по виндикационным искам:

1. Наличие права собственности (или иного вещного права) истца на истребуемый объект.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказывание данного обстоятельства обусловлено тем, что ист­цом по виндикационному иску является только собственник или титульный владелец спорного имущества (Пункт 36 Постановления пленумов ВС РФ/ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22; Определение Московского областного суда от 12.10.2010 N 33-19783)

Вместе с тем, сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , также отсутствуют.

В материалы дела истцом не представлен правоустанавливающий документ, свидетельствующий о возникновении права собственности Российской Федерации на спорный участок, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404.

Истцом по делу не доказано его право собственности на имущество - земельный участок с кадастровым номером .

Принимая во внимание, что истец не обладает правом собственности или иным вещным правом на спорное имущество - земельный участок с ка­дастровым номером , истцом не представлено доказа­тельств наличия у него права собственности на спорное имущество - зе­мельный участок с кадастровым номером , следовательно заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

2. Одним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации и факт нахождения спорного имущества у ответчика.

Наименование объекта определяет его родовые признаки, а в соответствии со ст. 301 ГК РФ объектом виндикации может являться только индиви­дуально-определенная вещь, поскольку истребование имущества в натуре означает возвращение того же имущества собственнику. Таким образом, объ­ектом виндикации является индивидуально-определенная вещь, отличающа­яся от вещей, определенных родовыми признаками, конкретными, только ей присущими характеристиками.

При рассмотрении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения истец должен доказать, что конкретное имущество, нахо­дящееся у ответчика, принадлежит ему, данное обстоятельство будет счи­таться установленным только в случае однозначного вывода о том, что иму­щество, находящееся во владении ответчика, и имущество, на которое пре­тендует истец, является одним и тем же.

Виндикация возможна лишь постольку, поскольку в наличии имеется само имущество. Поскольку виндикационный иск направлен на возврат именно того самого имущества, владение которым было утрачено, истребуемое имущество (объект виндикации) должно быть определено индивидуали­зирующими признаками.

Доказывание данного обстоятельства обусловлено природой виндикации как истребования в натуре индивидуально-определенного имущества из чужого незаконного владения. Таким образом, истец должен доказать, что у ответчика находится именно то имущество, которое выбыло из владения истца.

Истец заявляет, что из его владения выбыли земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>

Во владении (на праве аренды) Терпигорьевой М. С.­ны находится земельный участок с кадастровым номером , т.е. не то имущество (земельный участок с кадастровым номером ), которое выбыло из владения истца, а иное имущество, обладающее иными индивидуально-определенными признаками.

Земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, в настоя­щее время исключен из государственного кадастра недвижимости, т.е. зе­мельный участок с кадастровым номером как индивидуально-определенная вещь к моменту предъявления иска в натуре не сохранилась.

Объектом виндикационного иска может выступать только индивидуально-определенная вещь, которая сохранилась в натуре к моменту предъявления иска. Если такая вещь выбыла из оборота, то и цель виндикационного иска не может быть достигнута и виндикационный иск не подлежит удовлетворению.

3. Ответчик - Терпигорьва М. С. является добросовест­ный приобретателем.

Терпигорьва М. С. возмездно приобрела право аренды на спорное имущество.

По договору аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> от 14.10.2014 г., зарегистриро­ванному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 08.12.2014, номер реги­страции 26-, администрация <адрес> (арендо­датель) предоставила указанный земельный участок в аренду сроком с 19.08.2014 по 18.08.2024 года.

По договору о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> от «14» марта 2016 года, произведена уступка права аренды, по которому право аренды возникло у Терпигорьевой М. С., и зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 17.03.2016, номер регистрации

Уступка прав требования, осуществляемая по договору о передаче прави обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> от «14» марта 2016 года, является возмездной сделкой. Согласно пункту 8 указанного договора передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> стоимость уступки по договору составила 100 000 (Сто тысяч) рублей. Новый арендатор - Терпигорьева М. С. оплати­ла стоимость уступки, указанную в настоящем пункте, путем единовремен­ного безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Арен­датора в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента государственной регистра­ции перехода права аренды к ней.

Терпигорьева М. С. не знала о юридических препятствиях к распоряжению земельным участком и отчуждению права аренды на земельный участок с кадастровым номером , доказательством чего служит пункт 4 указанного договора передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка в границах земель муни­ципального образования <адрес>, которым предусмотрено, что арендатор гарантирует, что передаваемые права и обязанности, предусмотренные настоящим договором по договору аренды, не состоят в залоге, не переданы в субаренду, в споре и под запрещением или арестом не состоят, не ограничены и не обременены иным способом и свободны от любых прав тре­тьих лиц, арендатору ничего не известно о предстоящем изменении назначе­ния использования земельного участка или об изъятии земельного участка для государственных, муниципальных или публичных нужд.

Ссылается на то, что добросовестность является презумпцией, на положения ч. 1 ст. 3, ст. 56 ГПК РФ.

Указывает на то, что в гражданском процессе действует пре­зумпция, согласно которой на ответчика не может быть возложена ответственность, если истец не доказал обстоятельства, подтверждающие его требования.

В разрешаемом споре обязанность возвратить собственнику принадле­жащее ему имущество может быть возложена лишь на лицо, фактически незаконно владеющее этим имуществом, при этом истцом должны быть пред­ставлены достаточные доказательства, позволяющие определенно устано­вить, что истребуемое имущество, принадлежащее истцу, находится у ответ­чика.

Вместе с тем, истцом по иску об истребовании имущества из чужо­го незаконного владения не доказан факт наличия у истца вещного пра­ва на спорное имущество - земельный участок с кадастровым номером

Ответчик - Терпигорьева М. С. законно владеет дан­ным имуществом на основании надлежащего правового основания, а именно на основании договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> от 14.10.2014 г., зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной реги­страции, кадастра и картографии по <адрес> 08.12.2014, но­мер регистрации , в редакции договора о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка в грани­цах земель муниципального образования <адрес> от «14» марта 2016 года, уступка права аренды, по которому зарегистрирована Управ­лением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 17.03.2016, номер регистрации

Ответчиком Терпигорьевой М.С. в суд также было представлено заявление об истечении срока исковой давности, согласно которого просит применить последствия пропуска истцом срока исковой давности, отказав в удовлетворении исковых требований об истребовании из незаконного владе­ния Терпигорьевой М. С. земельного участка с кадастровым но­мером , общей площадью 1182 кв.м., расположенного по адре­су: <адрес>, в связи с пропуском установленного срока.

В обоснование данного заявления указано на то, что АО «Красный металлист» на праве постоянного (бессрочного) пользова­ния были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами и , расположенные по адресу: <адрес>. В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером был образован участок с кадастровым номером , общей пло­щадью 1182 кв.м.

Государственная регистрация права в отношении указанного участка не проводилась, что подтверждается сведениями ЕГРН. Поскольку объекты не­движимости до их приватизации в составе имущественного комплекса ГП «Красный металлист» принадлежали на праве собственности Российской Феде­рации, указанные земельные участки, которые были заняты ранее приватизиро­ванным из государственной собственности имуществом, являются собственно­стью Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 17.07.2001 № 101- ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ)).

На основании изложенного истец обратился в суд с иском.

В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущест­во из чужого незаконного владения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 32 Постановления Плену­ма Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражно­го Суда Российской Федерации № 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защи­той права собственности и других вещных прав», лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во вла­дении ответчика.

Обоснованность виндикационного иска должна подтверждаться докумен­тами, доказывающими право собственности истца на спорный объект, обла­дающий индивидуально-определенными признаками, а также утраты истцом права обладания вещью и владения ответчиком истребуемым имуществом без надлежащего правового основания.

Каких-либо объективных доказательств, соответствующих требованиям законодательства, подтверждающих право собственности истца на спорное имущество, а также отсутствие воли истца на распоряжение указанным имуще­ством суду не представлено.

Согласно пункту 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 №126 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связан­ным с истребованием имущества из чужого незаконного владения» течение срока исковой давности по иску об истребовании движимого имущества из чу­жого незаконного владения начинается со дня обнаружения этого имущества.

Течение срока исковой давности по искам об истребовании недви­жимого имущества из чужого незаконного владения начинается со дня, ко­гда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

К искам об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, пра­во которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).

При этом общий срок исковой давности в соответствии со статьей 196 ГК РФ устанавливается в три года.

Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ установлено, что исковая давность применя­ется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения су­дом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заяв­лено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как разъяснено в пункте 57 совместного постановления Пленума Верхов­ного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22, течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствую­щей записи в ЕГРП.

Эти положения применимы и при рассмотрении дел по искам об истребо­вании из чужого незаконного владения недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государствен­ной собственности на землю.

Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю с 20.12.2001 по 01.07.2006 регулировались Федеральным законом №101- ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистра­ции права собственности на земельные участки в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю (пункт 2 названной статьи). Абзацем 3 статьи 3 Федерального закона № 101-ФЗ (в редакции, дейст­вовавшей с 08.06.2006) предусмотрено, что основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Феде­рации возникает право собственности, является наличие на таких участках при­ватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации было принято распоряжение от 17 сентября 2005 года N1458-р «Об утверждении перечней земельных уча­стков, расположенных на территориях Краснодарского и Ставропольского кра­ев, Волгоградской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности», пунктом 2 которого предусмотрено Росиму­ществу обеспечить в установленном порядкё государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки, указанные в перечнях, утвержденных настоящим распоряжением.

Спорный земельный участок не был включен в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собствен­ности.

Так как спорное имущество выбыло из владения истца согласно его заяв­лению в 1992 году, когда ГП «Красный металлист» было приватизировано.

Принятие Правительством Российской Федерации распоряжения от 17 сентября 2005 года N1458-р, которым утвержден перечень земельных уча­стков, расположенных на территории <адрес>в, на которые у Российской Федерации возникло право собственности», и которым Росимуще­ству было дано поручение обеспечить в установленном порядке государствен­ную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки, указанные в перечне, бесспорно доказывает тот факт, что по со­стоянию на сентябрь 2005 года истцу было достоверно известно о выбытии спорного земельного участка из его владения в 2005 году.

Полагает, что срок исковой давности надлежало исчислять с этой даты. Поэтому срок исковой давности по требованиям истца истек в 2008 году, а истец обратился в суд в 2017 году, то есть за пределами срока исковой давно­сти. Считает, что истцом срок исковой давности истцом пропущен.

Ответчик Терпигорьева М.С. в судебное засевание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. ст. 48, 167 ГПК РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца с участием его представителей по доверенности.

Представители ответчика Терпигорьевой М.С. действующие на основании доверенности: Горяйнова Л.А., Терпигорьев А.Е., Терпигорьева М.А., - в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по СК» по доверенности Волков Д.С. в судебном заседании просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель истца ТУ Росимущества в <адрес>, представители ответчиков: КУМИ <адрес>, администрации <адрес>, - в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о его времени и месте. Не явились по неизвестным суду причинам, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не заявляли, поэтому суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что ответчик Терпигорьева М.С. является собственником нежилого здания – выставочный зал, площадью 937,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 1182 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, который предоставлен ответчику Терпигорьевой М.С. в аренду на срок до 18.08.2024г.

Данные обстоятельства подтверждаются: выписками из ЕГРН, договором аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> от 14.10.2014 г. , договорами передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 28.01.2016 года, от 14.03.2016 года, актом приема-передачи земельного участка от 14.03.2016 года.

Ответчик Терпигорьева М.С. не является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается справкой Межрайонной ИФНС России от 13.12.2017 года, поэтому дело рассматривает Октябрьский районный суд <адрес> (по месту нахождения спорного земельного участка).

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом при формулировании требования основания иска должны соответствовать его предмету.

ТУ Росимущества в <адрес> заявлен иск об истребовании указанного земельного участка из незаконного владения ответчика Терпигорьевой М.С.

В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии с п. 1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Согласно пункта 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

Спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.

В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ (п. 34 указанного Постановления Пленума).

В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения (п. 36 указанного Постановления Пленума).

В условиях состязательности и равноправия сторон истец ТУ Росимущества в <адрес> не представил достоверных доказательств возникновения у Российской Федерации права собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером .

Так, в соответствии с п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Согласно п. 2 ст. 16 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Таким образом, исходя из положений пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ и статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года).

Судом установлено, что постановлением администрации <адрес> от 19.08.2014 года №2798 спорный земельный участок был предоставлен в аренду на 10 лет ООО «ТРА», правопреемником которого является в настоящее время ответчик.

14.10.2014 год на основании указанного постановления администрации <адрес>, комитет по управлению муниципальным имуществом заключил договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> – с ООО «ТРА», на срок с 19.08.2014 года до 18.08.2024 года.

Таким образом, орган местного самоуправления в пределах своих полномочий распорядился спорным земельным участком, предоставив его в аренду ООО «ТРА».

В свою очередь к ответчику Терпигорьевой М.С. аренда спорного земельного участка также перешла на законных основаниях: договор купли-продажи недвижимого имущества от 14.03.2016 года, акт приема передачи недвижимого имущества от 14.03.2016 года, договор передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> от 14.03.2016 года, - зарегистрированные в установленном законом порядке.

Доводы иска о возникновении у Российской Федерации права собственности на спорный земельный участок в силу закона несостоятельны ввиду следующего.

Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю с 20.12.2001 по 01.07.2006 регулировались Федеральным законом от 17.07.2001г. N101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее – Федеральным законом №101-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю (пункт 2 названной статьи).

Абзацем 3 статьи 3 указанного Федерального закона №101-ФЗ (в редакции, действовавшей с 08.06.2006) предусмотрено, что основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является наличие на таких участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. N137-ФЗ (редакция от 31.12.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N137-ФЗ) изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

В нарушение указанных норм территориальным управлением не представлены доказательства включения спорного земельного участка и участка, из которого он образован, в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации (до 01.07.2006) возникло право собственности, а также иные доказательства, свидетельствующие о возникновении права федеральной собственности на спорный участок в соответствии с Федеральным законом №101-ФЗ, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не возникло в силу Федерального закона №101-ФЗ и основания для удовлетворения иска по изложенным основаниям отсутствуют.

Иным основанием для признания права собственности на земельный участок истец указывает на отнесение земельного участка к федеральной собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю, установленном статьей 3.1 Федерального закона №137-ФЗ. Вместе с тем, поскольку приобретение прав на земельные участки в процессе разграничения государственной собственности на землю на основании положений статьи 3.1 Федерального закона №137-ФЗ не включено законодателем в перечень прав, подлежащих признанию в судебном порядке, и в ЕГРН отсутствует зарегистрированное право иных лиц на спорный участок, право собственности в порядке разграничения государственной собственности на землю подлежало регистрации в заявительном порядке, установленном до 01.01.2017 Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 30.1), а после указанной даты – в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 55).

Кроме того, суд считает необходимым указать, что Федеральным законом от 17.02.2006 №53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Федеральный закон №101-ФЗ признан утратившим силу.

С 01.07.2006 по настоящее время основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулируется Федеральным законом №137-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона №137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук, а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и иные земельные участки.

Вместе с тем, на спорном земельном участке расположен объект недвижимого имущества – нежилое здание, принадлежащее на праве собственности ответчику Терпигорьевой М.С. Доказательства нахождения в период с 01.07.2006 по настоящее время на спорном земельном участке объектов недвижимости, относящихся к собственности Российской Федерации, истцом в материалы дела не представлено.

Кроме того, истцом не представлено доказательств наличия иных предусмотренных статьей 3.1 Федерального закона №137-ФЗ оснований для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности.

Истребование земельного участка у ответчика, который владеет им на основании договора аренды, заключенного в установленном законом порядке, противоречит основополагающему принципу земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленному в п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ.

Что касается заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу ст. ст. 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года и начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из выписки из ЕГРН на спорный земельный участок от 03.08.2017г., его аренда была впервые зарегистрирована 05.12.2014 года.

Суд считает, что с указанной даты истец, действуя добросовестно, имел возможность узнать о предполагаемом нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Данный иск подан в суд 08.11.2017 года, то есть в пределах 3-хлетнего срока исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> об истребовании из незаконного владения Терпигорьевой М. С. земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1182 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.В. Волковская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>