ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-215/18 от 27.07.2018 Пий-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2-215/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Туран 27 июля 2018 года

Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Монгуша А.С.,

при секретаре Байыр Н.Б.,

с участием заместителя прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва Хертек С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пий-Хемского района действующей в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации о возложении на Администрацию городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Дорвак А.К. с момента вступления решения суда в законную силу,

установил:

Заместитель прокурора района обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которой указала, что прокуратурой района была проведена проверка по исполнению законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции. В ходе проверки личного дела исполняющего обязанности заместителя председателя по жизнеобеспечению администрации г.Турана (городского поселения города Турана) Дорвак А.К. установлено, что он имеет диплом о высшем профессиональном образовании ИВС 0507694 от 30 июня 2003 г. по квалификации «ученый агроном» по специальности «Агрономия». Согласно трудовой книжки трудовую деятельность начал в МОУ СОШ № 2 г. Турана в 2005 году на должности мастера производственных обучений, в 2006 году назначен заместителем директора школы по административно-хозяйственной части, в 2007 году переведен на должность мастера производственного обучения, с 2011 года по 2016 год работал заместителем директора по административно-хозяйственной части. На основании распоряжении Вр.и.о. председателя администрации города Турана М. № 36-р от 23.08.2016 года Дорвак А.К. принят на работу исполняющим обязанности заместителя председателя по жизнеобеспечению администрации города Турана с 23.08.2016 года, с которым был заключен трудовой договор от 09.01.2017 года. Должность заместителя председателя по жизнеобеспечению администрации города Турана в соответствии с реестром муниципальных должностей, нормативной численности муниципальных служащих администрации города Турана, типовой структуры органов местного самоуправления, схемы структуры администрации города Турана, утвержденным Решением Хурала представителей города Турана № 90 от 23.12.2016 года отнесена к «главной группе должностей» муниципальной службы категории «Руководители».

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Тыва от 25.04.2018 года №368-ЗРТ «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в РТ» предусмотрены Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва. В Общих положениях указанных Типовых квалификационных требований в подп. б. п. 1 ч. 3 Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки в зависимости от группы должностей муниципальной службы, установлены следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения главных должностей муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

В нарушение требований закона заместитель председателя по жизнеобеспечению администрации города Турана Дорвак А.К.- не имеет двух летнего стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки. Нарушения, допущенные при приеме на работу, устранить иным способом, кроме как расторгнуть трудовой договор не представляется возможным. При этом продолжение работы Дорвак А.К. на должности заместителя председателя по жизнеобеспечению администрации города Турана не возможно, в связи с тем, что действующим законодательством предусмотрено, что работник, занимающий должность специалиста администрации должен соответствовать квалификационным требованиям, в том числе иметь соответствующее образование и стаж работы.

Считает, трудовой договор (контракт) с Дорвак А.К. подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, 84 Трудового кодекса РФ. Приемом на муниципальную службу Дорвак А.К. не соответствующего предъявленным требованиям нарушены основополагающие принципы поступления на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы, предусмотренные ст. 4 и 16 Федерального закона № 25-ФЗ, как равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, соответствие квалификационным требованиям, чем подрывается авторитет муниципальной службы в Российской Федерации. Кроме того, считает, что нарушены законные интересы персонально неопределенного круга лиц, которые могли бы на законных основаниях замещать муниципальную должность, незаконно занимаемую Дорвак А.К.. Просит обязать Администрацию городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Дорвак А.К. с момента вступления решения суда в законную силу.

Заместитель прокурора Пий-Хемского района Хертек С.Д. поддержала доводы заявления и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна Маракин Е.А. с иском прокурора не согласился, направил письменное ходатайство о прекращении производства по гражданскому делу, указывая на то, что данный иск прокурора не подлежит рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства, так как должен быть разрешен в соответствии с положениями КАС РФ.

Заинтересованное лицо Дорвак А.К. в судебном заседании участия не принимал, о времени и дате его извещен надлежащим образом, ввиду чего дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав мнение сторон, участвовавших при рассмотрении дела, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующей основной меры - предъявление в установленном порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 25-ФЗ) закрепляется принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым признается, что необходимым условием прохождения муниципальной службы является наличие у муниципального служащего, претендующего на замещение должности необходимой квалификации.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 25-ФЗ для муниципальных служащих, находящихся на муниципальной службе, устанавливаются требования, предъявляемые к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы.

Поддерживать уровень необходимой квалификации можно посредством профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и получения первого и (или) повторного высшего образования.

При этом согласно ст. 6 Федерального закона № 25-ФЗ должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Республики Тыва.

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Тыва от 25.04.2018 года № 368-ЗРТ «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в РТ» предусмотрены Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва, в соответствии с приложением.

Общим положением указанных выше Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва (приложение №3) предусмотрены следующие требования:

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе настоящих Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва.

2. Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва определяются в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

2) Квалификационные требования к уровню профессионального образования.

Для замещения высших и главных должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее образование не ниже уровня специaлитета, магистратуры.

Для замещения ведущих должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее образование.

Для замещения старших и младших должностей муниципальной службы необходимо иметь среднее профессиональное образование.

3) Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки в зависимости от группы должностей муниципальной службы.

1. Установить следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности направлению подготовки, который необходим для замещения:

а) высших должностей муниципальной службы - не менее четырех лет стажа

муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

б) главных должностей муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих, старшин и младших должностей муниципальной службы - без предъявления требования к стажу.

2. Для лиц имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для замещения ведущих должностей муниципальной службы - не менее одного года стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Республики Тыва от 04.05.2009 года №1244 ВХ-2 (ред. от 14.06.2012) «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва» реестр должностей муниципальной службы в Республике Тыва представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы в Республике Тыва, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональному признаку должностей (категории), и утверждается приложением к настоящему Закону.

Согласно Раздела 6 Приложения к Реестру, содержащего перечень наименований должностей в администрации городского поселения, должность заместителя председателя по жизнеобеспечению отнесена к «главной группе должностей» в категории «специалисты».

Дорвак А.К. имеет диплом ИВС 0507694 выданный Тывинским государственным университетом г. Кызыла 30 июня 2003 г. по квалификации «ученый агроном» по специальности «Агрономия».

Как следует из личной карточки государственного (муниципального) служащего Дорвак А.К., составленной администрацией г. Турана 23 августа 2016 года, он принят с 23 августа 2016 года на должность исполняющего обязанности заместителя председателя.

Согласно анкете Дорвак А.К. от 23 августа 2016 года, в графе 10 – выполняемая работа с начала трудовой деятельности указано, что с 1 сентября 2005 года по 23 августа 2016 года работал в МБОУ СОШ №2 г. Турана.

Распоряжением и.о. председателя администрации г. Турана № 36-р от 23 августа 2016 года Дорвак А.К. принят исполняющим обязанности заместителя председателя по жизнеобеспечению администрации г. Турана с 23 августа 2016 года.

Администрацией г. Турана 9 января 2017 года заключен трудовой договор №1 с Дорвак А.К..

Как следует из должностной инструкции заместителя председателя по жизнеобеспечению администрации г. Турана, в его должностные обязанности входит осуществление непосредственного руководства по вопросам благоустройства и хозяйственной деятельности объектов на территории города.

Из трудовой книжки Дорвак А.К. АТ- IX № 5775629 также видно, что с 27 сентября 2005 года по 22 августа 20167 года он работал в МБОУ СОШ №2 г. Турана, с 23 августа 2016 года принята на должность исполняющего обязанности заместителя председателя по жизнеобеспечению администрации г. Турана.

Таким образом, суд соглашается с мнением заместителя прокурора, поскольку законодательством о муниципальной службе закрепляется обязанность муниципального служащего - заместителя председателя по жизнеобеспечению администрации города Турана поддерживать необходимый уровень квалификации, иметь высшее образование, а также не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

В нарушение указанных выше требований закона заместитель председателя по жизнеобеспечению администрации города Турана Дорвак А.К.- не имеет двухлетнего стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Суд также соглашается с доводами заместителя прокурора, о том, что нарушения, допущенные при приеме на работу Дорвак А.К. устранить иным способом, кроме как расторгнуть трудовой договор не представляется возможным. При этом продолжение работы Дорвак А.К. на должности заместителя председателя по жизнеобеспечению администрации города Турана не возможно, в связи с тем, что действующим законодательством предусмотрено, что работник, занимающий должность секретаря-делопроизводителя (специалист 1 категории) администрации города Турана должен соответствовать квалификационным требованиям, в том числе иметь соответствующее образование.

В соответствии со п. 11 ст.77, п. 14 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В связи с чем, трудовой договор (контракт) с Дорвак А.К. подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, 84 Трудового кодекса РФ.

Приемом на муниципальную службу Дорвак А.К. не соответствующего предъявленным требованиям нарушены основополагающие принципы поступления на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы, предусмотренные ст. 4 и 16 Федерального закона № 25-ФЗ, как равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, соответствие квалификационным требованиям, чем подрывается авторитет муниципальной службы в Российской Федерации.

Ходатайство представителя ответчика, администрации г. Турана по доверенности Маракина Е.А.. о прекращении производства по делу в связи с тем, что данный иск подлежит рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, судом отклоняется по следующим основаниям.

Заместитель прокурора обратилась в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации к о возложении на администрацию городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Дорвак А.К. с момента вступления решения суда в законную силу.

Так в абзацах 5, 6 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» дано разъяснение, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Таким образом, иск заместителя прокурора Пий-Хемского района подлежит удовлетворению в полном объеме, а ходатайство представителя ответчика подлежит отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск заместителя прокурора Пий-Хемского района действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации о возложении на администрацию городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Дорвак А.К. с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения город Туран Пий-Хемского кожууна Республики Тыва устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Дорвак А.К. с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Пий-Хемский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2018 года (28,29 июля 2018 года выходные дни).

Председательствующий А.С. Монгуш