Дело № 2-215/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2013 года город Остров
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Коженковой Т.Г.,
с участием представителя истца – Территориального отдела в Островском, Палкинском, Печорском районах Управления Роспотребнадзора по Псковской области – начальника ТО ФИО1, действующей на основании приказа №.. от ***.2005 года,
представителя ответчика – Администрации городского поселения «Остров» ФИО2, действующего на основании доверенности от ***.2013 года сроком на .. год,
при секретаре Корныльевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела в Островском, Палкинском, Печорском районах Управления Роспотребнадзора по Псковской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Остров» о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел в Островском, Палкинском, Печорском районах Управления Роспотребнадзора по Псковской области обратился в Островский городской суд с иском к Администрации городского поселения «Остров» в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия в части не создания условий для реализации пищевых продуктов в местах размещения нестационарных торговых объектов, обязании исключить торговые места по ул. ... из схемы размещения нестационарных торговых объектов и разработать схему размещения нестационарных торговых объектов с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок до *** 2013 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года, орган надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей, их ассоциации и союзы вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей. Согласно статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ, который наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п.п. 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ №332 от 30.06.2004 года (в редакции от 19.06.2012 года), федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора. На территории Псковской области данная служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Псковской области и его территориальными отделами.
В соответствии с п. 1 Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в Островском, Палкинском, Печорском районах, Территориальный отдел является структурным подразделением Управления и в пределах своей компетенции осуществляет обращение с заявлениями в защиту интересов неопределенного круга потребителей.
Предъявленное исковое заявление затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, а именно граждан, которые уже приобрели товар в установленном ответчиком месте размещения нестационарных торговых объектов по ..., а также граждан, имеющих намерение приобрести товар в указанном месте исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Закон РФ «О защите прав потребителей»). Определить полный перечень потребителей, на которых в дальнейшем распространятся отношения, предметом которых является данный иск, не представляется возможным.
Пунктом 10 статьи 4 Устава муниципального образования «Остров» к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы создания условий для обеспечения жителей поселения услугами, в том числе торговли.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п.10 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления. При этом п.9 Приказа Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле от 16.02.2011 №55 (в редакции от 27.04.2011) «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Псковской области схем размещения нестационарных торговых объектов», возлагает на орган местного самоуправления обязанность учитывать при разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов требования законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Указывает, что при рассмотрении территориальным отделом жалобы по вопросу организации торговли пищевыми продуктами по адресу: ... в антисанитарных условиях, главным специалистом-экспертом Территориального отдела в Островском, Палкинском, Печорском районах Управления Роспотребнадзора по Псковской области было установлено, что в рамках полномочий органов местного самоуправления постановлением Администрации городского поселения «Остров» №.. от ***.2012 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети на территории городского поселения «Остров», включающая в себя .. торговых мест на .... Истец полагает, что при утверждении данной схемы Администрацией городского поселения не в полной мере учтены санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к организации торговли и обороту пищевых продуктов (СП 2.3.6.1066-01), а именно: в утвержденных местах размещения нестационарных торговых объектов отсутствуют контейнеры для сбора мусора, урны, что лишает торгующих лиц возможности убрать за собой мусор; указанные торговые места не оборудованы туалетами; некоторые из них расположены вблизи проезжей части дороги, в связи с чем, на реализуемый товар летит пыль, что приводит к загрязнению пищевых продуктов и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан при употреблении таких продуктов питания.
Учитывая, что Администрацией городского поселения «Остров» при разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов не в полной мере учтены требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, меры к устранению данных нарушений ответчиком не принимаются, чем создается опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, истец просит признать указанное бездействие незаконным и обязать ответчика исключить их схемы размещения нестационарных торговых объектов торговые места по ..., а также в срок до ***.2013 года разработать и утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Представитель истца - Территориального отдела в Островском, Палкинском, Печорском районах Управления Роспотребнадзора по Псковской области – начальник ТО ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в заявлении обстоятельствам. Исковые требования уточнила и просила признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Остров» по созданию условий для размещения нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; обязать Администрацию городского поселения «Остров» в срок до *** 2013 года разработать и утвердить схему размещения на территории городского поселения «Остров» нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Дополнительно пояснила, что по ... напротив Островского рынка находится много нестационарных торговых точек, при размещении которых не учтены требования законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения, предусмотренные п.2.7, 2.8, 2.11 СП 2.3.6.1066-01. Жильцы домов, расположенных по ... вблизи данных торговых точек, обращаются к истцу с многочисленными жалобами о том, что возле домов много мусора и что продавцы указанных нестационарных торговых объектов используют подъезды многоквартирных жилых домов в качестве туалетов. Также просила учесть, что указанное место размещения нестационарных торговых объектов находятся вблизи проезжей части дороги, из-за чего на продукты питания летит пыль, грязь, выхлопные газы, люди стоят в очередях на проезжей части дороги, что в свою очередь создает опасность для их жизни и здоровья.
Представитель ответчика – Администрации городского поселения «Остров» ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования признал в полном объеме. Пояснил, что постановление Администрации городского поселения «Остров» от ***.2012 года № .. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети на территории городского поселения «Остров» в 2013 году» опубликовано на официальном сайте Администрации городского поселения «Остров» ***.2012 года в разделе «Правовые акты Администрации за 2012 год». Учитывая предусмотренную законом процедуру разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, просил установить срок для разработки и утверждения данной схемы до *** 2013 года.
Изучив материалы дела и позицию сторон, суд находит заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области в Островском, Палкинском, Печорском районах, Территориальный отдел является структурным подразделением Управления Роспотребнадзора по Псковской области и в пределах своей компетенции осуществляет обращение с заявлениями в защиту интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно ч.2 ст. 6 Федерального закона от *** № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п.10 ч.1 ст. 14 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли относится к вопросам местного значения поселения.
В силу требований п. 1 ст.10 Федерального закона от *** №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления.
При этом пункт 9 Приказа Государственного комитета ... по экономическому развитию, промышленности и торговле от *** .. (в редакции от 27.04.2011) «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений ... схем размещения нестационарных торговых объектов» возлагает на уполномоченный орган местного самоуправления обязанность учитывать при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов требования законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п.10 ст.4 Устава муниципального образования «Остров» создание условий для обеспечения жителей поселения услугами, в том числе торговли, относится к вопросам местного значения городского поселения «Остров».
Пункт 15 части 2 статьи 28 Устава муниципального образования «Остров» создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли относит к компетенции Администрации городского поселения «Остров».
Судом установлено, что постановлением Администрации городского поселения «Остров» .. от *** года, в пределах полномочий, предоставленных Уставом муниципального образования «Остров» и вышеуказанных Федеральных законов, Администрацией городского поселения «Остров» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети на территории городского поселения «Остров». Указанное постановление Администрации поселения опубликовано в установленном законом порядке и вступило в законную силу.
Как следует из утвержденной постановлением .. схемы размещения нестационарных торговых объектов и материалов гражданского дела, при разработке данной схемы Администрацией городского поселения «Остров» не в полной мере учтены требования законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Так, не все включенные в схему места для размещения нестационарных торговых объектов оборудованы контейнерами или урнами для сбора мусора, туалетами, что противоречит требованиям п.2.7, 2.8 и 2.11 Санитарных правил 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
Кроме того, в некоторых случаях отсутствует сама возможность организовать контейнерную площадку по причине расположения нестационарных торговых объектов на расстоянии менее 25 метров от многоквартирных жилых домов.
Суд также учитывает, что отдельные места размещения нестационарных торговых объектов находятся вблизи от проезжей части дороги, в виду чего на реализуемый товар летит пыль, грязь, что приводит к загрязнению пищевых продуктов и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан при употреблении таких продуктов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов Администрацией городского поселения «Остров» не в полной мере учтены требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и бездействие ответчика в части устранения данных несоответствий суд признает как незаконное.
На основании вышеизложенного, суд принимает признание иска ответчиком в порядке ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия признания иска представителю ответчика судом разъяснены и понятны.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учётом мнения сторон, а также принимая во внимание то обстоятельство, что для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов ответчику потребуется определённое время, суд полагает возможным установить срок для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения до *** 2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 197-199, 206, 320, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела в Островском, Палкинском, Печорском районах Управления Роспотребнадзора по Псковской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Остров» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Остров» Островского района Псковской области по созданию условий для размещения нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Обязать Администрацию городского поселения «Остров» в срок до *** 2013 года разработать и утвердить схему размещения на территории городского поселения «Остров» нестационарных торговых объектов мелкорозничной торговой сети с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Т.Г.Коженкова
Решение не обжаловано и вступило в законную силу.