Дело № 2- 215/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 13 июня 2013 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Частухиной Г.Г.,
при секретаре Немытых С.К.,
с участием зам. прокурора Октябрьского района Пермского края Степовой С.Ю.,
представителя ответчик МКОУ «<данные изъяты>» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда п. Октябрьский гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к главе Октябрьского муниципального района, МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ « <данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ « <данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ « <данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>, МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия главы <данные изъяты> муниципального района и руководителей образовательных учреждений и обязывании приобрести и установить резервные источники электропитания на котельных образовательных учреждений
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского районного Пермского края обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к главе <данные изъяты> муниципального района, МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ«<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ « <данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты> МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействие главы Октябрьского муниципального района и руководителей образовательных учреждений и обязывании приобрести и установить резервные источники электропитания в котельных образовательных учреждений
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Пермского края на основании анализа исполнения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и по защите прав несовершеннолетних за 2012 год проведена проверка обеспечения безопасносных условий обучения в муниципальных образовательных учреждениях и исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки были установлены нарушения законодательства, а именно Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года №204, Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года №1340, выразившиеся в том, что в образовательных учреждениях Октябрьского муниципального района Пермского края: МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты> МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ«<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты> МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>» отсутствуют резервные источники электропитания. Учредителем данных образовательных учреждений является администрация <данные изъяты> муниципального района Пермского края. Вместе с тем, глава <данные изъяты> муниципального района не предпринял никаких мер для решения вопросов местного значения, таких как участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района по установлению резервных источников электропитания в котельных образовательных учреждений, то есть бездействовал, чем существенно нарушил права несовершеннолетних на безопасные условий обучения. В соответствии с Уставами вышеперечисленных образовательных учреждений, непосредственное руководство каждым учреждением осуществляет директор или заведующий, которые также бездействовали и не давали соответствующих указаний своим подчиненным. Поэтому резервные источники электропитания на котельные до сих пор не были приобретены и установлены. Просил признать незаконным бездействие главы <данные изъяты> муниципального района, выразившееся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района по установлению резервных источников электропитания в указанных выше образовательных учреждениях; обязать главу <данные изъяты> муниципального района в срок до 31 декабря 2013 года принять предусмотренные действующим законодательством меры по установлению резервных источников электропитания в указанных образовательных учреждениях путем выделения денежных средств для их приобретения и установки; обязать директоров и заведующих указанных образовательных учреждений в срок до 31 декабря 2013 года приобрести и установить резервные источники электропитания на средства, выделенные администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края.
В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования дополнил, просил: признать незаконным бездействие главы <данные изъяты> муниципального района Пермского края, выразившееся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района по установлению резервных источников электропитания в котельных образовательных учреждений и в образовательных учреждениях перечисленных в исковом заявлении.
Обязать главу <данные изъяты> муниципального района Пермского края в срок до 31.12.2013 г. путем принятия предусмотренных действующим законодательством мер организовать участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района по установлению резервных источников электропитания в котельных перечисленных образовательных учреждений и в указанных образовательных учреждениях, путем выделения денежных средств для их приобретения и установки.
Обязать директоров и заведующих образовательных учреждений МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ « <данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ « <данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты> МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>» в срок до 31.12.2013 года приобрести и установить резервные источники электропитания в котельных учреждений и в этих образовательных учреждениях на средства, выделенные администрацией Октябрьского муниципального района.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал, по существу изложив доводы, содержащиеся в заявлении, дополнив, что необходимость установления в образовательных учреждениях резервных источников электропитания подтверждается письмом Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 19 марта 2013 года, направленном в адрес глав муниципальных образований, а также Правилами устройства электроустановок. Просил удовлетворить требования указанные в дополнительном исковом заявлении.
Представитель ответчика МКОУ «<данные изъяты>» ФИО4 иск не признала, пояснила, что школа согласно проекту рассчитана на 80 школьников, а фактически в школе обучается 53 школьника. Школа была построена в 2011 году и сдана в эксплуатацию. Школа соответствует проекту, построена по новым технологиям. Согласно проекту предусмотрен резервный источник питания, который фактически установлен, работает на альтернативном топливе и находится в специально построенном помещении. Для обслуживания источников питания у них имеется рабочий.
Ответчик – представитель главы <данные изъяты> муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве просил в исковых требованиях отказать, указал, что прокурором не представлено доказательств того, что образовательные учреждения отнесены ко 2 категории электроприемников, не определены параметры требуемой им установки резервного питания и его вид, а также наличие технической возможности выполнения данных требований. В суд представлены доказательства об отнесении учреждений к 3 категории на основании выданных технический условий.
Представители ответчиков МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ « <данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
Представители ответчиков МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>, МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты> в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласились, указали, что условий для установления резервного источника питания в образовательных учреждениях не имеется.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, пояснения специалиста, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия в осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконного возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 7 части 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 32 Федерального закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Судом установлено следующее:
Из информации от 26.02.2013 года, представленной администрацией <данные изъяты> городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в прокуратуру Октябрьского района Пермского края следует, что резервные источники питания имеются на котельную № и котельную <данные изъяты>, на скважину № водоснабжения <адрес>, скважину водоснабжения № КС «<данные изъяты>», водопроводно-насосную станцию <адрес> и арендуемые ООО «<данные изъяты>» объекты водопроводно-канализационного хозяйства (т.1 л.д. 10).
Из информации администраций сельских поселений: <данные изъяты> городского поселения, следует, что в образовательных учреждениях, расположенных на территории указанных поселений, резервных источников питания на котельных образовательных учреждений и в образовательных учреждениях, не имеется ( т.1 л.д. 11-22).
Согласно Уставам МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ«<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ«<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», указанные учреждения являются юридическими лицами, учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район Пермского края» в лице администрации <данные изъяты> муниципального района Пермского края (т.1 л.д.23-55).
Из Актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, Договоров энергоснабжения судом установлено, что между ответчиками - образовательными учреждениями (Потребители) и ООО «<данные изъяты>» (Гарантирующий поставщик) заключены договоры энергоснабжения, оговорены условия поставки электроэнергии, также установлено, что потребители МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ « <данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>, МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>» по надежности электроснабжения в соответствии с проектом относятся 3 категории, схема электроснабжения соответствует категорийности (т. 2 л.д. 3 – 297, т.3 л.д. 2- 48).
Письмом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 19 марта 2013 года, адресованного главам муниципальных районов и городов Пермского края установлено, что 80% социально значимых объектов, включая объекты тепло-, водо-, газоснабжения, учреждения здравоохранения и образования, органов власти имеют 3 категории надежности электроснабжения, то есть один ввод и нормативный срок устранения аварийных ситуаций 24 часа, что является недопустимым; установлен срок для предоставления в Министерство плана-графика на 20130-2015 годы по приведению категории надежности указанных социально значимых объектов к нормативной (т.3 л.д. 52).
В т.3 л.д. 108-114 представлен технический паспорт здания школы <адрес> площадью 1375.7 кв.м. с 3 пристроями, котельной 117.1 кв.м., забором, год постройки 2011, число этажей -1, имеется собственная котельная на твердом топливе, электроснабжение, водоснабжение центральное канализация центральная.
В материалах дела имеется проектно-конструкторская документации Основной общеобразовательной школы на 80 учащихся в д<адрес>. Проектом предусмотрено строительство ВЛ 10 кВ с отпайкой от действующей ВЛ 10кВ № 7 ПС «<данные изъяты>», тупиковой комплексной трансформаторной подстанции 10/0.4 мощностью 160 кВА наружной установки, ВЛ и КЛ 0.38 кВ. По степени обеспечения надежности электроснабжения котельная школы относится ко 2 категории. В качестве источника резервного питания котельной проектом предусмотрена дизельная генераторная установка закрытого типа (8кВт (10вВА) (т.3 л.д. 102-107).
Актом осмотра электроустановки от 14 июля 2011 года Западно –Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено, что категория надежности учреждения электроснабжением по проекту отнесено ко 2 категории, к осмотру представлена техническая, исполнительная, пусконаладочная и эксплуатационная документация, произведен осмотр технического состояния отпайки ВЛ 10кВ № 7 ПС «<данные изъяты>», КТПк 160 кВА, внутренние сети 0.4 кВ основной общеобразовательной школы на 80 учащихся, в качестве резервного источника электроснабжения установлена дизельная электростанция (ДЭС) ЕР 5000Х -4кВт. В заключении указано, что электроустановка отвечает техническим условиям, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности, требованиям правил эксплуатации и может быть допущена в эксплуатацию (т.3 л.д.115-115).
На л.д.36-101 т.3 представлено техническое описание и инструкция по эксплуатации Подстанции типа КТП 25-1000 напряжения класса 6/10 кВ.
ФИО5 допрошенный в качестве специалиста в судебном заседании пояснил, что в его обязанности как начальника электротехнической лаборатории муниципальных учреждений входит ежегодная проверка электробезопасности в образовательных учреждениях: целостности изоляции проводов, измерение заземления и т.п. Категория надежности электроснабжения в образовательных учреждениях в Октябрьском районе третья, данная категория устанавливается при проектировании учебных заведений, кроме <данные изъяты> которая построена в 2011 году, школа отнесена ко 2 категории надежности электропитания. Согласно новых Правил, сформулированы основополагающие правила проектирования и монтажа электроустановок вновь строящихся и реконструируемых зданий. Если предусмотрен капитальный ремонт в здании, то после ремонта устанавливается 1 либо 2 категория надежности электроснабжения. В <данные изъяты> школе в качестве резервного источника электроснабжения установлена дизельная электростанция (ДЭС) ЕР 5000Х -4кВт. Указанной мощности хватит, чтобы обеспечить бесперебойное аварийное элекроснабжение данной школы, мощности хватит на обеспечение работы котельной и резервного освещения.
В исковом заявлении прокурор просит возложить обязанности по установке резервных источников электропитания не только в образовательных учреждениях, но и на котельных указанных учреждений.
В соответствии с п. п. 1.12, 1.11 СНиП "Котельные установки", утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 года №229 по надежности отпуска тепла потребителям котельные относятся к первой категории, если они являются единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивают потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла, при этом к первой категории потребителей тепла по надежности теплоснабжения относятся потребители, нарушение теплоснабжения которых связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному хозяйству (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции); ко второй категории - остальные котельные.
При этом, указанными «СНиП П-35-76. Котельные установки» обязанность по обеспечению котельных установок (котельных) электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания не установлена. Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок под котельной понимается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Согласно пункту 1.2.18. Правил устройства электроустановок, седьмое издание, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 09 апреля 2003 года № 150 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории: электроприемники первой категории; электроприемники второй категории; электроприемники третьей категории. При этом указанным пунктом Правил устройства электроустановок дана характеристика электроприемника каждой категории.
Так, к электроприемникам первой категории относятся электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
К электроприемникам второй категории относятся, электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
К электроприемникам третьей категории относятся все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В силу пункта 1.2.20. Правил устройства электроустановок, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно же пункту 1.2.21. Правил устройства электроустановок для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что котельная установка (котельная) и электроприемник (электроустановка) является разными по техническим характеристикам и функциональным особенностям объектами.
В силу этого при эксплуатации котельных установок (котельных) необходимо руководствоваться «СНиП П-35-76. Котельные установки» и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
В соответствии с п. 1.1.1. ПУЭ, установленные правила устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 09 апреля 2003 года № 150 распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. Требования указанных Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Пунктом 1.2.17 указанных выше Правил установлено, что категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
В соответствии со ст. 56 ч. 1 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из исследованных выше письменных доказательств, представленных сторонами, суд приходит к выводу, что прокурором не представлено доказательств того, что ответчики – образовательные учреждения отнесены ко 2 категории электроприемников на основании проектной документации на стадии строительства либо в стадии реконструкции, то есть им не подтверждена категория объектов, не определены параметры требуемой им установки резервного питания и его вид (генератор, аккумулятор, иной источник питания, его мощность), а также наличие технической возможности выполнения данных требований и наличие непосредственно котельных в образовательных учреждениях. Напротив, ответчиками представлены доказательства, свидетельствующие об отнесении учреждений к 3 по надежности категории электроприемников на основании выданных технических условий и отсутствии в их собственности либо на праве оперативного управления котельных, обеспечивающих образовательные учреждения теплоснабжением.
Согласно письменных доказательств МКОУ «<данные изъяты>» отнесена ко 2 категории электроприемников на основании проектной документации на стадии строительства. Из материалов дела, пояснений специалиста следует, что в школе установлен резервный источник питания, мощность которого обеспечивает аварийное безопасное бесперебойное электроснабжение здания школы, резервный источник питания был построен согласно проекту и установлен при возведении здания школы. Таким образом, требования прокурора по установлению резервного источника электропитания на котельной образовательного учреждения и в образовательном учреждении МКОУ «<данные изъяты>» удовлетворению не подлежат.
Доводы истца со ссылкой на письмо министра энергетики и ЖКХ Пермского края от 19 марта 2013 года и п.1.2.20 ПУЭ судом признаются несостоятельными, поскольку не опровергают обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела и установленных в судебном заседании.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о признании незаконным бездействие главы Октябрьского муниципального района, выразившемся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района по установлению резервных источников электропитания в образовательных учреждениях и в котельных образовательных учреждений, возложении обязанности на главу <данные изъяты> муниципального района в срок до 31 декабря 2013 года принять предусмотренные действующим законодательством меры по установлению резервных источников электропитания в образовательных учреждениях и на котельных образовательных учреждений путем выделения денежных средств для их приобретения и установки; возложении обязанности на директоров и заведующих образовательных учреждений в срок до 31 декабря 2013 года приобрести и установить резервные источники электропитания в котельных данных образовательных учреждений и в самих учреждениях на средства, выделенные администрацией <данные изъяты> муниципального района Пермского края – не имеется.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Главе <данные изъяты> муниципального района Пермского края, МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ«<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты>», МКОУ «<данные изъяты> МКОУ «<данные изъяты> МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты> МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты> МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>», МКДОУ «<данные изъяты>» о признании незаконными бездействие главы <данные изъяты> муниципального района Пермского края, выразившееся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района по установлению резервных источников электропитания на котельных перечисленных образовательных учреждений и в перечисленных образовательных учреждениях; возложении обязанности на главу <данные изъяты> муниципального района Пермского края в срок до 31.12.2013 г. путем принятия предусмотренных действующим законодательством мер организовать участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района по установлению резервных источников электропитания на котельных образовательных учреждений и в образовательных учреждениях; возложении обязанности на директоров и заведующих образовательных учреждений в срок до 31.12.2013 года приобрести и установить резервные источники элекропитания на котельных учреждений и в этих образовательных учреждениях на средства, выделенные Администрацией <данные изъяты> муниципального района, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца, начиная с 18 июня 2013 года.
Председательствующий: Г. Г. Частухина