ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-215/2017 от 09.06.2017 Сухобузимского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июня 2017 года <адрес>

Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой С.А., при секретаре Гасперской О.И.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Племзавод «Таежный» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ООО «Племзавод «Таежный» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> проекта зон санитарной охраны подземного водозабора артезианской скважины и водопровода, расположенного по адресу <адрес>., указывая, что поводом для обращения в суд с иском, послужила находящаяся в распоряжении Управления информация и документы, свидетельствующие о том, что ответчик при осуществлении эксплуатации артезианской скважины и водопровода нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 50.03.1999 г., СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ.49.31.000.Т.00008ДД.ММ.ГГГГ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны артензианской скважины и водопровода, расположенных в <адрес>. Указанный водозабор используется для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения молочного завода ООО «Племзавод «Таежный»

Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны. На момент написания настоящего искового заявления информация об утверждении проекта зон санитарной охраны артезианской скважины и водопровода ООО «Племзавод «Таежный» отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зон санитарной охраны артезианской скважины и водопровода по адресу: <адрес> не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.

Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ и означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте.

Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны подземного водозабора артезианской скважины и водопровода ответчика не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.

Указанное не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека. Истец просит обязать ответчика в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> проекта зон санитарной охраны подземного водозабора артезианской скважины и водопровода, расположенного в <адрес>.

Представитель истца просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в ходатайстве указал, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было направлено заявление об утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения с приложением необходимых документов в министерство природных ресурсов и экологии <адрес>. Общий срок рассмотрения проекта не должен превышать 2 месяцев со дня его поступления в министерство, а в случае необходимости получения дополнительных согласований проекта зон санитарной охраны срок рассмотрения проекта может быть продлен министерством, но не более чем на 30 дней.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ст. 8 Федерального закона Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека,

Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с пунктом 1.4. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расхоложены.

Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника подземный ли поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.

Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей литьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.

В судебном заседании установлено, что истцом выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ.49.31.000.Т.00008ДД.ММ.ГГГГ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны артезианской скважины и водопровода ООО «Племзавод «Таежный» в <адрес>. Указанный водозабор используется для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения молочного завода ООО «Племзавод «Таежный».

В соответствии с оценкой соответствия санитарным правилам и нормам проекта зон санитарной охраны указанных водозаборных скважин МБУ ДОК «Таежный», указанные скважины пробурены в 1970-1981 г.<адрес> из скважин по водоводам поступает в накопительные резервуары, расположенные на площадке от скважины на расстоянии 37,5 м., откуда самотеком по питьевому водопроводу поступает в сеть лагеря.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время - Управления), после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно постановлению <адрес> от 5 10.2009 -п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти <адрес> уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны является министерство природных ресурсов и экологии <адрес>.

Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охрана. На момент написания настоящего искового заявления информация об утверждении проекта зоны санитарной охраны артезианской скважины и водозабора ответчика отсутствует, что свидетельствует о том, что проект зоны санитарной охраны артезианской скважины и водопровода ООО «Племзавод «Таежный» не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.

Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для артезианской скважины и водопровода ответчика не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава волы в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.

Указанное не соответствует требованиям ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца - Управления Роспотребнадзора по <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению, несмотря на то, что ответчиком в настоящее время приняты меры для исполнения названных выше требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Племзавод «Таежный» в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1,13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> проекта зоны санитарной охраны артезианской скважины и водопровода, расположенных по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца через Сухобузимский районный суд.

Судья С.А. Кузнецова

Копия верна:

судья Сухобузимского

районного суда С.А. Кузнецова