Дело № 2-215/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Гильмановой Т.А.
при секретаре Мячиной Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 10 апреля 2017 года гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Мариинского муниципального района, Администрации Мариинского муниципального района о назначении муниципальной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Мариинский городской суд с иском к Управлению социальной защиты населения Мариинского муниципального района, Администрации Мариинского муниципального района о назначении муниципальной пенсии, в котором просил обязать Управление социальной защиты населения Мариинского муниципального района отменить решение <...> об отказе ФИО1 в назначении муниципальной пенсии, и назначить ему пенсию с <...>. Взыскать с Администрации Мариинского муниципального района в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда <...>.
Исковые требования мотивированы следующим. Истец работал <...> в администрации Мариинского муниципального района с <...>, и с <...> - <...>. Был уволен <...> по ликвидации администрации. Решением Мариинского городского суда от <...> он был восстановлен в прежней должности <...>. Исполнительный лист о восстановлении на работе был утрачен, получить дубликат исполнительного листа не представилось возможным. ФИО1 имел право на назначение пенсии по выслуге лет по следующим основаниям: заместитель министра труда Б. 24.11.1993 года №2020-РБ разъяснил органам местного самоуправления, что постановлением Министерства труда РФ от 09.08.1993 года №145 с 01.09.1993 года вводятся должностные надбавки к должностному окладу за выслугу лет. Согласно положению к Постановлению стаж работы о надбавке за выслугу лет определяется комиссией по установлению трудового стажа и утверждается руководителем. Документом, определяющим общий стаж работы на получение ежемесячных надбавок за выслугу лет, является трудовая книжка. Комиссия по определению стажа работником администрации Мариинского муниципального района на основании трудовой книжки в соответствии с действующими нормами трудового права исчислила истцу стаж работы для выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу по состоянию на <...> - <...>. Исчисленный стаж - <...> утвержден правовым актом и.о.главы Мариинского района 16.12.1996 года распоряжением №385-Р. Указом президента РФ от 03.09.1997 года №982 определены периоды работы (службы), включенные в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет. Пунктом 3 указа президента РФ №982 установлено «в стаже государственной службы федеральных государственных служащих сохраняются периоды работы (службы), которые были включены в установленном порядке в указанный стаж для выплаты надбавки к должностному окладу за выслугу лет до вступления в силу настоящего указа».
08.01.1998 года принят Федеральный закон №8-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Этим законом установлено, что муниципальная служба приравнивается к государственной службе.
На основании этого закона 16.10.1998 года был принят закон Кемеровской области № 49 –ОЗ «О муниципальной службе в Кемеровской области». Пунктом 4 ст.23 Закона установлено: «стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего».
Статья 23 Закона Кемеровской области от 16.10.1998 года №49-ОЗ в редакции от 13.11.1999 года с изменениями от 18.05.2004 года «О муниципальной службе в Кемеровской области» гласит: «стаж муниципальной службы.
1. Порядок исчисления стажа замещения муниципальных должностей, а также зачеты в этот стаж периодов замещения иных должностей определяются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
2. Стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, право на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, назначение пенсии за выслугу лет, доплаты к государственной пенсии, выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию и других выплат - это суммарная продолжительность трудовой деятельности в муниципальных должностях, включенных в реестр муниципальных должностей Кемеровской области.
3. В стаж муниципальной службы включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы и выборных муниципальных должностях.
В стаж муниципальной службы также включаются:
периоды работы (службы), предусмотренные в приложении №1 к Положению о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской федерации и государственные должности федеральных государственных служащих утвержденному постановлением Правительства РФ от 31.01.1996 года №83 «О реализации указа президента РФ от 16.08.1995 года №854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих (с учетом разъяснения к постановлению Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 09.04.1996 года «Об утверждении разъяснений «О некоторых периодах, учитываемых, при исчислении стажа государственной службы федерального государственного служащего, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии») и Указа Президента РФ от 03.09.1997 года N 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет».
Согласно ст.23 Закона Кемеровской области от 16.10.1998 года № 49 и в соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 03.09.1998 года №982 нормативно-правовой акт – распоряжение №385-Р и.о.главы Мариинского района от 16.12.1996 года «Об утверждении стажа для назначения ежемесячных надбавок за выслугу лет, установленный истцу стаж - <...> подлежит включению в стаж муниципальной службы Мариинского района».
Для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет необходим муниципальный стаж Мариинского муниципального района. <...> ФИО1 просил главу Мариинского муниципального района выдать истцу справку о денежном содержании. <...> истцу отказано. <...> истец просил комиссию по исчислению стажа муниципальной службы исчислить ему стаж. <...> отказано в исчислении стажа муниципальной службы. <...> подал в управление социальной защиты населения Мариинского муниципального района заявление о назначении истцу муниципальной пенсии за выслугу лет. <...> ФИО1 просил главу исчислить стаж муниципальной службы и справку о размере денежного содержания. <...> истцу отказано. <...> истец просил главу заполнить бланк справки о размере среднемесячного денежного содержания. <...> истцу отказано. <...> истец просил председателя комиссии по исчислению стажа муниципальной службы представить ему решение комиссии от <...>. Ответ от <...> – удовлетворили. <...> ФИО1 просил главу выдать справку о размере денежного содержания. <...> истцу отказано. <...> истец просил главу справку о размере среднемесячного денежного содержания предоставить в Управление соцзащиты. <...> истцу отказано. <...> истец просил главу выдать ему справку о денежном содержании для предоставления Заднеулицей в УСЗН. <...> истцу отказано. <...> просил главу исчислить истцу справку в размере <...> на основании представленных документов. <...> истцу отказано.
Для назначения пенсии за выслугу лет необходим стаж <...>. <...> Мариинский городской суд исчислил истцу стаж муниципальной службы - <...>. В силу вступил стаж - <...>. От дальнейшего обжалования определения коллегии от <...> истец отказался. Взял другой период из распоряжения №385-Р от16.12.1996 года - <...> – <...> Просил главу <...> об издании правового акта. <...> истцу отказано. <...> истец подал в суд исковое требование об издании главой правового акта. <...> требования изменил. <...> просил главу издать правовой акт о стаже муниципальной службы - <...>, по решению суда от <...> и включить стаж еще <...>. Издан правовой акт о стаже муниципальной службы <...>
На основании решения суда от <...> справка о размере среднемесячного денежного содержания выдана <...> администрацией Мариинского муниципального района.
28.03.2017 года истцом были изменены исковые требования, просил обязать Управление социальной защиты населения Мариинского муниципального района назначить ему пенсию за выслугу лет со <...>.
Измененные исковые требования обоснованы следующим.
<...> истцом подано заявление в Управление соц.защиты населения Мариинского муниципального района с просьбой о приложении к заявлению от <...> правового акта о стаже - <...>, и справки о денежном содержании и назначении пенсии за выслугу лет.
<...> Управление социальной защиты в назначении истцу пенсии отказало, указав, что решением <...> от <...> Заднеулице отказано в назначении муниципальной пенсии, так как им не предоставлены необходимые документы.
Управление соцзащиты не учло, что требования п.п.1,2,и 3 п.2.1 Порядка начисления пенсии за выслугу лет истцом исполнены, и <...> в Управление соцзащиты предоставлены документы: копия паспорта, копия трудовой книжки, справка УПФР в г.Мариинске.
Подпунктом 6 п.2.1 Порядка установлено, что справку о размере среднемесячного денежного содержания и копию правового акта, определяющего стаж муниципальной службы, предоставляют бухгалтерская и кадровая служба Мариинского муниципального района. Указанные службы не являются юридическими лицами, поэтому документы обязана предоставить Администрация Мариинского муниципальным района.
Администрация не учла, что права и обязанности администрации Мариинского района перешли к администрации Мариинского муниципального района, и в соответствии с определением суда от <...> истец восстановлен в должности <...> а потому является муниципальным служащим. А потому справку о денежном содержании получил на основании решения суда от <...>. Стаж установлен решением суда от <...>, и только <...> установлен <...> в добровольном порядке. Следовательно, Управление соцзащиты ошибочно возложило на истца обязанность в предоставлении правового акта о стаже муниципальной службы и справки о денежном содержании, необоснованно вынесло решение <...> об отказе истцу в назначении муниципальной пенсии. Считает, что решение <...> подлежит отмене, а заявление о назначении истцу муниципальной пенсии по заявлению от <...> подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.3.5 Порядка документы и решение об отказе в назначении пенсии вместе с заявлением лица о назначении ему пенсии за выслугу лет и всеми необходимыми документами формируются в личное дело.
<...> все недостающие документы истец получил (по делу вынесено 16 постановлений судов, в том числе два - Верховного суда РФ), и <...> просил Щ. справку о размере среднемесячного денежного содержания и правовой акт о стаже муниципальной службы приложить к заявлению от <...> и назначить истцу муниципальную пенсию за выслугу лет. Заявление подано в соответствии с ч.3 п.2.7 Порядка (постановление 5-П от 16.01.2017 года) установившего, что в случае предоставления недостающих документов (копий документов) по истечении трех месяцев днем обращения считается день предоставления последнего документа.
Щ.<...> отказала в удовлетворении требований истца, указав, что принято решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что не предоставлены необходимые документы, и что необходимо заполнить прилагаемый бланк заявления о назначении пенсии за выслугу лет и предоставить в Управление соцзащиты. Щ. не учла, что решением <...> от <...> истцу отказано в назначении пенсии с <...>, что заявление от <...> находится в Управлении соцзащиты, и в соответствии с ч.3 п.2.7. Порядка предоставленные истцом недостающие документы (справка и правовой акт) являются основанием для назначения Заднеулице пенсии со дня их предоставления, т.е. со <...>. Повторное обращение для назначения пенсии за выслугу лет Порядком не предусмотрено.
Щ. не учла, что правовой акт и справка (недостающие документы) предоставлены истцом по истечении 3-х месяцев, и в силу ч.3 п.2.7. Порядка днем обращения считается день предоставления последнего документа, то есть <...>.
Предоставив <...> недостающие документы, правовой акт и справку, с этого дня истец получил право на назначение пенсии за выслугу лет.
Щ. в нарушение п.2.9. Порядка не приняла в течение 10 рабочих дней решение об отказе в назначении пенсии со <...>, и только <...> отказала в удовлетворении заявленных истцом требований о назначении пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании истец ФИО1 измененные исковые требования поддержал в полном объеме. Просил обязать Управление социальной защиты населения Мариинского муниципального района назначить ему пенсию за выслугу лет со <...>. Дополнительно пояснил, что <...> он обратился в Управление соцзащиты с заявлением, просил приобщить недостающие документы к ранее предоставленному пакету документов и назначить истцу пенсию. С заявлением о назначении пенсии не обращался Управление созащиты после <...>, нет в этом необходимости, он уже обратился к ним <...>, истец его не отзывал, не отменял, не оспаривал, оно не лишено юридической силы. Он по-прежнему просил о назначении пенсии и просил приложить к уже имеющимся у них документам недостающие. Ему не вернули документы из соцзащиты, которые он предоставлял при обращении <...>. Полагает, что пенсия ему должна быть назначена со <...>, со дня предоставления последнего документа. На <...> у него было право на получение пенсии, не было документа о стаже. <...> подал заявление о назначении пенсии, т.к. посчитал, что этого заявления может не доставать для назначения пенсии, и поэтому решил его в трехмесячный срок добавить к заявлению от <...>. В трехмесячный срок не предоставил в соцзащиту недостающие документы к заявлению от <...>, поскольку в судебном порядке получил недостающие документы. В своем заявлении от <...> просил назначить пенсию, дату не указывал, считал, что пенсия будет начислена с момента предоставления последнего документа, то есть с <...>. Документы, приобщенные к заявлению от <...>, истцу вернули, но в деле в соцзащите они есть, их предоставила администрация. Истец не обжаловали отказ в назначении пенсии по заявлению от <...>. Истцу предлагали <...> написать заявление о назначении пенсии, но полагал, что в этом нет необходимости, так как у них уже имеется заявление истца о назначении пенсии от <...> года
В судебном заседании представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Мариинского муниципального района ФИО2, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, считает их необоснованными и не подлежащими исполнению по следующим основаниям.
Назначение и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Мариинского муниципального района и должности муниципальной службы Мариинского муниципального района производится в соответствии с решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального района от 22.12.2016 № 69/3 «Об утверждении Положения о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Мариинского муниципального района и должности муниципальной службы Мариинского муниципального района» и постановлением администрации Мариинского муниципального района от 16.01.2017 № 5-П «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднемесячного денежного вознаграждения (содержания) для определения пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет».
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка гражданин обращается за назначением пенсии за выслугу лет в управление социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района путем подачи заявления о назначении пенсии по форме согласно приложению с приложением необходимых документов.
<...>. ФИО1 обратился в Управление с заявлением о приложении к заявлению от <...>. правового акта о стаже - <...>. и справки о денежном содержании и назначении пенсий за выслугу лет с <...>. При личной беседе Заднеулице даны разъяснения о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением администрации Мариинского муниципального района от 16.01.2017 № 5-П «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднемесячного денежного вознаграждения (содержания) для определения пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лег». Истцу было предложено написать заявление о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с утвержденным образцом. Однако от написания заявления ФИО1 отказался.
<...> ФИО1 отправлен ответ об отказе в назначении пенсии за выслугу лет с <...> К ответу был приложен бланк заявления в соответствии с требованиями постановления администрации Мариинского муниципального района от 16.01.2017 № 5-П «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднемесячного денежного вознаграждения (содержания) для определения пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет».
<...>. ФИО1 предоставил заявление о назначении пенсии за выслугу лет установленного образца.
<...>. Управлением социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района принято решение №53 о назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет с <...>. в размере <...>
На основании вышеизложенного назначить пенсию за выслугу лет ФИО1 со <...>. нет оснований т.к. в Управление социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района заявление о назначении пенсии за выслугу лет не поступало, заявление от <...> было о приложении документов к заявлению от <...>. и назначении пенсии с <...>.
Учитывая вышесказанное, просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Мариинского муниципального района с <...> отказать.
Дополнительно представитель ответчика – ФИО2 пояснила, что по предыдущему заявлению от <...> было принято решение об отказе истцу в назначении пенсии. После этого не было заявления Заднеулицы о назначении пенсии. Нет заявления о назначении пенсии, поэтому и отсчет трехмесячного срока вести не откуда. Истец не оспаривал отказ в назначении пенсии, то есть согласился с ним. <...> истец, подавая заявление о приобщении недостающих документов, намеренно не указал дату, поскольку полагал на тот момент, что пенсия ему должна быть назначена с <...>. Ему предлагалось дописать дату в заявлении, тогда никаких бы вопросов не возникало, срок обращения исчислялся бы со <...>, и после заполнения заявления установленного образца пенсия ему была бы назначена именно со <...>. Согласившись с тем, что заявление о назначении пенсии необходимо, Заднеулица все-таки написал заявление <...>, и именно с указанной даты пенсия ему назначена. <...> с заявлением о назначении ФИО1 не обращался, было иное заявление за указанную дату. Заявление о назначении пенсии от <...> соответствовало форме, на него дан ответ, отказано в назначении пенсии. Нигде не указано, что Управлением соцзащиты должны пересматриваться отказные заявления. Отказ не лишает юридической силы заявления, но порядок рассмотрения вопроса о назначении пенсии меняется. В ином порядке рассматривается вопрос.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Мариинского муниципального района ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по следующим основаниям.
В соответствии с решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального района от 22.12.2016 № 69/3 «Об утверждении Положения о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Мариинского муниципального района и должности муниципальной службы Мариинского муниципального района» и постановлением администрации Мариинского муниципального района от 16.01.2017 № 5-П «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднемесячного денежного вознаграждения (содержания) для определения пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет». В соответствии с пунктом 2.1 Порядка гражданин обращается за назначением пенсии за выслугу лет в управление социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района путем подачи заявления о назначении пенсии по форме согласно приложению с приложением необходимых документов. <...>, когда ФИО1 подал заявление о назначении пенсии у него было еще права на получение пенсии, которое возникло лишь <...>. С момента возникновения права на получение пенсии ФИО1 с заявлением о назначении пенсии не обращался. Обращает внимание суда и на тот факт, что в последующем истец согласился, что данное обращение имеет заявительный характер, и наконец <...> написал требуемое заявление. Именно с даты подачи заявления о назначении пенсии она и была назначена истцу.
Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На момент написания заявления от <...> существовал иной порядок, который изменился с <...>.
Суд, рассмотрев гражданское дело, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
Назначение и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Мариинского муниципального района и должности муниципальной службы Мариинского муниципального района производится в соответствии с решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального района от 22.12.2016 № 69/3 «Об утверждении Положения о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Мариинского муниципального района и должности муниципальной службы Мариинского муниципального района» и постановлением администрации Мариинского муниципального района от 16.01.2017 № 5-П «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднемесячного денежного вознаграждения (содержания) для определения пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет».
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка гражданин обращается за назначением пенсии за выслугу лет в управление социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района путем подачи заявления о назначении пенсии по форме согласно приложению с приложением необходимых документов.
Указанные нормы аналогичны положениям Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих Мариинского муниципального района от <...> стаж муниципальной службы ФИО1 определен – <...>.
Согласно распоряжению администрации Мариинского муниципального района № 16-р от 01.02.2017 года определен стаж муниципальной службы ФИО1, пенсионера администрации Мариинского муниципального района, – <...>
<...>. ФИО1 обратился в Управление социальной защиты населения Мариинского муниципального района с заявлением о приложении к заявлению от <...> правового акта о стаже - <...> и справки о денежном содержании и назначении пенсии за выслугу лет, и в котором просит назначить ему пенсию <...>
Данное заявление датировано <...>, дата, с которой просит истец назначить ему пенсию, не указана. В судебном заседании истец утверждал, что просил назначить ему пенсию именно с этой даты, то есть со <...>.
Принимая во внимание, что <...> уполномоченным органом- комиссией по рассмотрению вопросов исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих Мариинского муниципального района определен стаж муниципальной службы истца, и, как следствие, <...> издано распоряжение администрации Мариинского муниципального района № 16-р от 01.02.2017 года об определении стажа муниципальной службы ФИО1, пенсионера администрации Мариинского муниципального района, – <...>, то установлено наличие у истца права на назначение пенсии, как муниципальному служащему, следовательно, заявление истца о назначении ему пенсии, датированное <...>, служит законным основанием для назначения ФИО1 пенсии со <...>.
Назначение пенсии истцу с <...> не противоречит закону и не нарушает прав ответчиков.
То обстоятельство, что истец обратился <...> с заявлением установленного образца о назначении ему пенсии, и пенсия ему была назначена с <...> не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
С учетом исследованных письменных доказательств суд приходит к выводу о том, что пенсия за выслугу лет должна быть назначена ФИО1 именно со <...> – с момента первоначального обращения в Управление социальной защиты, несмотря на то, что им не было написано заявление о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с утвержденным образцом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения Мариинского муниципального района назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет со <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья – Т.А. Гильманова
Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2017 года
Судья – Т.А. Гильманова
Судья- Т.А. Гильманова
Секретарь- Н.В. Ющенко
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 июня 2017 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 10 апреля 2017 года отменено, апелляционные жалобы администрации Мариинского муниципального района и Управления социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района удовлетворены. Вынесено новое решение.
В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района об обязании отменить решение №62 об отказе в назначении муниципальной пенсии и обязании назначить муниципальную пенсию с <...>, а также к администрации Мариинского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда в сумме <...> отказано.
СОГЛАСОВАНО: Судья_________________________Т.А. Гильманова