ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-215/2021 от 23.06.2021 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-215/2021

25RS0030-01-2021-000006-80

Мотивированное решение изготовлено 23.06.2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2021 года пгт. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Воробьева В.А.,

при секретаре Трегубенко Т.В.,

с участием:

ст. помощника прокурора Хасанского района Хохловой Е.А.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хасанского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Хасанского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о возложении обязанности.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Хасанского района проведена проверка соблюдения требований земельного, по результатам которой установлено нарушение требований законодательства в сфере земельных правоотношений, допущенные при реализации Закона Приморского края от 08.11.2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае».

В ходе проведенных проверок установлено, что на администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, начиная с 2011 года в силу Закона Приморского края от 08.11.2011 года № 837-KЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае», возложена обязанность по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае.

Вместе с тем, администрацией Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края до настоящего времени не приняты меры к разработке и утверждению проектно-сметной документации, а также строительству инженерной инфраструктуры в части электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (в том числе подключение (техническое присоединение) к границам земельных участков. В настоящее время на территории поселения сформировано не менее 62 земельных участков, предназначенных для предоставления указанной категории граждан, в реестр семей, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского каря от 08.11.2011 года № 837 - КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» включено 137 семей. Земельные участки на территории поселения предоставлены 120 семьям, имеющим трех и более детей. Меры по обеспечению предоставленных земельных участков объектами инфраструктуры и меры по реализации полномочий предусмотренных ст.14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года не принимались, работа в указанном направлении не организована.

Просит обязать администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края обеспечить земельные участки, предоставленные гражданам в порядке, предусмотренном Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837 - КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», в Приморском края, магистральными сетями водоснабжения и водоотведения, подъездными путями в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Хасанского района уточнила исковые требования, просила: обязать администрацию Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края обеспечить земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, предоставленные гражданам в порядке, предусмотренном Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837 - КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», в Приморском края, магистральными сетями водоснабжения и водоотведения, подъездными путями в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, суду пояснил что Государственная программа Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно - коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2020 года - 2027 годы (Постановление Администрации Приморского края от 30.12.2019 года № 945-па, муниципальная программа «Чистая вода на территории Славянского городского поселения на 2019- 2021гг», утвержденная постановлением администрации Славянского городского поселения от 24.12.2019 года № 749 во исполнение Указа Президента РФ Приказом от 09 сентября 2013 года № 372 Министерства Регионального развития РФ были утверждены методические рекомендации Субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам имеющим трех и более детей. В соответствии с п. 20 данных рекомендаций, в законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, рекомендовалось определить в том числе следующие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации: организация обеспечения земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков; оказание содействия в подключении (технологическом присоединении) жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка». В законе Приморского края № 837-K3 от 8 ноября 2011 года «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», указанные нормы не учтены, но и не указано, что обеспечение земельных участков инфраструктурой обязанность муниципальных образований. Прокуратура, выступая в интересах муниципального образования Славянского городского поселения, в интересах неопределенного круга лиц, требуя построить инфраструктуру к данным земельным участкам, фактически лишает Славянское городское поселение возможности получения иных социально значимых благ. В данном случае прокуратура ставит администрацию Славянского городского поселения в кабальное положение и фактически ведёт к банкротству. Не проведя достаточную работу по сбору информации о возможности исполнения данных требований, не проведя анализ по тому, каким образом будет перераспределяться бюджет Славянского городского поселения, какие социально значимые программы Славянского городского поселения будут закрыты, прокуратура фактически не соблюдает интересы Славянского городского поселения и фактически выступает против них. Давая пояснения по возможности строительства подъездных путей, сетей электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, прокуратура сослалась на абстрактные Краевые и Федеральные программы, между тем программы должны быть целевые, и таких программ, в которые может вступить администрация Славянского городского поселения, нет. Кроме того, у прокурора имеется возможность в исковом заявлении указать фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, каждый из них индивидуально может быть извещен судом о времени и месте судебного заседания, и отсутствия возможности в случае предъявления иска в защиту неопределенного круга лиц, поскольку их невозможно индивидуализировать, то есть четко определить. Граждане которым земельные участки предоставлены в порядке, предусмотренном Федеральным законом не могут быть признаны неопределенным кругом лиц, а прокурор - не имеющим право выступать от их имени без их заявлений. Кроме того нижний предел времени проведения строительства инфраструктуры к данным земельным участкам прокуратурой не определен. Между тем согласно письму Проектного бюро «Алексея Кима», возможный срок строительства составляет не менее 35 месяцев с даты подготовки документов.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, собранные и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно с ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 года № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом от 08.11.2021 года № 837–КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании установлено, что в на территории Славянского поселения сформировано не менее 62 земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в реестр семей, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом от 08.11.2011 года № 837–КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» включено 137 семей. Земельные участки предоставлены 120 семьям.

Меры по обеспечению представленных земельных участков объектами инфраструктуры, и меры по реализации полномочий, предусмотренных ст. 14 ФЗ 131 от 06.10.2003 года, не принимались, работа в указанном направлении не велась. Стороной ответчика доказательств опровергающих доводы прокурора не представлено.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло - водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно - технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом, согласно ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случаи отказа указанных организаций от своих обязательств.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с положениями Устава Славянского городского поселения к полномочиям администрации поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.; осуществление дорожной деятельности в отношении в отношении автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления - администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района <адрес> по организации на территории поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения), в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании установлено, что меры по разработке и утверждению проектной документации, меры для создания инженерной инфраструктуры для земельных участков под индивидуальное жилищное строительство администрацией Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края не осуществлены в полном объеме, действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Так, доказательства организации реальной возможности подключения всех граждан, получивших земельные участки, сетям водоснабжения и водоотведения, а также использования автомобильной дороги, суду не представлены.

В судебном заседании установлено, что по состоянию на 11.11.2020 года ни один из сформированных 62 земельных участков и предоставленных 120 земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, не обеспечен сетями водоснабжения, водоотведения и автомобильной дорогой, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании и следует из сообщения № 3057 от 20.08.2020 года администрации Славянского городского поселения на имя зам. прокурора Хасанского района, ответа на представление прокуратуры Хасанского района исх. от 12.11.2020 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Помимо Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящего к вопросам местного значения городского поселения вопросы организации в границах городского поселения газо- и водоснабжения населения, Закон Приморского края от 08.11.2011 года № 837-KЗ и разработанным в соответствии с ним Порядком предоставления земельных участков прямо на орган местного самоуправления возложена обязанность, устанавливать земельные участки для предоставления под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, с возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, обязана в соответствии с Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837-KЗ принимать меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой (водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельных участков, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокурора Хасанского района в защиту законных прав интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать администрацию Славянского городского поселения городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края обеспечить земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, предоставленные гражданам в порядке, предусмотренном Законом Приморского края от 08.11.2011 года № 837 - КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», в Приморском края, магистральными сетями водоснабжения и водоотведения, подъездными путями в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья В.А. Воробьев