ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2160-18 от 20.08.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-2160-18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 августа 2018 года г. Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Аксёновой Е.С.

при секретаре Долозиной М.М.

рассмотрев в судебном заседании в г.Чите материалы гражданского дела по исковому заявлению Носова В.П., Суходуб Н.В., Зыряновой (Лисасиной) Е.Н., Юдина С.Ю,, Красикова А.В., Шведина Ю.П., Швединой Л.С., Коренёк Н.А. Коренёк А.Г., Маштакова А.А., Леонович М.С., Малышева Д.Н., Тарабриной Е.П., Ситар А.М., Данченко А.Г., Бабарыкина Е.М., Страшко Л.И., Сморщёк А.В., Кретинина А.В. Шестопалова П.В., Шестопаловой В.Е., Деревцова А.В., Зеленской Р.Н., Хлуднёвой Т.В., Куйдиной О.И., Глотова П.А., Богданова Р.А., Куприенко И.В., Корчанова А.П., Меликян П.О., Сопнева Д.Ю,, Воронина А.А., Мельничук О.Ф. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю» о признании права на премии при увольнении, обязании произвести расчета задолженности, взыскании исчисленной задолженности, компенсации за несвоевременную выплату премии, компенсации морального вреда,

установил:

Истцы обратились в суд указывая на следующие обстоятельства. Истцы работали на должностях гражданского персонала базы хранения и ремонта вооружения и техники. На основании Директивы Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационных мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2017 году», Указаний Начальника Генерального штаба ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Указаний Командующего войсками ВВО от ДД.ММ.ГГГГ истцы были уволены ДД.ММ.ГГГГ по п.1 ч.1 ст.81 Трудового Кодекса РФ в связи с ликвидацией базы.

Согласно выписок из Приказов начальника базы об увольнении истцов ответчик должен выплатить каждому из истцов: выходное пособие в размере среднего месячного заработка за первый месяц периода трудоустройства в полном размере и ЕДВ за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ в полном размере; премию из фонда экономии оплаты труда за фактически отработанное время в октябре-ноябре 2017 г. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), с увеличением на 20% для начальников отделов; премию за фактически отработанное время по итогам работы за IV квартал 2017 г. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в отдаленной местности).

Однако при полном расчете с истцами в выплатах премии из фонда экономии премии по итогам работы за 4 квартал указанных премий ответчик отказал, ссылаясь на отсутствие средств и лимитов на момент увольнения истцов.

Истцы просят признать за ними право на получение премии из фонда экономии оплаты труда за фактически отработанное время в октябре-ноябре 2017 г. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), с увеличением на 20% для начальников отделов; премию за фактически отработанное время по итогам работы за IV квартал 2017 г. (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в отдаленной местности).

В судебном заседании представитель истцов Горелов В.И. требования поддержал по заявленным в иске основаниям.

Представитель ответчика Соболева Е.Н. возражала против заявленных требований, представила письменный отзыв на иск, просила применить срок исковой давности, ссылаясь на то, что установленный законом срок для защиты трудовых прав истцом пропущен без уважительной причины.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истцы являлись работниками базы хранения и ремонта вооружения и техники, и в связи с ликвидацией базы. ДД.ММ.ГГГГ истцы уволены на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Как следует из выписки из приказа начальника базы хранения и ремонта вооружения и техники при увольнении работникам должна быть выплачена премия из фонда экономии оплаты труда за фактически отработанное время и премия, предусмотренная Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно расчетным листкам и реестру перечисляемой в банк зарплаты,ДД.ММ.ГГГГ с работниками <данные изъяты> базы был произведен окончательныйрасчет.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 4 этого Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы). Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Министром обороны Российской Федерации издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ» установлено, что за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с прилагаемым порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, выплачиваются дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы). Этим приказом утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Указанным Порядком установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных сил, военных округов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Расчетная сумма устанавливается Министром обороны России по представлению заместителя Министра обороны России по финансово-экономической работе. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Не предоставляется дополнительное материальное стимулирование лицам гражданского персонала: имеющим дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; допустившим нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.

Конкретные размеры материального стимулирования работников из числа гражданского персонала, определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка. Размер материального стимулирования лиц гражданского персонала поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и результата работы указанных лиц. Иные критерии премирования лиц гражданского персонала ни Приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, ни трудовым законодательством либо локальными нормативными актами работодателя не установлены.

Таким образом, основанием для начисления премии является решение Министра обороны РФ, согласно которому в адрес Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю» направляется телеграмма с указанием даты, по состоянию на которую указывается фактическая численность гражданского персонала каждой воинской части, состоящей на финансовом обеспечении. На основании этой даты выделяются объемы денежных средств на данную выплату.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю» поступила телеграмма о порядке выплаты дополнительного материального стимулирования по итогам работы за IV квартал 2017 года, исходя из фактической численности гражданского персонала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, в требованиях истцам надлежит отказать поскольку премии, установленные Приказом Министра обороны России от ДД.ММ.ГГГГ, являются дополнительным материальным стимулированием, их выплата не гарантирована системой оплаты труда, осуществляется только за счет высвободившихся бюджетных средств в пределах лимитов, доведенных на эти цели Министерством обороны России. Правовые основания для применения к данной выплате требований обязательности, системности и установления единого размера, отсутствуют. Поэтому у работодателя отсутствует обязанность выплачивать работнику премию в пределах установленной расчетной суммы.

В части не выплаты премии из фонда экономии оплаты труда, суд руководствуется Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 48 данного Приказа, экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций.

В соответствии с п. 13 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ (приложение Приказа), руководители воинских частей и организаций в пределах утвержденных контрольных сумм (лимитов бюджетных обязательств) направляют денежные средства на выплату должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), компенсационных и стимулирующих выплат.

Установление выплат стимулирующего характера в пределах контрольных сумм и за счет средств экономии фонда оплаты труда при наличии кредиторской задолженности по выплате заработной платы не допускается.

Согласно п. 14 Порядка, учет использования фонда оплаты труда и контрольных сумм ведется распорядителями (получателями) бюджетных средств.

Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю», согласно п. 17 Порядка, осуществляется контроль за правильностью определения фонда оплаты труда и использованием контрольных сумм.

Управление проверяет приказы, поступившие из воинских частей, на соответствие их трудовому законодательству РФ и вправе не реализовывать приказы командиров, изданные и оформленные с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

По отношению к воинским частям и организациям, состоящим на финансовом обеспечении, Управление является распорядителями бюджетных средств.

Согласно п. 15 Порядка, распорядители бюджетных средств в трехдневных срок после начисления заработной платы доводят до руководителей воинских частей и организаций, состоящих у них на финансовом обеспечении, объем средств на выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые в пределах контрольных сумм и за счет средств экономии фонда оплаты труда.

Обеспечение финансирования расходов на выплату выходного пособия гражданского персонала базы хранения и ремонта вооружения и техники осуществлялось за счет текущего финансирования на оплату труда гражданского персонала.

В соответствии с письмами начальника Управления (исх. от 13.11.2017г., от 01.12.2017г.) установлено, что в фонде оплаты труда 7036 базы денежные средства для осуществления дополнительных стимулирующих выплат (премии), отсутствовали.

При таких обстоятельствах действия ответчика правомерны, поскольку при отсутствии экономии фонда оплаты труда оснований для выплаты стимулирующих премий не имелось.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока для обращения в суд.

В силу ст.392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам установленных сроков, они могут быть восстановлены судом.

Установленный ст. 392 ТК РФ 3-месячный срок исковой давности в равной степени применяется как к требованию о взыскании неначисленной заработной платы, так и к невыплаченным суммам при увольнении истца и средней месячной заработной платы на период трудоустройства.

Следовательно, течение трех месячного срока для обращения истцов в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав в силу ст.107 ГПК РФ началось ДД.ММ.ГГГГ и заканчивалось ДД.ММ.ГГГГг.

Как усматривается из материалов дела истец обратился в суд с иском о признании правоотношений трудовыми, внесении записи в трудовую книжку, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда ДД.ММ.ГГГГ

Последний рабочий день работников базы ДД.ММ.ГГГГ. На этот момент, согласно расчетным листкам и списку перечисляемой в банк зарплаты , от 27.11.2017г. с работниками базы был произведен окончательный расчет.

Таким образом, истцом пропущен установленный статьей 392 Трудового кодекса РФ срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, поэтому требования о признании за истцами право на премии, произвести расчет и взыскать задолженность не подлежат удовлетворению и по этому основанию. Кроме того, учитывая отсутствие заявление представителя истца о восстановлении пропущенного срока, суд полагает возможным применить в данном случае срок давности.

В удовлетворении требований истцов о взыскании компенсации за несвоевременную выплату и морального вреда надлежит отказать, поскольку требования производны от первоначального искового требования, в удовлетворении которого судом отказано.

руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В исковых требованиях Носова В.П., Суходуб Н.В., Зыряновой (Лисасиной) Е.Н., Юдина С.Ю,, Красикова А.В., Шведина Ю.П., Швединой Л.С., Коренёк Н.А., Коренёк А.Г., Маштакова А.А., Леонович М.С., Малышева Д.Н., Тарабриной Е.П., Ситар А.М., Данченко А.Г., Бабарыкина Е.М., Страшко Л.И., Сморщёк А.В., Кретинина А.В., Шестопалова А.В., Шестопаловой В.Е., Деревцова А.В., Зеленской Р.Н., Хлуднёвой Т.В., Куйдиной О.И. Глотова П.А., Богданова Р.А., Куприенко И.В., Корчанова А.П., Меликян П.О., Сопнева Д.Ю,, Воронина А.А., Мельничук О.Ф. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю» о признании права на премии при увольнении, обязании произвести расчета задолженности, взыскании исчисленной задолженности, компенсации за несвоевременную выплату премии, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Решение в окончательной форме принято 7 сентября 2018 г.

Судья _____________________Е.С. Аксёнова