ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2160/2014 от 04.04.2014 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

  Дело № 2-2160/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 04 апреля 2014 года город Ижевск, УР

 Октябрьский районный суд г. Ижевска УР в составе:

 Председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р.,

 при секретаре Замараевой Е.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Республиканскому Благотворительному фонду «От сердца к сердцу» о ликвидации юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

 У С Т А Н О В И Л:

 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее по тексту - УМЮ по УР) обратилось в суд с иском к Республиканскому Благотворительному фонду «От сердца к сердцу» (далее по тексту – ответчик, Фонд) о ликвидации юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности общественного объединения в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

 Исковые требования мотивирует следующим. <дата> Управлением Министерства юстиции по Удмуртской Республике, руководствуясь ст. 13.1 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», принято решение о государственной регистрации Республиканского Благотворительного фонда «От сердца к сердцу».

 Сведения об организации <дата> внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике за основным государственным номером <номер>

 Фонд действует на основании устава, утвержденного <дата> года. Генеральным директором – лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Фонда, является ФИО2.

 В нарушение пункта 3 (3.1) статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ и пункта 3 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ Фондом до настоящего времени не представлены в Управление отчеты по формам № <номер> (либо сведения, предусмотренные пунктом 3.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ) за 2010-2012 г.г., а также отчеты о своей деятельности с указанием состава сведений,, предусмотренного пунктом 2 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ за 2010-2012 г.г.

 За указанные нарушения в адрес ответчика неоднократно выносились письменные предупреждения о недопустимости нарушения законодательства РФ: от <дата> г., от <дата> г., от <дата> г., от <дата> г., которые были получены его уполномоченными представителями.

 Кром того, за неисполнение в установленный срок предупреждения от <дата> <номер> ответчик постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г.Ижевска был привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.

 До настоящего времени вышеуказанные отчетные сведения в адрес истца не представлены.

 В судебное заседание представитель истца не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.

 В судебное заседание представитель ответчика не явился. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, местом нахождения ответчика является: <адрес>, <адрес>2. Судебные извещения и корреспонденция направлялись по месту регистрации ответчика: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес> но были возвращены в суд с отметкой отдела почтовой связи о причине невручения – «организация не значится».

 При таких обстоятельствах, поскольку место нахождения ответчика суду не известно, дело рассмотрено в порядке ст. 119 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.

 В судебное заседание представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России № 10 по УР не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

 Изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования УМЮ по УР подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12января1996года N7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 В соответствии с подпунктам 37, 39,81 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций; осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренных их учредительными документами и законодательству Российской Федерации, а также по обращению в суд с заявлениями о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

 Республиканский Благотворительный фонд «От сердца к сердцу» зарегистрирован Министерством юстиции Удмуртской Республике 18.05.2010 года.

 В силу п.3 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.199 года «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Пунктом 3.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.199 г. некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

 УМЮ по УР в адрес ответчика 21.07.2010 г., 08.12.2011 г., 02.03.2012 г., 12.04.2012 г. были вынесены письменное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации и предоставления сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в которых был установлен срок устранения допущенных нарушений.

 Ответчик получил письменные предупреждение, об этом свидетельствуют уведомления о вручении, но нарушения ответчиком в установленные сроки не устранены.

 Согласно п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона № 7-ФЗ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

 Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.

 Согласно положениям пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную п. 3 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

 В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

 Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313.

 Согласно п. 1.6 Устава Фонд создан на основе добровольных имущественных взносов и преследует благотворительные цели.

 В соответствии с Уставом Фонда (п.2.3) предметом деятельности Фонда является

 - обеспечение проектов и программ, реализуемых Фондом, необходимыми финансовыми ресурсами

 - создание финансовых и инвестиционных механизмов, обеспечивающих деятельность фонда;

 - финансирование исследований и независимая общественная экспертиза проектов, других мероприятий, связанных с целями фонда.

 Из материалов дела следует, что ответчик не исполнял обязанности по представлению в Управление Министерства юстиции РФ по УР документов, указанных в пункте 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», что свидетельствует о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

 В соответствии с пунктом 2 статьи 18 указанного Федерального закона решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

 Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

 В данном случае материалами дела подтверждается наличие такого основания, как уклонение фонда от предусмотренной уставом цели деятельности.

 Таким образом, оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях» оснований для принятия решения о ликвидации Республиканского Благотворительного фонда «От сердца к сердцу».

 Вместе с тем, законных оснований для удовлетворения требования об исключении сведений о Фонде из Единого государственного реестра юридических лиц суд не усматривает, поскольку при осуществлении процедуры ликвидации Фонда также должны быть соблюдены права и законные интересы кредиторов, и таковой гарантией для указанных лиц в данном случае являются положения статей 18, 19, 20, 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 63 ГК РФ, которыми предусмотрено процедура ликвидации некоммерческой организации и необходимость создания учредителями ликвидационной комиссии, а также установления порядка и сроков ликвидации некоммерческой организации.

 В силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

 Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

 Однако, с учетом того, что ответчик подлежит ликвидации, суд считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины в доход государства, ввиду невозможности ее взыскания.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Республиканскому Благотворительному фонду «От сердца к сердцу» о ликвидации юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить частично.

 Ликвидировать Республиканский Благотворительный фонд «От сердца к сердцу».

 В удовлетворении исковых требований об исключении сведений о Республиканском Благотворительном фонде «От сердца к сердцу» из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.

 Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим в совеща­тельной комнате.

 Решение принято в окончательной форме <дата>.

 Председательствующий судья Г.Р. Фаррухшина