Дело № 2-2160/2022
22RS0011-02-2022-002511-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года город Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зелепухиной Н.А.,
при секретаре Недозреловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району» к Правдину С.В. о взыскании средств государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району обратилось в суд с иском к ответчику Правдину С.В. о взыскании средств государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты в размере 92 400 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании обращения Правдина С.В. в КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району с заявлением об оказании материальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности от ***, межведомственной комиссией по решению вопросов о предоставлении материальной помощи на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории г. Рубцовска было принято решение о заключении с Правдиным С.В. социального контракта от *** и оказании государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты в размере 92 400 руб. в соответствии с Порядком рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденным приказом Министерства социальной защиты Алтайского края от 05.10.2017 № 430. Срок действия контракта с *** по ***. Основным направлением вышеназванного контракта являлась реализация Правдиным С.В. программы социальной адаптации по осуществлению ИП в целях выхода на самообеспечение и преодоление трудной жизненной ситуации. Согласно п. 2.4. контракта заявитель обязан приобрести основные средства и предоставить отчетный документ управлению. Кроме того, был обязан уведомлять управление об изменении сведений, являющихся основанием для оказания государственной социальной помощи и возместить управлению денежные средства, полученные неправомерно. В феврале 2022 года в управление поступила информация о том, что ответчик прекратил деятельность как ИП. Выплаченная ответчику единовременная выплата в размере 92 400 руб. потрачена не по назначению, а основные средства так и не были приобретены. Таким образом, условия социального контракта не были исполнены. *** от Правдина С.В. поступило заявление о расторжении контракта, в котором он обязался возвратить единовременную выплату в размере 92 400 руб. в течении 30 дней. Между тем, средства государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 92 400 руб. использованные не по назначению на расчетный счет Министерства социальной защиты населения по Алтайскому краю не поступали, в связи с чем, подлежат возврату в полном объеме.
Представитель истца КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району в судебном заседании отсутствовал, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Правдин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке. В представленной суду телефонограмме против удовлетворения исковых требований не возражал.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, рассматривая исковое заявление в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации особое внимание уделяется повышению социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе посредством усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, а также внедрения современных социальных технологий оказания помощи, а именно социальных контрактов.
Сегодня социальный контракт закреплен на уровне федерального законодательства и представляет собой соглашение, заключенное между гражданином и органом социальной защиты населения, по которому орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Понятие социального контракта раскрывается в ст. 1 Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»: социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Социальный контракт - новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации.
По своей сути социальный контракт - это сделка, договор, заключаемый между гражданином, с одной стороны, и государством в лице органов социальной защиты, с другой, по которому гражданин обязуется предпринять оговоренные сторонами меры по преодолению трудной жизненной ситуации, а государство - оказать ему в этом содействие.
Практически социальный контракт может быть заключен с любой категорией граждан, которые по федеральному или региональному законодательству вправе получать государственную социальную помощь, в том числе с пенсионерами и инвалидами.
Обязанности органа социальной защиты населения сводятся, как правило, к предоставлению помощи гражданину.
Обязанности гражданина также формулируются примерно одинаково, как обязанности выполнять программу социальной адаптации и предоставлять своевременно информацию об изменении обстоятельств, влияющих на оказание социальной помощи по социальному контракту. При этом контракт может предусматривать обязанность возвратить полученные денежные средства.
На основании приказа Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 05.10.2017 № 430 утвержден Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи.
Указанный Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановлением Администрации Алтайского края от 05.10.2007 № 466 «Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» и определяет условия и размер предоставления материальной помощи в денежной форме малоимущим гражданам и семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также семьям, имеющим и воспитывающим 10 и более детей.
Согласно ст. 4 Порядка материальная помощь подразделяется на следующие виды:1) материальная помощь малоимущим гражданам и семьям; 2) материальная помощь малоимущим гражданам и семьям на основании социального контракта. В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указанная материальная помощь направляется, в том числе, на оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
На основании п. 20.1. Порядка размер единовременной денежной выплаты определяется с учетом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, и не может превышать 250 000 руб. в случае оказания помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе гражданам, являющимся самозанятыми.
В силу п. 27 Порядка срок действия социального контракта составляет от 3 месяцев до 1 года, в том числе по направлению: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и ведение личного подсобного хозяйства - срок действия социального контракта не может превышать 1 года.
Согласно п. 28 Порядка основаниями для расторжения социального контракта с заявителем и возвращения денежных средств управлению в полном объеме являются случаи: предоставления неполной или недостоверной информации о составе и (или) доходах семьи заявителя; полного или частичного неисполнения программы социальной адаптации заявителем без уважительных причин; нецелевого использования денежных средств, полученных заявителем в рамках социального контракта.
Судом установлено, из материалов дела следует, что *** между КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району и Правдиным С.В. заключен социальный контракт о предоставлении адресной социальной помощи в виде единовременной выплаты в размере 92 400 руб. по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, предусмотренной программой социальной адаптации.
Конечным результатом является: регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
В соответствии с п. 3.1 социальный контракт от *** действует с *** по ***.
Согласно п. 2.4. социального контракта заявитель был обязан, в том числе, встать на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и представить в Управление подтверждающие документы; возвратить денежные средства в полном объеме в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе); ежемесячно предоставлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; уведомить Управление в течении 3 рабочих дней о досрочном прекращении предпринимательской деятельности в период действия социального контракта.
Основанием для расторжения социального контракта с заявителем и возвращением денежный средств Управлению в полном объеме являются случаи: предоставления неполной или недостоверной информации о составе и (или) доходах семьи заявителя; полного или частичного неисполнения программы социальной адаптации заявителем без уважительных причин; нецелевое использование денежных средств, полученных заявителем в рамках социального контракта (п. 3.4 социального контракта).
Основанием для продления срока действия социального контракта с заявителем в случае невыполнения его условий является наличие уважительных причин (выезд на учебу, смена места жительства в пределах Алтайского края и иная уважительная причина) (п. 3.6 социального контракта).
Согласно п. 5.1 социального контракта споры и разногласия разрешаются в судебном порядке.
Меры по преодолению трудной жизненной ситуации прописываются в программе социальной адаптации - неотъемлемом приложении к социальному контракту.
Специалистами КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району была разработана программа социальной адаптации для получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта, с которой ответчик был ознакомлен под роспись ***.
Сторонами согласована смета затрат на общую сумму 92 400 руб., которые включали в себя приобретение на выделенные государством денежные средства: сканера с подставкой, компьютера в сборе, многофункционального устройства, стеллажа металлического, офисной мебели.
Правдин С.В., на основании разработанного плана мероприятий по социальной адаптации с августа 2021 года по декабрь 2021 года должен был зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в период сентябрь 2021 года, в том числе предоставить КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п.п. а, б п. 4 Плана мероприятий).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в целях исполнения программы социальной адаптации *** Правдин С.В. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, ему был присвоен ОРГНИП , наименование вида деятельности – торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Указанные обстоятельства подтверждаются Выпиской из ЕГРИП от ***.
Таким образом, указанная обязанность была выполнена Правдин С.В. с нарушением сроков исполнения.
Кроме того, указанная в п.п. «в, г» п. 4 Плана мероприятий обязанность приобретения Правдиным С.В. необходимых основных средств в сентябре-октябре 2021 года и предоставления КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району отчета об их приобретении ответчиком не исполнена.
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, специалистами КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району было установлено, что выплаченная ответчику единовременная выплата в размере 92 400 руб. потрачена не по назначению, а основные средства так и не были приобретены, в связи с чем, нарушены обязательства, предусмотренные заключенным социальным контрактом от ***.
*** от Правдина С.В. поступило заявление о расторжении контракта, в связи с недостаточностью собственных средств и средств социального контракта, ростом цен, в котором он обязался возвратить единовременную выплату в размере 92 400 руб. в течении 30 дней.
Согласно выписки из ЕГРИП от *** на основании заявления Правдина С.В. от ***, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена ***.
*** ответчик был уведомлен о неправомерном использовании им средств государственной социальной помощи в размере 92 400 руб., о необходимости их возврата в течении 30 дней с момента получения претензии.
До настоящего времени со стороны ответчика не последовало никаких действий по погашению образовавшейся задолженности, образовавшаяся задолженность не погашена. Доказательств обратному ответчиком суду не представлено.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «...» Алтайского края подлежат взысканию государственная пошлина в сумме 2972 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району» удовлетворить.
Взыскать с Правдина С.В. в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску и Рубцовскому району» средства государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты в размере 92 400 руб..
Взыскать с Правдина С.В. в доход бюджета муниципального образования «...» Алтайского края государственную пошлину в сумме 2972 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Зелепухина
Мотивированное решение суда составлено ***