Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Гр.дело № 2-2161/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2011 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Платоновой Л.А..,
при секретаре судебного заседания Яковлевой М.В.,
с участием представителей заявителя ФИО1- ФИО2, ФИО3, представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары ФИО4, ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО12 о признании незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ------ о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ ------ и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц данной записи
установил:
Заявитель ФИО1 обратился в суд указанным заявлением (уточненным 11.05.2011 года) по тем мотивам, что ИФНС по г. Чебоксары (далее- Инспекция) 11 апреля 2011 года была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) запись за государственным регистрационным номером ------ о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации юридического лица- товарищества собственников жилья ------ и считает действия Инспекции по внесению данной записи не законными, создающими препятствия к осуществлению его прав, как уполномоченного лица общего собрания собственников жилых помещений по ликвидации предприятия, а потому полагает указанную запись подлежащей исключению из госреестра.
Собрание собственников жилых помещений дома адрес 02.07.2010 года приняло решение о ликвидации ТСЖ ------ (далее ТСЖ), ранее созданного собственниками жилых помещений указанного дома.
Согласно п.4 этого решения ФИО1 ФИО13, т.е. заявитель, избран ликвидатором ТСЖ ------ Таким образом, общее собрание собственников жилья уполномочило заявителя провести процедуру ликвидации ТСЖ, согласно действующему законодательству.
Решением ------, оспоренное решение собственников жилья от 02.07.2010 года оставлено без изменений. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 09 марта 2011 года решение ------ оставлено без изменений и вступило в законную силу.
После вступления судебного решения в законную силу, во исполнение решения собрания собственников жилья, согласно положениям ГК РФ, а также ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее- Закон) ФИО1 подал в Инспекцию, по установленной Законом форме, заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСЖ ------ и о формировании ликвидационной комиссии.
28 марта 2011 года ИФНС по г. Чебоксары в ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ внесены записи:
1) за государственным регистрационным номером ------ о принятии
решения о ликвидации юридического лица;
2) за государственным регистрационным номером ------ о формировании
ликвидационной комиссии.
Заявитель указывает, что после внесения указанных записей в ЕГРЮЛ, согласно п.3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии, в данном случае к нему, перешли полномочия по управлению делами юридического лица.
По смыслу названных нормативных актов, после внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей, право на подачу в регистрирующий орган любых документов, касающихся ликвидируемого ТСЖ сохранилось только у ФИО1, как лица уполномоченного Законом.
После внесения записей в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации ТСЖ и о его ликвидаторе, 04.04.2011 года в Инспекцию поступило заявление ФИО6 об отмене ранее принятого решения о ликвидации ТСЖ.
Инспекция заявление ФИО6 приняла и в нарушение ст.62 ГК РФ без уведомления ФИО1 и от имени ФИО6 внесла в ЕГРЮЛ 11 апреля 2011 года запись о принятии решения о прекращения процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ ------ за государственным регистрационным номером ------. Заявитель считает, что этими действиями Инспекцией было нарушено законодательство, регулирующее отношения, возникающие при реализации решения по ликвидации юридического лица, а также созданы препятствия осуществления его прав ликвидатора ТСЖ.
Заявитель полагает, что исходя из изложенного, Инспекция после внесения записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации и назначения ликвидатора, не имела права принимать документы от иных лиц, позиционирующих себя с органами управления ТСЖ «------», т.к. такие полномочия, как указывалось выше, имелись только у него.
Противоправность действий Инспекции совершенных внесением записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о прекращения процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ «------ за государственным регистрационным номером ------ нарушают его права, как лица, уполномоченного собственниками жилых помещений провести процедуру ликвидации ТСЖ «------ а также единственно уполномоченного законом лица, действовать от имени ликвидируемого ТСЖ «------ в том числе представлять его интересы в судебных органах.
Кроме того, включив данную запись в ЕГРЮЛ, Инспекция фактически отменила во внесудебном порядке процедуру ликвидации ТСЖ, которая находится на стадии проведения: внесена запись в ЕГРЮЛ, назначен ликвидатор, подано сообщение о ликвидации в "Вестник государственной регистрации", истребована у бывшего руководства ТСЖ бухгалтерская документация, с целью составления ликвидационного баланса. Считает, что действующее законодательство, не наделяет правом отмены решения о ликвидации юридического лица, орган осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
На основании изложенного заявитель просит признать незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ------ о принятии решения о прекращения процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ ------ на основании заявления ФИО6 ФИО14 от 04.04.2011 года и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ------ о прекращения процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ ------ внесенную на основании заявления ФИО6 ФИО15 от 04.04.2011 года.
Заявитель на судебное заседание не явился, обеспечил явку своих представителей.
Представители заявителя в ходе судебного заседания заявление поддержали по доводам, изложенным в заявлении и в пояснении к заявлению.
Представители ИФНС России по г. Чебоксары в ходе судебного заседания требования заявителя не признали по мотивам, изложенным в письменном возражении на заявление. Суду пояснили, что действительно в ИФНС России по г. Чебоксары 04.04.2011г. поступило заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении ТСЖ ------ в части отмены ранее принятого решения о ликвидации юридического лица и в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в котором заявитель-председатель ТСЖ ------» ФИО6 подтверждает, что изменения, вносимые в государственный реестр соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. К заявлению приложены были документы, а именно: протокол №1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме адрес от 21.03.2011г.; протокол №18 заседания Правления ТСЖ ------ от 21.03.2011г.
Рассмотрев представленные документы, Инспекция вынесла решение от 11.04.2011 ------ о государственной регистрации указанных изменений.
Считают, что решение вынесено обоснованно, так согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ.
Для государственной регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ об отмене решения о ликвидации юридического лица, ранее принятого его учредителями, руководителю исполнительного органа такого лица (или иному лицу, действующему от имени юридического лица без доверенности) следует представить в регистрирующий орган соответствующее заявление по форме №Р 14001 с приложением решения об отмене ликвидации такого лица, принятого его учредителями, в виде оригинала или заверенной копии.
При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя представления других документов кроме документов, установленных Законом о регистрации.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения (в том числе правомочность собрания учредителей, наличие кворума и т.д.), за исключением случаев, предусмотренных Законом о регистрации (пункт 4.1 статьи 9 Закона о регистрации).
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации перечислен в статье 23 Закона о регистрации. Данный перечень является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.
Наличие или отсутствие у общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме полномочий на принятие решения, на основании которого в регистрирующий орган представлено заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, не перечислено в статье 23 Закона о регистрации в качестве основания для отказа в государственной регистрации таких изменений.
В соответствии со статями 17 и 25 Закона о регистрации ответственность за
предоставление для государственной регистрации недостоверных сведений
возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, полномочия ФИО6 в качестве председателя правления ТСЖ ------ подтверждены протоколом заседания правления ТСЖ ------ от 21.03.2011 №18. Таким образом, на момент подачи ФИО6 оспариваемого заявления по форме №Р 14001, ФИО6 имела полномочия быть заявителем для представления такого заявления в регистрирующий орган.
Таким образом, поскольку в Инспекцию были представлены все установленные действующим законодательством документы, и указанные документы представлены уполномоченным на это лицом, оснований для отказа в государственной регистрации указанных изменений у Инспекции не имелось. Просят в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав стороны изучив материалы данного дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как усматривается из материалов дела, собрание собственников жилых помещений дома № 5 по ул. Игнатьева г. Чебоксары 02.07.2010 года приняло решение о ликвидации ТСЖ ------ (далее ТСЖ), ранее созданного собственниками жилых помещений указанного дома.
Согласно п.4 этого решения ФИО1 ФИО16, т.е. заявитель, избран ликвидатором ТСЖ ------ общее собрание собственников жилья уполномочило заявителя провести процедуру ликвидации ТСЖ.
ФИО1 подано в Инспекцию заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСЖ ------ и о формировании ликвидационной комиссии.
28 марта 2011 года ИФНС по г. Чебоксары в ЕГРЮЛ внесены записи:
1) за государственным регистрационным номером ------ о принятии
решения о ликвидации юридического лица;
2) за государственным регистрационным номером ------ о формировании
ликвидационной комиссии.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию 28.03.2011 года в отношении ТСЖ ------ указано, что ЮЛ находится в стадии ликвидации, лицом имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица указан ФИО1 ------, как ликвидатор.
Также как усматривается из материалов дела, ФИО6 обратились 04.04.2011года в ИФНС России по г. Чебоксары с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении ТСЖ ------», в части отмены ранее принятого решения о ликвидации юридического лица и в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в котором заявитель-председатель ТСЖ «------» ФИО6 подтверждает, что изменения, вносимые в государственный реестр соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. К заявлению приложены были документы, а именно: протокол №1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме адрес от 21.03.2011г.; протокол №18 заседания Правления ТСЖ ------ от 21.03.2011г.
Из протокола внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме адрес от 21 марта 2011 года следует, что собрание решило отменить решение собрания собственников помещений о ликвидации ТСЖ ------» и выбрать (оставить) способ управления ТСЖ «------».
Рассмотрев представленные ФИО6 документы, Инспекция вынесла решение от 11.04.2011 №------ о государственной регистрации указанных изменений.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию 18.04.2011 года в отношении ТСЖ «------ указано, что ЮЛ является действующим, лицами имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица указаны ФИО6- как председатель правления и ФИО1 как ликвидатор.
Не согласившись с вышеназванными действиями налоговой инспекции, ФИО1 как ликвидатор обратился в суд с заявлением о признании их недействительными.
Согласно п. 3 ст.62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени, ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Определением Конституционного Суда РФ от 16.02.2006 N 51-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем вторым пункта 2 и пунктом 3 статьи 21 Федерального закона "Об акционерных обществах" по данному вопросу изложена следующая позиция, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, а само юридическое лицо работает в особом режиме, который не предусматривает сохранение ранее действовавших органов управления».
Порядок регистрации юридических лиц определяется Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации).
Согласно п.3 ст. 20 Закона регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление №439) утверждена форма заявления №Р 14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы».
Пункт 2.2 названного заявления изложен в следующем виде: «Принятие решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица прикладывается к заявлению)». То есть указанная форма заявления допускает государственную регистрацию отмены ликвидации организации.
В соответствии со ст. 17 Закона о регистрации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу ст. 18 названного закона, определяющей порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц следует, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа
регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без
доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем
регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной
комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного
федеральным законом, актом специально уполномоченного на то
государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Исходя из положений статьи 9 Закона о регистрации, заявителем при государственной регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ в части отмены решения о ликвидации юридического лица и смены его руководителя может являться только руководитель исполнительного органа такого лица, или, в случае его отсутствия, иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности.
Судом при рассмотрении дела определен предмет рассматриваемого спора- действия должностных лиц налоговой инспекции, выразившиеся во внесении сведений в ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «------» поданные ФИО6.
При оценке законности действий налоговой инспекции по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации, судом установлено, что заявление представлено ФИО6, у которой полномочия председателя ТСЖ ранее были прекращены в связи с принятием решения о ликвидации ТСЖ «------» и назначением ликвидатора ТСЖ «------» ФИО1
Судом также принимается во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 16.02.2006 N 51-О, согласно которой закон закрепил необходимость проведения мероприятий, направленных на прекращение деятельности юридического лица, в специальном порядке и в определенные сроки, для чего предусмотрел создание специального органа - ликвидационной комиссии, полномочия которой, перечисленные в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, обусловлены непосредственно целями ликвидации.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что с момента принятия на общем собрании собственников решения о ликвидации общества и утверждения ликвидационной комиссии (ликвидатора) и внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц, в отсутствие доказательств признания указанных решений незаконными и исключения соответствующих записей из Единого государственного реестра юридических лиц, все полномочия по управлению делами общества перешли к ликвидационной комиссии (ликвидатору).
Кроме того, приходя к выводу о наличии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, суд исходит также из представления заявителем неполного пакета документов, необходимых для государственной регистрации, т.к. в представленных ФИО6 протоколах общего собрания об отмене решения о ликвидации ТСЖ «------» не усматривается о принятии данного решения с участием ликвидатора ФИО1, а также не указано о дальнейших полномочиях ликвидатора, в том числе и о прекращении его полномочий.
Налоговой инспекцией, принято решение о внесении записи 11.04.2011 года как действующее ЮЛ, однако налоговой инспекцией в сведениях о лицах, имеющих действовать от имени ЮЛ указаны два лица, как то - ФИО6 как председатель правления действующего ЮЛ, и ФИО1- как ликвидатор, т.е. в сведениях о ТСЖ «------» по мнению суда, имеются записи, взаимно исключающие друг друга, из которых невозможно определить, кто из указанных лиц имеет больше прав по представлению ЮЛ, а также действует ЮЛ или находится на стадии ликвидации.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Однако суд считает, что налоговой инспекцией при принятии документом от ФИО6 не учтены положения ст. 23 Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", из которой следует, что отказ в государственной регистрации допускается в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, т.к. представляя документы на регистрацию ФИО6 не представила документы подтверждающие, что полномочия ликвидатора ФИО1 прекращены или отозваны. В связи с этим доводы ИФНС о том, что они не уполномочены проверять документы при представлении заявлений не состоятельны.
С учетом выше указанных обстоятельств, требований законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии у налоговой инспекции правовых оснований для внесения в ЕГРЮЛ о ТСЖ изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы по форме Р14001, с приложением протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме адрес от 21 марта 2011 года и протокола №18 заседания правления ТСЖ от 21 марта 2011 года, поданные ФИО6, в период действия полномочий ликвидатора ФИО1 Инспекция в своих пояснениях ссылается на решение от 11.04.2011 года за № №------, которое послужило основанием для внесения записей в ЕГРЮЛ, однако копия данного решения суду не представлена, следовательно, суд выносит решение на основании представленных документов и заявленных требований.
В силу ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Как следует из п. 12.3 Устава ТСЖ «------» ликвидация товарищества осуществляется на основании и в порядке которые установлены гражданским законодательством, в том числе по решению Общего собрания в случае физического уничтожения комплекса недвижимого имущества многоквартирного дома.
Следовательно, сама по себе возможность отмены решения о ликвидации юридического лица, не предусматривает проведение данной процедуры без соблюдения требований действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы по форме Р14001, записи от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ------ о принятии решения о прекращения процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ ------ на основании заявления ФИО6 ФИО17 от 04.04.2011 года.
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ------ о прекращении процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ «------», внесенную на основании заявления ФИО6 ФИО18 от 04.04.2011 года.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 26 мая 2011 года
Председательствующий судья Л.А. Платонова