ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2161 от 20.05.2011 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гр.дело № 2-2161/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2011 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Платоновой Л.А..,

при секретаре судебного заседания Яковлевой М.В.,

с участием представителей заявителя ФИО1- ФИО2, ФИО3, представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары ФИО4, ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО12 о признании незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ------ о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ ------ и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц данной записи

установил:

Заявитель ФИО1 обратился в суд указанным заявлением (уточненным 11.05.2011 года) по тем мотивам, что ИФНС по г. Чебоксары (далее- Инспекция) 11 апреля 2011 года была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) запись за государственным регистрационным номером ------ о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации юридического лица- товарищества собственников жилья ------ и считает действия Инспекции по внесению данной записи не законными, создающими препятствия к осуществлению его прав, как уполномоченного лица общего собрания собственников жилых помещений по ликвидации предприятия, а потому полагает указанную запись подлежащей исключению из госреестра.

Собрание собственников жилых помещений дома адрес 02.07.2010 года приняло решение о ликвидации ТСЖ ------ (далее ТСЖ), ранее созданного собственниками жилых помещений указанного дома.

Согласно п.4 этого решения ФИО1 ФИО13, т.е. заявитель, избран ликвидатором ТСЖ ------ Таким образом, общее собрание собственников жилья уполномочило заявителя провести процедуру ликвидации ТСЖ, согласно действующему законодательству.

Решением ------, оспоренное решение собственников жилья от 02.07.2010 года оставлено без изменений. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 09 марта 2011 года решение ------ оставлено без изменений и вступило в законную силу.

После вступления судебного решения в законную силу, во исполнение решения собрания собственников жилья, согласно положениям ГК РФ, а также ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее- Закон) ФИО1 подал в Инспекцию, по установленной Законом форме, заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСЖ ------ и о формировании ликвидационной комиссии.

28 марта 2011 года ИФНС по г. Чебоксары в ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ внесены записи:

1) за государственным регистрационным номером ------ о принятии
решения о ликвидации юридического лица;

2) за государственным регистрационным номером ------ о формировании
ликвидационной комиссии.

Заявитель указывает, что после внесения указанных записей в ЕГРЮЛ, согласно п.3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии, в данном случае к нему, перешли полномочия по управлению делами юридического лица.

По смыслу названных нормативных актов, после внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей, право на подачу в регистрирующий орган любых документов, касающихся ликвидируемого ТСЖ сохранилось только у ФИО1, как лица уполномоченного Законом.

После внесения записей в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации ТСЖ и о его ликвидаторе, 04.04.2011 года в Инспекцию поступило заявление ФИО6 об отмене ранее принятого решения о ликвидации ТСЖ.

Инспекция заявление ФИО6 приняла и в нарушение ст.62 ГК РФ без уведомления ФИО1 и от имени ФИО6 внесла в ЕГРЮЛ 11 апреля 2011 года запись о принятии решения о прекращения процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ ------ за государственным регистрационным номером ------. Заявитель считает, что этими действиями Инспекцией было нарушено законодательство, регулирующее отношения, возникающие при реализации решения по ликвидации юридического лица, а также созданы препятствия осуществления его прав ликвидатора ТСЖ.

Заявитель полагает, что исходя из изложенного, Инспекция после внесения записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации и назначения ликвидатора, не имела права принимать документы от иных лиц, позиционирующих себя с органами управления ТСЖ «------», т.к. такие полномочия, как указывалось выше, имелись только у него.

Противоправность действий Инспекции совершенных внесением записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о прекращения процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ «------ за государственным регистрационным номером ------ нарушают его права, как лица, уполномоченного собственниками жилых помещений провести процедуру ликвидации ТСЖ «------ а также единственно уполномоченного законом лица, действовать от имени ликвидируемого ТСЖ «------ в том числе представлять его интересы в судебных органах.

Кроме того, включив данную запись в ЕГРЮЛ, Инспекция фактически отменила во внесудебном порядке процедуру ликвидации ТСЖ, которая находится на стадии проведения: внесена запись в ЕГРЮЛ, назначен ликвидатор, подано сообщение о ликвидации в "Вестник государственной регистрации", истребована у бывшего руководства ТСЖ бухгалтерская документация, с целью составления ликвидационного баланса. Считает, что действующее законодательство, не наделяет правом отмены решения о ликвидации юридического лица, орган осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На основании изложенного заявитель просит признать незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ------ о принятии решения о прекращения процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ ------ на основании заявления ФИО6 ФИО14 от 04.04.2011 года и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ------ о прекращения процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ ------ внесенную на основании заявления ФИО6 ФИО15 от 04.04.2011 года.

Заявитель на судебное заседание не явился, обеспечил явку своих представителей.

Представители заявителя в ходе судебного заседания заявление поддержали по доводам, изложенным в заявлении и в пояснении к заявлению.

Представители ИФНС России по г. Чебоксары в ходе судебного заседания требования заявителя не признали по мотивам, изложенным в письменном возражении на заявление. Суду пояснили, что действительно в ИФНС России по г. Чебоксары 04.04.2011г. поступило заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении ТСЖ ------ в части отмены ранее принятого решения о ликвидации юридического лица и в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в котором заявитель-председатель ТСЖ ------» ФИО6 подтверждает, что изменения, вносимые в государственный реестр соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. К заявлению приложены были документы, а именно: протокол №1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме адрес от 21.03.2011г.; протокол №18 заседания Правления ТСЖ ------ от 21.03.2011г.

Рассмотрев представленные документы, Инспекция вынесла решение от 11.04.2011 ------ о государственной регистрации указанных изменений.

Считают, что решение вынесено обоснованно, так согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ.

Для государственной регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ об отмене решения о ликвидации юридического лица, ранее принятого его учредителями, руководителю исполнительного органа такого лица (или иному лицу, действующему от имени юридического лица без доверенности) следует представить в регистрирующий орган соответствующее заявление по форме №Р 14001 с приложением решения об отмене ликвидации такого лица, принятого его учредителями, в виде оригинала или заверенной копии.

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя представления других документов кроме документов, установленных Законом о регистрации.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения (в том числе правомочность собрания учредителей, наличие кворума и т.д.), за исключением случаев, предусмотренных Законом о регистрации (пункт 4.1 статьи 9 Закона о регистрации).

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации перечислен в статье 23 Закона о регистрации. Данный перечень является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

Наличие или отсутствие у общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме полномочий на принятие решения, на основании которого в регистрирующий орган представлено заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, не перечислено в статье 23 Закона о регистрации в качестве основания для отказа в государственной регистрации таких изменений.

В соответствии со статями 17 и 25 Закона о регистрации ответственность за
предоставление для государственной регистрации недостоверных сведений
возложена на заявителя.

Как следует из материалов дела, полномочия ФИО6 в качестве председателя правления ТСЖ ------ подтверждены протоколом заседания правления ТСЖ ------ от 21.03.2011 №18. Таким образом, на момент подачи ФИО6 оспариваемого заявления по форме №Р 14001, ФИО6 имела полномочия быть заявителем для представления такого заявления в регистрирующий орган.

Таким образом, поскольку в Инспекцию были представлены все установленные действующим законодательством документы, и указанные документы представлены уполномоченным на это лицом, оснований для отказа в государственной регистрации указанных изменений у Инспекции не имелось. Просят в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав стороны изучив материалы данного дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как усматривается из материалов дела, собрание собственников жилых помещений дома № 5 по ул. Игнатьева г. Чебоксары 02.07.2010 года приняло решение о ликвидации ТСЖ ------ (далее ТСЖ), ранее созданного собственниками жилых помещений указанного дома.

Согласно п.4 этого решения ФИО1 ФИО16, т.е. заявитель, избран ликвидатором ТСЖ ------ общее собрание собственников жилья уполномочило заявителя провести процедуру ликвидации ТСЖ.

ФИО1 подано в Инспекцию заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица ТСЖ ------ и о формировании ликвидационной комиссии.

28 марта 2011 года ИФНС по г. Чебоксары в ЕГРЮЛ внесены записи:

1) за государственным регистрационным номером ------ о принятии
решения о ликвидации юридического лица;

2) за государственным регистрационным номером ------ о формировании
ликвидационной комиссии.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию 28.03.2011 года в отношении ТСЖ ------ указано, что ЮЛ находится в стадии ликвидации, лицом имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица указан ФИО1 ------, как ликвидатор.

Также как усматривается из материалов дела, ФИО6 обратились 04.04.2011года в ИФНС России по г. Чебоксары с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении ТСЖ ------», в части отмены ранее принятого решения о ликвидации юридического лица и в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в котором заявитель-председатель ТСЖ «------» ФИО6 подтверждает, что изменения, вносимые в государственный реестр соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. К заявлению приложены были документы, а именно: протокол №1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме адрес от 21.03.2011г.; протокол №18 заседания Правления ТСЖ ------ от 21.03.2011г.

Из протокола внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме адрес от 21 марта 2011 года следует, что собрание решило отменить решение собрания собственников помещений о ликвидации ТСЖ ------» и выбрать (оставить) способ управления ТСЖ «------».

Рассмотрев представленные ФИО6 документы, Инспекция вынесла решение от 11.04.2011 №------ о государственной регистрации указанных изменений.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию 18.04.2011 года в отношении ТСЖ «------ указано, что ЮЛ является действующим, лицами имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица указаны ФИО6- как председатель правления и ФИО1 как ликвидатор.

Не согласившись с вышеназванными действиями налоговой инспекции, ФИО1 как ликвидатор обратился в суд с заявлением о признании их недействительными.

Согласно п. 3 ст.62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени, ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Определением Конституционного Суда РФ от 16.02.2006 N 51-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем вторым пункта 2 и пунктом 3 статьи 21 Федерального закона "Об акционерных обществах" по данному вопросу изложена следующая позиция, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, а само юридическое лицо работает в особом режиме, который не предусматривает сохранение ранее действовавших органов управления».

Порядок регистрации юридических лиц определяется Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации).

Согласно п.3 ст. 20 Закона регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление №439) утверждена форма заявления №Р 14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы».

Пункт 2.2 названного заявления изложен в следующем виде: «Принятие решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица прикладывается к заявлению)». То есть указанная форма заявления допускает государственную регистрацию отмены ликвидации организации.

В соответствии со ст. 17 Закона о регистрации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В силу ст. 18 названного закона, определяющей порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц следует, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа
регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без
доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем
регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной
комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного
федеральным законом, актом специально уполномоченного на то
государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Исходя из положений статьи 9 Закона о регистрации, заявителем при государственной регистрации внесения изменений в ЕГРЮЛ в части отмены решения о ликвидации юридического лица и смены его руководителя может являться только руководитель исполнительного органа такого лица, или, в случае его отсутствия, иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности.

Судом при рассмотрении дела определен предмет рассматриваемого спора- действия должностных лиц налоговой инспекции, выразившиеся во внесении сведений в ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «------» поданные ФИО6.

При оценке законности действий налоговой инспекции по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации, судом установлено, что заявление представлено ФИО6, у которой полномочия председателя ТСЖ ранее были прекращены в связи с принятием решения о ликвидации ТСЖ «------» и назначением ликвидатора ТСЖ «------» ФИО1

Судом также принимается во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 16.02.2006 N 51-О, согласно которой закон закрепил необходимость проведения мероприятий, направленных на прекращение деятельности юридического лица, в специальном порядке и в определенные сроки, для чего предусмотрел создание специального органа - ликвидационной комиссии, полномочия которой, перечисленные в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, обусловлены непосредственно целями ликвидации.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что с момента принятия на общем собрании собственников решения о ликвидации общества и утверждения ликвидационной комиссии (ликвидатора) и внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц, в отсутствие доказательств признания указанных решений незаконными и исключения соответствующих записей из Единого государственного реестра юридических лиц, все полномочия по управлению делами общества перешли к ликвидационной комиссии (ликвидатору).

Кроме того, приходя к выводу о наличии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, суд исходит также из представления заявителем неполного пакета документов, необходимых для государственной регистрации, т.к. в представленных ФИО6 протоколах общего собрания об отмене решения о ликвидации ТСЖ «------» не усматривается о принятии данного решения с участием ликвидатора ФИО1, а также не указано о дальнейших полномочиях ликвидатора, в том числе и о прекращении его полномочий.

Налоговой инспекцией, принято решение о внесении записи 11.04.2011 года как действующее ЮЛ, однако налоговой инспекцией в сведениях о лицах, имеющих действовать от имени ЮЛ указаны два лица, как то - ФИО6 как председатель правления действующего ЮЛ, и ФИО1- как ликвидатор, т.е. в сведениях о ТСЖ «------» по мнению суда, имеются записи, взаимно исключающие друг друга, из которых невозможно определить, кто из указанных лиц имеет больше прав по представлению ЮЛ, а также действует ЮЛ или находится на стадии ликвидации.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Однако суд считает, что налоговой инспекцией при принятии документом от ФИО6 не учтены положения ст. 23 Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", из которой следует, что отказ в государственной регистрации допускается в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, т.к. представляя документы на регистрацию ФИО6 не представила документы подтверждающие, что полномочия ликвидатора ФИО1 прекращены или отозваны. В связи с этим доводы ИФНС о том, что они не уполномочены проверять документы при представлении заявлений не состоятельны.

С учетом выше указанных обстоятельств, требований законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии у налоговой инспекции правовых оснований для внесения в ЕГРЮЛ о ТСЖ изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы по форме Р14001, с приложением протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме адрес от 21 марта 2011 года и протокола №18 заседания правления ТСЖ от 21 марта 2011 года, поданные ФИО6, в период действия полномочий ликвидатора ФИО1 Инспекция в своих пояснениях ссылается на решение от 11.04.2011 года за № №------, которое послужило основанием для внесения записей в ЕГРЮЛ, однако копия данного решения суду не представлена, следовательно, суд выносит решение на основании представленных документов и заявленных требований.

В силу ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Как следует из п. 12.3 Устава ТСЖ «------» ликвидация товарищества осуществляется на основании и в порядке которые установлены гражданским законодательством, в том числе по решению Общего собрания в случае физического уничтожения комплекса недвижимого имущества многоквартирного дома.

Следовательно, сама по себе возможность отмены решения о ликвидации юридического лица, не предусматривает проведение данной процедуры без соблюдения требований действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы по форме Р14001, записи от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ------ о принятии решения о прекращения процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ ------ на основании заявления ФИО6 ФИО17 от 04.04.2011 года.

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ------ о прекращении процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ «------», внесенную на основании заявления ФИО6 ФИО18 от 04.04.2011 года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 26 мая 2011 года

Председательствующий судья Л.А. Платонова