Дело № 2-2163/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Валь Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкар
16 апреля 2014 года гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару №... от ** ** **, которым ФИО1 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, в редакции Решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № ... от ** ** ** года,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару №... от ** ** **, которым ФИО1 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, в редакции Решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № ... от ** ** ** года.
В обоснование заявления указала, что Инспекцией ФНС России по г. Сыктывкару проведена выездная налоговая проверка ИП ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. По результатам проверки вынесено решение № ... от ** ** **. о привлечении ИП ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения. Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратилась с жалобой в Управление ФНС России по Республике Коми. По результатам рассмотрения жалобы УФНС России по РК решение ИФНС России по г.Сыктывкару от ** ** **. изменило в части начисления сумм налога и пени. Заявитель полагает, что ИФНС России по г.Сыктывкару нарушило процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки, в связи с чем просит признать решение незаконным. Кроме того, заявитель не согласен с начислением единого налога УСН за 2010г. на доходы от субаренды, полученных предпринимателем.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и ее представители ФИО2 и ФИО3 на заявлении настаивают в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Сыктывкару ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Управления ФНС России по Республике Коми ФИО5 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, так же указав, на то что, инспекцией неоднократно были предприняты все необходимые меры для уведомления налогоплательщика.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ИФНС России по г.Сыктывкару в период с 15.04.2013г. по 16.05.2013г. проведена выездная налоговая проверка ИП ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г., правильности исчисления и своевременности удержания и перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2010г. по 15.04.2013г.
По результатам выездной налоговой проверки уполномоченным должностным лицом ИФНС России по г.Сыктывкару составлен акт от ** ** **. № ...
По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки заместителем начальника ИФНС России по г.Сыктывкару вынесено решение от ** ** **. № ... о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьями 119,122 и 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере .... Налогоплательщику предложено уплатить сумму до начисленного единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в общем размере ...., перечислить сумму удержанного, но не перечисленного налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц в общем размере ...., а также соответствующие суммы пени в общем размере ...
Не согласившись с решением Инспекции от ** ** **. ФИО6 обратилась с жалобой в Управление ФНС России по РК.
Решением УФНС России по РК от ** ** **. № ... апелляционная жалоба ИП ФИО1 частично удовлетворена, решение ИФНС России по г.Сыктывкару от ** ** **. изменено путем уменьшения доначислений по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения на ...., по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на ...., по налогу на добавленную стоимость (налоговый агент) на ...., а также соответствующих сумм пени и штрафа, в остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
В обоснование доводов о нарушении ИФНС России по г.Сыктывкару процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, ФИО1 указывает, на то, что датированный 29.05.2013г. акт проверки № ... фактически вручен ей 08.07.2013г. В то же время факт уклонения от получения акта выездной налоговой проверки от ** ** **., по мнению заявителя, не зафиксирован в акте и налогоплательщик не уклонялся от получения акта выездной налоговой проверки. Кроме того, по утверждению заявителя, акт выездной налоговой проверки не направлялся ФИО1 по месту жительства, а был направлен по адресу ее предыдущего места проживания и на адрес салона, где она не осуществляет предпринимательскую деятельность, работником или управляющей салона не является, что подтверждается свидетельскими показаниями администратора салона.
ФИО1 полагает, что в связи с ненадлежащим извещением ИФНС России по г.Сыктывкару о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, она была лишена права на представление возражений и объяснений по материалам проверки.
Кроме того, заявитель утверждает, что ИФНС России по г.Сыктывкару в ходе выездной налоговой проверки при доначислении налогов не учтено, что 31.12.2010г. между ФИО1 и ИП ... И.Н. подписано соглашение от ** ** **. о расторжении договора субаренды недвижимого имущества № ..., являющегося собственностью МО ГО «Сыктывкар», в связи с чем 01.01.2011г. ИП ... И.Н. передала арендуемое помещение ИП ФИО1. На основании изложенного заявитель утверждает, что в 2011 году не получала доход от сдачи в субаренду указанного недвижимого имущества.
В соответствии с п.1 ст.89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Как следует из материалов дела, 15.04.2013г. заместителем начальника ИФНС России по г.Сыктывкару принято решение № ... о проведении выездной налоговой проверки ИП ФИО1 по всем налогам и сборам за период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г. по НДФЛ (налоговый агент) за период с 01.01.2010г. по 15.04.2013г.. С указанным решением ИП ФИО1 ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись на указанном решении. Кроме того 15.04.2013г. налогоплательщиком получена копия уведомления о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа и подано заявление о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа. Также ФИО1 15.04.2013г. ознакомлена с уведомлением о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
На момент назначения выездной налоговой проверки адресом места жительства ИП ФИО1 являлся адрес: г.Сыктывкар ул....
По указанному адресу ИФНС России по г.Сыктывкару 08.05.2013г. по почте было направлено требование о представлении документов и повестка о вызове на допрос в качестве свидетеля. Данные документы налогоплательщиком получены не были и возвращены постовой службой за истечением сроков хранения.
13.05.2013г., в период проведения выездной налоговой проверки ФИО1 снялась с налогового учета в ИФНС России по г.Сыктывкару в связи с изменением адреса мест жительства : г...., а 13.06.2013г. снялась с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя в связи с прекращением предпринимательской деятельности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справа направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
ИФНС России по г.Сыктывкару сопроводительным письмом от ** ** **. № ... направило по новому адресу ФИО1 : г...., а также по прежнему адресу места жительства: г.Сыктывкар ул.... и по адресу места осуществления предпринимательской деятельности – салон красоты г.Сыктывкар ул.... справку о проведенной выездной налоговой проверки от ** ** **., уведомление № ... от ** ** **. о вызове налогоплательщика на 31.05.2013г. для получения акта проверки и письмо № ... от ** ** ** о представлении возражений и документов, приглашение на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, назначенное на 26.06.2013г.
Вышеуказанные документы получены ИП ФИО1 лично 21.05.2013г. в салоне красоты Однако 31.05.2013г. ФИО1 в налоговый орган за актом проверки не явилась.
ФИО1 и ее представители указали на то, что подпись в данном уведомлении выполнена не ею (ФИО1), кроме того, на момент вручения почтового уведомления она не являлась индивидуальным предпринимателем, и лицо получившее уведомление не могло быть ее работником.
Данные обстоятельства ИФНС России по г.Сыктывкару и УФНС России по РК не оспариваются. Вместе с тем, указывают, на то что оснований полагать о ненадлежащем извещении ФИО1 не имелось.
Корреспонденция, направленная в адрес ФИО1 по другим известным адресам возвращена в налоговый орган по истечении срока хранения.
Согласно ч.1 ст.100 Налогового кодекса РФ по результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В соответствии с п.5 ст.100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
В связи с неполучением налогоплательщиком акта выездной налоговой проверки, на основании п.5 ст.100 НК РФ ИФНС России по г.Сыктывкару направила ФИО1 акт выездной налоговой проверки по всем известным адресам. Указанная корреспонденция также не была получена заявителем и возвращена почтовой службой за истечением срока хранения.
В соответствии с п.2 ст.101 Налогового кодекса РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
В связи с неявкой лица, участие которого необходимо для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, и отсутствием информации о получении ИП ФИО1 приглашения на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки заместителем начальника ИФНС России по г.Сыктывкару принято решение № ... от ** ** **. о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Указанное решение, а также приглашение на рассмотрение материалов проверки, назначенное на 31.07.2013г. направленное налоговым органом по месту регистрации ФИО1: г...., адресатом не получено, возвращено почтовой службой за истечением сроков хранения.
В силу п.14 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органов или судом. нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения от отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Копия акта выездной налоговой проверки № ... от ** ** **. вручена ИП ФИО1 лично 08.07.2013г., о чем свидетельствует соответствующая отметка на сопроводительном письме № ... от ** ** **. Кроме того, заявителем 08.07.2013г. лично получено приглашение № ... от ** ** **. на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, назначенное на 31.07.2013г.
При этом, отсутствие уведомления о времени и месте рассмотрения материалов в отношении ИП ФИО1, при неоднократном извещении по всем имеющимся адресам проживания (местонахождения) по убеждению суда не может являться основанием для отмены обжалуемых решений.
Таким образом, решение № ... от ** ** **. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято ИФНС России по г.Сыктывкару в отсутствие ИП ФИО1, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
В связи с неявкой за получением решения, 07.08.2013г. решение от ** ** **. было направлено налоговым органом ФИО1 по всем известным адресам и получено 15.08.2013г. работником Салона красоты ... И.С. по доверенности.
Учитывая, в совокупности все доказательства по делу и сопоставив их с положениями действующего законодательства, суд находит доводы заявителя о неправомерности действий налогового органа и отсутствия со стороны ИП ФИО1 фактов уклонения от получения акта выездной налоговой проверки, не соответствующими действительности.
Как усматривается из материалов дела, извещения о рассмотрении материалов налоговой проверки неоднократно направлялись налоговым органом по месту государственной регистрации налогоплательщика, и другим известным адресам его местонахождения, кроме того, ФИО1 была уведомлена о проводимой в отношении нее налоговой проверке, в подтверждение чего в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о получении ФИО1 акта выездной налоговой проверки от ** ** **., а также приглашения в налоговый орган на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки, назначенное на 31.07.2013г. Таким образом, ИФНС России по г.Сыктывкару ИП ФИО1 была предоставлена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично, либо через своего представителя, а также возможность представить объяснения по материалам налоговой проверки.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что ФИО1 в проверяемый период являлась плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на основании уведомления налогового органа № ... с 26.06.2006г.
Проверкой установлено, что ИП ФИО1 передала часть нежилых помещений общей площадью ... кв.м., расположенных на первом этаже здания по адресу: г.Сыктывкара ул.... арендованным индивидуальным предпринимателем у Комитета по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Сыктывкар» ИП ... И.Н. в субаренду по договору № ... от ** ** **., на срок до 30.06.2011г.
Договор субаренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми ** ** **. за № ...
В соответствии с п.п.4.3 п.4 Договора субаренды оплата субарендных платежей производится за текущий месяц ежемесячно не позднее 8-го числа текущего месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендатора либо наличными платежами.
ИП ... И.Н. в ответ на требование налогового органа представлены документы, подтверждающие правоотношения с ИП ФИО1, а именно: договор субаренды от ** ** **., платежные документы, подтверждающие получение ФИО1 денежных средств в общей сумме .... с основанием платежа «за субаренду».
Таким образом, налоговой проверкой установлено, что в 2011 году ИП ФИО1 в нарушение ст.346.15 Налогового кодекса РФ не учитывала при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы, полученные от сдачи в субаренду нежилых помещений первого этажа здания, расположенного по адресу: г.Сыктывкар ул....
В подтверждение доводов о несогласии с выводами налогового органа о получении ИП ФИО1 в 2011 году доходов от сдачи имущества в субаренду по договору субаренды № .... от ** ** **., заключенному с ИП ... И.Н., заявитель ссылается на заключенное 31.12.2010г. с ИП ... И.Н. соглашение о расторжении договора субаренды от ** ** **. и акт приема-передачи недвижимого имущества.
Однако, как усматривается из материалов дела, указанные документы, подтверждающие факт расторжения договора субаренды, заключенного между ИП ФИО1 и ИП ... И.Н., не были представлены заявителем в налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки, а представлены лишь с апелляционной жалобой в УФНС России по Республике Коми.
Кроме того, ИП ... И.Н. в рамках налоговой проверки представлены копии квитанций к приходным кассовым ордерам, подтверждающие получение ФИО1 суммы субарендных платежей.
При расторжении договора аренды недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации в соответствии с п.2 ст.651 ГК РФ обязательства сторон договора прекращаются (п.2 ст.453 ГК РФ), поэтому юридическая сила данного действия и правоустанавливающих документов должна быть также удостоверена государством.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми соглашение от ** ** **. о расторжении договора субаренды № .... между ИП ФИО1 и ИП ... И.Н. не регистрировалось.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности доначисления по результатам выездной налоговой проверки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с дохода, полученного ИП ФИО1 в 2011г. от субарендных платежей.
На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований ФИО1 о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару №... от ** ** **, которым ФИО1 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, в редакции Решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № ... от ** ** ** года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару №... от ** ** **, которым ФИО1 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, в редакции Решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми № ... от ** ** ** года, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в месячный срок.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Копия верна: судья -