ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2163/17 от 09.10.2017 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.10.2017 город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Осиповой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Горбуновой Г.И.,

с участием помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора – Тюрина С.Е.,

представителя ответчика Муниципального автономного спортивно-оздоровительного учреждения «Спартак» - Тюрина А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2163/2017 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному спортивно-оздоровительному учреждению «Спартак» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному автономному спортивно-оздоровительному учреждению «Спартак», в котором просит обязать ответчика в срок не позднее <...> месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить возможность свободного доступа граждан к береговой полосе Нижнетагильского водохранилища по географическим координатам: <...> запретить ответчику с момента вступления решения суда в законную силу эксплуатацию туалета, необорудованного приемником из водонепроницаемых материалов и расположенного на территории водно-спортивной станции по адресу: <адрес>; обязать ответчика в срок не позднее <...> месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать туалет сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

В обоснование заявленных требований указано, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 4 плана работы на <...> проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами законодательства об охране водных объектов, в том числе Нижнетагильского водохранилища. Проверочными мероприятиями охвачено Муниципальное автономное спортивно-оздоровительное учреждение <...> Установлено, что МА СОУ <...>» имеет водно-спортивную станцию, расположенную по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области проведен осмотр территории водно-спортивной станции МА СОУ «<...> В ходе осмотра установлено, что территория водно-спортивной станции МА СОУ «<...> огорожена с трех сторон, в том числе по береговой линии, бетонным и металлическим забором, вплотную прилегающим к акватории Нижнетагильского водохранилища. Свободный проход на территорию водно-спортивной станции МА СОУ <...> к береговой полосе невозможен (ворота и калитка оборудованы запирающим устройством и на момент проверки были закрыты). Таким образом, выявлено ограничение доступа к <...> береговой полосе Нижнетагильского водохранилища в точке с географическими координатами: <...> Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет <...> метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Кроме того, в ходе осмотра территории в водоохраной зоне Нижнетагильского водохранилища, составляющей <...> метров, обнаружен туалет, необорудованный приемником из водонепроницаемых материалов. Расстояние до береговой линии от туалета составляет <...> метров. Географические координаты местонахождения туалета: <...> В связи с неисполнением ответчиком обязательных требований по соблюдению водного, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В судебном заседании прокурор заявленные требования, основание и предмет иска, а также доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что не представляется возможным обеспечить свободный доступ граждан к береговой полосе Нижнетагильского водохранилища, поскольку там находится дорогостоящее имущество. Также пояснил, что был на территории водно-спортивной станции был установлен биотуалет, который обеспечит охрану водного объекта.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В силу ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно постановлению Администрации города Нижний Тагил от 08.07.2015 № 1696-ПА, Муниципальному бюджетному спортивно-оздоровительному учреждению «Спартак» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, площадью <...> кв.м. с кадастровым расположенный по адресу: <адрес>, для эксплуатации водной станции.

Ответом МА СОУ <...>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что водно-спортивная станция <...>» принадлежит их учреждению на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный ).

Факт нарушения ответчиком законодательства об охране водных объектов нашел свое подтверждение в судебном заседании, подтверждается письменными материалам дела, а именно: планом работы Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры на <...>; решением о проведении проверки МА СОУ <...>» от ДД.ММ.ГГГГ, в целях соблюдения действующего законодательства; справкой по результатам участия в проведении проверки соблюдения водного законодательства хозяйствующими субъектами, территории которых прилегают к акватории Нижнетагильского водохранилища от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в ходе проверки установлено: по адресу: <адрес> находится водно-спортивная станция МА СОУ «<...> выявлено ограничение доступа к <...> береговой полосе Нижнетагильского водохранилища, а именно: обнаружено примыкание соседнего здания к территории водной станции (фото ), тем самым ограничен доступ к Нижнетагильскому водохранилищу, также обнаружен бетонный забор, ограничивающий доступ к Нижнетагильскому водохранилищу (фото ).

Таким образом, нарушены требования ч. 1, 2, 6, 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации. Кроме того, на территории водно-спортивной станции МА СОУ «<...> в водоохраной зоне Нижнетагильского водохранилища, составляющей <...> обнаружен туалет, не оборудованный приемником из водонепроницаемых материалов, расстояние до береговой линии Нижнетагильского водохранилища – <...> метров (фото скрин шот ). Таким образом, нарушены требования п. 4 ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ.

Доказательств, подтверждающих устранение указанных нарушений, ответчиком суду не представлено.

С учетом указанных обстоятельств, исходя из анализа приведенных норм законодательства, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Предложенный прокурором срок, указанный в исковом заявлении, суд считает разумным.

При наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об отсрочке исполнения решения.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На этом основании государственная пошлина в размере <...> подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное спортивно-оздоровительное учреждение «Спартак» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить возможность свободного доступа граждан к береговой полосе Нижнетагильского водохранилища по географическим координатам: <...>

Запретить Муниципальному автономному спортивно-оздоровительному учреждению «Спартак» с момента вступления решения суда в законную силу эксплуатацию туалета, необорудованного приемником из водонепроницаемых материалов и расположенного на территории водно-спортивной станции по адресу: <адрес>.

Обязать Муниципальное автономное спортивно-оздоровительное учреждение «Спартак» в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать туалет сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Взыскать с Муниципального автономного спортивно-оздоровительного учреждения «Спартак» в доход бюджета муниципального образования «город Нижний Тагил» государственную пошлину в размере 900 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

В окончательной форме решение изготовлено 13.10.2017.

Председательствующий – .