Дело № 2-2163/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2018 года г. Липецк
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Чуносовой О.А.,
при секретаре Полянской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, администрации г. Липецка о признании права на получение жилищного сертификата в рамках реализации основанного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о выдаче государственного жилищного сертификата по категории «вынужденные переселенцы» на состав семьи из трех человек, включая её, дочь ФИО4 и сына ФИО5 В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ. УСЗН Липецкой области был вынесен приказ об отказе ей в выдаче жилищного сертификата. Считает данный отказ преждевременным, незаконным и подлежащим отмене, поскольку распоряжением Главы администрации г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ. №-р она была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с недостаточностью жилой площади на одного человека (<данные изъяты>). Администрацией г.Липецка она была включена в Список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить сертификат в 2018 году по городу Липецку, по категории «вынужденные переселенцы» с датой постановки на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ. На основании договора, заключенного между нею и ФИО6, в настоящее время она проживает в <адрес>, в той его части, которая принадлежит на праве собственности наймодателю жилого помещения ФИО6, вместе с ФИО6 и ее семьей, состоящей из <данные изъяты> человек. Отказ УСЗН Липецкой области в выдаче жилищного сертификата был связан с предоставлением недостоверных сведений и тем, что жилая площадь дома превышает установленные нормативы. Однако не было учтено то обстоятельство, что за ФИО10 зарегистрировано право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности на домовладе6ние. Тогда как истец с членами семьи прописана и проживает именно на той части, которая принадлежит ФИО6
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г.Липецка.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика УСЗН Липецкой области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, объяснив, что в выдаче сертификата истцу было отказано, поскольку исходя из площади всего домовладения, в котором проживает истец со своей семьей, и которое не подвергалось разделу, истец не нуждается в улучшении жилищных условий. Кроме того, сын истца утратил статус вынужденного переселенца, живет отдельно от истца, не является членом семьи истца, в заявлениях на получение сертификата истец его никогда ранее не указывала, в состав своей семь не включала. В связи с чем полагала, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Представитель соответчика администрации г. Липецка по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании оставляла разрешение данного спора на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 приведенного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года № 845 было утверждено Положение «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» (действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений до 24 ноября 2016 года включительно), в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания (подпункт «б» пункта 3 Положения).
Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) (пункт 37 Положения).
Подпунктом «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1710) (далее – Правила), предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включённые территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 21 указанных выше Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия.
В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Распоряжением администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№-р на Управление социальной защиты населения Липецкой области возложены полномочия по обеспечению государственными жилищными сертификатами отдельных категорий граждан, в том числе вынужденных переселенцев.
Как усматривается из учетного дела ФИО1 №, она с ДД.ММ.ГГГГ. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации г.Липецка, относится к категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами. Состав семьи 2 человека, в том числе дочь ФИО4, также как и ФИО1 являющаяся вынужденным переселенцем согласно соответствующим удостоверениям.
Согласно протоколу заседания комиссии по обеспечению жилищными субсидиями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 с составом семьи 2 человека включена в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019году.
В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 просила выдать ей государственный жилищный сертификат на состав семье 3 человека: она и дети ФИО4, ФИО5
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. №-П ФИО1 отказано в выдаче государственного жилищного сертификата.
Письмом Управления социальной защиты населения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу сообщено, что администрацией г.Липецка она включена в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», изъявших получить сертификат в 2018 году по городу Липецку по категории «вынужденные переселенцы» с датой постановки на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно распоряжению заместителя главы администрации г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ. №-р она поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с недостаточностью жилой площади на одного человека (на <данные изъяты>). В соответствии с техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>.м. является размером жилой площади <адрес> всего домовладения составляет <данные изъяты>.м. В учетном деле имеется договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., объектом которого является <адрес>, площадью <данные изъяты>.м. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ. за ФИО10 зарегистрировано право собственности на <данные изъяты> долю вышеуказанного жилого дома, с ДД.ММ.ГГГГ собственником <данные изъяты> доли является ФИО6 Сведений о разделе общего имущества данная выписка не содержит., следовательно собственником изолированного жилого помещения ФИО6 не является. Учитывая изложенное, в связи с выявлением недостоверных сведений, приказом управления социальной защиты населения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. №-П в выдаче государственного жилищного сертификата истцу отказано.
Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес> ФИО1, ФИО4 и ФИО9 зарегистрированы в данном доме, общей площадью <данные изъяты>.м., домовладелец <данные изъяты> доли ФИО6, всего зарегистрировано <данные изъяты> человек.
Согласно инвентаризационному делу на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>,, общая площадь дома составляет <данные изъяты>.м., жилая площадь <данные изъяты>.м., домовладение принадлежит на праве собственности ФИО6 в <данные изъяты> доле и ФИО10 в <данные изъяты> доле, фактически состоит из двух помещений. Однако раздел домовладения не произведен, оно до настоящего времени является единым объектом недвижимости.
Вместе с тем, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, суд полагает, что ссылки в Приказе, Письме Управления социальной защиты населения Липецкой области и в возражениях ответчика на указанные обстоятельства, касающиеся площади домовладения, не имеют правового значения, поскольку судом установлено, что истец ФИО1 не является членом семьи собственников домовладения ФИО6 и ФИО10
Проанализировав все представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в выдаче истцу государственного жилищного сертификата является незаконным, поскольку органом местного самоуправления было принято решение о признании права истца состоять в льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Названный отказ противоречит ст. 55 ЖК РФ, согласно которой право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
В соответствии с п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» основанием для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, перечень оснований для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия является исчерпывающим.
ФИО1 своевременно продлевался статус вынужденного переселенца, ею предоставлены все документы, предусмотренные п. 19 указанных выше Правил, в отношении нее принято решение органом местного самоуправления о признании участником основного мероприятия, она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ранее она не реализовывала своего права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
В материалах дела имеются выписки из ЕГРП об отсутствии в собственности ФИО1 жилых помещений.
При таких обстоятельствах, с учётом норм действующего законодательства, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку истец является гражданкой Российской Федерации, имеет статус вынужденного переселенца, с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма совместно с дочерью участвовала в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», до настоящего времени не обеспечена постоянным жильём на территории Российской Федерации, а обязательства государства по обеспечению истицы жильём не исполнены.
Суд считает признать за истцом право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», исходя из даты постановки в очередь на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ., обязав ответчика Управление социальной защиты населения Липецкой области выдать истцу государственный жилищный сертификат.
При этом суд полагает необходимым признать за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи – 2 человека.
Как объяснила суду истец ФИО1, ее сын ФИО5 проживает отдельно, имеет свою семью, не ведет с ней общего хозяйства.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что сын истца ФИО5 членом семьи истца не является, проживает отдельно, общего хозяйства с истцом не ведет, он не подлежит включению в состав семьи истца для выдачи государственного жилищного сертификата.
В удовлетворении требований к администрации г.Липецка суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», исходя из даты постановки в очередь на получение жилья с 03.07.2003г., состав семьи – 2 человека.
Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 22.10.2018г.