ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2163/20 от 07.09.2020 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№ 2-2163/2020

УИД: 22RS0068-01-2020-001695-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2020 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего: Паниной Е.Ю.,

при секретаре: Пуричи А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику о признании решения ответчика незаконным в части, возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж периоды работы истца, назначить досрочно страховую пенсию по старости.

В обоснование требований указывает, что решением ответчика отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Ответчиком не включены в специальный стаж периоды работы истца:

- в Главном Управлении по делам ГО и ЧС Алтайского края в поисково-спасательном отряде в должности спасателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- в ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» в качестве спасателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Полагает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж как работа спасателем поиcково-спасательных служб, что подтверждается трудовым договором, выписками из приказов, записями в трудовой книжке. Организация, в которой работает истец, является структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, истец награжден медалями МЧС РФ, которые являются ведомственными знаками отличия МЧС РФ.

На основании изложенного просит включить указанные периоды работы в специальный стаж, обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В уточненном исковом заявлении указано, что согласно положениям пп. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на пенсию возникает при наличии следующих критериев:

- работе в должности спасателя,

- работе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

- работе в указанных условиях не менее 15 лет.

Истец работал и работает спасателем более 15 лет.

Спорным является вопрос о том, является ли организация, в которой работает истец структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Истец полагает, что организация, в которой проходила его работа, относится к числу таковых организаций.

Статус профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определен Федеральным законом РФ от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

К числу таких служб, формирований согласно ст. 1 данного Закона относится совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему.

Одним из основных принципов деятельности, в соответствии со ст. 3 данного закона, является принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями.

Закон не разделяет спасателей на федеральный или краевой уровень.

Работодателем истца производятся доплаты за выслугу лет на основании приказа ГК РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.04.1993 № 150, который распространяется на работников всех службы и формирований как краевого, областного уровня, так и центрального аппарата ГКЧС РФ, преобразованного в последующем в МЧС РФ.

При прохождении аттестации, проведении специальной оценки труда на спасателей распространяются единые требования, установленные МЧС РФ.

Истец ФИО2, представитель истца ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что из представленных материалов следует, что система МЧС РФ является единой системой, независимо от наименования, финансирования, при проведении спасательных мероприятий в период командировок они подчиняются руководителю МЧС. Руководитель ККУ назначается на должность по представлению начальника ГУ МЧС России по Алтайскому краю. Истец Рейхерт также ссылался, что при отсутствии права на досрочную пенсию по указанному основанию отсутствует возможность смены кадров в структурах МЧС.

Представитель ответчика ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что вопрос о праве на досрочное назначение пенсии спасателей органа власти субъекта Российской Федерации при внесении изменений оставался неясным, в связи с чем, первоначально работодателем истца за период в 2004-2005 году были представлены сведения как о работе в особых условиях труда, в последующем представлены уточненные сведения. В лицевом счете в настоящее время за спорный период нет сведений о работе в особых условиях труда.

В отзыве на исковое заявление указано, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.16 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости у ФИО2 имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента 16,2.

Законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, а именно: спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организации структуру МЧС России, утверждаемую соответствующим приказом МЧС России.

К таким подразделениям МЧС России относятся создаваемые в территориальных округах региональные поисково-спасательные отряды и их филиалы, а также поисково-спасательные службы в областях. Эти службы и формирования финансируются за счет средств федерального бюджета.

Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтомуони правом на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием не пользуются.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно- спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.

Положениями о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Алтайском крае, утвержденными постановлениями администрации Алтайского края от 02.06.1997 № 331, 06.09.2000 N 675, определено, что Управление является краевым органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводящим единую государственную политику в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории края, а также координацию деятельности органов исполнительной власти края по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Предусмотренное в Положении об Управлении от 02.06.1997 условие об осуществлении им своей деятельности по ряду вопросов под руководством, в том числе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не свидетельствует об отнесении Управления к структуре организации.

Предусмотренное Положением осуществление финансирования расходов на содержание Управления за счет федерального бюджета, краевого бюджета, средств других организаций, независимо от форм собственности за счет предоставления им налоговых и других льгот, предусмотренных законодательством (п.12), также указывает на принадлежность учреждения к органам субъекта Российской Федерации.

В связи с чем, полагают, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» извещено, в судебное заседание представитель не явился.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав явившихся участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда России в г. Барнауле Алтайского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 16 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда России в Барнауле Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Указано, что законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, к числу которых отнесены спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организации структуру МЧС России, утверждаемую соответствующим приказом МЧС России.

К таким подразделениям МЧС России относятся создаваемые в территориальных округах региональные поисково-спасательные отряды и их филиалы, а также поисково-спасательные службы в областях. Эти службы и формирования финансируются за счет средств федерального бюджета.

Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтомуони правом на досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п. 16 п.1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не пользуются.

Приведены ссылки на Положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Алтайском крае, согласно которому данное управление является структурным подразделением органа исполнительной власти субъекта РФ.

На дату обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости у ФИО2 имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента 16,2. Специальный стаж по указанному истцом основанию определен в количестве 2 месяца 6 дней. Спорные периоды не включены в специальный стаж, поскольку работа протекала в службах и формированиях субъекта РФ.

В соответствии с п.п. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Согласно пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего с 01.01.2002, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.04.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно подп. «и» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций применяется перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. «л» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со ст. 78.2 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. «л» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702, предусмотрена должность спасателя.

Таким образом, законодателем с 01.01.2002 прямо определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по указанному основанию. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким органом является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласно Указу Президента РФ от 11.07.2004 N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Согласно записям в трудовой книжке истца в части спорных периодов, истец:

- с ДД.ММ.ГГГГ работал в должности спасателя в Западно-Сибирском поисково-спасательном отряде МЧС России им. ФИО5 (филиал СРПСО МСЧ России),

- ДД.ММ.ГГГГ принят переводом на должность спасателя в поисково-спасательном отряде Главного управления по делам ГО И ЧС Алтайского края;

- ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом в Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае;

- ДД.ММ.ГГГГ принят переводом на должность спасателя в поисково-спасательном отряде;

- ДД.ММ.ГГГГ Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае переименовано в ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае»,

- ДД.ММ.ГГГГ продолжает работать по настоящее время.

В выписке по лицевому счету истца спорные периоды указаны как периоды работы в обычных условиях труда.

При этом из представленных поименных списков в УПФ за периоды работы истца в Главном Управлении по делам ГО и ЧС Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует, что первоначально данный период был указан как работа в особых условиях труда.

Изложенное свидетельствует о предоставлении в последующем работодателем корректирующих сведений.

Привлеченное к участи в деле в качестве третьего лица ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае», являющееся работодателем истца, направило пояснительную записку, в которой указано, что работники аварийно-спасательных служб и формирований, а также сотрудники противопожарных служб, создаваемых в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образования, не входят в организационную структуру МЧС России и правом на досрочное назначение пенсии не пользуются. В связи с чем сведения в отношении истца как о работе с особыми условиями труда в пенсионный фонд не подавались, дополнительные взносы не уплачивались.

Также данным учреждением указано, что с 01.01.2005 во исполнение приказа МЧС России от 06.08.2004 № 372 Главное управление по делам ГО и ЧС Алтайского края преобразовано в Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, к полномочиям которого относятся реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Алтайского края, иные полномочия. ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» не является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС Алтайского края. ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» возглавляет руководитель – начальник, назначаемый на должность Главой администрации Алтайского края по представлению начальника Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.

Кроме того учреждением представлены нормативные документы, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Алтайского края, Регламент реализации Соглашения между МЧС России и Правительством Алтайского края и передаче МЧС России осуществления части полномочий по сбору информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обмена такой информацией, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.

Из представленного Регламента следует, что между МЧС России и Правительством Алтайского края заключено соответствующее Соглашение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Названным Соглашением (от ДД.ММ.ГГГГ N ), имеющемся в справочно-правовых системах, предусмотрено, в том числе, что в целях исполнения данного Соглашения Правительство Алтайского края передает, а МЧС России принимает следующие осуществляемые на территории Алтайского края полномочия:

- осуществления сбора информации в области защиты населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций и обмена такой информацией,

- организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.

Реализацию передаваемых полномочий Правительства Алтайского края на территории Алтайского края осуществляет Главное управление МЧС России по Алтайскому краю (ст. 2 Соглашения).

Согласно ст. 3 указанного Соглашения, Правительство Алтайского края, в том числе:

- осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение реализации полномочий, переданных в соответствии с настоящим Соглашением,

- передает Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю имущество, необходимое для реализации передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением полномочий,

- передает в оперативное подчинение Главного управления МЧС России по Алтайскому краю соответствующие органы управления, силы и средства, обеспечивающие реализацию передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением полномочий.

В соответствии с пп. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 данного закона состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Положениями ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В силу подпункта «д» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Дифференциация в условиях реализации права на назначение пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Из приведенных положений законодательства следует, что, действительно на территории Российской Федерации предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако, право на досрочное пенсионное обеспечение по пп. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», предусмотрено только для лиц, занимающих определенные должности (в том числе должности спасателей) в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России как федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не относятся к числу лиц, занимающих должности в формированиях МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются.

Истец просит включить в специальный стаж работы периоды в качестве спасателя в ККУ «Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», Главного управления по делам ГО И ЧС Алтайского края.

Из представленных документов следует, что на основании постановления Администрации Алтайского края 03.03.2005 N 116 образовано краевое государственное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», является краевым органом исполнительной власти, осуществляющим функции обеспечения предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории края.

Согласно уставу краевое государственное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» переименовано в краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае».

Из учредительных документов следует, что ККУ «Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» является краевым казенным учреждением, предназначено для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Алтайском крае. Координацию и регулирование основных видов деятельности осуществляет администрация Алтайского края, в лице губернатора Алтайского края. Финансовое обеспечении деятельности Управления осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Учитывая вышеизложенное, ККУ «Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» является краевым органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций в указанной сфере.

В материалы дела представлена копия решения суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО6 к пенсионному органу о защите пенсионных прав. Судом истребовано указанное гражданское дело. Предметом рассмотрения по данному делу являлся, в том числе период работы в Главном управлении по делам ГО и ЧС Алтайского края в 2002 – 2005 г.г.

На основании собранных доказательств, учредительных документов данного управления судом сделан вывод о том, что оно не относится к числу аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти.

Указано, что в соответствии с п. 1 Положения о Главном управлении по делам ГО и ЧС Алтайского края, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 02.06.1997 № 331 Управление функционирует как самостоятельное структурное подразделение при органе исполнительной власти субъекта РФ, предназначенное для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.

В Положении об Управление, утвержденном постановлением администрации Алтайского края от 06.09.2000 № 675, также указано, что Управление является краевым органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций в указанной сфере.

В связи с чем период работы в Главном управлении по делам ГО и ЧС Алтайского края не был включен в специальный стаж ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение по данному делу вступило в законную силу.

Анализируя приведенные нормы закона, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что обстоятельства, с которыми закон связывает право на включение спорных периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии по основанию пп. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», не установлены, поскольку Главное управление по делам ГО и ЧС Алтайского края, ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», в которых в спорыне периоды работал истец, созданы органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не относятся к числу аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В обоснование требований истец ссылался также на единство системы органов МЧС, награждение знаками отличия МЧС России, единые требования к спасателям.

Согласно материалам дела истец ДД.ММ.ГГГГ был награжден памятной медалью МЧС России «ФИО1», ДД.ММ.ГГГГ – нагрудным знаком МЧС России «Участник ликвидации последствий ЧС».

В соответствии с письмом ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 работает в системе МЧС с 2004 года.

Награждение истца нагрудным знаком, медалью МЧС России не свидетельствует о работе истца в должности спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти. Трудовые правоотношения подлежат установлению на основании трудовых договоров, записей в трудовой книжке, из которых следует, что истец работал в спорные периоды в подразделениях по делам ГО и ЧС ..... Из представленных по запросу суда материалов по награждению следует, что указанными знаками отличия награждались как сотрудники МЧС России, иных аварийно-спасательных подразделений, а также лица, не имеющие отношения к органам МЧС.

Содержание письма от ДД.ММ.ГГГГ также не свидетельствует о том, что истец работает в формировании федерального органа исполнительной власти по делам ГО и ЧС.

Действительно органы и подразделения МЧС составляют единую систему, в которую входят подразделения федерального уровня, уровня субъектов РФ и муниципального уровня.

Однако право на досрочное назначение пенсии пенсионным законодательством связано с работой в подразделениях федерального уровня.

Единые требования, предъявляемые к спасателям, работающим в подразделениях разного уровня, также не порождают право на досрочное пенсионное обеспечение.

Доводы о том, что отсутствие права на досрочное назначение пенсии влечет невозможность смены кадров в структурах МЧС, не принимаются судом, поскольку решение данного вопроса связано с дискреционными полномочиями законодателя при установлении права на досрочное назначение пенсии.

С учетом изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня вынесения в мотивированной форме.

Судья Е.Ю. Панина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>