ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2165/18 от 18.07.2018 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-2165/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2018 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Тайлаковой Ю.А.,

при секретаре Куковенцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Беловой В.И., Гаргаевой Н.В., Лямкина А.В., Приходько Л.Н., Кооль Ю.Л., Тумашева Н.Т., Душейко С.Н., Чигвинцевой Л.Д., Ефремовой Г.А., Шапоревой Т.В., Ткаченко Т.Г., Хорошко Р.Н., Смородской Т.А., Катанцевой А.М., Падалко Ю.Н., Фетисовой В.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» (далее АКОО «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник») обратилась в Рубцовский городской суд Алтайского края с исковым заявлением в интересах Беловой В.И., Гаргаевой Н.В., Лямкина А.В., Приходько Л.Н., Кооль Ю.Л., Тумашева Н.Т., Душейко С.Н., Чигвинцевой Л.Д., Ефремовой Г.А., Шапоревой Т.В., Ткаченко Т.Г., Хорошко Р.Н., Смородской Т.А., Катанцевой А.М, Падалко Ю.Н., Фетисовой В.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» (далее ООО «УК «Север»), указав в обоснование требований, что истцы являются собственниками квартир в доме №*** по .... Ответчик ООО «УК «Север» является компанией обслуживающей жилой дом в ... в котором проживают истцы. В течение длительного времени истцы получают квитанции на оплату коммунальных платежей по электроэнергии в которых им предъявляется оплата ОДН и ОИ которые потребили интернет провайдеры, домофонные компании и кабельное телевидение, несанкционированно подключившись к сетям дома и за счет истцов предоставляют на платной основе услуги гражданам. Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861. Интернет провайдерами и домофонными компаниями произведено подключение оборудования к сети электропитания многоквартирного дома в нарушение норм действующего законодательства. Жители дома вынуждены оплачивать огромные ОДН по электроснабжению за потребленную энергию интернет провайдеров которые использует обще домовое имущество без согласия собственников в целях личного обогащения.

Ссылаясь на п. 62, п.п. «в» п.115 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ст.ст. 539 - 541, 543, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 60, 67, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст.ст. 11, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", просили обязать ООО «УК «Север» произвести перерасчет начислений, оплаты ОИ Электроснабжение собственникам и пользователям квартир: Беловой В.И. (...); Гаргаевой Н.В. (...); Лямкину А.В. (...); Приходько Л.Н. (...); Кооль Ю.Л. (...); Тумашеву Н.Т. (...); Душейко С.Н. (...); Чигвинцевой Л.Д. (...); Ефремовой Г.А. (...); Шапоревой Т.В. (...); Ткаченко Т.Г. (...); Хорошко Р.Н. (...); Смородской Т.А. (...); Катанцевой А.М. (...); Падалко Ю.Н. (...); Фетисовой В.А. (...); жилого дома по адресу: ..., за потребленную энергию за период с *** по ***

Представитель АКОО «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в отсутствие истцов и представителя общественной организации.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в установленном законом порядке, предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика ООО «УК «Север» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в установленном законом порядке.

Третье лицо Довгий О.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом в установленном законом порядке.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениям п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Под потребителем в силу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно положениям ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

В соответствии со ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1).

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату, в том числе за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.1 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Размер платы за коммунальную услугу в случае, имевшем место в рассматриваемом деле, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, рассчитывается в соответствии с пунктом 44 указанных Правил.

Многоквартирный жилой дом № *** по ... оборудован общедомовым прибором электроснабжения, таким образом собственники жилых помещений в многоквартирном доме являются потребителями данной коммунальной услуги.

Постановлением Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 года «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в состав платы за содержание жилого помещения, а именно: общего имущества в размер платы содержания жилого помещения.

В связи с указанным с ***, в платежных документах, в размере платы за содержание жилого помещения, ответчиком были включены статьи начислений: электроснабжение на содержание ОИ, до этого было электроснабжение на ОДН.

Частью 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного площади помещения, относящихся к общему имуществу МКД, на 1 кв.м. площади жилых и нежилых помещений. Площадь общего имущества определяется в соответствии с технической документацией на МКД.

Разницу, потребленного коммунального ресурса (сверхнорматив), в том числе, электроэнергию, потребленную интернет-провайдером, оплачивает управляющая компания, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 года «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», где объем коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества МКД, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг, в соответствии с положениями Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, что также подтверждаются положениями Постановления Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в которое внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498.

Согласно п. 29 указанного Постановления, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации.

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

В настоящее время на территории Алтайского края Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов принято решение от 29 мая 2017 года N 44 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Алтайского края", которое действует с 01.06.2017.

В ходе рассмотрения дела, из пояснений участников процесса, установлено, что интернет провайдеры подключены к общедомовому прибору учета электроэнергии. Из электроэнергии потраченной на общее имущество электроэнергия потребленная интернет провайдерами не отнимаются, а все расходы потребленные на общедомовые нужды по электроэнергии распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме. После поступления отплаты от интернет провайдеров перерасчет с собственниками не производится, так как денежные на средства направляются на нужды дома.

Вместе с тем, жителям многоквартирного дома № *** по ..., ежемесячно выставляется оплата на общедомовые нужды, в том числе за использование общего имущества по электроэнергии, которую они обязаны оплатить, в том числе и истцы.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что до поступление денежных средств от интернет провайдеров и домофонных компаний за потребленную их оборудованием электроэнергию оплату производят собственники жилого дома № *** по ..., в том числе и истцы.

При этом ответчиком не представлено доказательств, что оплаченная интернет провайдерами электроэнергия направлена по своему прямому назначению – за электроэнергию при использовании общедомового имущества.

Кроме того, каких-либо перерасчетов по ранее оплаченной электроэнергии на общедомовые нужду жильцам дома ООО «УК «Север» не производило, в том числе и истцам, доказательств обратному ответчиком суду не представлено.

Ответчиком также не представлен расчет, который бы указывал на то, что из ежемесячной электроэнергии потраченной на общедомовые нужды отняты расходы по электроэнергии потраченные на оборудование интернет провайдеров установленных в доме и подключенных к общедомовому прибору учета, а оставшаяся часть распределена по собственникам жилого дома.

В судебном заседании установлено, что собственники многоквартирного дома № *** по ... несут все расходы на общедомовые нужды по электроэнергии, в том числе за потребленную электроэнергию установленным на их доме оборудованием, которые им управляющая компания ООО «УК «Север» не возмещает, при этом собственники дома своего согласия о внесении платы за электроэнергию за третьих лиц - интернет провайдеров и домофонных компаний не давали, в связи с чем, усматривается нарушение прав собственников жилого дома, в том числе и истцов, так как им оплачивается электроэнергия на общедомовое имущество, в том числе потребленную оборудованием интернет провайдеров.

Истцами производится оплата по выставленным платежным документам, куда также включены расходы на электроэнергию потребленную оборудованием третьих лиц - интернет провайдерами и домофонными компаниями, без вычета ими потребленной электроэнергии из всей потребленной электроэнергии на общедомовые нужды, в связи с чем, после поступления оплаты от третьих лиц истцу должен быть произведен перерасчет по электроэнергии потребленной на общедомовое имущество.

Истцы – жители многоквартирного дома по ..., *** обращались в ООО «УК «Север» с просьбой сделать перерасчет по некачественной горячей воде и ОДН, по тарифу холодной воды с ***. Сделать перерасчет на ОДН электроэнергии с ***.

Данная претензия получена ООО «УК «Север» ***, однако перерасчет не произведен.

Каких-либо доказательств опровергающих доводы истцов, представителем ответчика в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено, в то время как бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, связанной с начислением и распределением оплаты на содержание общего имущества многоквартирного дома, лежит на ответчике, как на юридическом лице, который обеспечивает содержание общего имущества.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования истца, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В данном случае, с ответчика ООО «УК «Север» подлежит взысканию в доход муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края государственная пошлина в размере 300 рублей 00 коп.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Беловой В.И., Гаргаевой Н.В., Лямкина А.В., Приходько Л.Н., Кооль Ю.Л., Тумашева Н.Т., Душейко С.Н., Чигвинцевой Л.Д., Ефремовой Г.А., Шапоревой Т.В., Ткаченко Т.Г., Хорошко Р.Н., Смородской Т.А., Катанцевой А.М., Падалко Ю.Н., Фетисовой В.А. удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север»» произвести перерасчет оплаты за «электроснабжение на ОДН» и «электроснабжение на содержание ОИ» Беловой В.И. проживающей по адресу: ...; Гаргаевой Н.В., проживающей по адресу: ...; Лямкину А.В., проживающему по адресу: ...; Приходько Л.Н., проживающей по адресу: ...; Кооль Ю.Л., проживающей по адресу: ...; Тумашеву Н.Т., проживающему по адресу: ...; Душейко С.Н., проживающей по адресу: ...; Чигвинцевой Л.Д., проживающей по адресу: ...; Ефремовой Г.А., проживающей по адресу: ...; Шапоревой Т.В., проживающей по адресу: ...; Ткаченко Т.Г., проживающей по адресу: ...; Хорошко Р.Н., проживающей по адресу ...; Смородской Т.А., проживающей по адресу: ...; Катанцевой А.М., проживающей по адресу: ...; Падалко Ю.Н., проживающему по адресу: ...; Фетисовой В.А., проживающей по адресу: ..., за период с *** по ***.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Север» в доход муниципального образования «Город Рубцовск» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Тайлакова